Рынок POS-терминалов в России

Рынок POS-терминалов в России

1997г. и первая половина 1998г. стали в истории российского карточного рынка периодом самой интенсивной эмиссии карточек. В то же самое время лишь очень незначительное число банков имело целенаправленные проекты создания эквайринговой инфраструктуры. Это не означает, применительно к тематике настоящей статьи, что оконечное оборудование и, в частности, POS-терминалы, не продавались. Продажи шли весьма интенсивно, однако в большом числе случаев имели место лишь бессистемные закупки.

Что нужно рынку?
Кризис подвел черту под очередным этапом развития рынка. Применительно к рынку POS-терминалов он имел два ключевых последствия. Вопервых, произошла смена ключевых игроков. Во-вторых, новое строительство “карточного домика” началось в условиях отставания эквайринговой инфраструктуры даже от сильно поубавившегося числа действовавших карточек, имевшего место в конце 1998 – начале 1999г

В результате, банки второго эшелона, занявшие опустевшие в результате кризиса ниши на российском рынке пластиковых карточек, были вынуждены создавать не только новые стратегии эмиссии карточек, но и подходить более серьезно к развитию инфраструктуры обслуживания карточек. Поставщики оборудования шли им навстречу – на свет стали появляться комплексные решения в области автоматизации эквайринговых систем. (Одно из таких решений, в частности, было предложено в начале 1999 г. компанией RRC – эксклюзивным поставщиком на российский рынок терминалов VeriFone).

Уже с начала 1999 г. рынок POSтерминалов ожил и начался хотя и не слишком быстрый, но уверенный рост продаж. Эффект этого роста оказался несколько “смазан”, в результате начала “массовой смартизации рынка”, объявленной примерно в то же время международными платежными системами Visa International и Europay International. В результате, многие банки заняли выжидательную позицию, приостановив решения о новых закупках до того момента, когда Visa и Europay определятся с процедурами сертификации и требованиями к оконечному оборудованию.

В известной степени, процесс принятия решений тормозят и вопросы национальной сертификации. Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), с одной стороны, обещает не применять каких-либо санкций к владельцам существующих не сертифицированных систем, а с другой – жестко требует сертификации всего вновь закупаемого оборудования. При этом ни процедура сертификации, ни соотношение требований EMV и ФАПСИ пока не определены окончательно.

Тем не менее, интерес со стороны банков к эквайрингу заметно растет. Рост этот часто происходит на фоне небольших (по сравнению с докризисными) финансовых возможностей. В результате на рынке терминального оборудования появилась новая технологическая ниша – поставки так называемого промежуточного программного обеспечения. Большинство банков не может позволить себе сегодня приобретение дорогих хостовых систем, имеющих встроенные средства работы с сетью POS-терминалов. В результате возникает потребность в программных продуктах, позволяющих связывать эту сеть с хостами средней, а часто и малой “емкости”. Одной из первых российских фирм, устремившихся в эту нишу, стала уже упомянутая выше компания RRC с ее продуктом Smart Access, претерпевшим за последний год несколько существенных изменений в рамках идеологии “промежуточного ПО”.

В целом же, все, что происходит сегодня на российском карточном рынке вообще и рынке POS-терминалов в частности, можно охарактеризовать как поиск банками решений, обеспечивающих максимальное сохранение инвестиций.

В лагере поставщиков терминального оборудования также произошли некоторые изменения. Объединение компаний Bull и Ingenico привело к значительной активизации как их маркетинговых усилий, так и разработки новых технологических решений. Компания Hypercom отказалась от своей исключительно консервативной политики в области поставок программного обеспечения для POS-терминалов и разрешила, наконец, сертификацию ПО независимых разработчиков. Третий крупнейший поставщик терминального оборудования, компания VeriFone, получила от нового владельца – концерна Hewlett Packard – значительные инвестиции, направленные на совершенствование технологий (в частности, новой линейки терминалов OMNI 3xxx и создание универсальных EMV-совместимых программных продуктов). Кроме того, в компании произошла практически полная замена состава менеджеров.

Ключевым фактором для развития рынка POS-терминалов в Европе в будущем году, несомненно, станет массовое внедрение EMV-совместимых карточек. Так в рамках проекта микропроцессорных карточек UKIS (Великобритания) планируется замена 250тыс. POS-терминалов, открывающая боле битвы для таких компаний как De La Rue и VeriFone.

В России фактор EMV также станет, по всей видимости, серьезным катализатором роста продаж терминального оборудования. По словам начальника департамента транзакционных систем RRC Олега Шкинева, компания ожидает, как минимум, двукратное увеличение продаж, главным образом, за счет начала проектов EMV-совместимых карточек. Торможение в развитии EMV-проектов в России, которое отмечается сегодня многими российскими аналитиками, явление скорее кажущееся, нежели на самом деле имеющее место. Объемы инвестиций в эти проекты слишком велики, чтобы банки могли позволить себе действовать поспешно, пусть даже ради некоторых политических дивидендов. Во многом, возникшая пауза обусловлена уже упоминавшейся проблемой сертификации. Устранить ее, вероятно, поможет компания EMVCo, которая начнет работать уже в начале будущего года и решит задачу создания единой (и приемлемой для всех участников рынка) системы сертификации решений. Пока же банки и разработчики видят больше затрат, нежели близких перспектив возврата инвестиций.

Андрей Арефьев, директор по продажам в Восточной Европе компании Hypercom, уверен, что EMVпроекты простимулируют спрос на терминальное оборудование в России. По его словам, Hypercom ожидает рост продаж как нового оборудования, сертифицированного по EMV Level 1/Level 2, так и устройств, предназначенных для апгрейда существующего парка non EMV-терминалов.

Новые технологии и требования к оборудованию
Чего ждут сегодня российские банки от поставщиков POS-терминалов? Для отечественных потребителей сегодня важны несколько ключевых моментов.

Во-первых, максимальная функциональность с точки зрения обеспечения приема как можно большего числа различных карточных продуктов. Речь идет как о перспективах – EMV-совместимых карточках, так и о сегодняшних насущных потребностях – локальных и национальных карточках с микропроцессором и магнитной полосой.

Во-вторых, POS-терминал для российского рынка должен иметь хороший модем, способный работать в условиях не лучшего, мягко говоря, состояния коммутируемых сетей на скорости не менее 14 400 бод. Аппаратная коррекция ошибок – безусловное требование к модемам, устанавливаемым в POSтерминалы для российского рынка.

В-третьих, терминал должен поддерживать максимальное количество независимых приложений и максимальную же скорость их параллельной работы. Это требование, как и первое, – необходимое условие соблюдения принципа сохранения инвестиций.

И, наконец, в-четвертых, важным требованием к современному терминалу является его эргономика. Устройство должно быть простым и удобным как для кассира, так и для клиента.

Современная элементная база позволяет организовать сборку недорогих компьютерных устройств небольшого размера практически любой конфигурации (скорость процессора, память, принтер), которые будут более чем конкурентоспособны по цене и производительности, в сравнении с продукцией основных производителей подобных устройств. И в тоже время современный POS-терминал определяется не просто набором комплектующих, но, в первую очередь, наличием решений, используемых при реализации определенного набора требований, характерных для устройств подобного класса. Именно компании, серьезно относящиеся не только к технологии сборки оборудования, а конкретно – к технологии проведения платежей с использованием терминального оборудования, занимают лидирующие позиции на мировом рынке.

Для новых технологий проведения платежей особую важность приобретает программно-аппаратная защита устройств, участвующих в проведении платежных операций, в условиях интеграции в одном устройстве различных программных приложений. В этих условиях резко возрастает важность защиты прав и финансовых средств клиентов, использующих POS-терминал, как средство, обеспечивающее оплату товаров и услуг. Сказанное касается как держателей карточек, так и организаций, занимающихся эквайрингом. Встроенные модули безопасности, используемые большинством производителей POS-терминалов, решают локальные задачи, связанные с хранением ключей и организацией защищенного режима при выполнении отдельных операций. Они не в состоянии обеспечить уровень безопасности, необходимый для автономных платежных систем с большими возможностями, а именно в такие устройства постепенно превращаются POS-терминалы. Задачу в состоянии решить только системный подход и ряд комплексных мер, связанных с решением подобных проблем. Ведущие международные платежные системы серьезно озабочены проблемой, связанной с необходимостью увеличения спектра и качества услуг держателям карточек и, в то же время, обеспечением безопасности проведения платежей. В настоящий момент ими запущен процесс согласования требований к устройствам для ввода PIN-кода (PED), который, вероятнее всего, приведет к появлению еще одного уровня сертификации POS-терминалов.

Новая идеология обеспечения безопасности терминальных устройств, учитывающая сказанное выше, уже начала продвижение на рынок. Так, компания НР/VeriFone начала внедрение POS-терминалов, разработанных в соответствии с идеологией архитектуры безопасности VeriShield. Архитектура VeriShield была разработана в результате анализа существующих и перспективных требований по обеспечению безопасности как терминальных устройств, так и конкретных платежных проектов в условиях загрузки в терминал нескольких приложений различных разработчиков. Ее реализация на терминальной платформе позволяет значительно уменьшить стоимость сопровождения сети POS-терминалов, предоставляя при необходимости полный контроль за доступом к терминалу при помощи системы аутоидентификации файлов VeriShield. При этом сохраняется простота работы с оборудованием и возможность регламентированной загрузки новых приложений. Архитектура базируется на использовании идеологии открытых и закрытых ключей. В настоящий момент на рынок выпущены первые модели терминалов, разработанных в соответствии с требованиями данной архитектуры. Это терминалы компании НР/VeriFone: OMNI 3300, OMNI 3350, EVERESTPlus. Особенно важен такой контроль при использовании терминала в многозадачном режиме, на который он рассчитан. Возможность работы терминала с различными приложениями, использующими микропроцессоные карты, обеспечивается наличием шести карт-ридеров (включая 2 полноформатных) для работы с микропроцессорными картами. В гарантированно закрытой области памяти терминала храниться дерево сертификатов, используемых при проверке полномочий программ и при обеспечении защиты информации. Глобальное управление сертификатами и передача владельцам (эквайрерам) прав контроля над терминалами осуществляется специальным подразделением HP/VeriFone. Для этих целей используется центр авторизации сертификатов VeriShield.

OMNI 3350 относится к модельному ряду 2000 г. и является одним из наиболее мощных и современных POS-терминалов из представленных в настоящий момент не только на российском, но и на мировом рынке.

Терминал по-европейски, по-американски и по-русски
В заключении стоит сказать несколько слов об оборудовании, пользующемся сегодня значительным спросом в Европе и США. Речь идет, с одной стороны, о беспроводных и, в частности, GSM-решениях (европейский вариант), а с другой – о Webтерминалах и устройствах, подключаемых по стандартному Интернетпротколу (американский вариант).

По мнению производителей и поставщиков терминального оборудования, спрос на беспроводные терминалы в России в ближайшие несколько лет останется стабильным и очень небольшим. Олег Шкинев, в частности, считает, что “такая ситуация обусловлена как спецификой российского эквайрингового рынка, так и значительными капитальными вложениями, необходимыми на перестройку эквайринговой инфраструктуры “по европейскому образцу”. В то же время, снижение тарифов, наблюдающееся на рынке мобильной связи стандарта GSM в России в последние несколько лет, может несколько подстегнуть спрос на GSM-теримналы. Андрей Арефьев уверен, что “снижение тарифов, в особенности на услугу Data Call, вызовет повышенный спрос на такие терминалы уже в следующем году”.

Ситуация с “американским вариантом” сходна. Спрос на устройства подключаемые по протоколу TCP/IP в России явно ограничен компаниями, имеющими собственные развитые корпоративные сети. Андрей Арефьев, представляющий компанию Hypercom, лидирующую на рынке в данном направлении, говорит, что “подобные модели терминалов уже запрошены рядом российских банков для использования, главным образом, в отделениях, оборудованных IP-сетями. Основное назначение – выдача наличных с оказанием ряда дополнительных услуг: таких, как оплата услуг связи и доступа в Интернет или продажа предоплаченных скретч-карточек”. Вопрос в том, насколько велико число таких банков? Пока их, очевидно, немного.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (58) ’2000 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных