M-commerce тенденции и перспективы

M-commerce тенденции и перспективы

В последнее время аналитики телекоммуникационного рынка стали отмечать, что диверсификация бизнеса мобильных операторов начала приобретать все более агрессивный характер. Игроки мирового рынка сотовой связи, стара ясь расширить абонентскую базу, не только снижают тарифы, но и зачастую предлагают своим клиентам дополнительный набор информационных и фи нансовых услуг и, таким образом, осуществляют глобальную экспансию в те сферы экономики, которые традиционно считались вотчиной банков и дру гих финансовых институтов. Так, по прогнозам экспертов, общая сумма до ходов, полученных от мобильной коммерции, в 2005году составит более 37,7 млрд. долл. США по сравнению с 2,4 млрд. в 2001году. Уникальные воз можности мобильной коммерции и традиционная ориентация услуг сотовой связи на массовый рынок позволяют телекоммуникационным компаниям не только расширить клиентскую базу, но и получить значительную прибыль, предлагая мобильные платежные технологии уже существующим абонентам. Фактически потенциальными пользователями услуг мобильной коммерции являются все владельцы сотового телефона. Так, согласно исследованиям аналитической компании Allied Business Intelligence, к 2006 году общее чис ло абонентов сетей мобильной связи в мире превысит 1,7 млрд. человек. Спе циалисты консалтинговой компании Yankee Group дают более скромные оценки – 1,3 млрд. человек к 2006 году. Свыше 500 млн. из них будут актив но пользоваться мобильными устройствами для доступа в Интернет. При этом указывается, что общий объем доходов от беспроводных услуг в Европе к 2008 году увеличится на 1366% по сравнению с 2000 годом.

Тенденции развития рынка свидетельствуют об усилении зависимости пользователей от устройств мобильной связи. Так, по данным исследования, проведен ного специалистами аналитической компании Gartner Group, к 2004 г. бо лее 30% населения будут носить уст ройства мобильной связи не менее 6 часов в день.

Тем не менее не все эксперты дела ют столь оптимистичные прогнозы развития рынка мобильной коммер ции. Так, например, по мнению спе циалистов международной аналити ческой компании Forrester Research, поставщики решений не могут пред ложить пользователям реальных тех нологий организации мобильных платежей. Аналитики утверждают, что эта проблема не будет решена еще как минимум 5 лет, что ограни чит объем мобильных транзакций, совершаемых в Европе в 2005 г., сум мой в 26 млрд. евро.

По мнению автора этой статьи, обе точки зрения имеют не только право на существование, но и опре деленные доказательства справедли вости каждого из мнений. Для того чтобы получить более детальную картину развития рынка мобильной коммерции в целом, следует рассмо треть каждый из его сегментов в от дельности, учитывая не только об щее соотношение спроса и предло жения на беспроводные финансо вые услуги, но и рыночные силы, действующие на каждом конкрет ном сегменте.

Мобильный банкинг как зеркало беспроводной революции
На данный момент мобильный бан кинг представляет собой наиболее освоенный пласт мобильной ком мерции. Эксперты отмечают, что к 2004 г. количество пользователей, подписанных на услуги беспровод ного банковского обслуживания, до стигнет 331 млн. человек по всему миру. Так, согласно аналитическому исследованию инвестиционной ком пании Durlacher, уже в 1999 г. свыше 90% европейских банков предложи ли своим клиентам набор услуг мо бильного обслуживания банковских счетов. Консалтинговая компания GartnerG2, принадлежащая к группе компаний Gartner Group, в свою оче редь, прогнозирует устойчивое по вышение числа потребителей бес проводных банковских услуг – с 1,2 млн. человек в 2002 г. до 7 млн. в 2005-м. По данным аналитической компании International Data Corporation (IDC), мобильный бан кинг ждет значительный рост, осо бенно в странах Европы. Эксперты IDC прогнозируют, что к 2003 г. в ми ре будет насчитываться до 270 млн. пользователей такого рода услуг.

На многих зарубежных рынках уже сейчас используются системы мобильного банкинга, позволяющие не только выполнять информацион ные функции (просмотр состояния счета, отчета об истории платежей и т. п.), но и управлять счетом в режи ме реального времени.

Хотелось бы отметить, что поло жительные тенденции развития сег мента мобильного банкинга наблю даются и в США. Так, например, уже сейчас банк FleetBoston, адаптиро вавший свой сервер для карманных ПК, имеет достаточно высокие пока затели использования клиентами ус луг мобильного банкинга, охватыва ющих 36% его клиентуры. Банк Wells Fargo только за первый месяц работы проекта привлек к сервису мобиль ного банкинга около 1,2 тыс. клиен тов. В целом, по подсчетам аналити ческой компании TowerGroup, уже в конце 2000 г. в США насчитывалось около 500 тыс. пользователей мо бильных услуг.

И все же наиболее благоприятная ситуация для внедрения беспровод ных банковских сервисов складыва ется в Европе. По данным TowerGroup, число пользователей мобильного банкинга в европейских странах со ставило 3,9 млн. человек. Как отмеча ют аналитики финансового рынка, мнение которых полностью разделя ет автор данного обзора, для европей ской банковской системы с развитой сетью финансовых институтов одним из основных конкурентных преиму ществ для любого банка является реа лизация функций мобильного бан кинга. Ярким примером, доказываю щим справедливость этого утвержде ния, может служить ситуация на финансовом рынке Германии, облада ющей на сегодняшний день наиболее развитой банковской сетью в Европе. Так, по предварительным подсчетам аналитиков, в 2005г. доход герман ских банков от мобильных операций составит 11,3 млрд. долларов.

На сегодняшний день Западная Ев ропа является лидером на мировом рынке мобильных финансов – на ее долю приходится около половины всех доходов этого рынка. Однако ожидается, что к 2005г. ее потеснят США, чья доля достигнет 20%. К 2003г. инвестиции в сектор беспроводных банковских услуг в США достигнут 40 млн. долл., тогда как в 1999-м они составляли всего 15 млн. долларов.

Мобилизация “быков“ и “медведей“ Одним из перспективных направле ний использования мобильного теле фона является сегмент брокерских ус луг. Действительно, брокеры и дилеры, работающие на фондовом рынке, в наибольшей степени зависят от своевременности принимаемых ре шений, поэтому им необходим посто янный канал связи с торговой пло щадкой. Первые решения в области мобильных брокерских услуг появи лись уже в 1999г. Так, например, тех нология, разработанная Andersen Consulting для брокерской компании Barclays Stockbrokers, дает возмож ность англичанам играть на бирже, используя мобильный телефон. Дан ное решение, построенное на исполь зовании протокола WAP, позволяет в режиме реального времени получать доступ к ценам на акции и проводить сделки на биржах Великобритании.

Charles Schwab & Co., одна из круп нейших американских брокерских компаний, недавно внедрила услугу беспроводного финансового обслу живания своих клиентов. Мобильный сервис, предложенный компанией еще в 1999г., позволяет клиентам Schwab получать доступ к своему сче ту и получать информацию о состоя нии рынка ценных бумаг. Клиентами Schwab являются около 7,5 млн. чело век с общими активами в 862 млрд. долл. При этом 4,2 млн. клиентов с ак тивами около 420 млрд. долл. уже ис пользуют услуги Интернет-банкинга.

По оценкам экспертов, к 2004 г. более 25% брокеров будут активно использовать в своей деятельности беспроводные решения. Мобильный трейдинг будет медленнее внедрять ся в США, чем в Европе и Азии, в свя зи с менее развитой инфраструкту рой телекоммуникационного рынка американского континента.

Сотовый Ближний Восток
Аналитики отмечают, что наиболь шим успехом мобильный банкинг бу дет пользоваться в странах Ближнего Востока. Лидерство этого региона объясняется несколькими причина ми: отсутствием развитой сети тради ционного доступа к Интернету, зна чительным количеством денежных средств, доступных для инвестиций, и популярностью трейдинга. По дан ным компании Strategies Group, толь ко на Ближнем Востоке и в Африке количество пользователей мобиль ной связи вырастет с 15 млн. человек в 1999г. до 65 млн. в 2007г.

Уже сейчас ряд западных компа ний проявляет заинтересованность в развитии мобильных финансовых услуг на азиатском рынке. Так, на пример, поставщик беспроводных

и Интернет-решений компания 724 Solutions Inc. подписала соглашение с International Turnkey Systems по предоставлению услуг мобильного банкинга на территории всего азиат ского региона. 724 Solutions Inc. со общает, что ее услугами уже заинте ресовались такие финансовые уч реждения, как Qatar Islamic Bank, The Bank of Kuwait & Middle East. Кроме того, летом этого года 724 Solutions Inc. объявила, что в рамках соглаше ния с малайзийским банком Bumiputra Commerce Bank и мест ным мобильным оператором Celcom (Malaysia) будет создан проект бес проводного SMS-банкинга.

Мобильные миллиарды
Эксперты Wireless World Forum (W2F) отмечают, что к 2006 г. Япония, США, Германия и Великобритания будут являться наиболее развитыми рынками беспроводных платежей в мире. Кроме того, специалисты W2F отмечают, что на этих 4 основ ных рынках за год будет осуществ ляться около 200 млн. мобильных платежей на общую сумму 47,2 млрд. евро. Совокупный объем основных региональных рынков беспровод ных платежей в 2006 г. составит 55,27 млрд. евро по сравнению с 5,48 млрд. евро в 2002 г.

Отдельного рассмотрения заслу живает японский рынок мобильных платежей. В 2006 г. численность пользователей данного сервиса в Японии возрастет почти на 50% и составит 58,9 млн. человек по срав нению с 2002 г. При этом эксперты отмечают, что уже сейчас японцы яв ляются наиболее активными мобиль ными покупателями. По данным ис следования, проведенного NIKKEI NetBusiness, 32,4% опрошенных пользователей мобильных телефо нов совершают покупки при помощи мобильных устройств связи. При этом 18% владельцев сотовых телефонов совершают более 10% всех покупок по средствам мобиль ной коммерции. Наиболее популяр ными мобильными покупками явля ются авиа- и железнодорожные биле ты, номера в гостиницах (30,5%), в то время как книги, компакт-диски и программное обеспечение отстают с большим отрывом.

Развитие японского рынка мо бильных платежей мы можем объяс нить прежде всего внедрением наци ональной системы беспроводного доступа к Интернету “i-mode“, на рас смотрении которой стоит остано виться подробнее.

Система “i-mode“ была выпущена в коммерческую эксплуатацию круп нейшим японским мобильным опе ратором – компанией NTT CoMoDo – еще в феврале 1999 г.

Основным отличием системы “imode“ от WAP является использова ние урезанной версии HTML 4.0 – так называемого cHTML (compact HTML) – в качестве основы для со здания сетевого контента. Из ком пактной версии кода убраны некото рые функции, реализованные в пер вичном коде HTML. Так, например, cHTML не поддерживает графичес кие документы формата JPEG (толь ко GIF), таблицы, цветной фон и др. Благодаря постоянному расшире нию базы подключенных к системе web-ресурсов, написанных в соот ветствии со стандартом cHTML (сей час их уже более 45 тыс.), пользова телям “i-mode“ доступен широкий набор финансовых и информацион ных сервисов. Клиентская база “imode“ в Японии составляет более 30 млн. человек, которые в среднем тратят на беспроводные платежи около 21 долл. в месяц.

С 2002 г. “i-mode“ начала экспан сию на европейский рынок беспро водных финансовых услуг. В Европе NTT DoCoMo будет действовать че рез свои партнерские компании – голландскую KPN Mobile и гонконг скую Hutchison Whampoa (последняя имеет филиалы в Великобритании). Для японской компании этот проект интересен с точки зрения расшире ния бизнеса, так как резервы для рос та аудитории NTT DoCoMo в Японии сокращаются. При этом в исследова нии компании Frost & Sullivan отме чается, что к 2006 г. число пользова телей “i-mode“ в европейских стра нах достигнет 31,4 млн. человек.

Эксперты телекоммуникационно го рынка отмечают, что по количе ству мобильных покупателей стра ны Европы смогут составить серьез ную конкуренцию Японии. Так, на пример, по данным W2F, только в Германии в 2006 г. численность пользователей мобильных платежей составит около 28 млн. человек по сравнению с 0,6 млн. в 2002 г. В Ита лии этот показатель составит 0,4 млн. и 16,9 млн. человек в 2002 и 2006 г. соответственно.

По прогнозу компании IDC, в бли жайшие 2 года число владельцев мо бильных телефонов в Европе превы сит 270 млн. человек. В Ирландии мо бильные телефоны есть уже у 67% жителей. При этом специалисты IDC отмечают, что к 2005 г. число мобиль ных покупателей в Германии соста вит 10 млн. человек. Уже сейчас нем цами используется около 52 млн. те лефонов стандарта GSM.

Менее оптимистичные показатели развития рынка мобильных плате жей в Европе содержатся в прогнозе компании Forrester Research. Так, ее эксперты указывают, что наиболее медленными темпами переход на мобильную коммерцию будет проис ходить во Франции, Греции, Бельгии, Люксембурге и Испании. В этих стра нах к 2005 г. каждый пользователь бу дет тратить на мобильные платежи в среднем около 3,5 евро в месяц, в то время как в Австрии, Ирландии, Ита лии, Голландии, Португалии и Анг лии эта сумма составит 6,8 евро, а в Скандинавии и Германии достиг нет почти 11 евро.

США с их огромным рынком представляют наибольший интерес для игроков рынка телекоммуника ций, но в связи с неразвитостью ин фраструктуры рынка GSM примене ние новых технологий беспроводно го финансового сервиса, требующих наличия сетей 2,5G и 3G, в этой стра не сильно затруднено. Так, по дан ным W2F, в 2006 г. численность поль зователей беспроводных платежей в этой стране составит около 30,5 млн. человек по сравнению с 0,4 млн. в 2002 г. По оценкам TowerGroup, в 2005 г. лишь 3,5 млн. американцев будут пользоваться ус лугами мобильных платежей. По бо лее оптимистичным оценкам анали тиков компании Yankee Group, к 2006 г. в США около 50 млн. пользо вателей мобильных телефонов будут оплачивать товары и услуги, исполь зуя мобильные системы платежей (это примерно 17% населения и 26% клиентов мобильных операторов в США). При этом общий объем мо бильных транзакций в 2006 г. в США составит порядка 15 млрд. долл., что эквивалентно 2-3% совокупного объ ема всех электронных транзакций.

На наш взгляд, на мировом рынке уже сейчас сложился определенный круг пользователей мобильных уст ройств, готовых оплачивать покупки при помощи устройств беспровод ной связи.

Справедливость этого замечания подтверждается и результатами ста тистических исследований. В част ности, согласно опросу, проведенно му ассоциацией Personal Communications Industry Association, итальянцы проявляют заметный интерес к мо бильной коммерции. Так, 84% опро шенных в Италии владельцев мо бильных телефонов готовы совер шать покупки при помощи мобиль ных устройств связи.

Опрос 800 абонентов операторов сотовой связи в шести странах мира показал, что второе место после Ита лии по числу заинтересованных в мобильной коммерции пользовате лей занимает Южная Корея, далее следуют Англия, Германия и Япония. Замыкают список США.

SIM-фактор
Очевидно, что развитие беспровод ных финансовых сервисов и рынка мобильной коммерции является так же немаловажным фактором, опре деляющим объем и специфику ры ночного спроса на SIM-карты GSM, начиная с 2001 г. демонстрирующего самый длительный в своей недолгой истории спад. Так, например, Gartner Dataquest предполагает, что совокуп ный объем производства SIM-карт GSM составит в нынешнем году 558 млн. карт по сравнению с 435 млн., выпущенными в благо приятном 2000-м. Причем, по самым оптимистичным прогнозам, основ ные рыночные показатели смогут до стичь уровня конца 2000-го уже к III кварталу 2002 г..

В отличие от прогнозов, сделан ных в 2000г., сегодня телекоммуника ционные операторы делают ставку на внедрение не 3G, но так называемых промежуточных технологий, способ ных обеспечить развитие новых сер висов, включая мобильную коммер цию, предоставляемых на уже имею щейся технологической платформе. Последние могут использоваться как потенциальными, так и нынешними абонентами, благодаря чему привле кательность услуг мобильной связи для них заметно возрастает.

Иными словами, абонентская база в 2002г. должна будет значительно расшириться благодаря совершенст вованию существующих платформ. Поэтому вполне логично ожидать, что в текущем году спрос на такие стандартные продукты, как SIM-карты GSM памятью 16К EEPROM и 32К EEPROM, будет достаточно стабильным.

Кроме того, потребность разме щения на SIM-карте того или иного платежного приложения, наличие которого позволяет использовать мобильный телефон в качестве пол ноценного платежного инструмента в сфере мобильной коммерции, обу славливает наблюдающийся сегодня рост интереса к SIM-картам с расши ренным объемом памяти – от 64К и выше. Так, если в 2002 г. выпуск SIM модулей с 64К EEPROM составит, по прогнозу Gartner Dataquest, 2% от общемирового производства SIM карт GSM, то уже в 2003 г. доля этих продуктов, способных нести на себе полноценные многофункциональ ные платежные приложения, увели чится до 15%, а в 2005-м этот показа тель возрастет до 31%. Иными слова ми, согласно прогнозам аналитиков, к этому времени практически каждая третья выпускаемая SIM-карта (31%) будет обладать памятью 64К.

При этом присутствие на рынке таких “экзотических“ продуктов, как SIM-карты с объемом EEPROM 128К, впервые приобретет сколько-нибудь значимые показатели уже к 2003 г., составив 2% от мирового производ ства, а к 2005-му эти “SIM-монстры“ заполнят собой 16% рынка.

Учитывая, что по таким техничес ким параметрам, как объем EEPROM, SIM-модули уже сегодня вплотную приближаются к микропроцессорам, размещенным на международных банковских микропроцессорных картах категории “low cost“, а сред няя цена SIM-карты сейчас вполне сопоставима со стоимостью, напри мер, недорогой карты VSDC, можно говорить о наличии вполне весомых технологических предпосылок для интеграции программных приложе ний SIM-карты и платежной карты стандарта EMV в одном микропро цессоре, размещенном непосредст венно в мобильном телефоне. Такой шаг позволил бы не только сущест венно ускорить глобальное развитие мобильной коммерции, но и ввести этот относительно новый сегмент рынка в русло традиционных бан ковских систем.

Макрорынок мобильных микроплатежей
По мнению специалистов компании IDC, пользователи предпочитают ис пользовать устройства беспроводной связи для оплаты доступа к коммер ческому Интернет-контенту, а также для покупки книг, журналов, кассет и компакт-дисков. Особо следует вы делить развлекательные web-ресур сы, на долю которых, по оценкам ана литиков, в 2005г. придется около 36% (11 млрд. долл.) всего дохода миро вой мобильной коммерции. По мне нию Yankee Group, сервисы по пози ционированию (установление место нахождения пользователя) также ста нут дополнительным источником доходов для сотовых операторов (по дробнее о наиболее востребованных услугах на рынке мобильных плате жей см. статью “Мобилизация Евро пы“ на с.12).

Популярностью пользуется заказ билетов и гостиничных номеров. Продажа билетов является выгодным сектором мобильной коммерции, т. к. при оформлении заказа приходится работать только с текстовой инфор мацией. В то же время некоторые ви ды товаров, например, продукты пи тания или одежду, невозможно отоб разить на экране телефона.

Многие эксперты связывают раз витие сектора мобильной торговли прежде всего с увеличением пользо вателей микроплатежей за доступ к различному сетевому контенту. Действительно, транзакции на сумму, не превышающую 20-30 долл., уже сейчас представляют собой самый крупный сегмент беспроводных пла тежей. Так, по прогнозам специалис тов компании TowerGroup, до 2005 г. число мобильных пользователей, оп лачивающих доступ к сетевым ин формационным ресурсам в Запад ной Европе, достигнет 118 млн., а в Азии – 145 млн. человек. В то же время число таких пользователей в Северной Америке не будет превы шать 22 млн. человек.

По данным всемирного опроса, проведенного консалтинговыми фирмами Кембриджского универси тета A.T. Kearney и Judge Institute, поч ти половина всех владельцев мобиль ных телефонов хотели бы получить возможность пользоваться ими для осуществления платежей на неболь шие суммы. Так, в опросе Mobinet, проведенном консалтинговой ком панией A.T. Kearney, указывается, что 44% респондентов хотели бы исполь зовать телефоны для оплаты проезда в автобусах, такси и на поезде.

При этом операторы мобильной связи вполне могут самостоятельно обслуживать системы микроплате жей, оставив при этом в стороне бан ки и другие традиционные финансо вые структуры. Так, например, бил линговые схемы, при которых счета за дистанционно приобретенные абонентом товары и услуги включа ются в расходы на обслуживание мо бильного телефона, уже сейчас при меняется в системах “i-mode“ (Япо ния), “m-pay” (Великобритания), TELIA PayIt (Швеция), Cingular (США) идр. Однако следует отметить, что при организации таких схем финан сового взаимодействия перед теле коммуникационными компаниями встает вопрос соответствия платеж ных сервисов местному законода тельству. Так, например, в России все функции банковского обслуживания клиентов, каковыми являются, в част ности, и платежи в адрес третьих лиц, являются исключительной прерога тивой банков, что не позволяет внед рять здесь подобные схемы расчетов.

Заключение
Сейчас в мире функционирует не сколько достаточно успешных про ектов организации мобильных пла тежей, что, по-моему, свидетельствует не только о реализуемости систем организации мобильных транзакций, но и о наличии определенного спро са на такие решения у пользователей. Однако изначальные, наиболее опти мистичные, прогнозы специалистов телекоммуникационного рынка так и не получили реального воплоще ния. Так, по данным eMarketer, только 9% пользователей сотовой связи в США будут подключаться к Интер нету, и только треть из них будет пользоваться беспроводными бан ковскими услугами. По данным агент ства Datamonitor, объем всей мобиль ной коммерции в США в 2001г. не превысил 90 млн. долл. (вместо ожи давшегося почти 1 млрд. долл.).

В то же время уже сейчас сущест вуют потребители, интерес которых к беспроводным финансовым услу гам будет расти по мере того, как банки будут расширять спектр своих мобильных услуг. Однако до повсе местного принятия концепции мо бильной коммерции необходимо обеспечить не только инфраструкту ру проведения мобильных платежей, но и возможность осуществления клиринга и других традиционных финансовых услуг. Чтобы конечный пользователь смог оценить все пре имущества беспроводного банкинга, специалисты компании Lafferty Publications рекомендуют банкам расширять свои предложения и со трудничать друг с другом в создании открытой мобильной платежной ин фраструктуры.

При этом многие эксперты отме чают, что развитие мобильной ком мерции будет связано с созданием крупных альянсов между оператора ми мобильной связи и банками.

Последние, как уже отмечалось, смогут использовать мобильные пла тежи в качестве еще одного преиму щества в конкурентной борьбе, а так же как средство дифференциации своего присутствия в реальном и виртуальном мире.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (78) ’2002 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных