Журнал ПЛАС » Архив » 2003 » Журнал ПЛАС № 1 (81)2003 » 467 просмотров

“ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” Немецкое качество в российском масштабе Освоив отечественный рынок SIM-карт, “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” поворачивается лицом к сегменту банковских карт

Несмотря на бурное развитие микропроцессорных технологий, первые два года нового тысячелетия оказались далеко не самым удачным периодом для мирового рынка смарт-карт, до последнего времени переживающего самый длительный в своей недолгой истории спад производства. Однако общие негативные тенденции рынка в разной степени отразились на конкретных его участниках. Примером тому может служить компания ORGA Kartensysteme GmbH, один из ведущих мировых производителей смарт-карточек. По мнению аналитиков, на фоне недавнего серьезного спада в сегменте общемирового производства SIM-карт, в котором компания контролирует около 15% глобального рынка, наблюдался уникальный прецедент: кризис затронул материнскую компанию (возможно, не столь серьезно, как остальных участников рынка), а ее “дочки” продолжали свое более чем успешное развитие. Ряд перспективных разработок группы ORGA оказались востребованными на абсолютно новых для нее рынках. При этом успехи ряда дочерних компаний, входящих в группу ORGA, включая DARUMA-ORGA (Бразилия), ORGA-UK и нового стратегического партнера – Perfect Plastic Printing Corp., достигнутые на фоне сложившейся рыночной ситуации, эксперты единодушно относят к числу “труднопредсказуемых”. Особое место среди них занимает российская компания “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, не только ставшая одним из первых успешных опытов ORGA по созданию широкомасштабного производственного комплекса за пределами Германии, но и превратившаяся в одно из наиболее сильных ее подразделений.

Человеческий фактор, он же интеллектуальный потенциал
Компания “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” была образована в феврале 1996 г. в подмосковном Зеленограде, по праву называющемся центром российской микроэлектроники.

Примечательно, что инициатива открытия производства микропроцессорных карт в России принадлежала именно российской стороне, причем основную роль здесь сыграл именно “человеческий фактор”. Как известно, в конце 80-х – начале 90-х годов в России сложилась ситуация, при которой элита российской науки, занятая в высокотехнологичных разработках, ориентированных прежде всего на нужды отечественного ВПК, неожиданно оказалась без государственных заказов и была вынуждена искать новые источники доходов. В сложном положении оказались и специалисты, занятые в исследованиях микропроцессорных технологий и энергонезависимой памяти, успевшие к этому моменту достичь весьма значительных результатов в этой области. В качестве наиболее перспективных отраслей для создания собственного бизнеса многим из них виделись именно микропроцессорные карты, которые в то время начали свое победное шествие в странах Западной Европы – как в банковской сфере, так и на телекоммуникационном рынке.

Именно тогда, в конце 1994 г., на одном из международных мероприятий, посвященных проблемам микропроцессорных технологий, кандидат физико-математических наук Александр Нагин, занимавший на тот момент должность заместителя генерального директора ГНИИ “Субмикрон” по науке, вместе со своими коллегами познакомился с представителями компании ORGA Kartensysteme, заинтересованными, в свою очередь, в скорейшем выходе на новые привлекательные рынки Восточной Европы, включая Россию и другие страны бывшего СССР. Вскоре после этой встречи российские и немецкие специалисты начали продолжительные переговоры о формировании совместного научно-производственного предприятия, и спустя несколько месяцев на территории России было создано российско-германское ЗАО “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, пост генерального директора в котором занял Александр Нагин.

Соучредителем компании с российской стороны выступил Государственный научно-исследовательский институт “Субмикрон”, головное предприятие Государственной программы “Интеллектуальные карты России”, обладающее уникальным научно-исследовательским кадровым потенциалом. Так, большую часть специалистов компании составляют сегодня бывшие работники НИИ, занимающиеся разработкой полупроводников и микрочипов с энергонезависимой памятью, а также высококвалифицированные выпускники МФТИ и МИЭТ. ГНИИ “Субмикрон” на тот момент руководил Виктор Жильцов – доктор экономических наук, широко известная в то время фигура в советской и мировой электронике, а кроме того, исключительно динамичный человек.

Заслуживает внимания и биография нынешнего директора производства компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” Михаила Долгова. Кандидат наук, защищался в ФИАН (Физический институт им. П. Н. Лебедева Российской академии наук). Длительное время работал в этом же институте под руководством лауреата Нобелевской премии академика Н. Г. Басова, где специализировался на лазерных системах. Научные достижения и идеи, полученные во время работы над диссертацией, были реализованы М. Долговым в первой отечественной персонализационной машине подобного класса. При этом следует отметить, что производительность российской установки в 3 раза больше ее немецкого аналога – известного персонализатора HPS-2000, – надежность на несколько порядков выше (в ней использованы принципы, заложенные в ряде образцов российского вооружения). Лазером осуществляется вся необходимая гравировка выпускаемых карт.

На сегодняшний день в “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” работают 13 кандидатов наук. При этом многие из них – например, действительный член Академии инженерных наук РФ им. А. М. Прохорова Петр Бахтин, директор по маркетингу, продажам и развитию компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, – являются общепризнанными экспертами в области микропроцессорных полупроводниковых технологий. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что весомый интеллектуальный “базис” для нового производства ORGA – одна из важнейших составляющих любого высокотехнологичного бизнеса – был заложен в Зеленограде еще в советское время, что позволило компании оперативно приступить к возведению необходимой “надстройки”.

Одним из наиболее ярких примеров реализации интеллектуального потенциала специалистов совместного предприятия стало создание в компании собственного отдела разработки – еще одно обстоятельство, выделяющее “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” на фоне других зарубежных дочерних компаний группы ORGA. В набор функций специалистов данного подразделения входит самостоятельная разработка дизайна пластиковых карт, ведение оригинальных разработок в области микропроцессорных карт и полупроводниковых технологий, а также адаптация технических и программных решений под нужды конкретных пользователей. Последняя функция, к рассмотрению которой мы вернемся чуть позже, не является типичной для компаний-производителей микропроцессорных карт и также может рассматриваться в качестве характерных особенностей “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”. Пока отметим лишь, что именно она в итоге стала тем самым “локомотивом”, который обеспечил компании поистине “труднопредсказуемые” результаты на рынке.

Генеральный директор компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” Александр Нагин знакомит руководство окружной администрации с возможностями только что открытого производственного комплекса. Слева направо: А.Нагин, первый заместитель префекта Зеленоградского административного округа г. Москвы А. Михальченко, первый заместитель руководителя администрации территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности Зеленограда Ю.Квитко, префект Зеленоградского административного округа г. Москвы А.Смирнов и председатель Московского комитета по науке и технологиям В.Систер

Ровесница телекоммуникационного рынка
Прежде чем перейти к анализу бизнес-стратегии и маркетинговой политики этого российско-германского предприятия, уместно сделать небольшой исторический экскурс. Прежде всего следует отметить, что появление на отечественном рынке нового перспективного игрока в лице дочки одной из ведущих международных компаний по производству смарт-карт совпало с началом развития телекоммуникационного рынка в России.

Активной экспансии “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” на отечественный рынок SIM-карт в 1999г. способствовала ситуация, сложившаяся в то время у других основных зарубежных поставщиков данной продукции. (К тому моменту на российском рынке активно работали Gemplus и Schlumberger, отечественные производители отсутствовали.) Дело в том, что 1999г. в странах Западной Европы ознаменовался периодом стремительного роста рынка мобильной связи, что спровоцировало значительное увеличение спроса на SIM-карты. Вскоре европейский телекоммуникационный бум перекинулся и на российский рынок связи. В результате основным игрокам рынка телекоммуникационных карт все сложнее становилось оперативно обслуживать растущие потребности операторов сотовой связи. Сроки выполнения заказов на поставку SIM-карт увеличились до нескольких месяцев, причем до 30% заказов могли остаться невыполненными.

Именно тогда российские операторы мобильной связи впервые ощутили высокую степень зависимости развития своего бизнеса от способности компании-поставщика организовать своевременную доставку карт. Нередкой была ситуация, когда некоторым сотовым операторам приходилось ограничивать подключения новых абонентов из-за катастрофической нехватки SIM-карт. Именно в этот непростой, но весьма многообещающий момент на рынке появился новый игрок в лице компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, которая предложила мобильным операторам новую модель поставок, принципиально отличающуюся от общепринятой прежде всего гарантированной и своевременной реализацией заказа, а также удобными условиями оплаты.

“Made in Zelenograd”
Как отмечают представители ORGA Kartensysteme, решение об открытии производства смарт-карт непосредственно в России было продиктовано прежде всего развитием сегмента телекоммуникационных услуг, хотя в последние годы в “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” были проведены серьезные работы по подготовке к выходу на рынок банковских микропроцессорных карт и завоеванию на нем подобающего сегмента.

Основным правилом ORGA при освоении нового региона всегда было стремление следовать тенденциям рынка смарт-карт в каждой отдельной стране мира. Компания принимает решение об инвестициях в создание собственного производства в конкретном регионе только в том случае, если анализ местного рынка свидетельствует о том, что он действительно будет способен поглотить весь объем производимой продукции.

В качестве одной из основных причин успешности бизнеса “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” специалисты компании называют согласие руководства ORGA Kartensysteme с инициативами своей российской дочки создать в рамках собственной структуры отдел разработки. Понятно, что и процесс осуществления наиболее ответственных операций с микропроцессорной картой – имплантация чипа и преперсонализация – был вынесен в Зеленоград. При этом абсолютно все компоненты – прежде всего пластик и чип, равно как и само оборудование для производства смарт-карт, используемое “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, – поставляются исключительно от известнейших зарубежных производителей, продукция которых полностью соответствует международным стандартам ISO.

Подготовка пластиковых заготовок и нанесение имиджа карты в настоящее время происходят в Германии, в производственных цехах материнской компании ORGA, располагающей достаточными мощностями для обслуживания потребностей российского рынка микропроцессорных карт. Благодаря организации эффективной системы логистики процесс доставки заготовок из Германии занимает всего несколько дней. Но даже при возникновении нестандартных ситуаций “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” отработала ряд эффективных схем выполнения заказов в срочном режиме.

Показательно, что первый масштабный контракт на поставку SIMкарт GSM “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” заключила с одним из крупнейших российских операторов мобильной связи – компанией “Мобильные ТелеСистемы” (МТС).

В настоящее время компания осуществляет поставки SIM-карт более чем 30 операторам сотовой связи стандарта GSM на территории России и стран ближнего зарубежья. В числе ее клиентов – МТС, “ГлобалТел”, группа компаний “Мегафон”, “СтавТелеСот”, “СМАРТС”, “Сибирские Сотовые Системы-900”, “Ермак РМС”, “ТаифТелком” и др.

За все годы своей деятельности на российском рынке компанией было произведено в общей сложности более 8 млн. SIM-карт, т. е. около 50% от его совокупного объема. Динамика роста объемов поставок также заставляет обратить на себя внимание. Так, если в 2000 г. компанией было реализовано чуть более 1 млн. SIM-карт, то в 2001 г. – 2 млн., а в 2002 г. – около 5 млн. SIM GSM.

Кроме того, за время своего существования “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” выпустила на российский рынок более 18 млн. таксофонных смарт-карт. Среди постоянных заказчиков данной продукции можно выделить ОАО “Электросвязь МО”, ЗАО “Санкт-Петербургские таксофоны”, ОАО “Кубаньэлектросвязь” и ряд других крупных телекоммуникационных компаний.

Анализируя особенности деятельности “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, можно прийти к любопытному выводу: компания сочетает в себе “германские корни” с чертами, традиционно присущими российской технической интеллигенции
Топ-менеджмент ORGA GmbH в стенах нового производственного комплекса российской дочки. Слева направо: Херберт Хабол (Herbert Haberl), руководитель отдела продаж по Европейскому региону, Франц Иозеф Деккерс (Franz-Josef Deckers), финансовый директор, и Адольф Юльфс (Adolf Juilfs), директор производства

На пути к 25 миллионам
Стремительный рост объемов поставок смарт-карт наряду с общими благоприятными тенденциями на российском рынке мобильной связи побудил компанию расширить свои производственные мощности. Так, весной 2002г. в Зеленограде состоялось открытие нового комплекса по производству пластиковых микропроцессорных карточек компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, рассчитанного на выпуск более 25 млн. смарт-карт в год.

Новое здание, расположенное в городской промышленной зоне, состоит из двух объединенных корпусов общей площадью 2400 м2. В первом из них расположены финансовые службы, администрация, отделы маркетинга и разработки. Во втором корпусе размещено собственно производство, а также подразделения логистики, службы входного контроля материалов и проверки качества готовой продукции, а также складские помещения. Новые производственные помещения соответствуют всем современным требованиям к промышленной организации труда, контролю качества выпускаемой продукции, энергоснабжению, технологической чистоте, обеспечению безопасности и защите информационных потоков. Заметим, что поставщиком системы безопасности выступила немецкая компания Bosch Sicherheitssysteme, ранее уже установившая аналогичные системы во всех подразделениях ORGA как в Германии, так и за рубежом.

Может ли производитель быть интегратором?
Как уже было отмечено, характерной особенностью “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” является наличие собственного отдела разработки, благодаря которому компания может выполнять функции по интеграции и адаптации различных решений под нужды конкретных пользователей. В последние годы компания уже реализовала несколько крупных проектов, в которых выступила не только поставщиком самих карт, но и системным интегратором программных и технических решений.

Ярким примером работы “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” в качестве системного интегратора является ее совместный проект с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ОМС) и Тульским областным фондом ОМС, в рамках которого специалисты компании разработали и внедряют в различных регионах России технологии и инфраструктуру обращения полиса ОМС на основе микропроцессорной карты. В настоящее время осуществлено поэтапное внедрение системы “Электронный полис ОМС” в Тульской области, в рамках которого “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” впервые выступила не только в роли поставщика смарт-карт, но и в качестве системного интегратора, взяв на себя поставку и адаптацию широкого спектра персонализационного оборудования, ридеров и программного обеспечения. На данный момент в Тульской области уже находятся в обращении около миллиона микропроцессорных страховых полисов. Аналогичные проекты реализуются в Кемеровской области и Республике Саха (Якутия).

Сразу после начала деятельности МТС (1994 г.) первые 10 тыс. карт для лидера российского рынка GSM-связи были изготовлены на ORGA Kartensysteme GmbH. По тем или иным причинам этот заказ оказался разовым, но спустя 5 лет ORGA вернулась на отечественный рынок, и SIM-карты стали производиться на территории России

Еще одним проектом, в котором “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” принимает участие в качестве системного интегратора, стала реализация системы мобильных платежей совместно с оператором мобильной связи “Южно-Уральский сотовый телефон”, Челябинвестбанком и платежной системой “Золотая Корона”. В рамках данного проекта планируется организовать финансовую схему, которая позволит абонентам сотового оператора оплачивать коммунальные услуги, покупки в Интернет-магазинах, а также производить ряд других видов микроплатежей, используя мобильный телефон. При этом банковское обслуживание пользователей данного сервиса возьмет на себя Челябинвестбанк. “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” выступает здесь в качестве поставщика SIM-карт и разработчика платежных программных приложений. Поскольку работа над проектом была начата совсем недавно, говорить о конкретных результатах можно будет не раньше середины 2003г.

Заслуживает внимания и такой масштабный социальный проект, как программа “Карта водителя”, полностью подготовленный компанией. Целью проекта является переход на безналичную систему расчетов между автовладельцами и различными муниципальными организациями на базе микропроцессорных карт. “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” выступает в нем поставщиком технического обеспечения: смарт-карт, персонализационного оборудования, адаптации ридеров и т. п. К сожалению, запуск данного проекта пока не состоялся, однако на сегодняшний день он находится в 100%-ной готовности к реализации.

От телекоммуникационных карт – к EMV
Несмотря на то, что уже сейчас “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” является несомненным лидером российского рынка производства SIM-карт, компания не собирается останавливаться на достигнутом и планирует в скором времени укрепить свои позиции на других перспективных сегментах рынка микропроцессорных карт.

Так, у руководства компании есть вполне определенные планы по выходу на рынок банковских смарткарт. “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” уже начала прохождение процесса сертификации на выпуск карточных продуктов платежной системы Visa International. Кроме того, уже сейчас компания располагает тем потенциалом, который необходим для разработки собственной оригинальной ROM-маски, адаптированной под особенности российского рынка, которая может быть использована, в частности, и в проектах по выпуску банковских карт.

Примечательно, что материнская компания ORGA имеет целый ряд готовых решений в сфере банковских смарт-карт. Так, специалистами компании разработана линейка карточных продуктов, работающих на ОС Native, ZKA Chipkarte Version, JCOP 1030, MULTOS, набор комплексных EMV-решений и микропроцессорных карт со встроенными платежными приложениями VSDC и M/Chip.

На этом фоне, учитывая имеющийся у специалистов “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” опыт по реализации комплексных проектов, можно предполагать, что в скором времени на отечественном рынке поставщиков банковских смарт-карт появится новый перспективный участник.

Тем не менее компания не собирается отказываться от дальнейшего укрепления своих позиций на телекоммуникационном рынке. В частности, не так давно “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” получила членство в “Ассоциации операторов сетей сотовой подвижной радиосвязи стандарта GSM” и в “Ассоциации операторов, предоставляющих услуги связи посредством таксофонов, производителей оборудования, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в области телекоммуникаций”, что явилось еще одним доказательством доверия к компании со стороны специалистов телекоммуникационного рынка.

В недалеком будущем ORGA Kartensysteme планирует перенести в Россию процесс печати имиджа карты – нанесение краски на пластиковую заготовку. По мнению руководства “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, это решение было продиктовано также соображениями усовершенствования модели ведения бизнеса. Не так давно компания достигла показателя производства в 15 млн. карт в годовом исчислении, что обусловлено прежде всего продолжающимся ростом рынка мобильной связи, который демонстрируют сегодня даже самые удаленные российские регионы. Очевидно, в такой ситуации экономическая модель бизнеса компании сделает вполне целесообразным переход на полный цикл работы с “пластиком”. В связи с этим данный шаг выглядит более чем закономерным и лишний раз свидетельствует о том, что руководство “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” последовательно претворяет в жизнь разработанную стратегию, стремясь к дальнейшему повышению уровня качества и оперативности выполнения заказов.

Немецкое качество в российском масштабе
В заключение хотелось бы отметить, что, анализируя особенности деятельности “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, можно прийти к любопытному выводу: компания сочетает в себе “германские корни” с чертами, традиционно присущими российской технической интеллигенции.

Так, продукция “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” отвечает единым стандартам качества, установленным ORGA Kartensysteme для всех своих подразделений, все ее сотрудники проходят регулярное обучение под руководством специалистов материнской компании.

В 1998 г. состояние разработки, производства, финансовый менеджмент, продажа, сервис, логистика и делопроизводство компании получили высокую оценку в процессе международного аудита, проведенного институтом DQS, входящим в немецкую систему сертифицирующих организаций DAR. По его результатам в 1998 г. компания “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” стала первым в России производителем микропроцессорных карт, получившим международный сертификат ISO-9001 на систему управления качеством. А в начале декабря 2002 г. компания успешно прошла необходимый аудит для получения новой версии сертификата – ISO-9001-2000.

Все оборудование для производства смарт-карт, используемое “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, поставляется исключительно от известнейших зарубежных производителей, продукция которых полностью соответствует международным стандартам ISO. На верхнем снимке: ламинатор (установка для нанесения клея на модульную ленту) компании Muehlbauer; на нижнем: автоматизированная система персонализации скрэч-карт ORGA VCPS, фирма-производитель – ORGA

По имеющейся у нас информации, на сегодняшний день международных сертификатов ISO-9001 или ISO-9001-2000 не имеет, за исключением “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, ни один из российских производителей карт.

Ежегодный финансовый и технический аудит “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” производится специалистами компании “PriceWaterhouseCoopers – Россия”.

С другой стороны, как уже отмечалось, кадровую основу “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” составляют высококвалифицированные российские специалисты, начинавшие свою деятельность в государственных научно-исследовательских институтах. По этой причине выглядит более чем закономерным, что значительную часть прибыли компания направляет на исследовательскую деятельность, сохранение и дальнейшее развитие своего интеллектуального потенциала.

Таким образом, учитывая, что за все годы своего существования “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” выпустила более 26 млн. микропроцессорных карт, увеличив за этот период свой оборот по сравнению с первым годом работы в 90 (!) раз, деятельность компании может служить наглядным примером не только успешного освоения российского рынка, но и уникального взаимодействия отечественной научно-исследовательской базы и германского высокотехнологичного бизнеса.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 1 (81) ’2003 стр. 37

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных