Личные наличные: на пути из банок в банки

Личные наличные: на пути из банок в банки

Кто? Сколько? В чем?
В очередной раз в истории российского рынка эксперты решили подсчитать, какую же сумму россияне пока так и не отважились доверить ни одному отечественному (впрочем, как и зарубежному) банку. А заодно и нарисовать своеобразный социологический портрет сторонника “неформальных” сбережений, выяснив его социальный статус, уровень доходов, а также мотивации и степень недоверия к участникам рынка банковского ритейла, тем самым предоставив последним возможность оценить перспективы продвижения в России тех или иных продуктов. С этой целью в конце 2002г. по заказу подразделения дорожных чеков American Express аналитическая компания Synovate (штаб-квартира в Нью-Йорке) провела среди городского населения страны масштабное исследование “Кто из жителей России и для чего хранит деньги дома?” В его рамках было организовано 988 интервью с представителями взрослого (старше 18 лет) населения Москвы, СанктПетербурга, Новосибирска, Новгорода, Екатеринбурга, Самары, Омска, Казани, Уфы, Челябинска, Ростова, Перми, Волгограда, Воронежа, Саратова и Красноярска.

В целом исследование выявило весьма обнадеживающие факты для отечественных и зарубежных кредитно-финансовых институтов, работающих на российском рынке ритейла.

Так, проецируя его результаты на имеющиеся статистические данные по стране в целом, можно прийти к выводу, что 92% из 37 млн. 951 тыс. семей, живущих в городах России, хранят наличные сбережения дома. В среднем по России каждая семья хранит 6980 руб. (порядка 220 долл. США). При этом 45% из семей, хранящих наличные дома, номинируют свои сбережения в долларах, причем средняя сумма хранящихся в долларах средств составляет 860 долл.

Городское население России хранит в виде наличных приблизительно 243 млрд. 706 млн. рублей (порядка 7 млрд. 647 млн. долл.). Учитывая, что 15 млн. 712 тыс. российских семей хранят свои сбережения в долларах, к этой сумме надо добавить примерно 13,5 млрд. долл. Таким образом, нетрудно подсчитать, что общая сумма наличных средств, хранимых российскими горожанами “под матрасом”, составляет 21,15 млрд. долларов.

Опрос показал, что рубли хранят дома все респонденты, однако ограничиться накоплениями исключительно в национальной валюте предпочли 54% опрошенных, остальные 46% семей хранят наличные в нескольких разных валютах, причем в этом случае преобладает сочетание наличных рублей и долларов. Интересно отметить, что, несмотря на резко увеличившийся в конце 2002 – начале 2003г. спрос на наличные евро, хранить их одновременно с рублями предпочли лишь 5% опрошенных.

Как и следовало ожидать, самыми состоятельными оказались москвичи – в среднем каждая московская семья имеет “на руках” 1,218 тыс. долл., что почти в полтора раза превышает средний показатель по России.

Анализ социального статуса аудитории позволяет сделать вывод, что наиболее запасливы семейные люди – из общего числа сторонников наличных сбережений к этой категории относятся 59%. Данный способ хранения денег практически с одинаковой вероятностью используют люди различных возрастных категорий, а также разных уровней дохода.

Большая часть опрошенной аудитории (46%) хранит дома средства на непредвиденные расходы, а 31% – на расходы повседневные. Остальные респонденты либо производят таким образом накопления, либо предпочитают иметь деньги при себе из-за финансовой неуверенности и по иным причинам.

Значительная часть (46%) участников опроса, предпочитающих хранить рубли, использует свои накопления еженедельно, 39% прибегает к их помощи не реже раза в квартал.

При этом пополняются рублевые “заначки” раз в квартал и чаще в 72 случаях из ста, и лишь в 17% случаев – еженедельно.

Конвертируемые валютные “фонды” тратятся менее охотно – 44% поклонников долларов используют их реже, чем раз в квартал, а 36% не тратят вообще. Но и пополняются они реже – 46% “американизированной” аудитории делает это не реже раза в квартал, и еще 46% – не реже раза в год, причем 3% не пополняет свои сбережения вообще.

Что и кого тревожит?
Итак, проведенное компанией Synovate исследование позволяет уточнить, кто, сколько и почему хранит деньги дома, как часто их тратит и пополняет. Однако еще более интересной участникам ритейлового рынка, на наш взгляд, может показаться следующая часть опроса под названием “Уровень обеспокоенности за сохранность хранящихся дома денег”.

Следует отметить, что в ходе опроса россияне продемонстрировали в целом довольно высокий уровень озабоченности сохранностью своих домашних сбережений: на вопрос “насколько сильно вы озабочены этой проблемой?” ответ “весьма озабочен” дали 35% респондентов и 42% ответили “несколько озабочен”.

При этом оказалось, что в наибольшей степени вопросы безопасности сбережений волнуют именно москвичей: сильную озабоченность этой проблемой выказали 51% опрошенных жителей столицы против 35% в среднем по России.

Сравнивая же результаты опроса среди различных по объему сбережений групп респондентов, исследователи пришли к выводу, что сильнее всего за сохранность своих денег беспокоятся владельцы небольших (до 300 долл.) и крупных (свыше 1 тыс. долл.) сумм. Анализ возрастных групп показал, что наибольшее беспокойство по данному поводу выражают представители старшего поколения (старше 55 лет), а женщин проблемы безопасности волнуют сильнее, чем мужчин. При этом величина семейного дохода оказывает здесь весьма незначительное влияние.

Данная часть опроса позволяет прийти к выводу: большинство наших сограждан прекрасно осознает, что неформальный способ сохранения наличных имеет, как и все прочее, свою оборотную сторону, а именно – необходимость заботиться о безопасности накоплений, которые могут пострадать в любой жилищно-коммунальной аварии, быть украдены или потеряны. В связи с этим логично предположить, что рассчитывать на привлечение частных накоплений могут прежде всего те кредитно-финансовые институты, которые будут продвигать продукты, позволяющие, на взгляд граждан, обеспечить защиту их сбережений.

Такого же мнения, в свою очередь, придерживается и руководство компании AmEx, заказавшей проведение исследования. В частности, как отмечает директор по дорожным чекам American Express в России и СНГ Алексей Маслов, его результаты свидетельствуют о существовании на российском рынке огромного потенциала для различных инструментов защиты хранящихся дома сбережений.

Действительно, вопрос о возможных способах заставить россиян расстаться с наличными “заначками” всегда волновал российских банкиров, ведь, даже по самым приблизительным подсчетам, их совокупный размер выглядит впечатляюще. Как уже отмечалось, данные, полученные компанией Synovate, позволяют оценить их в 21,15 млрд. долл. Эта сумма сопоставима с подсчетами других экспертов: к примеру, ЦБ РФ, проводивший во второй половине 2002г. оценку объема средств на руках у российского населения, пришел к выводу, что размеры неформальных накоплений составляют порядка 20 млрд. долл. Оценить масштаб совокупной наличной суммы “на руках” у населения можно, приведя следующее сравнение: к концу 2002г. держатели всех выпущенных в России карт Visa International (к тому времени их насчитывалось 4,4 млн.) сделали покупок в предприятиях торговли и сервиса на сумму 6,7 млрд. долл., что почти в 3 раза меньше полученной в результате опроса суммы.

Где найти альтернативу?
Какую же альтернативу неформальным накоплениям могут предложить в настоящее время участники российского рынка банковского ритейла?

Общеизвестно, что дорожные чеки изначально были предназначены в первую очередь для безопасной перевозки личных средств за рубеж и их использования там. Однако в сентябре 2002г. в России стартовала маркетинговая программа компании American Express, в рамках которой дорожные чеки были позиционированы с принципиально новой точки зрения, а именно как надежная и безопасная альтернатива наличным сбережениям граждан. Ведь, как известно, в случае утраты, кражи или повреждения дорожные чеки AmEx могут быть восстановлены в течение суток, в отличие от наличных, которые, как правило, “утрачиваются” необратимо. Таким образом, основная проблема, заключающаяся в обеспечении безопасности хранения сбережений в домашних условиях, становится неактуальной – владельцы дорожных чеков могут не переживать по поводу их сохранности.

Эксперты полагают, что дорожные чеки AmEx имеют весьма высокие шансы на успешное продвижение в России. Так, результатом правильно выбранной политики компании стал 40%-ный рост продаж ее дорожных чеков на российском рынке в 2002г.

Положительное влияние на успех чековой экспансии вполне может оказать и проводимая в настоящее время замена наличных долларов, в которых предпочитают делать накопления почти половина российских граждан, на купюры нового образца. Уже в первой половине мая 2003г. в свет вышла 20-долларовая купюра нового дизайна. Покупка дорожных чеков позволит избежать их владельцам трудностей при обмене старых долларовых купюр на новые, а также обезопасить их от приобретения фальшивых купюр. И, наконец, в дорожных чеках удобно хранить практически любую сумму благодаря широкому спектру различных номиналов – 20 долл., 50 долл., 100 долл., 500 долл. и 1 тыс. долл.

При этом, судя по всему, AmEx не собирается ограничиваться продвижением только лишь дорожных чеков. В частности, результаты проведенного Synovate опроса American Express намерена использовать для оценки перспектив продвижения на российском рынке своих новых продуктов, позиционирующихся именно как альтернатива наличным сбережениям, хранимым в домашних условиях, которые компания намерена предложить российским банкам уже в текущем 2003г. (подробнее о них вы сможете прочитать в “ПЛАС” №6/2003). Эксперты также полагают, что программу чековой экспансии в ближайшее время продолжит широкомасштабная кампания AmEx по внедрению новых для российского рынка карточных продуктов.

Украденные чеки пытались обналичить в Москве

В декабре 2002г. в Москве произошел случай, демонстрирующий безопасность дорожных чеков. Некто М. позвонил в обменный пункт московского филиала банка МЕНАТЕП СПб и попросил зарезервировать 10 тыс. долл. США, объяснив это намерением продать на данную сумму дорожные чеки AmEx. Однако при авторизационном запросе по номерам предъявленных к оплате М. чеков кассир получила команду деньги не выдавать, поскольку чеки с аналогичными реквизитами были украдены и в настоящее время заблокированы.

На следствии М. утверждал, что чеки он нашел в мусорной урне (!) в Нью-Йорке. Сочтут ли его виновным в краже, неизвестно, но воспользоваться своей “находкой” ему не удалось. Для законного владельца чеков история окончилась благополучно. Когда М. предъявил “найденное” кассиру, AmEx уже получила сообщение о краже, заблокировала чеки и выплатила их владельцу возмещение в полном объеме.

15 банковских ячеек за 2 недели

Довольно часто и банковские менеджеры, и частные клиенты видят альтернативой хранению денег в домашних условиях возможность их помещения в индивидуальные банковские сейфы, предоставляемые в аренду большинством банков. Однако толстые стены такого хранилища не всегда являются гарантией сохранности наличных, что наглядно продемонстрировала афера, раскрытая недавно в одном крупном российском розничном банке.

помещение депозитариев сотрудник банка договорился со своим приятелем о том, что тот будет делать дубликаты ключей от арендованных клиентами банка депозитных ячеек, к которым вышеупомянутый сотрудник получал доступ в рабочее время. Для отвода глаз супруга приятеля арендовала в этом же банке депозитную ячейку и даже положила туда крупную сумму денег. В течение последующих двух недель при помощи изготовленных дубликатов 15 ключей преступники вскрывали чужие депозитные ячейки и перекладывали их содержимое в ячейку супруги приятеля, похитив в общей сложности более 4 млн. руб.

Преступная супружеская чета была арестована только в начале апреля 2003 г., а сам организатор преступления – спустя несколько недель.

Для пострадавших клиентов история окончилась благополучно, поскольку банк принял решение возместить им потери, а заодно пересмотрел свою схему охраны индивидуальных ячеек. Однако судьба украденных мошенниками капиталов пока еще остается неизвестной.

Куда смотрят банки?
Со своей стороны, отечественные специалисты в области банковского бизнеса высказывают более традиционные взгляды, полагая, что привлечению неформальных накоплений россиян могут способствовать меры, направленные на стимулирование безналичных расчетов. В частности, к ним относятся создание конкурентоспособных, удобных, а главное – выгодных для населения банковских продуктов. Как показывают результаты общения корреспондентов “ПЛАС” с ведущими менеджерами по развитию розничного бизнеса российских банков, последние всерьез озабочены этой проблемой. Действительно, в последние полтора-два года российские банки уделяют все более пристальное внимание рынку частных капиталов. Более того, вопрос привлечения “неформальных” сбережений россиян стал для них особенно актуальным в связи с недавним выходом на рынок ряда крупных западных банков, имеющих несравненно больший опыт работы с частными вкладчиками.

По словам одного из топ-менеджеров Внешторгбанка, для привлечения денег частных клиентов банк использует довольно обширный набор розничных продуктов, в числе которых различные виды вкладов, пластиковые карты, памятные монеты и так далее. В частности, у клиентов ВТБ высокой популярностью пользуется линейка вкладов “Золотой Вариант”. Вкладчикам начисляется повышенный процент за размещение средств, а также предоставляется возможность в любой момент как снять сумму свыше неснижаемого остатка, не теряя при этом накопленных процентов, так и пополнить сумму вклада.

Еще одним способом “борьбы” с неформальными накоплениями ВТБ видятся зарплатные проекты. В процессе обслуживания у держателя зарплатной карты постепенно снижается недоверие к банку, и он уже не стремится снять всю зарплату наличными в банкомате, но оставляет часть денег на карточном счете.

вкладов ожидается банком в ближайшее время в связи с грядущей эмиссией карт Diners Club International и распространением карт AmEx. Кроме того, банк планирует увеличить количество своих розничных клиентов путем расширения спектра каналов доставки своих сервисов, внедрив в недалеком будущем услуги Интернетбанкинга, расширив число допофисов, филиалов и банкоматов, а также предоставив возможность оплаты через банкоматы услуг операторов сотовой связи и Интернет-провайдеров.

Как сообщил один из директоров по развитию розничного бизнеса банка “Ингосстрах-Союз”, на привлечение средств частных клиентов направлена внедряемая в настоящее время банком концепция развития розничного бизнеса, основной акцент которой также сделан на вклады. Уже к концу мая 2003г. банк предложит клиентам новую продуктовую линейку вкладов, выполняющих функцию перекрестных продаж, когда одновременно с размещением депозита клиенту предлагается пластиковая карта по льготной цене или страховой продукт. При этом карточные программы банк считает одним из главных направлений развития своего розничного бизнеса. Кроме того, филиальная сеть банка была значительно расширена с присоединением к “Ингосстрах-Союз” нижегородского Автоградбанка и иркутского Сибрегионбанка.

Приоритетность вкладов, а также карточных продуктов для привлечения средств населения подтвердил и один из ведущих специалистов Банка Москвы. Так, в течение прошедшего 2002г. объем средств, привлеченных банком на счета физических лиц, возрос в три раза, составив более 25 млрд. руб. В нынешнем году банк намерен как минимум сохранить подобные темпы роста этого показателя.

На что стоит надеяться?
Нахождение значительных наличных сумм на руках у населения в течение ряда лет и возможность привлечь их в банковский сектор не могли не заинтересовать и Центральный банк России. Специалисты ЦБ полагают, что значительно увеличить приток частных инвестиций в банки позволит система гарантирования банковских вкладов населения. При этом ее авторы пока еще не сошлись во мнении, по каким критериям будет происходить отбор участвующих в ней банков, какие объемы отчислений они должны будут производить в страховой фонд, а также в какой части вкладчикам будет гарантирован возврат вкладов. Кроме того, играет свою роль и неоднозначная позиция, занимаемая по этому поводу крупнейшим ритейлером России – Сбербанком РФ, – явно не торопящимся расстаться со своим привилегированным положением единственного в стране банка, чьи частные вклады уже сегодня полностью гарантированы государством. Судя по всему, внедрение системы гарантирования вкладов в России, разделив судьбу множества других благих начинаний, отложится на неопределенный срок.

Между тем, по мнению экс-главы ЦБ Виктора Геращенко, реализация подобной инициативы уже опоздала как минимум на 10 лет. Несмотря на то, что он и сегодня считает принятие соответствующих законодательных мер по-прежнему актуальным, бывший председатель правления ЦБ высказывает серьезные сомнения в том, что гарантирование вкладов вызовет обвальный поток частных клиентов, желающих немедленно отнести в отечественные банки свои “доморощенные” сбережения.

Нельзя забывать, что Россия является далеко не единственной страной, банки которой вынуждены активно “бороться” с неформальными сбережениями. Примерно та же ситуация сложилась в Польше, где почти 40% семей не имеют сегодня никаких банковских вкладов. Однако в отличие от России закон о страховании вкладов в Польше действует с 1994г., а о недоверии населения к местным банковским институтам речь также не идет: 69% всех банковских активов контролируются дочерними организациями западных институтов, при этом из 10 крупнейших банков 8 также являются иностранными, а 2 – государственными. Причину, по которой польские банки не добились успеха на ниве привлечения неформальных сбережений, специалисты видят в том, что на рынке страны не сложилась инфраструктура, делающая для гражданина наличие банковского счета повседневной необходимостью. Очевидно, что последнее обстоятельство в значительной степени актуально на сегодняшний момент и для России.

Итак, сегодня каждый кредитно-финансовый институт разрабатывает и внедряет свои продукты, способные заинтересовать розничного клиента и, как следствие, обеспечить приток частных капиталов. Судя по всему, в процессе дальнейшего привлечения “неформальных” сбережений россиян найдется место всем участникам российского рынка ритейла, поскольку сумма, которую предполагается “освоить”, как лишний раз продемонстрировало исследование Synovate, достаточно велика, а каждый из разрабатываемых и продвигаемых розничных продуктов рассчитан на свою четко определенную целевую группу.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (85) ’2003 стр. 3

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных