Журнал ПЛАС » Архив » 2003 » Журнал ПЛАС № 6-7 (86-87)2003 » 443 просмотра

Виртуальный «фрак» для лиц, принимающих решения

Наталья Богородская, первый зам. генерального директора компании “Кардцентр”,
Олег Седов, менеджер по работе с корпоративными клиентами, российское представительство Fujitsu-Siemens GmBh, Германия,
Николай Местер, менеджер по развитию новых проектов Intel,я,
Константин Шмелев, начальник управления разработки ПАК “Кардцентра”

Самонаводящиеся “фраки”
Данная статья является кратким изложением новой технологии, разработанной и реализованной в результате сотрудничества трех компаний – ЗАО “Кардцентр”, Intel и Fujitsu-Siemens Computers – и ориентированной на применение в таких сферах, как автоматизация банковской деятельности (в первую очередь процессинг), телекоммуникационный бизнес, страхование, трейдинг, медицина и т. д. Идея технологии – это реализация так называемых фраков для различных категорий пользователей любых прикладных систем, используемых в режиме онлайн в среде Интернета для управления или обмена информацией с прикладной системой независимо от местонахождения пользователя, например, в автомобиле, на борту самолета, на пляже и т.д.

Термин “фрак” пришел из области программирования бортовых систем и расшифровывается как “формализованный автокод” – язык, на котором традиционно программировались системы, встраиваемые в комплекс бортового оборудования самолета, ракеты, спутника или какого-либо другого объекта с самоуправляемым поведением в среде других объектов в режиме реального времени. Это системы критичного времени с реакцией в доли секунды. “Фрак” состоял из команд, каждая из которых была обеспечена аппаратной реализацией. Для снижения веса бортового компьютера с обеспечением полной функциональности, включая дублирование, набор команд был минимизирован до уровня, достаточного для реализации управления объектом, равно как и объем их аппаратной поддержки.

Однако для отработки тестовой среды было необходимо моделирование как самого объекта, так и его поведения в различных, в том числе критичных, ситуациях без малейшей остановки. А это означало, что в программе не должно было быть ни одной ошибки. Все ситуации, как правильные, так и ошибочные, должны быть запрограммированы.

В 1975г. Пентагон после выработки многочисленных требований с именами из сказки “Волшебник страны ОЗ” и проведения ряда международных конкурсов предложил миру язык программирования бортовых систем “Ада”, названный в честь Ады Байрон, графини Лавлейс, дочери лорда Байрона, первой программистки в мире. Язык “Ада” обеспечивает построение “фраков” под архитектуру бортовых систем и их моделирование “на земле” на хост-компьютере.

С “корабля” – в процессинг
Процессинг, охватывающий базу данных по эмиссии с авторизационными онлайновыми запросами, и эквайринг с подключенными к хост-компьютеру банкоматами и торговыми терминалами также являются системой реального времени с обеспечением функций самоуправления с соответствующим критичным временем реакции и дублирования. Но в отличие от бортовых систем процессинг требует вмешательства экспертов для принятия решений, например, оценки возможного мошенничества или временного сбоя банкомата. Эксперты должны либо круглосуточно обслуживать процессинг, как, например, служба дежурных инженеров в “Кардцентре”, либо иметь в кармане устройство, получающее определенную информацию в режиме онлайн с “кнопками” онлайнового управления процессингом.

Очевидно, что экспертам любой квалификации для принятия решения требуется некоторое время, поэтому необходимость их вмешательства в работу всей системы как таковой предопределяет использование режима онлайн, который в действительности является режимом работы псевдореального времени и отличается от классического понимания режима реального времени. В одном из прошлых номеров журнала “ПЛАС” в статье “Кнопочная” революция процессинга” (“ПЛАС” №4/2003) Наталья Богородская описала схему выноса всех функций процессинга, выполняемых в режиме реального времени, на компьютер пользователя процессинга – банка-клиента “Кардцентра”. “Кнопки” служат банковским сотрудникам для управления любыми функциями процессинга именно для данного конкретного банка в режиме онлайн.

Реализация описанной схемы выполнена средствами системы REMBO, установленной в банке и поддерживающей управление “кнопками” через Интернет. Данная реализация приблизила уровень автоматизации процессинга к самоуправлению по аналогии с решением этой задачи в бортовых системах, но, как того и требует специфика процессинга, центральная роль в данной схеме отводится участию банковского персонала, управляющего принятием решений в сложных ситуациях.

Заметим, что основным условием правильного принятия решения является наличие для эксперта актуальной и полной информации. К сожалению, дежурные инженеры не обладают детальным знанием системы и не всегда могут выступать в роли экспертов, принимающих решение. К тому же эксперт обладает знаниями в узкой, хотя и досконально ему известной области.

Каким же образом в таком случае можно сконструировать подобную “индивидуальную” систему для каждого эксперта? Таким же, как и в бортовых системах, – “сшить” ему “фрак”, т. е. в данном случае снабдить его небольшим карманным устройством, способным получать информацию в режиме реального времени, и дать ему “кнопки” управления системой.

“Фрак” в кармане
Что же может исполнять роль такого устройства и как его запрограммировать? При обсуждении новых подходов и технологий, необходимых специалистам и затребованных рынком, авторов настоящей статьи озарила идея – использовать для этой цели карманный персональный компьютер (КПК), который предложил Олег Седов.

КПК Pocket LOOX производства компании Fujitsu Siemens Computers на базе процессора Intel® PXA250 с микроархитектурой Intel® XScale™ обладает высокой производительностью, а использование технологии низкого энергопотребления нового процессора Intel PXA250 делает его прекрасным мобильным решением, отвечающим требованиям как индивидуальных пользователей, так и корпоративных клиентов.

Pocket LOOX работает на базе ОС Microsoft Pocket PC 2002, обладает небольшими габаритами и весом. С помощью дополнительного оборудования КПК может трансформироваться в мобильный телефон, диктофон, становясь важным бизнес-инструментом делового человека.

сенсорным экраном и встроенным модулем Bluetooth™, при этом дополнительно к нему может быть подключен модуль GPRS. Bluetooth™ обеспечивает беспроводное подключение КПК к настольному компьютеру и другим устройствам, поддерживающим данную технологию. А благодаря модулю GPRS Pocket LOOX обретает полную функциональность мобильного телефона с возможностью выхода в Интернет. КПК на базе Windows CE весьма комфортен в использовании, так как интерфейс ОС несильно отличается от интерфейса Windows для ПК. В то же время нельзя сказать, что КПК полностью может заменить персональный компьютер, его надо расценивать как удобное, современное, мобильное дополнение, т. е. как аппаратное решение, аналогичное бортовому компьютеру, на который можно “натянуть” “фрак”. Можно сказать, что основная функция таких устройств – быть помощником делового человека, хотя мощности и возможностей Pocket PC хватит на покрытие требований самых разнообразных пользовательских групп, поскольку для него написан уже достаточно широкий спектр программ.

Вопросы “кройки и шитья”
Как видно из описания, данный КПК подходит под определение бортового компьютера. Оставался вопрос: как “наложить” на данный компьютер дополнительно к существующим возможностям прикладное программное обеспечение, которое, став частью системы, установленной на хосте, будет оперативно в режиме онлайн получать с него информацию, модифицировать ее и управлять прикладным программным обеспечением на хосте в режиме онлайн? Ответ был уже готов, он описан в статье Натальи Богородской: “Установить на него систему REMBO, обеспечивающую онлайновый режим работы и предоставляющую необходимый и достаточный набор “кнопок”. Это решение и было успешно реализовано в “Кардцентре”.

Остается, однако, еще один вопрос, который также решен в области бортовых систем: как определять требуемые параметры “фраков” и как их “шить”? Оказывается, достаточно просто. Нужно лишь определить группы экспертов, необходимый им объем получаемой информации, ее представление и “кнопки” управления. Именно это авторы и делают в настоящий момент. Каким образом? Рассмотрим это на конкретных примерах.


Данная технология и архитектура ее реализации готовы к использованию не только в процессинге. Например, подразделение по развитию новых проектов Intel планирует разработку аналогичной системы на серверах Intel для семейной медицины


Проанализируем следующую ситуацию. Банк имеет порядка 300 банкоматов, подключенных к процессинговому центру. Эти банкоматы “мониторятся” службой дежурных инженеров. При снижении до критического уровня количества купюр в кассетах банкомата либо бумаги в принтере дежурные инженеры связываются с контактным лицом банка “Х”. В стандартной ситуации данный сотрудник принимает адекватное решение и снимает возникшую проблему. Если же при возникновении форс-мажорных обстоятельств данное контактное лицо в этот момент занято решением возникших проблем на другом объекте, то запускается алгоритм, характерный для данной ситуации, и т. д. В нашем случае, если используется КПК с GPRS, “уполномоченный” сотрудник банка, даже если он физически отсутствует в банковском офисе или, более того, находится в отпуске, независимо от своего местонахождения, оперативно принимает решение и может, в зависимости от ситуации, остановить банкомат, либо прибыть к нему на обслуживание, либо вызвать с этой целью соответствующий персонал банка. Вот это и есть “фрак” для эксперта, отвечающего в банке за банкоматы.

Кроме того, в данной статье целесообразно рассмотреть пример “фрака” для предотвращения мошенничества. Экспертная система предупреждения попыток фрода Aristion, установленная в “Кардцентре”, сигнализирует эксперту о возможном мошенничестве, например, со стороны конкретного мерчанта. Эксперт с помощью своей “кнопки” посылает на хост-компьютер команду об отклонении всех авторизационных запросов этого мерчанта. Мошенничество предотвращено.

Объем данной статьи не позволяет привести примеры всех возможных вариантов “фраков”, разрабатываемых “Кардцентром” для широкого спектра банковских специалистов, ответственных за решение тех или иных конкретных задач: подробнее узнать о них можно, обратясь за соответствующей информацией в “Кардцентр”.

Как мы уже отмечали, остается неосвещенным еще ряд вопросов: как кроить “фрак”, как оградиться от несанкционированного вмешательства в работу системы? Именно для этих целей в “Кардцентре” используется инструмент MASTER REMBO, установленный на хосте. С помощью системы MASTER REMBO разграничиваются сегменты базы данных для каждого “фрака”, определяются, контролируются и протоколируются права доступа каждого конкретного сотрудника, проверяются цифровая криптованная подпись, пароли, аппаратные спецификации КПК и др. При этом защиту трафика обеспечивают UCAF, шифрация MAC, 3DES и др.

Для decision-makers
Данная технология и архитектура ее реализации готовы к использованию не только в процессинге. Например, подразделение по развитию новых проектов Intel планирует разработку аналогичной системы на серверах Intel для семейной медицины, которая становится все более актуальной. Как? Очень просто. На сервере реализована база данных по историям обслуживаемых больных. Семейный доктор выезжает к пациенту. С помощью КПК он получает необходимую информацию по данному больному для правильного установления диагноза и назначения лечения. После осмотра пациента и анализа полученной информации с использованием КПК врач определяет диагноз, записывает его через Интернет на сервер с помощью того же КПК, связывается с модулем наличия лекарств в аптеках и заказывает нужное лекарство для больного. Все эти процедуры занимают не более пяти минут.

Возможны и другие применения данной технологии для различных прикладных областей. Этот подход особенно актуален для быстрого принятия решения в критических ситуациях и управления ими. Например, в сфере трейдинга, управления финансовыми сделками и т.д.

Очень удобно использовать описанное решение для получения информации о балансе счета и осуществления платежей в онлайне через платежный сервер. Также легко реализуется механизм платежей с одной пластиковой карточки на другую.

Сколько же стоит такое решение? Следует отметить, что речь идет прежде всего об уже вложенных стоимостях. Прикладная программная система реализована на сервере. На другом сервере, который расположен в DMZ-Интернет-зоне, устанавливается система MASTER REMBO, реализуется ее интерфейс с прикладным программным обеспечением. Затем определяются “фраки”, которые программируются и устанавливаются на КПК. Собственно, все. Система готова.

Всякое новое решение – это использование хорошо известного старого на новой программно-аппаратной платформе. Как можно использовать опыт, накопленный в процессе разработки и эксплуатации бортовых систем? Путем построения аналогичных систем, реализуемых в среде КПК, Интернета и сетях сотовой связи. А как быть с чиповыми карточками? Можно ли эту перспективную техническую модель “обыграть” в данной технологии? Конечно да, т. к. все самые удачные решения органически интегрируются в эту модель. К КПК просто подключается чип-ридер. Кроме того, такое решение работает в Интернете с принятой для чипа цифровой подписью, предварительно загруженной в КПК. Таким образом, налицо двойная защита.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 6-7 (86-87) ’2003 стр. 52

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных