UCS: “Регионы — это наше завтра!”

UCS: “Регионы — это наше завтра!”

ПЛАС:Каковы в настоящее время позиции, занимаемые UCS на российском рынке эквайринга, ее доля в данном сегменте? С какими показателями компания намерена закончить 2003г.? Какие шаги она намерена предпринять для их достижения?

В. Комлев: В настоящее время UCS попрежнему сохраняет за собой лидирующие позиции на российском рынке эквайринга – она обслуживает около 65% всех операций, производимых по пластиковым картам в России. В их числе – практически все транзакции по картам платежной системы JCB International, существенная доля транзакций по картам платежных систем Diners Club International и American Express, а также порядка 62% операций по картам VISA и MasterCard.

По сравнению с 1999г. оборот средств в компании вырос сегодня в три раза. Так, только в 2001г. этот показатель увеличился на 25% по сравнению с 2000г. Характерно, что в нынешнем году темпы прироста оборота также непрерывно увеличиваются. Так, если в I квартале 2003г. рост составлял 25% по сравнению с прошлогодним показателем, то в III квартале он достиг уже 33%. На этом фоне предполагается, что к концу 2003г. совокупный объем эквайринговых операций, осуществленных компанией, превысит 1 млрд. долл.

Достижению таких результатов способствует реализация рыночной стратегии компании, направленной на привлечение к эквайринговому обслуживанию крупных розничных торговых сетей, в том числе иностранных. К примеру, недавно мы приступили к обслуживанию активно развивающейся торговой сети “Маркткауф”. Сейчас мы находимся в процессе переговоров с сетью торговых центров “Ашан”, а также с рядом зарубежных торговых компаний, которые только планируют выйти на российский рынок. Очевидно, что по мере увеличения доли этих торговых сетей на розничном рынке возрастет, соответственно, и доля покупок, совершаемых в них держателями карт. Таким образом, их эквайринговое обслуживание открывает перед UCS широкие возможности для поддержания и дальнейшего укрепления своих позиций на рынке в долгосрочной перспективе.

Не менее значимым фактором в плане привлечения клиентов является и тарифная политика UCS. Не секрет, что установленная нами комиссия за эквайринговое обслуживание в ряде случаев оказывается несколько выше тарифов, предлагаемых нашими конкурентами. Однако преимущества работы с UCS для наших клиентов состоят прежде всего в том, что произведенные ими затраты на эквайринг компенсируются высоким уровнем сервисного обслуживания, а также внедрением и поддержкой дополнительных услуг и, как следствие, дополнительными доходами, полученными от их предоставления покупателям. В свою очередь, уровень предлагаемого нами сервиса обеспечен высоким технологическим потенциалом UCS, накопленным компанией за многие годы работы на рынке эквайринга. Так, например, нами разработана и внедрена базовая технология продаж услуг, в рамках которой клиенту предлагается стандартный, достаточно обширный список карточных продуктов, принимаемых по единой процедуре, из которого он просто выбирает те, которые хотел бы обслуживать в своей торговой сети. После этого мы, в свою очередь, произведем необходимые настройки согласно его пожеланиям.

Еще один немаловажный аспект деятельности UCS – это обеспечение безопасности процессинга. Большую роль здесь играет как служба безопасности, так и разработанная нами система мониторинга проводимых транзакций. Например, уровень фрода по обслуживаемым нами транзакциям составлял всего лишь 0,060,08% в те годы, когда в среднем на российском рынке этот показатель был в несколько раз выше. И, наконец, UCS располагает отличной базой для обучения кассиров, которую зачастую предпочитают использовать даже наши конкуренты, направляя к нам на платное обучение персонал своих клиентских торговых точек.

Кроме того, рост эквайринговых оборотов компании является отражением таких общерыночных тенденций, как увеличение объемов эмиссии карт российских банков и оборотов по выпущенным картам.

Совокупность этих факторов позволяет нам сегодня не только активно привлекать новых клиентов, но и удерживать уже существующих на максимально длительный срок. При этом наибольший интерес для нас самих представляют те клиенты, которые, имея в своем торговом обороте высокую долю карточных операций, ценят высокое качество обслуживания: отсутствие очередей в торговых кассах, проблем при проведении безналичных платежей и расчетов и т.д.

ПЛАС:Каково нынешнее состояние и перспективы дальнейшего развития проектов UCS-Loyalty и BeePay?

В. Комлев: В качестве примера дополнительных услуг, предлагаемых нами торгово-сервисным предприятиям в рамках эквайрингового обслуживания, можно привести наш проект по приему платежей в адрес оператора сотовой связи “ВымпелКом” – BeePay. Проект реализуется нами в течение последних двух лет и развивается весьма успешно. В ближайшее время проект по поддержке приема мобильных платежей будет расширен. Ряд торгово-сервисных предприятий, являющихся участниками системы BeePay, приступят к приему платежей в адрес операторов сотовой связи МТС и “МегаФон”. С последними нами уже подписаны соответствующие договоры, и в настоящее время мы проводим комплекс технических мероприятий, необходимых для их подключения к системе. Ожидается, что одно только участие в проекте такого сотового гиганта, как МТС, приведет к значительному увеличению оборота в рамках системы, которую с вводом новых операторов планируется именовать “Мобипэй” – мобильные платежи. Следующим этапом станет привлечение к проекту ряда региональных операторов сотовой связи, не имеющих роуминга с “БиЛайн”, МТС и “МегаФоном”.


“UCS располагает отличной базой для обучения кассиров, которую зачастую предпочитают использовать даже наши конкуренты, направляя к нам на платное обучение персонал своих клиентских торговых точек”


Данная услуга оказалась весьма востребованной среди наших клиентов. Так, в число агентов “ВымпелКома” вошли такие лидеры розничных продаж, как торговые сети “Седьмой Континент”, British Petroleum и “Рамстор”, а в ближайшем будущем, надеемся, к участникам проекта присоединится сеть универсамов “Копейка”. С точки зрения дальнейшего расширения числа участников проекта наибольший интерес представляют прежде всего торговые сети, обслуживающие большое количество покупателей на постоянной основе – к примеру, “Маркткауф”.

Что же касается проекта UCSLoyalty, то его реализация является составной частью стратегии РОСБАНКа и холдинга Интеррос. Однако здесь я чувствую некоторую неловкость, поскольку этот проект мы анонсировали еще в конце минувшего года, но в коммерческую эксплуатацию до сих пор не запустили.

Эмиссия первой партии карт VISAUCS Loyalty, выпущенных на базе карточных продуктов VISA Classic и VISA Electron, была произведена РОСБАНКом уже в августе текущего года в рамках зарплатного проекта для сотрудников UCS с целью полной отработки функционала.

Предполагается, что проект будет запущен в режим массовой эксплуатации с начала 2004г.

К настоящему времени договор об участии в проекте мы подписали с сетью “Партия-Домино”, близки к подписанию аналогичные договоры с целым рядом других крупных розничных сетей. Всего на текущий момент соглашения о предоставлении скидок и начислении бонусов держателям карт UCS-Loyalty с нами заключили 115 предприятий торговли и обслуживания.

При этом в рамках проекта “Партия-Домино” переведет на карты VISA-UCS Loyalty базу своих дисконтных карт.

За последний год мы успели полностью отработать все технологические аспекты проекта.

Как известно, особенностью последнего является заведение для каждой бонусной карты VISA-UCS Loyalty помимо основного традиционного картсчета нескольких независимых бонусных счетов (по одному для каждого торгово-сервисного предприятия), на каждый из которых при совершении покупок в его торговых точках с использованием платежной карты будут накапливаться бонусные баллы. При этом алгоритм накопления, размер бонусов и условия их предоставления каждое предприятие будет определять самостоятельно.

Следует отметить, что держатель бонусной карты сможет использовать полученные бонусы не только для получения призов, но и для оплаты со своего бонусного счета товаров и услуг соответствующего торгово-сервисного предприятия. При этом карта будет выполнять функцию единого идентификационного инструмента, предоставляя держателю доступ к просмотру и управлению своим бонусным счетом через Интернет.

В ближайшей перспективе РОСБАНК намерен предоставлять держателям VISA-UCS Loyalty возможность воспользоваться разрешенным овердрафтом или потребительским кредитом.

ПЛАС:Как строится сегодня региональная политика UCS?

В. Комлев: Несколько лет назад реализация региональной политики не являлась для UCS перспективным направлением деятельности. Причина заключалась в достаточно низких эквайринговых оборотах торговых сетей, работающих в регионах. В течение последних трех лет ситуация коренным образом изменилась, и к настоящему времени регионы стали существенно опережать Москву и Санкт-Петербург по темпам роста этого показателя.


“Очевидно, что развитие филиальной сети является долгосрочным проектом, который потребует инвестиций, а доход будет приносить лишь через 3-5 лет. Однако именно с этим направлением связано перспективное развитие UCS”


В большинстве российских городов объемы эквайрингового рынка значительно ниже, чем в Москве, а количество банков на душу населения, напротив, гораздо выше. Как следствие, уровень комиссий в регионах намного ниже. При таких условиях мы вряд ли достигнем на региональных рынках такого же положения, какое занимаем сегодня на рынке Москвы. Однако именно они за счет своего бурного развития позволят UCS заметно увеличить темпы роста своей деятельности в ближайшем будущем.

В качестве базовой опоры для своего регионального бизнеса мы рассматриваем присутствие на этих рынках наших столичных клиентов – розничных торговых сетей, поскольку последние способны привлечь большое число региональных покупателей.

Наш первый региональный филиал был открыт в г. Сочи. Он обслуживает предприятия, расположенные на побережье от Адлера до Анапы, а также регионы Краснодара и Ростова-на-Дону. Филиал показал хорошие результаты работ и, несмотря на резко “сезонный” характер бизнеса в этом регионе, достиг полной окупаемости за 1 год.

Еще одним из наиболее освоенных нами регионов является Дальний Восток, где мы привлекли к обслуживанию значительное число предприятий Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска. Специфика местного рынка состоит в том, что нашими клиентами здесь преимущественно являются гостиницы, обслуживающие большой поток туристов и бизнесменов, в частности, из Японии. Как следствие, к оплате предъявляются в основном корпоративные карты, что подразумевает максимально высокие ставки комиссий interchange. До конца 2003г. UCS планирует открыть еще 4-5 филиалов в разных регионах России, а в течение следующего 2004г. – довести их общее число до 12.

Отмечу, что степень нашего интереса к тому или иному конкретному региональному рынку определяется заинтересованностью в нем наших московских клиентов – крупных сетевых компаний. В связи с этим компанией был проведен масштабный анализ того, в каких городах собираются в обозримом будущем работать наиболее значимые для нас клиенты: IKEA, “Рамстор”, “Седьмой Континент”, “М-Видео”, “Партия-Домино”, “Спортмастер” и т. д. На основе полученных результатов мы создали перспективный план регионального присутствия UCS, заручившись согласием этих предприятий на предоставление им эквайрингового обслуживания в регионах. Поэтому с момента своего создания каждый наш филиал сразу начнет работать с одной или несколькими конкретными торговыми сетями.

Очевидно, что развитие филиальной сети является долгосрочным проектом, который потребует инвестиций, а доход будет приносить лишь через 3-5 лет. Однако именно с этим направлением связано перспективное развитие UCS. Более того, его реализация поможет нам повысить лояльность наших клиентов в Москве и Санкт-Петербурге, где мы исторически удерживаем сильные рыночные позиции.

ПЛАС:Как, на ваш взгляд, повлияет на стратегию UCS недавняя покупка Интерросом банковской группы “О.В.К.”?

В. Комлев: Приобретя “О.В.К.”, Интеррос стал обладателем обширной сети по продаже своих банковских услуг и продуктов. При этом UCS сохранит свои функции некоего центра генерации продуктов и их поддержки. И, как я полагаю, интеграция с “О.В.К.” должна стать дополнительным стимулом для расширения нашего сотрудничества с банковскими структурами Интерроса. Наша работа с торгово-сервисными предприятиями позволила нам убедиться в том, что сегодня они испытывают потребность в комплексном подходе к обслуживанию в розничном банке, который подразумевает, в том числе, и высококачественные эквайринговые услуги. Так, например, одним из путей повышения лояльности клиентов UCS является их привлечение на банковское обслуживание в РОСБАНК, который, в свою очередь, предложит им воспользоваться полным спектром своих сервисов, таких как кредитование и т. д. Используя в качестве базового наш проект UCSLoyalty, совместно с РОСБАНКом – О.В.К. мы могли бы удовлетворить потребности розничных сетей в таком комплексном продукте.

В будущем мы предполагаем также организовать ряд совместных программ с компанией СТБ, имеющей современные процессинговые мощности и штат высококвалифицированных специалистов.

ПЛАС:Как, по вашему мнению, может измениться расстановка сил на российском рынке эквайринга в ближайшие 2-3 года? Какие факторы способны оказать на нее решающее влияние?

В. Комлев: По нашим прогнозам, в ближайшие годы на эквайринговом рынке России существенно увеличится доля Сбербанка РФ. Сегодня он располагает для этого всеми необходимыми данными: правильно выбранной рыночной стратегией, высокими технологическими возможностями, комплексным подходом к клиентскому обслуживанию, командой грамотных специалистов и т. д. К настоящему времени Сбербанк уверенно входит в число 5 российских лидеров по эквайрингу, и у него есть все предпосылки для дальнейшего продвижения.

Кроме того, расстановку сил на рынке мог бы сильно изменить приход крупных зарубежных банков, занимающих первые позиции в сегменте эквайринга в своих странах, если им разрешат открывать в России филиалы. В любом случае лидерство будет за тем банком, которому удастся воплотить программы, где эмиссия и эквайринг будут очень тесно связаны между собой. В свою очередь, успешность дальнейшей деятельности UCS также напрямую связана именно с тем, насколько полно удастся нам вовлечь как уже имеющихся, так и будущих клиентов в орбиту таких программ.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 6-7 (86-87) ’2003 стр. 22

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных