Мультифункциональный банкомат – не роскошь, но средство развития бизнеса

Мультифункциональный банкомат – не роскошь, но средство развития бизнеса

Андрей Владимиров, директор департамента банковских технологий холдинга ЛАНИТ

На мой взгляд, секрет успеха реализации “банкоматных” проектов ПриватБанка заключается
в первую очередь в том, что его менеджмент и технические специалисты четко поняли, какие именно услуги
с наибольшей эффективностью можно продавать через сеть банкоматов.

В 2001г., когда расширение функциональности банкоматов еще не
стало модной тенденцией на российском и украинском карточных рынках, руководство ПриватБанка осознало, что помимо традиционных
функций по выдаче наличных и предоставлению информации о состоянии клиентского счета банкомат может служить интерфейсом для множества других сервисов, востребованных клиентами.

Следует отметить, что банкомат является одним из наиболее эффективных и экономичных устройств для
предоставления банковских услуг. Несомненно, расширение функционального использования АТМ напрямую зависит от стратегии руководства банка. Так, например, если часть сети банкоматов ориентирована на зарплатные проекты банка и загружена
выполнением своих традиционных
функций, то реализация дополнительных услуг может стать причиной
возникновения очередей у банкоматов и в результате не привлекать, а отталкивать клиентов. С другой стороны, АТМ банка, ориентированные на
работу не только со “своими” клиентами (банкоматы свободного доступа), зачастую работают со значительно меньшей загруженностью и вполне могут быть успешно задействованы в новых бизнес-проектах, расширяя тем самым клиентскую базу банка
и повышая эффективность эксплуатации его банкоматной сети.

Стартовый проект ПриватБанка по
продаже скретч-карт, в котором компания ЛАНИТ приняла непосредственное участие, вполне можно назвать революционным. Дело в том,
что ранее ни один банк не реализовывал функции по оплате мобильной
связи в банкомате таким способом.
В то время как другие банки проводили длительные переговоры с мобильными операторами и тратили средства и время на интеграцию своего процессинга с их биллинговыми сетями,
ПриватБанк пошел наиболее простым, дешевым и эффективным путем.

По сути, предоплаченная скретчкарта мобильного оператора представляет собой некий уникальный
номер, обычно размещаемый на ней
под защитным слоем. Соответственно, при реализации данного проекта
ПриватБанк исходил из той предпосылки, что для оплаты услуг мобильной связи пользователю будет достаточно получить лишь этот уникальный номер, причем не обязательно
на пластиковом носителе.

Далее банк сделал следующий шаг,
предложив мобильным операторам
использовать свою банкоматную
сеть, являющуюся наиболее масштабной на Украине, для предоставления
услуг оплаты мобильной связи. Выгоды от построения такого сервиса были очевидны: операторам это позволило значительно расширить сеть
приема платежей абонентов, а банку
– получать комиссию за каждый платеж и, что немаловажно, привлекать
новых постоянных клиентов.

С этой целью ПриватБанк попросил мобильных операторов предоставить ему некоторое количество номеров, аналогичных тем, которые используются в скретч-картах.
При этом для реализации технической составляющей проекта банк привлек специалистов компании ЛАНИТ.

Банк получил в свое распоряжение
универсальное решение, позволяющее предоставлять через сеть банкоматов множество различных услуг,
начиная с оплаты мобильной связи
и доступа в Интернет и заканчивая
продажей страховых полисов
и оформлением подписки на газеты
и журналы. Изменяя набор данных,
распечатываемых на принтере банкомата, ПриватБанк имеет возможность
реализовывать на своей сети банкоматов даже такие сервисы, как, например, регистрация доменных имен.

Кроме того, предоставление этих
услуг практически не требует значительных расходов от самого ПриватБанка. Так, например, для поддержки
новых сервисов ему достаточно было
установить у себя сервер, который
при получении положительной авторизации пересылает в буфер чекового принтера банкомата некий набор
данных (в данном случае – номер
скретч-карты). Гибкость выбранного
решения этой задачи позволяет ПриватБанку и в дальнейшем наращивать
перечень услуг, предоставляемых через сеть банкоматов.

Успех проекта по оплате мобильной связи позволил банку захватить
порядка 30% рынка оплаты услуг сотовой связи, и на данный момент он
успешно сотрудничает со всеми украинскими телекоммуникационными
операторами. Безусловно, эффективность реализации данного проекта
предопределило и то обстоятельство,
что специалисты ПриватБанка еще на
стадии планирования учли различные трудности, которые могли возникнуть при его запуске. Так, например, банк почти одновременно реализовал данный сервис на всей сети банкоматов, чтобы клиенты могли
воспользоваться услугой в любом из
них. Но, пожалуй, основными причинами успеха данного проекта стали
востребованность предлагаемого
сервиса клиентами и техническая готовность ATM-сети банка для предоставления таких услуг.

Характерно, что российские банки
зачастую предпочитают использовать
в аналогичных проектах другие технологии предоставления сервиса оплаты сотовой связи, в корне отличающиеся от подхода ПриватБанка. Так,
например, многие отечественные
банки не подсоединяются напрямую
к биллинговым системам мобильных
операторов, а работают через посреднические организации. Хотя непосредственная работа с оператором
мобильной связи экономически выгоднее для банка и клиента и, соответственно, более конкурентоспособна на рынке данных услуг.

В Москве и Санкт-Петербурге услуги ряду крупных банков по подключению их банкоматов к биллингу мобильных операторов предоставляет
компания “Элекснет”. Такой подход
имеет как свои позитивные аспекты,
так и недостатки. К положительным
факторам относится организация работы только с одной компанией, которая обеспечивает возможность оплаты в адрес нескольких операторов
мобильной связи. В то же время использование предоплаченных
скретч-кодов фиксированного номинала не позволяет проводить платеж
на произвольную сумму. Это особенно важно, учитывая то, что для многих российских банков интерес представляет достаточно узкая прослойка
абонентов, которые используют кредитные схемы платежей за мобильную связь. Несмотря на то, что в общей массе пользователей сотовых
операторов такие абоненты составляют 5-10%, их затраты на связь значительно превышают расходы рядовых
абонентов. Использование карт определенного номинала может оттолкнуть этих наиболее привилегированных пользователей от подобного сервиса, поскольку скретч-карты являются не самым лучшим решением для
обслуживания таких клиентов.

Возвращаясь к проекту ПриватБанка, следует отметить, что инициативы
по реализации многофункциональных сервисов в сети банкоматов исходили именно от руководства банка,
которое видело в этих проектах реальные возможности для получения
прибыли. К сожалению, в большинстве банков о функциональном расширении услуг ATM-банкоматов пекутся
прежде всего их технические специалисты, а не менеджеры, сконцентрированные на бизнесе. В такой ситуации руководство банка склонно рассматривать такие проекты лишь в качестве дополнительной возможности
повышения имиджа, а порой – и как
откровенную обузу, но чрезвычайно
редко видит в них перспективное направление ведения бизнеса.

Однако, несмотря на трудности
практической реализации многофункциональных сервисов на базе банкомата, такие проекты успешно внедряются, иПриватБанк в данном случае
может служить ярким примером не
только для украинских банков,
но и для их отечественных коллег.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (90) ’2003 стр. 10

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных