Диасофт: КАЧЕСТВО – основной конкурентный инструмент!

Диасофт: КАЧЕСТВО – основной конкурентный инструмент!

ПЛАС:Насколько успешным, на ваш взгляд, оказался уходящий 2004 год как для компании “Диасофт”, так и для отечественного рынка банковских услуг в целом?

С. Добриднюк: Несомненно, 2004 год стал достойным продолжением 2003-го. Налицо динамичный рост основных количественных показателей российского карточного бизнеса, увеличение числа участников рынка и значительное расширение спектра оказываемых ими розничных услуг. Кроме того, заметно увеличиваются такие ключевые бизнес-показатели банковской деятельности, как объемы привлеченных и размещенных средств физических лиц.

На этом фоне для “Диасофт” как для компании-разработчика дальнейшая активизация процесса автоматизации деятельности отечественных банков, наблюдающаяся на протяжении всего уходящего года, является прежде всего отражением реальных рыночных тенденций. И поскольку наша компания традиционно оперативно реагирует на любые изменения рыночной конъюнктуры, в 2004г. наш бизнес также был весьма успешен, включая его “карточное” направление. Так, совокупный рост доходов “Диасофт” в нынешнем году достиг планового показателя в 30%. Следует признать, что достичь такого показателя было очень непросто, поскольку эффективные решения для автоматизации банковского, в том числе и карточного, бизнеса сегодня предлагает на российском рынке целый ряд компаний. При этом нынешний имидж “Диасофт” как одного из крупнейших разработчиков на данном рынке заставляет нас в условиях столь жесткой конкуренции постоянно работать “на опережение”, выступая в качестве не только одного из его участников, но и в качестве компании, я не побоюсь этого слова, этот рынок формирующей.

ПЛАС: Какие проекты по внедрению программных продуктов “Диасофт”, реализованные в 2004г., являются, с вашей точки зрения, наиболее показательными?

С. Добриднюк: Считать успешной свою работу в уходящем году нам позволяют сразу несколько знаковых для “Диасофт” событий. Во-первых, это значительное увеличение количества банков, внедривших разработанные нашей компанией решения и приступивших к их эксплуатации. Так, к настоящему времени на ритейловых системах “Диасофт” работают свыше 150 банков, из них не менее трети – на самых последних версиях продуктов. В их числе как крупные многофилиальные кредитно-финансовые структуры, так и небольшие банки. География их деятельности охватывает самые различные часовые пояса: от Петропавловска-Камчатского и Мирного до Таджикистана и Калининграда. Сегодня нет такого региона, где не работала бы наша система.

Из наиболее крупных проектов, реализованных “Диасофт” в текущем году, следует отметить прежде всего крайне удачный, на наш взгляд, проект Внешторгбанка по развитию своего карточного бизнеса. Банк внедрил систему 5NT RETAIL около года назад, и за этот период она успела зарекомендовать себя как весьма эффективное решение. Об этом свидетельствует прежде всего динамичный рост количества эмитированных банком карт, достигший за год эксплуатации системы порядка 300%, с 200 тыс. до 800 тыс., – показатель, которым может похвастаться далеко не каждый банк, тем более крупный участник рынка. Кроме того, банк постоянно увеличивает число своих филиалов и отделений, вовлеченных в карточный бизнес.

При этом “Диасофт” как компанииразработчику удалось достичь весьма впечатляющих показателей быстродействия и надежности работы установленной в ВТБ системы.

Следует подчеркнуть, что проект ВТБ можно отнести к числу уникальных и с точки зрения технологии управления качеством. Так, в ходе его реализации как со стороны “Диасофт”, так и со стороны заказчика принимали участие высококвалифицированные специалисты в области автоматизации и управления, что весьма способствовало успеху проекта. Не секрет, что немалое количество карточных проектов и тем более “сверхпроектов” так и не доводится до промышленной эксплуатации, сталкиваясь с постоянным расширением требований, элементов настройки и связей между ними. Работа по стандартам качества ISO 9001, по которым сертифицирована наша компания, позволила существенно снизить эти риски и выполнить работу в проектные сроки.

Не менее интересно развивается “карточная жизнь” и у других наших клиентов – Газпромбанка, банка “АК Барс” и Юниаструм Банка. Эти банки отличает активный стиль работы с филиальной сетью. Одной из его ключевых особенностей стала достаточно высокая доля автономии банковских филиалов, каждый из которых в результате внедрения “Диасофт” должен иметь возможность менять тарифную политику, создавать новые продукты и сервисы с учетом территориальных особенностей своего региона. Это обстоятельство обусловило такие требования к системе автоматизации, как максимальная гибкость внедрения новых услуг и возможность работы в режиме off-line.

ПЛАС: Какие преобразования претерпело розничное решение “Диасофт” в 2004г.? Какое отражение нашла в них современная технологическая идеология компании-разработчика?

С. Добриднюк: В 2004г. компания “Диасофт” приняла решение серьезно пересмотреть концепцию и архитектуру продукта 5NT RETAIL. Помимо таких факторов, как надежность, производительность, минимизация времени на регламентное обслуживание и смену версии продукта, в новой концепции нами было учтено и то обстоятельство, что уровень ответственности специалиста, который настраивает и сопровождает такую систему, также становится чрезвычайно высоким. На этом фоне банки все сильнее заинтересованы “переложить” решение наиболее типовых задач на систему автоматизации, снизив тем самым риски возникновения ошибок, связанных с влиянием “человеческого фактора”. Если подобные ошибки легко и не слишком затратно контролировать банку, располагающему небольшой клиентской базой, то при масштабном объеме карточной эмиссии необходимо уже по-иному строить даже эргономику программного продукта, выделяя в нем типовые зоны обслуживания. Последнее можно реализовать, например, настроив workflowмодель бизнеса, делегирующую выполнение функций сразу нескольким ответственным специалистам, которые смогут друг друга перепроверять.

Таким образом, при построении новой концепции ритейлового модуля 5NT мы попытались понять психологию человека, который работает с нашей системой, и построить максимально дружественный и интуитивно понятный ему интерфейс. Как можно догадаться, это не удешевило процесс разработки в целом, более того, нам пришлось пожертвовать некой долей универсальности интерфейсов 5NT .

В то же время, с точки зрения нынешней технологической идеологии “Диасофт”, универсальность интерфейса – это уже прошлый этап. Напротив, сегодня в обновленной системе 5NT RETAIL на рабочих местах фронт-офисных операционистов, которые, как правило, обладают невысокой квалификацией, установлен максимально упрощенный специализированный интерфейс, который благодаря своей “легкости” может устанавливаться на компьютерном парке любой производительности любого территориального подразделения.

Не менее важная роль в ритейловом бизнесе, и особенно в карточном, отводится рабочим местам специалистов, отвечающих за выполнение бэкофисных операций – проведение внутрибанковских расчетов, расчетов с платежной системой и с предприятиями торгово-сервисной сети, контрольных операций – сверки балансов, управления тарифной политикой, а также перенастройки системы в связи с введением новых услуг. Количество типов договоров по оказанию услуг, включая услуги для держателей карточек, постоянно растет. Например, у каждого из таких наших крупнейших клиентов, как Внешторгбанк и Газпромбанк, число различных карточных продуктов превышает несколько сотен. Соответственно, используемое ими программное решение должно сопровождать, контролировать и перенастраивать все эти настройки без остановки работы основного ядра системы.

Сохраняя традиции “Диасофт”, в нашем розничном продукте присутствует богатый набор отчетности и аналитики. Последний по своей архитектуре несколько отличается от банковской системы и имеет сходство с модулями аналитики бизнес-систем, таких, как экономические и бухгалтерские CRM-системы. Он предназначен для тех руководителей, которые хотят видеть за рамками рутины стратегические изменения в бизнесе, а также предвидеть факты для создания новых банковских продуктов.

С переходом отечественных кредитно-финансовых институтов на международные стандарты финансовой отчетности такие модули становятся крайне желательными. Вполне естественно, что наш модуль трансформации может также подготавливать отчетность МСФО.

ПЛАС: Наиболее актуальные проблемы, с которыми пришлось столкнуться “Диасофт” в уходящем году?

С. Добриднюк: Вполне закономерно, что с увеличением масштабов бизнеса банков и расширением рынка банковских услуг не избежала проблем роста и компания “Диасофт”. Сегодня перед нами остро стоит актуальная задача повышения качества наших программных продуктов, и буквально с каждым месяцем ее обеспечение обходится все дороже. Расширяется функциональность программного продукта 5NT RETAIL, растет количество отчетных форм, количество бизнес-требований наших клиентов. Поэтому для сохранения традиционно высокого качества своих программных продуктов компании “Диасофт” приходится производить серьезные инвестиции в разработку новых методик тестирования, совершенствования технологии выпуска продуктов, а иногда и изобретать некие парадоксальные технологические подходы. Так, например, в 5NT RETAIL мы отказались от схемы масштабного одноразового перехода с одной версии программного продукта на другую, внедрив технологию помодульного перехода, так называемые перспективные проекты. Это облегчает нашим банкам-клиентам замену функциональных блоков, позволяя не проводить дорогостоящее тотальное тестирование. С другой стороны, такой подход со временем приведет к тому, что конфигурация программных продуктов у каждого из клиентов “Диасофт” может получить значительные расхождения, ввиду чего сотрудникам “горячей линии” и тестировщикам компании необходимо будет в картах тестирований учитывать не только идеальные бизнес-цепочки, но и особенности работы каждого из банков.


“Наше новое решение 5NT RETAIL – это попытка создать принципиально новый продукт, в котором нашел свое отражение опыт всех предыдущих разработок “Диасофт”


На фоне наблюдаемого сегодня насыщения рынка банковских программных продуктов вопросы качества того или иного решения приобретают все большую актуальность, становясь стратегическим инструментом конкурентной борьбы компаний-разработчиков в данном сегменте. Фактически вопросы качества становятся сегодня таким же самодостаточным бизнесом, как и непосредственно разработка новых программных решений. В то же время, как показывает практика, единственным путем, ведущим к достижению нового уровня качества, становится, как правило, путь инвестиций и кадровых преобразований. Нас подобное положение вещей отнюдь не смущает – такая крупная компанияразработчик, как “Диасофт”, обязана вкладывать в повышение уровня качества своих продуктов немалую часть прибыли.

ПЛАС: Какие негативные тенденции российского карточного рынка оказывают сегодня влияние на процесс разработки программных продуктов?

С. Добриднюк: Среди наиболее актуальных проблем современного отечественного карточного рынка я бы выделил три основных. Первая из них – это высокая себестоимость оказания услуг по платежным картам. Закономерно, что с технологической точки зрения данная услуга требует от банка серьезных инвестиций в программно-аппаратную платформу, терминальное оборудование, каналы связи, а также в лицензирование необходимых программных продуктов. Но, кроме этого, с юридической точки зрения, пластиковая карта является смешанным инструментом, сочетающим в себе свойства расчетного счета, кредитного договора и депозитного приложения. В результате занимающийся карточным бизнесом банк обременен огромным количеством отчетности, предоставляемой контролирующим организациям, – ее объем на порядок может превышать отчетность, осуществляемую по вкладам. Поэтому для повышения рентабельности данной услуги банку необходимо либо значительно расширять штат сотрудников, либо серьезно увеличивать функциональность используемого программного решения. С учетом этих обстоятельств в современной банковской розничной системе, на наш взгляд, аспекты рентабельности, качества и функциональности должны быть сбалансированы.

Во-вторых, несмотря на то, что российский карточный рынок демонстрирует сегодня динамичный количественный рост, серьезных качественных изменений на нем происходит по-прежнему немного. К последним можно отнести внедрение новых технологий – чиповых карт, систем телебанкинга, мобильных платежей и т.д. В то же время динамика качественного развития российских компаний, оказывающих такие высокотехнологичные услуги, как, например, продажа контента для мобильных телефонов, намного выше.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время в Европе мобильные платежные системы постепенно становятся серьезным конкурентом карточного бизнеса. Вполне вероятно, что со временем данный факт станет реальностью и на российском рынке. Поэтому основная задача, стоящая перед отечественными банками, – вовремя подготовиться к этому и предложить своим клиентам нечто большее. Думаю, что уже не осталось банков, рассматривающих пластиковую карту только в качестве аналога сберегательной книжки.

И, наконец, по-прежнему проблемным остается и такой аспект карточного бизнеса, как развитие торговосервисной сети. На наш взгляд, схемы создания и привлечения лояльных клиентов при работе с крупными мерчантами используются банками редко. Гибкая тарифная политика в отношении комиссионных и вознаграждений не применяется. Как следствие, остаются невостребованными широкие возможности нашего программного продукта 5NT RETAIL, которые автоматизируют эквайринг. Хотя в международной практике рынок подобных услуг не менее широк, а резерв доходности в этом секторе значительно выше, чем комиссии за банальное снятие наличных в банкоматной сети.

ПЛАС: Каких позитивных изменений можно ожидать в этих областях в наступающем 2005 году?

С. Добриднюк: Говоря о юридических проблемах российского карточного рынка, нельзя не отметить и появление позитивных тенденций в этой сфере. Справедливости ради стоит сказать, что в этом есть и заслуга наших контролирующих органов – введение международных стандартов финансовой отчетности приводит к изменению учетной политики, которая становится сегодня все более прозрачной, понятной и прибыльноориентированной. Стабилизировалось российское законодательство в области обслуживания частных вкладчиков, что сокращает инвестиции банков в разработку программных продуктов.

Кроме того, в уходящем году были отмечены высокие показатели роста клиентской базы банков. К концу сентября 2004г. совокупный объем привлеченных вкладов составлял 1,7 трлн. руб., а объем выданных потребительских кредитов – порядка 400 млрд. руб. Но пока разница между привлеченными и размещенными средствами физических лиц попрежнему уходит на инвестирование в другие активы. В то же время их объем вполне достаточен и для того, чтобы начинать масштабное внедрение новых технологий, и для обслуживания самих реальных владельцев этих средств – физических лиц.

Радует и тот факт, что международные платежные системы, осознав свое высокое влияние на российском рынке, постепенно уходят от узко стандартизованного подхода к работе с банками для того, чтобы международная технология в большей степени отражала и решала задачи отечественной экономики. К таким изменениям можно отнести, в частности, активную работу по усилению бренда, охватывающую и торговосервисные предприятия. Может быть, не все идет такими темпами, как хотелось бы банкам и компаниям-разработчикам, но даже сохранение существующих положительных тенденций в этой области в наступающем году обнадеживает.

ПЛАС: Позволяют ли перечисленные рыночные тенденции рассчитывать на дальнейший рост востребованности решений “Диасофт”?

С. Добриднюк: Несомненно. Кроме того, интересно отметить и то обстоятельство, что процессы слияния российских банков и укрупнения их капитала иногда проводятся даже быстрее, чем хотелось бы нам как компании-разработчику. Несмотря на то, что одним из критичных для разработчика свойств является динамичность, проблемы повышения качества разрабатываемых программных продуктов замедляют темпы их разработки. Корме того, под рутиной обязательств нужно помнить и про инвестиции в разработку принципиально новых продуктов. Только тот разработчик, который предлагает принципиально новое решение уже сегодня, может быть востребован в ближайшем и среднесрочном будущем.

И наше новое решение 5NT RETAIL – это попытка создать принципиально новый продукт, в котором нашел свое отражение опыт всех предыдущих разработок “Диасофт”. Этот продукт рассчитан на обслуживание миллионов банковских вкладов, он может быть внедрен и адаптирован к работе на широком спектре программно-аппаратных платформ. На мой взгляд, 2004 г. оказался годом кризиса банковских программных разработок для большинства разработчиков. Ведь большинство предлагаемых продуктов – это “дети плана счетов 1998 г.” Пока продукт “взрослеет” и набирает функционал, его архитектурные концепции неизбежно будут уходить от современных реалий жизни. И поддерживать его в актуальном состоянии становится все дороже. Нужно своевременно принимать решения о закрытии программных проектов, иначе это сделает рынок. Но сделает более жестко и безжалостно.

Тот факт, что компания “Диасофт” разрабатывает сегодня качественно новые программные продукты, свидетельствует не только о ее хорошем финансовом состоянии и политике, но и о наличии у компании высокого интеллектуального потенциала – квалифицированных разработчиков, аналитиков, тестировщиков и проект-менеджеров. Кроме того, появление таких продуктов, как 5NT RETAIL, говорит о высоком уровне эмпатии его разработчиков, иными словами, “сопереживания”, об умении не только говорить, но и слушать заказчика, предвосхищая его потребности. Только при наличии всех этих факторов компания-разработчик, на мой взгляд, может оставаться конкурентоспособной в современных рыночных условиях.

В заключение хочу сказать большое спасибо журналу “ПЛАС”, который в 2004г. празднует свой 10-летний юбилей. Та кропотливая работа и тот оптимизм, с которым это издание ежемесячно привносит в банковский бизнес новые идеи, позволяют сказать, что сегодня журнал не только стал источником обмена информацией, но и выступает идеологическим “рупором” нашего карточного бизнеса. Он сплачивает участников рынка, вызывает на дискуссии и даже решает проблемы, которые банки не смогли бы решить поодиночке.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (100) ’2004 стр. 38

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных