Британцы не готовы к “Chip & PIN”

Британцы не готовы к “Chip & PIN”

По данным аналитического исследования консалтинговой компании Detica, британским торговым точкам грозит столкнуться с проблемой длинных очередей у касс во время традиционного рождественского бума покупательской активности. По мнению аналитиков Detica, основной причиной станет низкая готовность покупателей к участию в программе “Chip & PIN”, масштабная реализация которой началась в Великобритании еще в начале 2003г.

Как известно, в рамках “Chip & PIN” при совершении POS-терминальных транзакций практически во всех британских торгово-сервисных предприятиях покупатели в обязательном порядке должны подтверждать платеж вводом ПИН-кода. Примечательно, что на данный момент в программе приняли участие порядка 90% всех розничных мерчантов страны, в том числе большинство крупных торговых сетей.

По данным опроса, проведенного Detica среди держателей карт, англичане пока еще недостаточно осведомлены о “Chip & PIN”. Так, около 60% респондентов мало знают или вообще не имеют представления о данной программе, а 50% отметили, что не были уведомлены о запуске “Chip & PIN” банком-эмитентом своих карт.

Справедливости ради следует отметить, что еще в начале 2004 г. британские торговые сети и банки провели масштабную совместную рекламную кампанию, направленную на популяризацию “Chip & PIN”. Однако, судя по данным опроса, их усилия не принесли должного результата.

Более того, в ходе опроса аналитики Detica выяснили любопытную особенность, касающуюся отношения пользователей к обязательному вводу ПИН-кода при POS-терминальных транзакциях. Оказалось, что большинство владельцев карт рассматривают свой ПИН-код как нечто сугубо личное и весьма настороженно относятся к необходимости его набора в заполненном посетителями магазине. Так, порядка 28% респондентов отметили, что не стали бы вводить ПИН-код, стоя в очереди.

Предположительно, столь “трепетное” отношение пользователей к своему ПИН-коду не является чертой, присущей только британцам, хотя в этой стране, равно как и на других рынках, где уровень карточного мошенничества достаточно высок, она может носить наиболее ярко выраженный характер.

По словам представителей инициативной группы “Chip & PIN”, в конце весны нынешнего года двое из пяти английских британских держателей банковских карт были осведомлены о необходимости ввода ПИН-кода при совершении покупок в ряде магазинов. Предположительно, в результате новой рекламной кампании, которую планируется провести в конце осени 2004 г., число осведомленных англичан достигнет 99%. В то же время это обстоятельство само по себе отнюдь не гарантирует, что они станут более снисходительно относиться к новой инициативе.

На этом фоне некоторые эксперты склонны считать, что технология “Chip & PIN” имеет ряд существенных недостатков, способных удержать клиентов от ее применения. Так, например, поскольку правила участия мерчантов в программе “Chip & PIN” носят рекомендательный характер, торговые точки имеют право самостоятельно устанавливать требования ввода ПИН-кода для своих покупателей. В результате некоторые магазины отказываются обслуживать клиентов, которые по каким-то причинам не желают проходить ПИН-аутентификацию, другие же, напротив, готовы обслуживать карты в POS-терминале “традиционным” способом.

Другой не менее сложный вопрос заключается в том, что делать с картой, держатель которой при оплате покупки в магазине трижды ввел неправильный ПИН-код. По рекомендациям “Chip & PIN”, такая карта должна автоматически блокироваться (так же, как и в случае некорректного ввода ПИН-кода в банкомате). Что будет делать кассир с клиентом, который в суете переполненного супермаркета ошибся при вводе ПИНкода и не имеет другой возможности оплатить покупку?

Как правило, большинство владельцев дебетовых карт помнят свой ПИН-код наизусть, поскольку им часто приходится использовать его при снятии наличных в АТМ. Однако держатели кредитных карт, как правило, применяют их исключительно для оплаты покупок в магазинах. Более того, сами банки нередко устанавливают для своих кредитных карт более высокие тарифы на снятие наличных (нередко превышающие 5%), стимулируя покупательскую активность клиента в торговосервисной сети. По этой причине владельцы кредитных карточек, составляющие свыше 60% всех британских картхолдеров, нередко просто забывают свои ПИН-коды.

Учитывая эти обстоятельства, можно предполагать, что массовый переход на “Chip & PIN” потребует от банков-эмитентов выработать безопасные и удобные процедуры смены ПИН-кода без необходимости перевыпуска карты. (Следует учесть, что ПИН-код клиента не хранится ни в базах данных на хосте, ни на магнитной полосе карты. Следовательно, в ряде случаев потеря ПИНа означает необходимость перевыпуска карты с новым номером и ПИН-кодом.)

Итак, нынешний предрождественский бум может стать первым серьезным испытанием для технологии “Chip & PIN”, в результате которого должно обозначиться большинство “подводных камней”, связанных с ее применением. Кроме того, по результатам мошеннической активности в данный период эксперты смогут сделать выводы о реальной эффективности “Chip & PIN”.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 7 (97) ’2004 стр. 33

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных