PRIME 3: когда масштаб имеет значение

PRIME 3: когда масштаб имеет значение

ПЛАС:Вначале несколько слов об основных этапах развития системы PRIME.

С. Лукьянов: Система управления эмиссией и эквайрингом банковских карт PRIME 3 является третьей версией программного продукта PRIME, выпускаемого с 1995г., в то же время это уже четвертое поколение систем от компании CTL.

Нашим первым крупным процессинговым решением была система Cardman, обладающая достаточно широким для своего времени набором функциональных возможностей и изначально предназначенная для автоматизации эмиссии и эквайринга карт Visa International, а затем сертифицированная и для работы с картами MasterCard International (в то время – Europay). При этом масштабная экспансия нашего продукта на рынки Европы, СНГ и Ближнего Востока была обусловлена в первую очередь появлением “бюджетного” продукта VISA START, призванного удовлетворить начальные потребности банков, приступивших к реализации проектов по эмиссии и эквайрингу международных карт. Его функционал включал в себя как менеджмент-систему для эмиссии карт Visa, так и стартовый пакет, обеспечивающий быстрый запуск карточного проекта банка, только что вступившего в систему Visa International.

В результате решение Cardman было инсталлировано в общей сложности в 117 банках 39 стран мира. Отмечу, что на сегодняшний день CTL продолжает поддерживать 26 инсталляций Cardman, ранее установленных у наших клиентов. В основном это банки с небольшими объемами карточного бизнеса, эмиссия которых не превышает 50 тыс. карт.

Поскольку активно развивающийся карточный бизнес банков со временем потребовал дополнительного функционала и большей производительности, система Cardman начала сдавать свои позиции по многим параметрам. Однако и компания CTL, в свою очередь, продолжала чутко реагировать на меняющиеся потребности рынка. Можно сказать, что система PRIME, впервые анонсированная в 1995г., стала правопреемницей Cardman. В то же время между этими двумя продуктами имелось свыше 5 принципиальных отличий. Первая версия PRIME, реализованная на модульной основе, была ориентирована не только для работы с Visa International и MasterCard International (Europay), но и включала в себя отдельные модули для обслуживания карточных продуктов American Express и JCB International, а также была сертифицирована в DinersClub International.

В середине 90-х годов прошлого века CTL были заключены прямые договорные взаимоотношения с этими пятью международными системами. Это позволило адаптировать наши программные продукты для работы с каждой из них в отдельности с учетом всех требований и замечаний, причем настолько успешно, что сегодня отдельные решения CTL используют даже собственные процессинговые центры JCB и AmEx. Кроме того, впоследствии именно PRIME стало одним из первых в мире процессинговых решений, получивших сертификацию на обработку транзакций по EMV-картам.

В 2001г., с учетом меняющихся требований мирового карточного рынка, демонстрирующего бурный рост, и, соответственно, растущих запросов наших клиентов, объем эмиссии многих из которых превысил к тому времени миллион карт, компанией CTL была разработана вторая версия этого продукта, включившая в себя все прежние наработки по PRIME. Отличительной особенностью второй версии PRIME, по-прежнему базировавшейся на платформе Informix, стала возможность обслуживания многомиллионных объемов операций, а также более высокая скорость процессинга. В этой версии также реализован усовершенствованный модуль взаимодействия системы с пользователем с применением Web-интерфейса.

Именно благодаря новым функциональным возможностям наших продуктов мы имеем на сегодняшний день в общей сложности более 400 инсталляций различных решений CTL в 160 финансовых организациях 64 стран мира. При этом непосредственно систему PRIME эксплуатируют более 60 наших клиентов, из которых порядка 30% приходится на банки России и других стран СНГ.

Крупнейшим пользователем PRIME (v.2) по числу обслуживаемых карт сегодня является украинский ПриватБанк. Так, в 1996г. банк первым на Украине начал массовый выпуск карточных продуктов Visa International и на данный момент эмитировал в общей сложности более 5 млн. карт Visa International и MasterCard International.

В том же 1996г. ПриватБанк начал сотрудничество с тогда еще только пришедшей на украинский рынок компанией Card Tech Ltd., установившей в банке программное обеспечение для работы с международными картами VISA START, а затем – и PRIME.

На сегодняшний день ПриватБанк продолжает использовать PRIME второй версии в качестве основной системы по управлению эмиссией и эквайрингом международных карт наряду с еще одной программной разработкой CTL – авторизационной системой ONLINE, а также CTL POSLine – контроллером, управляющим сетью в 12 тыс. POS-терминалов. При этом свыше 4 млн. эмитированных банком карт обслуживаются сегодня на базе PRIME v.2.

Здесь следует отметить, что за последние 3–4 года специалистами CTL был разработан и выпущен на рынок целый ряд новых продуктов, в числе которых ATM CONTROLLER, позволяющий банку работать с банкоматами практически любых мировых производителей, система безопасности FRAUDGUARD, обнаруживающая попытки мошенничества на уровне авторизации, модуль SENTRY, ориентированный на электронную коммерцию, и другие востребованные рынком решения для карточных эмитентов и эквайеров.

В результате назрела ситуация, когда, с одной стороны, четко обозначилась проблема с поддержкой и развитием СУБД Informix, а с другой – многие наши банки-клиенты вплотную подошли к многомиллионным объемам обслуживаемых карточных транзакций. Совокупность этих факторов подтолкнула нас к использованию более мощной и перспективной, с точки зрения развития и поддержки, платформы Oracle.

Схема 1. PRIME в инфраструктуре банка

Таким образом, именно перенос наших продуктов на платформу Oracle 9i с параллельным расширением их функциональных возможностей и стал отправной точкой появления третьего поколения системы PRIME – комплексного решения, ориентированного на банки со средними и большими объемами карточного бизнеса. При этом нами была решена задача интеграции уже существующих функциональных модулей в единую структуру бизнеспродукта PRIME 3.

ПЛАС:Какие задачи были поставлены при разработке и внедрении третьей версии PRIME?

С. Лукьянов: Прежде всего перед компанией стояла задача разработать продукт на современной открытой промышленной платформе с возможностью обслуживать десятки миллионов карт и сотни транзакций в секунду. Дело в том, что еще 2002г. было проведено тестирование второй версии PRIME на платформе Informix, результаты которого продемонстрировали безотказную работу системы на объемах до 5 млн. карт включительно. Тогда такого количества карт ни один из клиентов CTL на нашей системе не обслуживал, поэтому на тот период у нас был приличный “запас прочности”. Сразу оговорюсь, что возможные ограничения были обусловлены именно мощностями используемой серверной платформы, поскольку сама система PRIME, построенная по принципу масштабирования, позволяет наращивать производительность практически линейно путем расширения аппаратной составляющей.

Как я уже отмечал, важнейшей особенностью новой версии системы, поддерживающей весь спектр EMVфункций, является тесная интеграция между всеми продуктами, входящими в ее состав. При этом вся совокупность систем использует платформу управления базами данных Oracle 9i. Благодаря этому PRIME 3 имеет ряд крупных усовершенствований в области взаимодействия между пользователем и системой. Так, в модуле клиентского сервиса PRIME 3 помимо традиционного интерфейса типа “pull” предлагается интерфейс типа “push”, реализованный на базе пакета Oracle Workflow и нового универсального инструмента CTL – CASE MANAGEMENT. Эти новшества обусловлены значительным увеличением возможностей PRIME 3 относительно количества обслуживаемых карт. Кроме того, все пользовательские приложения интегрированы теперь в браузерной оболочке, что позволяет устанавливать систему на базе территориально распределенных сетей с использованием Web-экранов. Это делает PRIME 3 наиболее привлекательной для банков с разветвленной филиальной сетью.

Схема 2. Обзор функционала PRIME 3

Кроме того, PRIME 3 отличается от предшествующих версий широкими возможностями в плане управления терминальными устройствами, различными кредитными карточными продуктами и т. д. Так, бэк-офис системы включает в себя базы данных PRIME, базы данных онлайновой авторизации и коммутации сообщений, управления банкоматами и POS-терминалами, персонализации и ряд других.

Дополнительно ко всему арсеналу средств предыдущих версий продукта функционал PRIME 3 постепенно расширяется за счет реализации новых решений, разрабатываемых сегодня CTL. И некоторые из них также появились благодаря переходу на новую платформу Oracle. Эта платформа обеспечивает оптимизацию операционных схем, превосходное взаимодействие между бэк-офисными и фронт-офисными приложениями, а также более качественные средства формирования отчетов и пакетной обработки файлов. В числе других возможностей следует упомянуть Dispute Manager – новую подсистему урегулирования претензий на базе стандартных наборов правил, усовершенствованные модули кредитования и платежей в рассрочку, позволяющие банкам повышать свой доход от операций потребительского кредита, а также комплексные средства персонализации, которые могут применяться как для EMV-совместимых, так и для традиционных “магнитных” карт.

PRIME 3 поддерживает все интерфейсы с внешними системами и организациями, которые имелись во всех наших предыдущих системах. В принципе, мы можем строить XMLинтерфейсы практически с любой необходимой клиенту системой. Все эти новые особенности совмещаются в PRIME 3 с традиционной надежностью и высокой производительностью.

ПЛАС:Не могли бы вы подробнее остановиться на преимуществах, обусловленных переходом на платформу Oracle 9i?

С. Лукьянов: С переносом нашего стратегического продукта на платформу Oracle и, соответственно, с появлением PRIME 3 перед компанией CTL появляются гораздо более широкие перспективы по наращиванию производительности системы. Последние обусловлены чрезвычайно высоким уровнем долгосрочной поддержки, предлагаемым для пакета Oracle 9i. Мощная комбинация модулей управления ситуациями иOracle Workflow, широкие возможности для кластеризации, превосходные средства процессинга и управления файлами, позволяющие выполнять обработку в фоновом режиме, а также “хранимые процедуры” Oracle, обеспечивающие максимальную скорость обработки данных, – все это существенно облегчило для нас разработку новых системных модулей. При этом PRIME 3 является гораздо более гибким и более масштабируемым решением, чем предыдущие версии продукта.

Кроме того, платформа Oracle 9i изначально разрабатывалась как СУБД для бизнеса в Интернет-пространстве. Соответственно, PRIME 3 также является Интернет-ориентированным решением. При этом речь идет не только о широких возможностях продукта в сфере e-commerce, Интернет-банкинга и т.д., но и о самом принципе использования Интернет-среды в качестве основного коммуникационного канала. Так, на этапе перехода к PRIME 3 у CTL уже существовало решение PRIME WEB, в котором был реализован web-интерфейс пользователей системы. Ранее оно предлагалось нами в качестве отдельного модуля, теперь же этот web-интерфейс изначально входит в состав PRIME 3.

ПЛАС:Каковы, на ваш взгляд, перспективы PRIME 3 на мировом и российском рынках? Особенности стратегии CTL в отношении продвижения и позиционирования новой версии продукта?

С. Лукьянов: Начну с того, что объявление о выходе PRIME 3 вызвало широкий резонанс на мировом карточном рынке. Не могу не подчеркнуть, что анонс последовал после почти полугодовой эксплуатации системы PRIME 3 на базе CTL, а также в двух банках-клиентах в production-режиме. К настоящему моменту мы подписали контракты с тремя стратегическими клиентами, которые фактически приобрели весь пакет целиком, а также с рядом банков, которые собираются использовать только базовый функционал PRIME 3.

В их числе и один известный московский банк, буквально на днях заключивший с нами контракт на инсталляцию новой версии системы.

Что касается перспектив PRIME 3 на мировом рынке, то они весьма радужны – об этом говорят масштабы последних выигранных CTL проектов, стартовавших в 2003–2004 годах, ряд которых исчисляется десятью и более миллионами карт.

В России проекты подобных масштабов сегодня пока еще достаточно редки. В свою очередь, платформа Oracle является весьма дорогостоящим и аппаратно-емким решением. На этом фоне для продвижения PRIME 3 на российском рынке компании приходится разрабатывать достаточно гибкую ценовую политику, для того чтобы заинтересовать этим продуктом не только карточных гигантов, но и банки среднего звена.

В то же время нельзя не отметить, что стоимость этого решения в целом отвечает сегодняшним требованиям рынка. PRIME 3 – это в первую очередь продукт для банков, у которых есть отчетливое понимание перспектив развития своего карточного бизнеса и ритейла как такового. Для этого им нужна полнофункциональная промышленная система, отвечающая всем современным требованиям, которая позволит этим банкам выйти на рынок с по-настоящему востребованными розничными продуктами и уже потом, по мере развития своего карточного бизнеса, начать получать от этого соответствующие дивиденды. При этом речь идет в первую очередь о крупных многофилиальных банках или межбанковских процессинговых компаниях, которым уже сегодня необходимо обрабатывать большие объемы операций. Так, например, о своей готовности мигрировать на третью версию PRIME со второй уже заявил еще один крупный московский банк из числа наших старых клиентов.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что компания CTL полностью сохраняет за собой обязательства по поддержке и развитию всех инсталляций предыдущих версий PRIME (первой и второй), более того, версия на Informix будет по-прежнему предлагаться нами тем банкам, объемы бизнеса которых не требуют внедрения столь масштабного промышленного решения, каким является PRIME 3. Таким образом, обе версии нашего стратегического продукта будут равноправно сосуществовать на протяжении целого ряда лет. Что же касается оставшихся на сегодняшний день немногочисленных инсталляций системы Cardman, то, по всей видимости, в ближайшие годы это решение будет постепенно заменено на PRIME.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (95) ’2004 стр. 22

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных