RS2 Software Group: Шаг вперед, два шага назад, или Уходя – уходи!

RS2 Software Group: Шаг вперед, два шага назад, или Уходя – уходи!

Сразу оговоримся: данный материал представляет собой некую попытку аналитического исследования, в связи с чем сделанные в нем выводы и оценки базируются не на официальных заявлениях конкретных карточных специалистов (которые по тем или иным причинам предпочли обойтись без прямых комментариев, что уже само по себе достаточно характеризует ситуацию, сложившуюся вокруг RS2), а на переработке достаточно большого объема фактической информации, собранной нами из различных независимых информационных источников в России и за рубежом.

В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что в блоке прессрелизов на корпоративном сайте RS2 с февраля 2001г. по июль 2003г. присутствует некоторое количество бодрых рапортов о подписании дистрибьюторских соглашений и открытии представительств в различных частях света, но только одна новость говорит о реальной продаже лицензии на программное обеспечение. Подчеркнем: за три года появился лишь один такой релиз с громким и пафосным наименованием – RS2 Re-Enters Russian. Содержание последнего информирует о заключении летом 2002г. первого со времени ухода RS2 с рынка СНГ контракта с московским банком параллельно с организацией регионального офиса компании в Москве для оказания локальной поддержки клиентов и развития проектов. Общий тон релиза – энергичный и не оставляющий ни капли сомнения в том, что компания четко осознает свои цели и задачи при возвращении на местный рынок.

Итак, сентябрь 2002г. – начало проекта в России. Все это время мы наблюдали со стороны за ходом данного проекта и развитием ситуации в целом. Однако даже в канун Нового года на сайте компании так и не появилось победного релиза об окончании внедрения продуктов RS2 в упомянутом московском банке, несмотря на то, что с начала его реализации прошло уже не менее полутора лет.(Пока этот материал готовился в печать, мы получили известие об окончании процедур миграции и долгожданном запуске систем BankWORKS в промышленную эксплуатацию, с чем и хотели бы поздравить коллектив МИнБа и одновременно пожелать его сотрудникам крепкого здоровья и всяческих успехов в Новом году!)

Факт второй – несмотря на громкие уверения, раздававшиеся в 20012002гг. со стороны менеджеров RS2 о намерениях создать в Москве представительство в форме дочерней компании, мы таковой обнаружить не смогли, несмотря на долгие и упорные поиски. Впрочем, это неудивительно, поскольку RS2 так и не смогла или не захотела (оставляем за нашими читателями право самостоятельно выбирать между двумя этими определениями) таковое представительство организовать. И это при том, что подобные попытки действительно имели место. Так, с целью открытия представительства собирались документы, подряжались юристы, уже был подобран офис и набран необходимый персонал. Однако вот не случилось..

Факт третий – активно работавший в 2001-2002гг. официальный представитель RS2 Software Group на территории России и СНГ с февраля 2003г. полностью свернул свою деятельность, разорвав официальные отношения с компанией и перейдя на работу в один из банков. Пару месяцев спустя находят другие места работы и местные технические специалисты, осуществлявшие процесс внедрения и поддержки программных продуктов на территории СНГ. Все эти процессы прошли тихо и незаметно, как будто ничего и не намечалось. Никаких релизов и комментариев от RS2 по данному факту, конечно же, не выходило. Из скупых комментариев бывших сотрудников можно лишь догадываться, что, по всей видимости, компания грубо нарушила условия контрактов со своими работниками, и те вынуждены были искать работу за пределами RS2.

И, наконец, факт четвертый – в течение первой половины 2003г. головной офис RS2 покинули все менеджеры, отвечавшие за бизнес-направление по России и СНГ. Фактически отошел от дел исполнительный директор, покинул компанию директор по развитию бизнеса, а также менеджер по Восточное Европе и странам СНГ. Основная причина – та же, очевидно, что и у остальных сотрудников.

Теперь попробуем более детально проанализировать, что же стоит за всеми этими фактами. Для этого вначале потребуется совершить небольшой исторический экскурс.

Довольно-таки неожиданное возвращение на рынок России компании RS2 было воспринято нашим банковским сообществом неоднозначно. Кто-то приветствовал этот шаг одного из корифеев карточного софта, кто-то недоумевал: зачем это делать, после того как рынок целиком был сдан конкурентам? Но, так или иначе, при грамотном маркетинге и упорстве представителей RS2 им удалось выиграть тендер на поставку своих процессинговых систем в один очень крупный и перспективный, с точки зрения ритейлового бизнеса, российский банк. Дело уже шло к заключению контракта, но процесс был внезапно остановлен по причине внутрибанковских перемен и соответствующих перестановок, в результате чего для RS2 данный контракт оказался потерян.

Несмотря на ощутимый удар, команда RS2 рук не опускала и добилась-таки своего – заключила очень интересный и перспективный, с точки зрения своего развития на рынке СНГ, контракт с другим известным московским банком. Затем начался долгий и трудный процесс внедрения сложного по своей структуре проекта. И как раз здесь, как на лакмусовой бумаге, отчетливо проступили все достоинства и недостатки как самих продуктов компании и ее проект-менеджмента, так и процедур разработки и управления компанией в целом. Последняя тема в силу своей масштабности заслуживает подробного рассмотрения в отдельном материале, поэтому в рамках данной статьи заметим лишь, что и по сегодняшний день, несмотря на огромный объем успешно проведенной работы и завершение практически всех этапов проекта, он все еще не переведен в стадию промышленной эксплуатации (см. примечание).

Следует также отметить, что за прошедшие полтора года работы над проектом компанию RS2 буквально штормило, результатом чего оказался закономерный финал ее столь успешного, на первый взгляд, возвращения на рынок СНГ.

Оказывается, в течение 2002-2003гг. различные региональные офисы RS2 регулярно покидали сотрудники, в основном по причине, отмеченной выше. В одиночку и целыми группами компанию оставляли самые разнообразные специалисты – проект-менеджеры, разработчики, менеджеры продаж и даже директор Восточно-Европейского филиала группы и ведущий конструктор базы данных. Ведущие специалисты, которые отдали бизнесу компании по 5-6 лет жизни и гордились своим софтверным продуктом и сервисом, уходили “на сторону”. Причем некоторым из них до сегодняшнего момента так и не удалось найти нового места работы. На этом фоне выглядит вполне логичным то обстоятельство, что у RS2 давно уже не появлялось анонсов о новых разработках и продуктах, о которых, как водится, “правильные” софтверные компании не замедляют сообщить на своих сайтах, едва только забрезжит срок появления новинки на рынке. Очевидно, что ничего подобного за последние годы из-под пера разработчиков RS2 не выходило.

Здесь можно позволить себе сделать определенные выводы. Разумеется, известная аналогия с тонущим кораблем и спешащими его покинуть “внештатными” членами команды в нашем случае неуместна хотя бы потому, что в отличие от хвостатых безбилетников персонал компании как минимум заслуживает адекватного к себе отношения и четкого выполнения взятых на себя обязательств со стороны компании. Но когда миграция по собственному желанию работников становится массовой, это может означать только одно – у “корабля” действительно имеются серьезные проблемы с “герметичностью трюмов”. В этом случае становятся предельно ясны истинные причины столь долгого отсутствия у компании новых продуктов и разработок, а следовательно, и новых эффектных продаж. Те же проекты, которые затянулись на годы, по всей видимости, никак не могут перейти в “продакшн фазу”. Иллюстрацией здесь служит уже упомянутый нами хорошо известный московский проект компании.

Почему же ситуация складывается так плачевно? Как нам видится, тому существует целый ряд субъективных и объективных причин, которые, несмотря на достаточно устойчивый тип данного бизнеса как такового, порой могут привести компанию (и мы знаем немало подобных примеров) сначала к потере ликвидности, а затем и к банкротству. С какими же из этих причин мы имеем дело в случае с RS2?

В первую очередь, на наш взгляд, компания так, видимо, и не смогла безболезненно пережить потерю своих клиентов на рынке СНГ в конце 90-х годов прошлого века. Во-вторых, процесс перепродаж и перехода компании из рук в руки в конце прошлого века также не прошел для нее бесследно.

В-третьих, ни для кого не секрет, что определенный спад бизнес-активности в Европе и на Ближнем Востоке после 11 сентября 2001г. объективно отрицательно сказался на всех участниках финансового рынка. К этому добавились переход на расчеты в евро, неизбежные валютные риски и задержки в расчетах, которые по “принципу домино” ударили по всем участникам банковского бизнеса: факторы, оказавшиеся тем более критичными, чем менее диверсифицированной была география рынков компании.

И, наконец, в-четвертых, к создавшейся сегодня ситуации, которую не может пока исправить даже большое количество дилеров RS2, упорно не переходящее в качество, компанию привело отсутствие прозрачной и стройной бизнес-стратегии при наличии совокупности вышеперечисленных факторов. При этом попытки возврата в Россию или разговоры о таковых неоднократно исходили от RS2 начиная с 2000года, но определенные шаги были предприняты только осенью 2001г. На наш взгляд, именно поздний практический шаг на рынок с опозданием в один год и явился тем самым критическим фактором, который не позволил компании закрепиться и развить свое наступление на рынок СНГ. Банальная нехватка ресурсов, практически исчерпанных на развитие и экспансию компании в различных регионах.

Парадоксально, но на самый перспективный и подготовленный для RS2 рынок средств для развития как раз и не хватало! Кроме того, следует отметить, что за этот потерянный период 2000-2001гг. произошел массовый процесс миграции с систем RS2, и возвращение компании происходило как раз на фоне данной миграции. Поэтому эффективность деятельности RS2 на перепаханном рынке на практике получилась на порядок ниже прогнозируемой, что не могло не отразиться на объемах возможных инвестиций в развитие несостоявшегося московского представительства компании. Последнее обстоятельство закономерно привело к практическому свертыванию деятельности группы в 2003г.

Контактируя с бывшими сотрудниками RS2, мы не могли не заметить глубокого разочарования в самой компании, в стратегии и тактике своего прежнего руководства. Все эти факторы наряду с отсутствием признаков “прозрачности” в деятельности RS2 планомерно вели к потере эффективности управления звеньями структуры и снижению общей результативности.

Заранее предполагаем, что после ознакомления с подобного рода пессимистичными прогнозами у некоторых наших читателей может возникнуть логичный вопрос: а что же тогда представляет собой BankWORKS III? Пообщавшись на эту тему с его пользователями и с бывшими сотрудниками компании, мы можем лишь констатировать тот факт, что данный продукт, вполне вероятно, в принципе, работоспособен и соответствует требованиям Visa International и MasterCard International, но с ходу назвать хотя бы 10 качеств, выгодно отличающих его от аналогов конкурентов никто из опрошенных, к сожалению, не смог. Как нам удалось выяснить, к возврату на рынок России в компании стремились в основном и целом менеджеры “новой волны”, которая сегодня уже “схлынула” и довольно прилично “рассеялась”. В свою очередь, у руководства компании подлинного стремления к возврату в СНГ по известным причинам не могло быть в принципе. Нельзя дважды войти в одну реку: решив однажды уйти с рынка и сдать его конкурентам, нужно отдавать себе отчет в том, что возможный возврат обойдется слишком дорого, если вообще будет возможен.

Но так ли уж нужен рынку еще один продукт? Тем более, если поставщик при этом демонстрирует симптомы недостатка потенциала для развития? Ответ, скорее всего, должен быть отрицательным. Ведь единственное, что может оказаться положительным для банков в такой ситуации, – это естественный ценовой демпинг. А вот это уже чревато падением качества поставки, что не является в долгосрочной перспективе таким уж благом, каким кажется на первый взгляд.

И все же, могут спросить наши прагматичные читатели, следует ли ожидать скорого и окончательного сворачивания деятельности RS2 в России и СНГ? Ответим вопросом на вопрос: а разве она еще не свернулась? По нашему мнению – да. Хотя чудеса, конечно же, возможны, в особенности, если найдется какой-нибудь добрый “Иванушка”, который согласится поиграть с компанией в ее игры, и, возможно, на свои же деньги (т. е. деньги своего банка). Но как истинные прагматики мы, скорее всего, вынуждены будем согласиться с высказыванием известнейшего спортивного комментатора– “такой хоккей нам не нужен!”

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 1 (91) ’2004 стр. 42

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных