Бесконтактные смарт-карты на общественном транспорте MIFARE-экспансия продолжается

Бесконтактные смарт-карты на общественном транспорте MIFARE-экспансия продолжается

23 ноября 2005г. в московском отеле “Катерина” прошел форум “Современные технологии смарт-карт в общественном транспорте”. В ходе мероприятия, организаторами которого выступили компании “Розан” и Philips Semiconductors, были рассмотрены последние технологические и бизнес-тенденции в области развития транспортных проектов на базе бесконтактных смарт-карт в России и в мире в целом, а также сделан анализ отечественного и зарубежного опыта реализации такого рода программ.

Aчисло участников форума, собравшего почти 90 делегатов, вошли представители Министерства транспорта РФ, транспортных операторов, региональных органов власти РФ, ответственных за общественный транспорт, технологических и IT-компаний, включая “Микротех” (интегратор ОАО “РЖД”) и “Электронные Системы” (интегратор Петербургского и Казанского метрополитенов), научных кругов, специализирующихся в области транспорта, представители российского банковского сообщества, а также руководители и ведущие специалисты компаний “Розан” и Philips Semiconductors. В Форуме также приняли участие специалисты по общественному транспорту из Узбекистана, Белоруссии, Литвы и Украины.

Технология Philips Semiconductors
В своем выступлении, предваряющем открытие форума, Алистер Бэнам, старший вице-президент Philips Semiconductors по маркетингу и продажам, рассказал о стратегии компании на рынке полупроводников и о применении разработанных ею микропроцессорных технологий в области транспортных проектов. По его словам, сегодня деятельность компании сфокусирована на четырех основных направлениях. Так, Philips является лидером в области разработки технологий мобильной связи и решений для мобильных телефонов, занимает сильные позиции в сегменте производства бытовой электроники, а также разрабатывает электронное оборудование для автомобилей и системы идентификации.

В 2004 г. объем продаж Philips Semiconductors превысил 30 млрд. евро, а доходы компании за тот же период составили 5,4 млрд. евро. Компания насчитывает более 32 тыс. сотрудников по всему миру, в том числе свыше 6 тыс. инженеров, 1,2 тыс. из которых занимаются разработкой ПО. Расходы Philips Semiconductors на научно-изыскательские работы и развитие в прошедшем году составили 2,5 млрд. евро.

Поставки решений на базе полупроводников компания осуществляет в адрес большинства крупнейших участников мирового рынка, при этом, как отметил А.Бэнам, в течение ближайших 2–3 лет Philips Semiconductors надеется получить новых клиентов такого масштаба и на рынке России.

Philips Semiconductors является также лидером в разработке новой технологии беспроводной передачи информации, получившей название NFC (Near Field Communication), применение которой позволяет, в том числе, использовать мобильный телефон в качестве средства для осуществления микроплатежей, включая покупку билетов (на транспорте, в кинотеатрах и т.п.), считывания информации с афиш с бесконтактным чипом и т.д.

В ходе своего доклада А.Бэнам отметил, что рынок СНГ, где Philips Semiconductors присутствует уже в течение многих лет и имеет обширную клиентскую базу в различных бизнес-сегментах, рассматривается компанией в качестве одного из наиболее важных. В частности, с участием Philips Semiconductors реализован ряд успешных отечественных проектов в области социальных и транспортных карт, и в настоящее время технологию Philips Semiconductors используют метрополитены крупных городов России и других стран СНГ – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Минска, Баку, а также ОАО “Российские железные дороги”, компании-операторы наземного транспорта и, что немаловажно, ряд российских банков.

При этом основным российским партнером компании Philips Semiconductors в области систем идентификации докладчиком была названа компания “Розан”.

Мировой опыт
Доклад Мартина Груббера, менеджера по маркетингу систем автоматического сбора тарифов ) Philips Semiconductors, был посвящен преимуществам и наиболее интересным аспектам применения систем автоматической оплаты проезда (АСОП) на общественном транспорте.

Основной причиной наблюдаемого сегодня широкого внедрения смарт-карточных технологий на транспорте докладчиком была названа их привлекательность со стороны всех заинтересованных групп участников.

Так, муниципальные органы и правительство, инвестируя в развитие новых технологий на общественном транспорте, могут решить ряд экономических, политических и социальных задач. В числе последних – задача по стимулированию перехода населения от повсеместного использования личных автомобилей к использованию услуг муниципального транспорта. Внедрение системы оплаты проезда на общественном транспорте на базе бесконтактных смарт-карт (БСК) обеспечивает повышение простоты и удобства использования данных услуг пассажирами, и, как следствие, увеличение доли этих пассажиров. Кроме того, муниципальные органы и правительство смогут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми переходом на бесконтактные смарт-карточные технологии, внедрение которых дает возможность снизить расходы и издержки на обслуживание системы, установить реальный контроль над расходами, увеличить уровень доходов, построить новую тарифную систему, а также отладить маршрутную сеть. Мировой опыт использования бесконтактных смарт-карт в транспортных проектах показывает также, что органы власти, как правило, стремятся использовать такого рода программы в качестве первого шага для решения еще более масштабных задач общегородского или даже общенационального уровня. Например, для построения проектов электронного правительства, социальных карт, карт доступа, IDкарт, электронных документов и т.д.

В свою очередь, транспортным операторам внедрение инновационных платежных технологий дает возможность усилить свои позиции на рынке. Многие из них тем или иным образом конкурируют друг с другом, предлагая свои услуги либо в рамках одного вида транспорта, либо одновременно на нескольких видах. Для того чтобы обеспечить свою конкурентоспособность в продвижении услуг, оператору нужно либо повысить эффективность своей работы, в частности, увеличить скорость посадки и выхода пассажиров, сократить очереди, либо повысить привлекательность своей услуги в глазах клиентов, снизив стоимость распространения билетов, дистрибуции, количества ошибок и т.д. Вместе взятые, все эти меры облегчают пассажирам пользование одним видом транспорта и пересадку на другой.

При этом, внедряя АСОП с использованием БСК, оператор получает доступ ко всему набору предоставляемых инновационными технологиями преимуществ. Во многих случаях БСК используются также и для создания программ лояльности на транспорте, кросс-продуктов и услуг, а также новых бизнес-моделей.

И, наконец, пассажиры нуждаются в доступных, удобных и эффективных процедурах на общественном транспорте, например, в снижении времени на приобретение, замену и использование билетов, более низкой по сравнению с личным транспортом и такси стоимости проезда, высоком уровне сервиса, простых в использовании современных технологий. И внедрение смарт-карточных систем и бесконтактных технологий может удовлетворить данные требования в полной мере.

В настоящее время общественный транспорт является одной из наиболее перспективных областей применения бесконтактных технологий и бесконтактных смарт-карт, причем в будущем его роль в развитии данных направлений значительно возрастет. Интересно отметить, что в 2005г. целый ряд ведущих производителей мобильных телефонов представили свои решения в области NFC, и в настоящее время модели Nokia 3220 и Samsung D500N, поддерживающие данный стандарт, доступны на рынке.

Во многих странах мира с быстроразвивающейся экономикой объем инвестиций в инфраструктуру общественного транспорта со стороны государства достаточно высок, поскольку развитая транспортная инфраструктура является одним из главных факторов роста экономики страны в целом. Многие базирующиеся на использовании БСК проекты изначально проходят пилотную стадию, например, на отдельной ветке метрополитена, или на одном виде транспорта, либо только на основных транспортных направлениях – в центре города, крупных жилых или бизнес-кварталах, на наиболее загруженных транспортных линиях.

Как известно, с ростом количества пассажиров растет и количество транзакций, системы оплаты проезда расширяются и становятся более сложными, и оперировать такими системами, базирующимися на стандартном методе оплаты (жетонами или бумажными билетами), становится чрезвычайно трудно и неэффективно. Все эти факторы ставят транспортных операторов перед необходимостью инвестирования в новые технологии, включая внедрение систем оплаты проезда на базе бесконтактных смарт-карт. Последние также позволяют транспортным операторам получать более подробную информацию о пассажирах, увеличить прибыльность услуг, повысить скорость обслуживания, оптимизировать маршруты, а также внедрять дополнительные бизнес-приложения.

Ярким примером реализации проекта такого рода является проект, реализуемый в Мадридском метрополитене, имеющем разветвленную сеть из 12 линий большой протяженности и объем перевозок в 600 млн. пассажиров в год. В предстоящем 2007г. на линиях Мадридского метрополитена, обслуживающих центральный район города, будет внедрен сезонный билет на базе бесконтактной карты стандарта MIFARE®, и в течение 7–8 лет новая система оплаты покроет всю сеть метрополитена в Мадриде.

Кроме того, в текущем году в Нидерландах были запущены транспортные смарткарточные проекты в большинстве крупных городов страны (Амстердам, Роттердам и Гаага). Отличительной особенностью этих городов является разветвленная транспортная система, состоящая из нескольких видов муниципального транспорта. В настоящее время транспортные операторы страны, работающие на общенациональном рынке (Голландские железные дороги и автобусная система), работают над интеграцией отдельных видов транспорта в первую в мире Единую общенациональную систему оплаты проезда на общественном транспорте. Проект, участие в котором принимают порядка 20 транспортных операторов, предполагается завершить к 2007г. Основной используемой в его рамках картой будет являться карточный продукт MIFARE® DESFire, а традиционные бумажные билеты с магнитной полосой будут заменены максимально дешевыми картами памяти с бесконтактным интерфейсом MIFARE® Ultralight, размещаемыми на бумажных билетах, стоимость которых гораздо ниже традиционных смарт-карт. Несмотря на ограниченные функции, данные билеты максимальным образом соответствуют всем необходимым требованиям (включая устойчивость к внешним воздействиям).

С внедрением карточных бесконтактных технологий применение традиционных бумажных носителей в транспортных проектах остается целесообразным лишь в рамках ограниченной части транспортных линий, поскольку при их использовании затраты на поддержку системы оплаты проезда весьма велики. Ввиду этого обстоятельства многие транспортные операторы в настоящее время решают задачи полного ухода от бумажных носителей и окончательного перевода своих систем на бесконтактные платежи. Так, первым в мире городом, полностью перешедшим на эксплуатацию бесконтактной системы оплаты проезда, стал Осло. В транспортной системе города используются сезонный билет и проездной билет на базе карт MIFARE® DESFire, а также бумажные бесконтактные чиповые билеты MIFARE® Ultralight для однократного проезда или ограниченного числа поездок.

В качестве примеров успешных проектов на базе мультиаппликационных смарткарт докладчик привел транспортный проект в Турку (Финляндия) и проект Чешской железной дороги. Кроме того, был рассмотрен ряд как функционирующих в настоящее время, так и находящихся на стадии внедрения аналогичных проектов, многие из которых реализуются в Китае.

Так, проект в метрополитене г. Гуаньчжоу (Китай), начатый в 2005 г., полностью перейдет на смарт-карты в 2006г. В рамках проекта уже выпущено порядка 11 млн. бесконтактных чиповых билетов MIFARE® Ultralight на бумажном носителе.

В проекте на метрополитене одного из крупнейших городов Китая – Нанджине – используется комбинация карт MIFARE® DESFire для постоянных пассажиров, дополнительных сезонных билетов на картах MIFARE® DESFire, MIFARE® Standard 1K в качестве обычных билетов, и, наконец, “бумажные” билеты MIFARE® Ultralight.

В Гухати – городе в центральной части Китая – внедрение бесконтактной смарткарточной системы оплаты проезда началось год назад на линии легкого метро, в коммерческую эксплуатацию проект будет запущен в 2006г. Карты MIFARE® Ultralight в этом проекте используются для оплаты поездок на большие расстояния, например, из пригорода в город.

В сети Лондонского муниципального транспорта реализованный уже несколько лет назад проект был начат с использования карт MIFARE® Standard 1K. Теперь, когда все необходимое оборудование, включая сеть терминалов, установлено и система работает слаженно, транспортные операторы внедряют также карты MIFARE® Standard 4K, предоставляющие возможность размещения в памяти чипа большего числа дополнительных приложений.

В транспортной сети Рио-де-Жанейро проект также был начат с использованием карт MIFARE® Standard 1K, а впоследствии, с ростом разветвленности транспортной системы и присоединением дополнительных сетей, возникла необходимость в билетах с более широкими возможностями. Кроме того, в Бразилии насчитывается 7 городов с населением более 1 млн. человек (в их числе – Рио-деЖанейро и Сан-Паулу), в каждом из которых внедрена бесконтактная смарт-карточная система оплаты проезда на общественном транспорте. В настоящее время местные транспортные операторы решают задачи их интеграции, а также реализации дополнительных услуг на базе мультиаппликационных карт.

“Розан”: ставка на MIFARE®
Свое выступление Леонид Быстров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании “Розан”, посвятил практическому опыту реализации и развития транспортных проектов на базе бесконтактных смарт-карт на российском рынке, а также ознакомил участников форума с основными бизнес-достижениями “Розан” в этом сегменте рынка. На сегодняшний день компания “Розан”, имеющая более чем 10-летний опыт работы на рынке производства смарт-карт и системной интеграции, является одним из крупнейших производителей пластиковых карт, включая банковские международные карты платежных систем Visa International и MasterCard International, а также широкого спектра небанковских карточных продуктов. Компания выступает в роли системного интегратора ряда проектов на базе мультиаппликационных смарт-карт регионального масштаба, наиболее известный из которых – “Социальная карта москвича”, проектов систем оплаты проезда на городском наземном транспорте, железной дороге и на метрополитенах целого ряда крупнейших городов России и СНГ. В настоящее время доля российского рынка производства транспортных карт, занимаемая “Розан”, составляет порядка 70–75%, а годовой объем производства транспортных карт с магнитной полосой оценивается в 200 млн. штук. Карточные продукты производства компании “Розан” используют все российские метрополитены, применяющие карточки для оплаты проезда (Московский, Петербургский и Новосибирский), Российские железные дороги (ОАО “РЖД”), Бакинский и Минский метрополитены, оператор наземного транспорта “Светловские линии” (Калининградская обл.). Последний использует также автоматизированную систему оплаты проезда “УДОБНЫЙ МАРШРУТ”, разработанную компанией “Розан” совместно с компанией “Липман Софт Сервис”, российской дочерней компанией известного израильского разработчика и производителя POSтерминалов Lipman Electronic Engineering. Аналогичная система устанавливается сейчас ГУП “МОСГОРТРАНС” в Москве на автобусах, обслуживающих инвалидов.

Компания “Розан” осуществляет производство и поставку бесконтактных карт MIFARE® Standard 1K и бесконтактных смартжетонов MIFARE® Standard 1K для Казанского метрополитена (объем последних превысил на сегодняшний день 150 тыс.). Еще один партнер компании – Минский метрополитен – намерен полностью перейти на бесконтактные смарт-карточные технологии оплаты проезда в 2006г. Кроме карт, компания “Розан” поставляет Новосибирскому и Минскому метрополитенам устройства для чтения/записи бесконтактных смарт-карт стандарта MIFARE®.

В качестве независимого персонализационного центра компания “Розан” также обеспечивает персонализацию бланков транспортных карт для Новосибирского метро, частично для ОАО “РЖД”, Московского и Бакинского метрополитенов.

Перейдя к анализу причин, обусловивших масштабный переход транспортных операторов на смарт-карточную систему оплаты проезда на примере Московского метрополитена, Л.Быстров отметил, что в течение 30 лет (с 1961 по 1991г.) тарифы этого крупнейшего транспортного оператора оставались неизменными (5 копеек), а лица, пользующиеся правом льготного проезда, составляли весьма незначительную часть пассажиропотока. С ростом инфляции, появлением льготных и бесплатных категорий пассажиров, чеканкой новых монет, а впоследствии и полной их отменой Московский метрополитен вынужден был перейти на безмонетную (жетонную) систему оплаты. Кроме того, начиная с 1994г. доля пассажиров московского метро, пользующихся правом бесплатного проезда, достигла порядка 50%, началась массовая подделка документов, дающих право на льготный проезд, массовая подделка жетонов и, как следствие, резкое падение доходов метрополитена.


Подавляющее число бесконтактных смарт-карточных проектов российских транспортных систем реализовано на базе карт MIFARE® Standard 1K, в меньшей степени – MIFARE® Ultralight и MIFARE® ProX


На этом фоне в 1996 г. было принято решение о создании новой автоматизированной системы оплаты проезда на основе транспортных карт. С началом реализации проекта были введены бумажные билеты с магнитной полосой, затем – транспортные карты MIFARE® Standard 1K на предъявителя. Позже появились персональные транспортные карты MIFARE® Standard 1K (для сотрудников и студентов МИИТ, совмещенные с ID-приложением для прохода на территорию института, а затем для всех московских студентов), на которых было размещено банковское приложение платежной системы STB; также были введены персональные карты MIFARE® Standard 1K для школьников. И, наконец, появились первые мультиаппликационные карты: карта с двумя транспортными приложениями – Московского метрополитена и Московской железной дороги (объем эмиссии последних превысил 1 млн.), а также “Социальная карта москвича” (СКМ).

К настоящему времени объем эмиссии карт в рамках данного масштабного проекта превысил 3,7 млн. СКМ представляет собой инновационный многофункциональный карточный продукт, на котором размещены банковское приложение, визуальная идентификационная и аутентификационная информация о держателе (социальный номер, ФИО, фото, образец подписи), магнитная полоса для банковского приложения, штриховой код для участия в дисконтных и лоялти-программах предприятий торговой сети, а также три транспортных приложения, хранящиеся в памяти чипа с бесконтактным интерфейсом: для проезда на Московском метрополитене, на пригородных поездах Московской железной дороги и в городском общественном наземном транспорте (приложение “МОСГОРТРАНСа”).

По словам Л.Быстрова, подавляющее число бесконтактных смарт-карточных проектов российских транспортных систем реализовано на базе карт MIFARE® Standard 1K, в меньшей степени – MIFARE® Ultralight и MIFARE® ProX. Последняя карта имеет дуальный (контактнобесконтактный) интерфейс и используется в основном банками; к этому типу карт относится популярная среди банков дуальная карта JCOP30, несущая платежное приложение VSDC (VISA Smard Debit/Credit). При этом возможность размещения на карте нескольких различных приложений позволяет разделить затраты на выпуск карты между эмитентами этих приложений, что снижает стоимость карточного продукта для самого транспортного оператора. Все перечисленные карты соответствуют стандарту ISO/IEC 14443A.

БСК на железной дороге…
Владимир Радичкин, заместитель генерального директора по информационным технологиям компании “Микротех”, в своем докладе подробно рассмотрел принципы работы автоматизированной системы оплаты проезда на основе бесконтактных смарт-карт и билетов со штриховым кодом (также бесконтактная технология) на пригородных маршрутах ОАО “Российские железные дороги”.

Так, концепция информационно-управляющей системы, получившей название АСУ “Пригород”, была подготовлена руководством компании в конце 2004 – начале 2005г. Помимо решения стандартного для управляющей системы набора задач (учет, контроль и т. д.), данная система способна также обеспечить и выполнение ряда бизнес-функций, в числе которых – управление продажей пригородных проездных билетов в рамках АСОКУПЭ (автоматизированной системы оплаты и учета проезда пригородного сообщения, реализующей на базе бесконтактных смарткарт билеты выходного дня и абонементные билеты). С развитием IT-технологий и расширением возможностей использования бесконтактных смарт-карт в рамках ОАО “Российские железные дороги” были созданы новые структуры: Дорожный расчетно-аналитический центр (промежуточное звено между АСОКУПЭ и информационными структурами более высокого уровня), а также эмиссионный центр (его функцией является доставка получаемых от изготовителя транспортных карт до конечных пользователей и поддержка жизненного цикла этих карт).

Отличительной чертой используемой на железной дороге безналичной системы оплаты проезда является ее широкая распределенность. Так, например, одна из труднорешаемых проблем здесь заключается в том, чтобы во временном промежутке работы кассы система могла бы автономно от центральной базы данных предоставлять пассажирам актуальную информацию в соответствии с их запросами. Другой проблемой железных дорог является чрезвычайно развитая маршрутизация, при которой пассажирам требуется билет на проезд от разных пунктов отправления до разных пунктов прибытия, билеты на проезд по сложным транзитным маршрутам и т. д.

Подробно остановившись на описании автоматизированных систем (подсистем), входящих в АСУ “Пригород”, докладчик отметил, что на уровне подразделений ОАО “Российские железные дороги” сегодня действуют три такие системы – АСОКУПЭ, АСОКУПЭ-Л и АСОКУПЭ-С.

Зонная система АСОКУПЭ-С была установлена в 2001г. Поддержав маршрутизацию “точка-точка”, она стала работать в связке с Главным вычислительным центром, получая от последнего нормативные данные, правила и тарифы, отправляя эту информацию по распределенной сети железнодорожным кассам и собирая информацию о продажах.

В рамках АСОКУПЭ-Л также получили развитие карточные технологии. В числе функций данной системы – возможность оформления железнодорожных билетов с предъявлением электронных проездных документов (железнодорожных транспортных и стандартных социальных карт). Все поступившие данные о продажах билетов с использованием данных карт фиксируются и аккумулируются в кассах московских вокзалов, а затем поступают в расчетно-аналитический центр. В расчетно-аналитический центр поступает также информация из социальных регистров Москвы об эмиссии социальных карт, из эмиссионного центра – об эмиссии служебных транспортных карт и случаях злоупотреблений с данными картами. Расчетно-аналитический центр обрабатывает файлы выпуска социальных карт, нормативно-справочную информацию о тарифах и льготах, после чего эта информация, а также соответствующая отчетность коррелируются в базе данных расчетно-аналитического центра. Такой механизм обмена информацией позволяет расчетно-аналитическому центру вести досье на всех пассажиров, хотя бы однажды предъявивших карточку для оформления билета. При этом с 2006г. вся информация о льготниках должна будет оформляться в виде реестра для персонального детального учета истории поездок каждого из пользователей.

В конце календарного месяца расчетно-аналитический центр формирует распечатку всех действий, которые были выполнены с каждой из транспортных или социальных карт. При обнаружении злоупотреблений соответствующая организация (эмитент данной карты) может изъять карту у держателя, а также применить штрафные или иные санкции к нарушителю или злоумышленнику.

На уровне железной дороги действуют следующие системы: АСУ ЭКСПРЕСС-3 (автоматизированная система сбора тарифов на дальних сообщениях), расчетно-аналитический центр (промежуточное звено между Главным вычислительным центром и кассами), эмиссионный центр транспортных карт (позволяет поддерживать жизненный цикл транспортных карт на железной дороге, в том числе и служебных), а также специальный межсетевой эмиссионный центр, обслуживающий различные отделения железных дорог.

Оборудование, применяемое в рамках автоматизированной системы оплаты проезда на пригородных маршрутах ОАО “Российские железные дороги”, включает в себя кассовый терминал для оформления билетов, портативный кассовый терминал для контроля штрихового кода на бумажном билете или абонемента в памяти транспортной либо социальной карты и для продажи/оформления билетов непосредственно в поезде, а также турникетные линии на станциях, оборудованные устройством считывания информации с транспортной карты или бумажного билета со штриховым кодом.

…и на метрополитене
Опытом внедрения инновационных технологий оплаты проезда в метрополитене с участниками форума поделились ведущие специалисты компании “Электронные Системы” (“ЭЛСИ”). Как отметил Геннадий Черкашин, технический директор компании, “ЭЛСИ” была основана в 1990 г. в качестве совместного предприятия Электронмаш (Санкт-Петербург) и итальянской фирмы Olivetti и через некоторое время приступила к работе в секторе систем информатизации общественного транспорта. В настоящий момент компания специализируется в четырех основных направлениях деятельности: осуществление полного цикла работ с системами контроля оплаты транспортных операторов общественного транспорта (от проектирования до пуско-наладочных работ, обучения персонала, гарантийного и постгарантийного обслуживания), создание информационных систем для автозаправочных комплексов и нефтяных компаний, систем контроля доступа для специализированных объектов с распределенными точками контроля доступа и специфическими условиями работы (например, для метрополитена) и, наконец, производство специализированной аппаратуры для систем контроля оплаты проезда на транспорте и для АЗС.

В числе новинок производственного портфеля “ЭЛСИ” были отмечены бесконтактные смарт-жетоны на основе MIFARE® Standard 1K для разовых поездок, а также автоматы по пополнению и продаже транспортных карт и осуществлению других платежей. В 2006 году компания “ЭЛСИ” намерена запустить в действие новый производственный комплекс.

Выступление заместителя технического директора “ЭЛСИ” Василия Арбузова было посвящено созданию и внедрению системы автоматической оплаты проезда и контроля оплаты проезда в метрополитене Санкт-Петербурга.

Компания приступила к созданию подобных систем в 1992г., а в 1994г. “ЭЛСИ” приняла участие в проекте внедрения в Петербургском метрополитене автоматической системы оплаты проезда на базе магнитных карт. При этом руководством метрополитена была поставлена задача обеспечить рост экономических показателей за счет полного сбора оплаты проезда и учета количества поездок различных категорий пассажиров при приемлемых издержках на создание и поддержание инфраструктуры. Другой не менее важной задачей, которую предстояло решить, было увеличение пропускной способности вестибюлей станций метрополитена и кассовых залов за счет предоставления постоянным пассажирам карт длительного пользования, а также за счет автоматизации процессов их продажи и контроля.

Пришлось учесть также специфику требований к автоматизированной системе на метрополитене. К примеру, предъявляемая пассажиром карточка для оплаты проезда должна обрабатываться очень быстро (не более 1 секунды), при этом сеть приема карт достаточно широка, а расстояние между пунктами контроля и центрами ведения системы может достигать десятков километров. Карточка, в свою очередь, должна обеспечивать многократность перезаписи, из чего вытекало требование использовать технологию “толстого клиента”, разместив всю информацию, необходимую для принятия решения о пропуске пассажира или отказе, непосредственно на карте, и надежно ее защитить. Таким образом, ключевая роль в решении поставленных задач отводилась используемому в проекте носителю информации.

В 1995г. было принято решение о миграции АСОП в метрополитене Санкт-Петербурга на бесконтактную смарт-карточную технологию с использованием карт стандарта MIFARE® . По мнению разработчиков, ее применение позволит решить поставленные задачи более эффективно, в первую очередь за счет большего объема памяти карт этого стандарта, надежной защиты размещенной информации с помощью ключей доступа, а также существенного снижения времени обработки карты считывающим устройством.

Действующая в настоящее время в Петербургском метрополитене система позволяет обрабатывать как бесконтактные смарт-карты, так и карты с магнитной полосой. Для разового проезда используются металлические жетоны. Вся информация о проведенных продажах и проходах через турникеты поступает на информационные серверы, где формируется отчетность на уровне станции, и далее поступает в центр обработки информации на уровне метрополитена в целом.

Около 90% используемых сегодня в метрополитене Санкт-Петербурга карт являются бесконтактными билетами на базе карт Mifare Standard и Mifare Ultralight (до 30 поездок без взимания залоговой стоимости) с различными степенями ограничения по количеству поездок и срокам действия карточки. В настоящее время для оплаты разовых поездок рассматриваются бесконтактные смарт-жетоны MIFARE® Standard 1K (аналогичные смартжетонам Казанского метрополитена).

Палитра оборудывания для системы оплаты проезда
В свою очередь, Филипп Лебедев, начальник коммерческой службы “ЭЛСИ”, ознакомил собравшихся с функциональными возможностями оборудования, разрабатываемого и производимого компанией для построения систем оплаты проезда.

Так, в 1997г. компания наладила производство турникетов собственной разработки двух различных моделей – УТ 96 (с триподом) и УТ 2000 (с автоматическими створками), которые могут устанавливаться как на железной дороге, так и на метрополитене.

Установленные на турникетах производства “ЭЛСИ” устройства чтения-записи информации о проезде адаптированы для работы со всем существующим спектром носителей проездных документов (бесконтактными смарт-картами, магнитными картами, бесконтактными смарт-жетонами). Пропускная способность турникетов – 1,2 тыс. пассажиров в час, срок службы – 2 млн. циклов работы до первого среднего ремонта (реально – до 5 млн.), или 10 лет.

Главным заказчиком турникетов компании “ЭЛСИ” являются ОАО “РЖД” (около 1,7 тыс. устройств), метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Турникеты компании “ЭЛСИ” успешно работают с устройствами работы с бесконтактными смарт-картами, а также с бумажными билетами с магнитной полосой или штриховым кодом, которые производятся другими компаниями, работающими в области общественного транспорта.

Автоматы второго поколения для продажи и пополнения бесконтактных смарткарт, а также проведения платежей различного рода (в адрес поставщиков услуг сотовой связи, Интернет-провайдеров и т.д.) производства “ЭЛСИ” оборудованы вандалозащищенным корпусом, экраном touch-screen и модулями приема наличных и выдачи сдачи.

Устройство проверки проездных документов на базе стандартных смарт-карт производства “ЭЛСИ” позволяет контролеру-ревизору проверять проездные документы, а также накапливать и хранить информацию в объеме до 30 тыс. последних транзакций с обеспечением надлежащего уровня защиты от несанкционированного доступа к устройству.

+ Юридические аспекты
Интересные доклады по реализации АСОП для наземного городского общественного транспорта были представлены компаниями “Розан” (проект “УДОБНЫЙ МАРШРУТ”, в том числе – результаты внедрения проекта в Калининградской области), “УралИнфоТек” (проект “Транспортная карта Челябгортранса” в Челябинске), екатеринбургской “АСК” (результаты выполнения пилотного транспортного проекта “УДОБНЫЙ МАРШРУТ” в Тюмени). Участники форума рассмотрели также юридические аспекты использования бесконтактных смарт-карт в качестве проездных документов, обсудили готовящийся Минтрансом России Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации (Федеральный закон РФ), а также приняли участие в работе ряда “круглых столов”, организованных в рамках мероприятия.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 9-10 (109-110) ’2005 стр. 36

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных