Журнал ПЛАС » Архив » 2005 » Журнал ПЛАС № 9-10 (109-110)2005 » 481 просмотр

СКИПЕ: по обе стороны биллинга

Юбилейный ИКР-2005 продемонстрировал широкий интерес представителей банковского сообщества к развитию такого перспективного розничного направления, как обслуживание регулярных платежей населения в адрес поставщиков массовых услуг, включая коммунальные службы, а также к реализации такого рода сервисов в рамках АТМ-сети, Интернет- и мобильного банкинга. Неслучайно одно из наиболее актуальных выступлений в рамках “круглого стола” “Проблемы банкоматного бизнеса. Мировой опыт и его использование в России” было посвящено универсальному решению, обеспечивающему прием платежей в адрес АО “Мосэнерго”, совместно разработанному компанией “Интегратор-ИТ” и Трансинвестбанком – уполномоченным банком по расчетно-кассовому обслуживанию этого крупнейшего поставщика электроэнергии в Московском регионе.

Aнастоящее время услуги по приему платежей населения в адрес поставщиков коммунальных услуг в той или иной форме предоставляет (а зачастую лишь декларирует свои намерения предоставлять) подавляющее число участников российского розничного банковского рынка. При этом значительная часть программно-аппаратных решений, используемая российскими банками для организации приема коммунальных платежей, дает возможность лишь частично автоматизировать этот процесс приема платежей, в результате чего в большинстве случаев его реализация сводится к проведению обмена файлами стандартного формата, содержащими информацию о лицевом счете абонента и сумме его задолженности, между устройством по приему платежей (включая POS-терминал, ATM, платежно-информационный киоск и т.п.) и биллинговой системой поставщика коммунальных услуг.

С одной стороны, внедрение такого рода решений повышает уровень сервисного обслуживания абонентов, предоставляя им широкий спектр возможностей по оплате коммунальных услуг. Но, с другой стороны, использование банками, принимающими коммунальные платежи, подобных платежных схем не дает самому поставщику коммунальных услуг возможности оперативно получать информацию о платежах, которые совершил конкретный абонент, а следовательно, располагать реальной картиной собираемости платежей, ситуацией с задолженностями и т.д. В отличие от операторов связи и Интернет-провайдеров с подобной проблемой в настоящее время сталкиваются большинство предоставляющих коммунальные услуги российских компаний – естественных монополистов. Разрешить ее могло бы внедрение некоего универсального программно-аппаратного решения, которое, будучи интегрированным в биллинговую систему того или иного поставщика массовых услуг с одной стороны, и с АБС или процессинговым центром кредитно-финансовой организации, принимающей платежи в пользу этого поставщика, – с другой, обеспечило бы между ними онлайновый обмен данными, включая оперативную информацию обо всех транзакциях в адрес поставщика, поступающую с терминальных устройств (ATM, в том числе и с функцией cash-in, POS-терминалов, кассовых аппаратов и других устройств, оснащенных функцией приема наличных и безналичных платежей).

Именно такое решение, разработанное для приема платежей населения в адрес ОАО “Мосэнерго”, было совместно представлено Федором Герасименко-Карпенко, начальником управления проектов и развития розничного бизнеса Трансинвестбанка, и Иваном Лапушкиным, генеральным директором компании “Интегратор-ИТ” в рамках “круглого стола” “Проблемы банкоматного бизнеса. Мировой опыт и его использование в России”.

Сочетая в себе функционал современной биллинговой системы и Системы консолидации информации о платежах (СКИПЭ), данное комплексное решение предоставило поставщику электроэнергии возможность вначале создать широкую сеть отделений и участков по расчету и выставлению платежей, базирующуюся на единых стандартах работы, а затем приступить к построению развитой сети сбора платежей, также основанной на единых стандартах для всех участников розничного банковского рынка.

Сотрудничество компании “ИнтеграторИТ” и ОАО “Мосэнерго” началось порядка 5 лет назад, с проведением работы по созданию и внедрению современной биллинговой системы ОАО “Мосэнерго”. В свою очередь, КБ “Трансинвестбанк” с 1997г. выступает уполномоченным банком “Мосэнерго” по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию и предоставлению других видов банковских услуг предприятиям и работникам энергетической промышленности.

Как демонстрирует схема 1, современная структура биллинговой системы ОАО “Мосэнерго” состоит из трех основных уровней, между которыми происходит интенсивный информационный взаимообмен. К их числу относятся уровень управления (управляющая компания “Мосэнергосбыт” и Центр обслуживания продаж энергии (ЦОПЭ), уровень сети отделений, охватывающей Москву и Московскую область, и, наконец, уровень участков, которые ведут непосредственную работу с потребителями услуг (плательщиками). При этом вся работа отделений и участков базируется на единых стандартах по расчету и выставлению платежей абонентам.

На сегодняшний день ОАО “Мосэнергосбыт” имеет более 70 точек обслуживания населения, 21 из которых расположена в Москве и порядка 50 – в Московской области.

От “Энергосбыта” на участки поступает нормативно-справочная информация, информация о льготах и субсидиях абонентов, об установленных тарифах расчета, а также о платежах, получаемых централизованно. В свою очередь, от каждого из участков в ЦОПЭ и затем непосредственно в “Мосэнергосбыт” передаются копии баз данных – реквизиты абонентов, контрольные показания, выставления, договоры и т.д.

Таким образом, с построением современной биллинговой системы ОАО “Мосэнергосбыт” получило возможность оперативно и скоординированно получать информацию о своих абонентах-должниках и об объемах задолженности каждого из них. Так, гарантированная синхронность базы данных по московским абонентам ОАО “Мосэнергосбыт” достигла уровня 30 сек., в течение которых все изменения баз данных отделений и участков Москвы поступают в “Мосэнергосбыт”. Такая синхронность фактически близка к онлайновому режиму работы. При этом, по утверждению специалистов разработчика системы – компании “Интегратор-ИТ”, – указанное временное ограничение связано исключительно с качеством используемых сегодня каналов связи.

В то же время внедрение биллинговой системы, функционирующей только на стороне поставщика услуг – в данном случае ОАО “Мосэнергосбыт”, по сути, оставляло нерешенной другую, не менее важную проблему – получение информации о совершенных абонентами платежах в таком же оперативном режиме.

После того как биллинговая система ОАО “Мосэнергосбыт” выставляет счета физическим лицам за потребленную электроэнергию, подавляющая часть московских абонентов традиционно производит их оплату наличным или безналичным способом в отделениях Сбербанка России. В свою очередь, областные абоненты при совершении платежей в адрес ОАО “Мосэнергосбыт” пользуются в равной степени как услугами Сбербанка России, так и ряда коммерческих банков, заключивших с поставщиком договор на сбор платежей.

В настоящее время в связи с активизацией попыток российских кредитно-финансовых институтов увеличить доходность своего розничного бизнеса резко возросло количество коммерческих банков и сетевых предприятий, заинтересованных в сборе платежей за электроэнергию. При этом каждое из них имеет свою внутреннюю информационную систему, свои регламенты прохождения платежей и информации о платежах.

В результате файлы с информацией о совершенных абонентами платежах за электроэнергию поступают в биллинговую систему ОАО “Мосэнерго” от разных банков-получателей, в разном формате, в разной форме и, как правило, с большими временными задержками – от нескольких дней до месяца. Именно в такой весьма продолжительный промежуток времени поставщик услуг не имеет возможности отследить путь поступивших в его адрес денежных средств и, в случае необходимости, оказывать какое-либо влияние на сроки перечисления платежей.

На этом фоне возникла идея создания в рамках биллинговой системы ОАО “Мосэнерго” IT-системы, предназначенной для сбора и учета информации обо всех видах платежей населения, поступивших в адрес поставщика независимо от конкретного банка-получателя, а также для проведения расчетов в автоматическом режиме и обеспечения информационного взаимодействия АБС (или процессинговых центров) банков-получателей с биллинговой системой поставщика.

Первую пилотную версию такого программного решения компания “Интегратор-ИТ” разработала еще порядка двух лет назад, а в середине 2004г. система СКИПЭ была внедрена в расчетном банке ОАО “Мосэнерго” – Трансинвестбанке.

В качестве одного из преимуществ системы СКИПЭ можно рассматривать ее модульную структуру, включающую в себя несколько различных по своей функциональности модулей или подсистем (см. схему 2) (стр. 13 презентации “Краткое описание АСУЭД”).

Подсистема СКИПЭ-Агент предназначена для приема платежей и устанавливается в организациях, осуществляющих данный вид деятельности.

Подсистема СКИПЭ-Процессинг предназначена для принятия и консолидации платежей, принятых от участников системы, проверки их валидности, проведения расчетов и передачи данных о результатах разноски принятых платежей по лицевым счетам.

Подсистема СКИПЭ-Биллинг предназначена для интеграции с биллинговыми системами, разноски принятых платежей по лицевым счетам и получения результатов разноски.

Взаимодействие СКИПЭ с различными биллинговыми системами поставщиков услуг, автоматизированными системами торговых предприятий, автоматизированными банковскими системами и т.д. может осуществляться как в онлайновом, так и офлайновом режиме, с использованием Системы защищенного документооборота.

СКИПЭ позволяет также осуществлять взаимодействие между подсистемами и смежными системами (биллинговыми системами, кассовыми системами, банкоматными и POS-терминальными сетями).

В рамках СКИПЭ информация об осуществленных абонентами платежах в адрес “Мосэнергосбыта” ежедневно поступает в процессинговый центр Трансинвестбанка, проходит валидацию, а затем направляется управляющей компании поставщика (“Мосэнергосбыт”) непосредственно через биллинговую систему. Собранные за электроэнергию абонентские платежи зачисляются на расчетный счет “Мосэнергосбыта” в Трансинвестбанке. При этом каждая перечисленная сумма платежа в автоматическом режиме “привязывается” к определенному абоненту.

Таким образом, с внедрением системы СКИПЭ время от зачисления средств на зарплатный счет абонента в банке или проведения платежа наличными до зачисления платежа на расчетный счет “Мосэнерго” сократилось с 1,5 месяца до 1–3 дней.

Кроме того, важным аспектом внедрения системы СКИПЭ явилось предоставление банкам Московского региона права приема платежей от физических лиц в адрес ОАО “Мосэнерго”, что создает предпосылки к построению разветвленной сети по сбору платежей, базирующейся на единых стандартах работы, к которой могут присоединиться, помимо коммерческих банков, и небанковские структуры (торговые сети, почтовые отделения, сети приема платежей т. д.). Любой организации, которая намерена организовать работу по приему платежей за электроэнергию и соответствует требованиям, предъявляемым к ней со стороны ОАО “Мосэнерго”, расчетный банк предоставляет стандартные правила, стандартные условия подключения к биллинговой системе ОАО “Мосэнерго” и стандартное программное обеспечение.

За период коммерческой эксплуатации системы СКИПЭ, начатой около года назад, к системе сбора платежей уже подключено 15 банков.

Интересно отметить, что до недавнего времени практически все поставщики коммунальных и других массовых (периодических) услуг имели возможность заключить договор по сбору платежей лишь с ограниченным числом банков. Дело в том, что традиционная модель такого сотрудничества требует подключения банка напрямую к биллинговой системе поставщика услуг. Очевидно, что сценарий не только затратен для банка (в особенности если речь идет о необходимости подключения к целому ряду поставщиков), но и весьма неудобен, например, для самого поставщика услуг, вынужденного выстраивать в рамках своей налаженной системы технологические интерфейсы с целым рядом сторонних бизнесструктур, имеющих самые разные технологические особенности и запросы.

И, наконец, использование информационной системы, подобной СКИПЭ, позволяет поставщику повысить собираемость платежей, улучшить качество базы абонентов, а также в онлайновом режиме оперировать работой сети по сбору платежей, например, подготавливать отчетность, осуществлять сбор статистических данных, управлять рисками в отношении компаний-участников сети, устанавливать комиссии, специальные условия и т.д.

Со своей стороны, абоненты ОАО “Мосэнерго”, проживающие в Москве и Московской области, получили возможность воспользоваться более широкой сетью точек приема платежей, разнообразить способы их приема (СКИПЭ не накладывает никаких технологических ограничений на использование того или иного канала доставки услуги по сбору платежей, будь то АТМ-сеть, системы Интернет- и мобильного банкинга), а также возможность оперативно получить информацию о размере своей задолженности на текущий момент.

Как сообщил в своем выступлении в ходе “круглого стола” начальник управления проектов и развития розничного бизнеса Трансинвестбанка, значительный прирост пользователей в рамках обслуживания регулярных платежей расчетный банк того или иного поставщика массовых (периодических) услуг может получить, не заключая отдельный договор с каждым банком-участником системы по сбору платежей, а действуя в рамках стандартных правил платежных систем, в том числе международных. Например, разместив в результате достижения соответствующих соглашений на стандартных карточных продуктах платежных систем дополнительное приложение, содержащее информацию о реквизитах абонента поставщика коммунальных услуг, получаемых непосредственно из биллинговой системы поставщика. При этом функции торговой точки будет выполнять поставщик услуг (в данном случае – ОАО “Мосэнерго”), а функции банка-эквайера – расчетный банк поставщика.

В результате при проведении идентификации такой карты с размещенным на ней дополнительным приложением в рамках устройств, оснащенных функцией приема коммунальных платежей, все необходимые поля, вплоть до формирования запроса биллинговой системе, отчетного либо актуального сальдо, будут заполнены автоматически. Абонент – держатель карты инициализирует операцию оплаты услуг через СКИПЭ, после чего система СКИПЭ, в свою очередь, проведет проверку наличия данного абонента в базе данных, наличия необходимых для оплаты данных (период оплаты, сумма оплаты и т.д.). В случае корректности полученной информации СКИПЭ передаст банкомату положительный ответ о принятии платежа и распечатает чек, после чего произведет разгрузку данных в базу данных поставщика услуг.

Абонент может совершить подобный платеж, используя карту без размещенного на ней специального приложения, введя свои идентификационные данные в банкомат вручную и произведя оплату по карте платежной системы либо наличными.

В настоящее время данная технология реализована Трансинвестбанком совместно с германским производителем ATMрешений Wincor Nixdorf на устройстве ProCash3100.

Как подчеркнули в заключение своего выступления Ф. Герасименко-Карпенко и И. Лапушкин, систему СКИПЭ и созданный разработчиками универсальный интерфейс, позволяющий обеспечить онлайновый обмен данными между биллинговой системой и АБС или процессинговым центром любой кредитнофинансовой организации, можно использовать для работы практически с любыми биллинговыми системами любых поставщиков массово предоставляемых услуг, в том числе таких крупнейших операторов фиксированной телефонной связи, как МГТС.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 9-10 (109-110) ’2005 стр. 31

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных