Журнал ПЛАС » Архив » 2005 » Журнал ПЛАС № 7 (107)2005 » 357 просмотров

XI форум разработчиков ИБС

N19 по 22 октября 2005г. в московской гостинице “Космос” прошел XI международный Форум разработчиков интегрированных банковских систем.

N19 по 22 октября 2005г. в московской гостинице “Космос” прошел XI международный Форум разработчиков интегрированных банковских систем.

Организатором мероприятия выступила Ассоциация российских банков (АРБ) при поддержке Центрального банка РФ.

Участниками Форума, проходившего под девизом “Информационные технологии – стратегический фактор развития банка”, стали представители целого ряда российских и зарубежных банков, финансовых структур, промышленных корпораций, а также ведущих компаний-разработчиков банковских систем и программного обеспечения.

Отличительной чертой нынешнего мероприятия стало рекордное число спонсоров, в качестве которых на этот раз выступили 24 компании, среди которых: БИС, БИФИТ, БПЦ, “Банк`с Софт Системс”, “Диасофт”, EGAR Technology, “Инверсия”, Intersoft Lab, Infosys Technologies, “Кворум”, “Комита”, “Новая Афина”, “Оникс Капитал”, Oracle СНГ, ПрограмБанк, РФК, SAP CIS, CSBI, “Технос-К”, ФОРС-БС, ЦФТ, R-Style Softlab, Escape/M, UniSAB.

На проходившей в рамках XI Форума разработчиков ИБС выставке свои продукты и технологии представили, помимо компаний-спонсоров, такие известные участники рынка банковских IT-решений, как ЛАНИТ, “Неофлекс”, ИНИСТ, “Инфосистемы Джет”, “Адвантум”, “Финист-софт”, ПСиТ, “Квадриум”, КРОК, “Терн”, Abbyy, Cognitive Technologies, Directum, IIG, IMS computers, I-Teco. В рамках экспозиции были представлены как самые новые технологические разработки, так и решения на основе модернизации уже известных и хорошо зарекомендовавших себя на отечественном финансовом рынке продуктов.

Открывая пленарное заседание, исполнительный вице-президент АРБ Анатолий Милюков отметил, что проблемы повышения уровня информатизации банковской системы России имеют сегодня особую значимость в свете предстоящего вступления страны в ВТО и продолжающегося обострения конкуренции с иностранными финансовыми структурами. Это подтверждает тот факт, что сегодня до 50% кредитов отечественные предприятия получают изза рубежа, так как российские банки из-за низкого уровня капитализации не могут активизировать процесс кредитования промышленности и других сфер экономики.

Росту конкуренции как фактору интенсивного развития рынка банковских технологий был посвящен также аналитический доклад Олега Скворцова, председателя комитета АРБ по информационным и Интернет-технологиям, заместителя председателя Абсолют-банка, выделившего главные тенденции и причины наблюдаемого в течение последних лет процесса модернизации IT-структуры отечественных кредитных организаций.

Значительный интерес, прежде всего у делегатов – представителей крупных отечественных банков, – вызвал также доклад Михаила Сенаторова, заместителя председателя Банка России, директора департамента информационных систем, посвященный началу создания и перспективам развития на отечественном рынке RTGS – системы проведения платежей в режиме реального времени на валовой основе. Система RTGS представляет собой новый этап в развитии платежной системы ЦБ РФ и ориентирована на обслуживание наиболее важных расчетов. Мировой опыт подтверждает, что данная система платежей ни в одной стране мира не подразумевает массового участия национальных банков. Так, в Германии из 2,5 тысячи местных банков в RTGS сегодня входят лишь около 80 ведущих кредитнофинансовых организаций.

В рамках рабочей программы Форума прошли презентации целого ряда интегрированных банковских IT-систем, вниманию делегатов были представлены комплексные решения в области управления и автоматизации банковской деятельности (включая ритейл) отечественных и зарубежных разработчиков. В ходе состоявшейся конференции, включавшей в себя 6 различных по направлениям секций, участники мероприятия обсудили актуальные проблемы выбора и реализации банками и крупными промышленными корпорациями современной IT-стратегии. Традиционно наибольшее внимание делегаты уделили секции “Розничные технологии”, однако не меньший интерес вызвали дискуссии по темам “IT-стратегия и опыт реализации проектов”, “Технологии управления банком”, “Архитектурные решения и технологии интеграции. Бэкофисные технологии”, “Корпоративный банкинг“ и “Инвестиционный банкинг“.

Центральное место в программе мероприятия нынешнего года заняла секция “Розничные технологии”, проходившая в течение двух дней и собравшая наибольшее число докладчиков, выступления которых охватывали широкий спектр решений и инструментов для автоматизации банковского ритейла.

Так, Борис Федоров, начальник управления внедрения и сопровождения банковских систем компании “Программные системы и технологии”, рассказал о возможностях программного комплекса 3Card при создании единого информационного пространства для розничных технологий банка, что позволяет поддерживать обслуживание не только карточных, но и депозитных, кредитных и многих других операций физических лиц в рамках единой системы. В свою очередь, Андрей Зуев, генеральный директор компании Forbis Ltd.(Литва), в своем докладе, посвященном информационной системе FORPOST, сделал акцент на роли этого решения в повышении качества комплексного клиентского обслуживания, включая поддержку карточных операций, которые выступают сегодня универсальным инструментом доступа к банковским услугам и продуктам.

Ольга Гроздова, бренд-менеджер департамента банковского ПО “RS-Bank/Pervasive” компании R-Style Softlab, рассказала об особенностях использования ритейловых решений RS-Bank/Pervasive в малых и средних банках для обеспечения быстрого и эффективного старта розничного бизнеса.

Особый интерес делегатов вызвал доклад руководителя направления “Банковские системы” компании БПЦ Александра Горюнова “Технология интеграции систем: единый бизнес-процесс из разнородных компонент”. Приведя хорошо известную аксиому о том, что удвоение объемов бизнеса практически всегда требует кардинального пересмотра принципов деятельности банка, А.Горюнов подчеркнул, что за последнее десятилетие многие отечественные банки наращивали свою IT-инфраструктуру методом “кусочной” автоматизации. В связи с этим сегодня в каждом из них могут параллельно сосуществовать по меньшей мере три IT-системы (АБС, процессинг и розничная АБС), что значительно усложняет поддержку и дальнейшее развитие их розничного бизнеса. Компания БПЦ предлагает альтернативный подход к автоматизации, ключевым принципом которого является соответствие IT-стратегии банка целям развития его бизнеса. Формат архитектуры информационных систем, разработанный БПЦ, предполагает унификацию каналов доставки банковских услуг и способов взаимодействия с клиентом, интеграцию всех компонентов IT-комплекса в режиме online и, наконец, возможность строить различные бизнес-процессы на базе одних и тех же информационных систем – как в рамках розничного, так и корпоративного обслуживания. Комплексное интегрированное решение БПЦ для поддержки различных направлений банковского бизнеса строится на базе процессинговой системы SmartVista, АБС BANCS (компании FNS) и, при необходимости, специализированных продуктов партнеров компании. В ходе проведения секции в выступлениях участников Форума нашли отражение не только основные тенденции развития рынка банковских розничных услуг, но и вопросы экономически обоснованного выбора формы обслуживания частных клиентов. Не случайно целый ряд докладчиков особое внимание уделили технологиям дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физических лиц. В частности, Дмитрий Мирошников, руководитель отдела розничных продуктов компании “Банк`с Софт Системс” (BSS), привел результаты расчетов, подтверждающие, что себестоимость операций по обслуживанию клиентов через виртуальный допофис банка в 16 раз ниже, чем при обслуживании в традиционном банковском отделении. В то же время следует учитывать, что итоговая экономическая эффективность систем ДБО во многом зависит от выбранной банком стратегии дистанционного обслуживания, применяемой системы и соответствующего программного обеспечения.

Один из аспектов данной проблемы – эффективность дистанционного обслуживания заемщиков – рассмотрел в рамках своей презентации Андрей Мамедов, коммерческий директор компании РФК. В свою очередь, руководитель отдела электронного банкинга Банка Москвы Арсений Балашов представил практические результаты использования системы iBank 2 с точки зрения расширения современных форм самообслуживания в клиентском сервисе банка.

Михаил Лебедев, директор по производству линии Master компании “Диасофт”, в своем выступлении рассмотрел тему поддержки розничного бизнеса в выносных офисах территориальной сети: валютно-обменных пунктах, операционных кассах и дополнительных офисах банка. На решение этих задач ориентирован комплексный продукт Master Cash, технологии которого охватывают все формы данного бизнес-направления – как в отдельности, так и в любом сочетании – и могут быть реализованы в сложной, территориально-распределенной структуре банка. Как отметил докладчик, работа с наличными средствами остается рентабельным и надежным видом российского банковского бизнеса.

Не меньший интерес участников Форума вызвали также дискуссии по темам “ITстратегия и опыт реализации проектов”, а также “Технологии управления банком”, в рамках которых основное внимание было уделено современному состоянию и перспективам развития технологической базы российских банков. Так, Геннадий Бережной, генеральный директор компании “Квадриум”, в своем докладе “Комплексные услуги для банков” отметил, что резкий рост конкуренции в банковской сфере и возможность снятия в самом ближайшем будущем “защитных барьеров” перед зарубежными кредитно-финансовыми институтами существенно повысили спрос на ITуслуги, дающие возможность отечественным банкам поднять на новый уровень качество своей розничной инфраструктуры и оказываемых клиентам сервисов. Особенность современного этапа этого процесса – комплексный подход многих банков к проведению подобной стратегии, подразумевающий внедрение современных информационных систем “под ключ”.

В свою очередь, менеджер проектов компании БПЦ Дмитрий Узянов рассмотрел перспективы использования международного опыта в стратегии развития ITинфраструктуры российских банков. В своем выступлении он отметил, что сегодня отечественные банки начинают предъявлять новые требования к IT-решениям для автоматизации розничного бизнеса. В силу этих обстоятельств в фокусе внимания оказываются автоматизированные банковские системы международных разработчиков, которые создаются на перспективу, учитывают возможные требования бизнеса в будущем, а также в полной мере отвечают условиям производительности, надежности, инвестиционной привлекательности и функционального наполнения.

Эту тему продолжил доклад директора московского офиса компании CSBI Дмитрия Чернова “Мировой опыт автоматизации банковской деятельности на российском рынке”.

Среди других интересных выступлений в рамках данной секции можно отметить доклад-презентацию старшего архитектора бизнес-решений международной компании SAP CIS Андрея Волкова “IT-система – полноценная система управления”, доклад директора по информационным технологиям “Свенска Хандельсбанкен” Дмитрия Шалгачева, сделавшего анализ эффективной IT-поддержки стратегии развития бизнеса банка, а также презентацию руководителя отдела консалтинга компании Egar Technology Дмитрия Цапаева, посвященную преимуществам комплексного подхода к управлению финансовыми рисками в современном банке на примере решения EGAR Trading&Risk Management System.

В секции “Архитектурные решения и технологии интеграции. Бэк-офисные технологии” наибольший интерес участников вызвали сообщения начальника департамента разработки программного обеспечения компании БИС Сергея Орлова “Сервис-ориентированная архитектура и поддержка современных платформ в АБС “БИСквит”, а также руководителя направления департамента интегрированных бизнес-решений компании ЛАНИТ Дениса Реймера “Практический опыт реализации сквозных бизнес-процессов при интеграции разнородных банковских систем”.

Алексей Грошев, вице-президент и директор по стратегическому планированию компании “Диасофт”, сделал акцент на сервисной и продуктовой стратегиях, призванных организовать эффективную информационную среду для поддержки развития банковского бизнеса. Ключевой элемент новой финансовой архитектуры, разработанной специалистами “Диасофт”, – Diasoft Financial Architecture – представляет собой комплексную информационную систему нового поколения, основанную на архитектурном подходе с разделением на фронт- и бэк-офисную части, а также систему формирования отчетности, реализованные в виде отдельных программных компонент и объединенные в единое информационное пространство посредством интеграционной платформы. Центральное звено этой архитектуры – бэк-офис – представлено успешно продвигаемыми на рынке решениями 5NT и Master, а система отчетности построена на еще одном решении “Диасофт” – Хранилище данных Datagy. Фронтальные приложения, призванные обеспечить принципиально новый уровень масштабирования банковского бизнеса, реализованы на новой инструментально-технологической платформе J2EE в архитектуре SOA.

Традиционный интерес делегатов Форума вызвали выступления, посвященные анализу различных направлений развития систем для корпоративного и инвестиционного банкинга. В ходе дискуссии в рамках данных секций наибольшее внимание привлекли доклады руководителя отдела аналитики компании “БИФИТ” Рустама Мустафаева о возможностях решения iBank 2 с точки зрения поддержки сложных схем обслуживания крупных корпоративных клиентов, руководителя отдела продаж компании “Оникс Капитал” Андрея Филатова об обслуживании корпоративных клиентов в системе BARS, а также сообщение менеджера проектов компании “ФОРС – Банковские системы” Евгения Чуброва “Моделирование структуры и поведение сложных бизнес-объектов на примере реализации модулей фондового рынка”.

В целом оживленная дискуссия в секциях конференции XI Форума разработчиков интегрированных банковских систем дала определенный ответ и на такой активно муссирующийся в последнее время в банковских и IT-кругах вопрос, как моральное старение отечественных АБС и целесообразность в связи с этим перехода отечественных банков на использование систем автоматизации бизнес-процессов исключительно зарубежных компаний-разработчиков. По мнению экспертов, нельзя не учитывать, что одним из главных преимуществ такого рода решений отечественных IT-компаний является их высокая адаптированность к российской специфике в сфере учета, с которой не всегда могут справиться зарубежные разработчики. На этом фоне оптимальными представляются интегрированные решения, объединяющие в себе лучшие элементы с каждой стороны, то есть мощный бизнес-функционал западных систем и передовые отечественные разработки, удовлетворяющие требованиям бухгалтерского и управленческого учета в России.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 7 (107) ’2005 стр.37

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных