«Розан»: «Наши позиции на рынке EMV-карт неизменно укрепляются»

«Розан»: «Наши позиции на рынке EMV-карт неизменно укрепляются»

2005 год ознаменовался для компании “Розан” победами в целом ряде масштабных тендеров крупных российских и зарубежных банков, а также успешной реализацией сразу нескольких новых транспортных проектов в различных регионах России, включая проект Казанского метрополитена. Не случайно в ходе выставки “Cardex & IT Security 2005” стенд этого российского производителя карт пользовался особым вниманием участников и посетителей мероприятия из числа как представителей банковского сообщества, так и транспортных предприятий. Пользуясь случаем, корреспондент журнала “ПЛАС” задал Тимуру Родионову, коммерческому директору “Розан”, ряд вопросов относительно основных бизнес-достижений компании на российском и международном рынках, а также планах и перспективах ее дальнейшего развития на ближайшее будущее.

ПЛАС:Каковы, с вашей точки зрения, ключевые тенденции современного отечественного карточного рынка в целом и какое отражение они находят в сегменте производства банковских смарт-карт?

Т. Родионов: Если говорить о последних тенденциях российского рынка банковских карт, то, на мой взгляд, на сегодняшний день основную стратегию банков определяет массовая эмиссия кредитных карт. Более того, именно карточное кредитование не только выступает в последние годы неким катализатором дальнейшего развития карточного рынка, но и начинает определять основные направления этого развития. В первую очередь к ним относится динамичное расширение эквайринговой инфраструктуры. Представляется очевидным, что держателям кредитных карт в отличие, например, от владельцев “зарплатных” дебетовых карточных продуктов, которые используют свои карты преимущественно для снятия наличных в ATM, необходимо предоставить все условия для реализации предоставляемых эмитентом кредитных возможностей в торгово-сервисной сети. Этот момент касается не только банковэмитентов, но и банков-эквайеров, заинтересованных в повышении своих доходов за счет обслуживания “чужих” кредитных карт и, соответственно, стремящихся расширить свою торгово-сервисную сеть за счет привлечения на эквайринговое обслуживание пользующихся популярностью торговых точек.

В свою очередь, массовая эмиссия кредитных карт служит одним из наиболее эффективных стимулов для представителей розничной торговли обеспечить прием карточных продуктов в торговых точках, поскольку клиенты – держатели кредитных карт, традиционно входящие в группу наиболее активных покупателей, постепенно начинают составлять некую “критическую массу”, отказываться от которой торговым сетям становится все более невыгодно.

Также кредитование начинает выступать наиболее прибыльным направлением банковского бизнеса, поскольку потребительская активность клиентов растет, что, в свою очередь, обусловливает жесткую конкуренцию между банками-эмитентами, каждый из которых стремится сделать свой продукт наиболее привлекательным для держателя и, как следствие, обеспечить себе конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе. С этой целью банки готовы сегодня предпринимать целый ряд дополнительных мер как маркетингового характера (рекламные кампании, акции, предоставление льготного периода кредитования), так и технологического. Речь идет о таких шагах, как размещение на карте дополнительных бизнес-приложений, включая реализацию различного рода лоялти-программ с торгово-сервисными предприятиями, ко-брендинг с теми или иными крупными мерчантами и т. д. Особое место здесь занимает реализация на картах дополнительной функциональности, в частности, размещение на них различного рода транспортных приложений.

В качестве одного из наиболее показательных примеров здесь можно привести проект Банка Москвы по эмиссии нового карточного продукта – карты Visa Electron с возможностью безналичной оплаты проезда в Московском метрополитене.

Помимо магнитной полосы с платежным приложением на новой карте Visa Electron Банка Москвы размещен чип с бесконтактным интерфейсом на базе технологии MIFARE, в памяти которого находится транспортное приложение Московского метрополитена, позволяющее использовать карту для оплаты проезда в метро. Проход на станции метрополитена по новой карте осуществляется через стандартные турникеты с использованием уже существующих бесконтактных считывающих устройств, что избавляет участников проекта от необходимости масштабных инвестиций в переоборудование всей сети станций. Пользователю достаточно поднести карту к считывающему устройству на расстояние до 5 см. Данный проект стал результатом совместной работы Банка Москвы, Московского метрополитена и компании “Розан” по разработке новой системы оплаты проезда на метро. Данные о поездках, совершенных держателем карты Visa Electron с транспортным приложением, сохраняется в реестре системы метрополитена. В конце месяца данные и совокупная стоимость совершенных пользователем поездок передаются в Банк Москвы, который списывает с его карточного счета соответствующую сумму. Важно отметить, что оплата проезда высчитывается по оптимальному тарифу метрополитена. Кроме того, пользователям будет предоставляться возможность получить детализированную выписку о проходах в метро.

Очевидно, что подобная система оплаты проезда открывает широкие перспективы для всех участников проекта, и прежде всего для самих пассажиров, которые автоматически избавляются от необходимости покупать проездные билеты, стоять в очередях в кассах и т. д. В свою очередь, Банку Москвы размещение на карте транспортного приложения позволяет значительно повысить привлекательность своего кредитного продукта с точки зрения пользователей.

Несмотря на то что в рамках пилотного проекта сегодня используются карты с бесконтактным чипом и магнитной полосой, на которой размещено платежное приложение Visa International, впоследствии этот карточный продукт обретет дуальный (т.е. контактно-бесконтактный интерфейс). Кроме того, со временем на карте могут быть размещены другие дополнительные приложения, такие, например, как топливный кошелек и бонусные программы магазинов, что позволит держателю использовать карту Банка Москвы не только для поездок на метрополитене, но и на автозаправках, в зависимости от того, каким средством транспорта он пользуется. Такое расширение функциональности сделает карту популярной для более широкого круга пользователей, повысит их лояльность, а стало быть, и доходность кредитной карточной программы банка в целом.

Говоря о проекте безналичной оплаты проезда на Московском метрополитене, следует отметить, что помимо роли поставщика карт и персонализатора компания “Розан” выступает в нем также в качестве системного интегратора.

ПЛАС:Несколько слов еще об одном масштабном транспортном проекте, недавно реализованном с участием “Розан”, – системе безналичной оплаты проезда Казанского метрополитена?

Т. Родионов: В ходе реализации данного проекта, разработчиком и системным интегратором в котором выступила компания ЭЛСИ (Санкт-Петербург), известная как создатель автоматизированной системы оплаты проезда АСОП Петербургского метрополитена, компания “Розан” поставила в адрес Казанского метрополитена 117 тыс. бесконтактных транспортных карт специального дизайна для различных типов проездных билетов, а также 150 тыс. бесконтактных жетонов стандарта MIFARE для оплаты разового проезда.

Следует отметить, что в рамках этого проекта впервые в России проведено внедрение пластиковых бесконтактных жетонов для проезда в метро. Так, если смарткарты используются в АСОП Казанского метрополитена в качестве многоразовых проездных, то бесконтактные жетоны применяются для обеспечения одноразового прохода за турникеты. Несмотря на свою инновационность, этот инструмент является достаточно защищенным средством оплаты – в отличие от бумажных проездных с магнитной полосой такие жетоны чрезвычайно сложно фальсифицировать, поскольку они, во-первых, содержат в себе чип стандарта MIFARE, а во-вторых, намного легче поддаются учету и контролю в силу того, что всю информацию о жетоне эмитент (в данном случае – Казанский метрополитен) считывает дистанционно в тот момент, когда жетон попадает в турникет. Кроме того, благодаря применению бесконтактной технологии заметно повышается и износостойкость жетона, что позволяет использовать его многократно, снижая тем самым расходы на обслуживание проекта.

ПЛАС:Каковы сегодняшние результаты деятельности “РОЗАН” в качестве независимого персонализационного бюро, предлагающего российским банкам услуги по окончательной персонализации карт обеих ведущих международных систем?

Т. Родионов: Сегодня отечественные банки проявляют большую заинтересованность в сторонних персонализационных бюро для персонализации “магнитных”, а также EMV-карт. Дело в том, что реализовать персонализацию международных смарт-карт собственными силами бывает дорого и не всегда целесообразно. Организация in-house персонализационного центра чиповых карт может обернуться для банка значительными затратами средств и времени. Компания “Розан” уже с 2004 г. предоставляет своим клиентам, помимо услуг по разработке и доработке дизайна карт, осуществлению предпечатной подготовки, изготовлению, а также согласованию заготовок пластиковых карт (оригинал-макетов) в центральных офисах Visa International и MasterCard International, также и услуги по окончательной персонализации карт этих международных платежных систем, выступая в качестве независимого персонализационного центра.

За последний год у нас прибавилось несколько крупных банков, которые заказывают в “Розан” услуги персонализации как магнитных, так и чиповых, в том числе EMV-совместимых карт, производимых компанией. В их числе такие давние клиенты компании, как Банк Москвы, Банк “Возрождение”, Societe Generale Vostok, ДельтаБанк. Согласно бизнес-плану в течение 2005г. мы планируем персонализировать в общей сложности более 2 млн. платежных карт для сторонних банков. В общем объеме выпускаемых “Розан” карточных продуктов 20 млн. карт – это не слишком высокий долевой показатель, однако с учетом тех тенденций, которые ранее доминировали на российском рынке, это уже большой прогресс.

Так, к настоящему времени многие банки, просчитав, во сколько им обходится персонализация силами собственных подразделений, принимают решение заказывать эту услугу у сторонних компаний в рамках аутсорсинга, поскольку экономически это оказалось более целесообразным. Такой подход обусловлен как растущими объемами эмиссии, так и четким осознанием многими банками того обстоятельства, что основным для них является именно банковский бизнес, и такая технически сложная задача, как персонализация, не является профильной для кредитнофинансовых организаций. Тот факт, что персонализацию можно сделать на стороне, причем сделать быстрее и дешевле, в корне меняет видение банков в сложившейся ситуации, особенно если речь идет о персонализации EMV-карт, c учетом персонализации упаковки и конвертирования, являющейся гораздо более сложным и затратным с точки зрения стоимости оборудования процессом, нежели персонализация “магнитных” карт. Со своей стороны, компания “Розан” готова предложить персонализацию карт нескольких различных платформ (Native, Global Platform и т. д.), таким образом, банк может заказать у нас персонализацию карт не только производства “Розан”, но и других производителей, присутствующих сегодня на рынке.

Здесь следует упомянуть и такой немаловажный фактор, как уровень доверия к персонализатору. Сейчас многие банки склонны доверять этот ответственный процесс сторонним компаниям, но еще несколько лет назад ситуация была прямо противоположной. Кредитно-финансовые организации крайне скептично относились к возможностям такого рода, поскольку опасались за сохранность соответствующей конфиденциальной информации. Тем не менее, исходя из европейского опыта, есть все основания утверждать, что персонализация в рамках аутсорсинга – это весьма востребованная услуга, и с течением времени в России она постепенно станет столь же популярной, как и за рубежом. При этом ведущая роль здесь отводится именно независимым персонализационным центрам, в качестве которого предлагает свои услуги “Розан”. Очевидно, что банк с гораздо большим доверием отнесется к сотрудничеству с независимой компанией, нежели с персонализационным центром, корпоративно связанным с каким-либо иным розничным банком-конкурентом. Этот фактор также необходимо учитывать.

Однако, возвращаясь к той ситуации, которая сложилась сейчас на российском рынке, можно отметить, что среди наших крупных проектов в 2006г. большую долю занимают именно EMV-проекты, в рамках которых мы берем на себя персонализацию чиповых карт Visa International и MasterCard International.

ПЛАС:Какие банковские EMV-проекты, реализованные с участием “Розан” в течение 2005 г., являются, на ваш взгляд, наиболее показательными?

Т. Родионов: Если говорить о наиболее масштабных контрактах, которые нами подписаны за последнее время, это контракт с банком “УРАЛСИБ”, в рамках которого нами будут поставлены DDA-карты с приложением M/Chip4. Эти карты, поддерживающие технологию предавторизованного дебета (MasterCard Preauthorized Debit – MPAD) и динамической аутентификации данных, имеют 32 Кб свободной оперативной перезаписываемой памяти (EEPROM), что впоследствии позволит банку разместить в памяти карты дополнительные платежные приложения.

Осенью нынешнего года нами будет поставлено в адрес банка более 200 тыс. таких карт, а в течение 2006г. суммарный объем поставок достигнет 1 млн., при этом часть из них будет использоваться банком для эмиссии ко-брендовых карточных продуктов ACCORD – MasterCard.

В этом году на российском розничном рынке появился также новый крупный участник – Внешторгбанк-24, поставку “магнитных” и чиповых карт для которого полностью обеспечивает наша компания.

Из последних событий можно также привести выигранный “Розан” тендер Альфа-Банка по выбору поставщика на поставку чиповых карт Visa International. В рамках подписанного договора наша компания до конца 2005 г. произведет и поставит в адрес банка 15 тыс. карт Visa Classic с микропроцессором E-Galleon (4 Kб) и 45 тыс. карт Visa Electron Palmera Classic (16 Kб). Кроме того, мы стали победителем еще одного тендера АльфаБанка – на поставку карт с магнитной полосой в течение 2006г.

Среди других крупных клиентов “Розан” в рамках EMV-миграции следует назвать Банк “Возрождение”, с которым у нас заключен контракт на поставку и персонализацию более полумиллиона чиповых карт Visa International и MasterCard International в течение 2006г.

Возвращаясь к технологии предавторизованного дебета на картах с приложением M/Chip4, отмечу, что на сегодняшний день мы участвуем в 5 проектах крупных российских банков. Так, в рамках этих проектов “Розан” поставляет DDAкарты M/Chip4 e-Galleon G2, 8k, поддерживающие технологию MPAD, для банка “Возрождение” и РОСБАНКа, а также SDA-карты с приложением M/Chip4 для Кредит Урал Банка.

Нынешний год ознаменовался для компании “Розан” и крупным успехом на международном рынке. Мы выиграли тендер в Нигерии на поставку более 1 млн. чиповых карт Visa International в течение 2006г. Карты Java/S 4К будут поставлены более 20 местным банкам в рамках процесса EMV-миграции, который начнется в этой стране в 2006г. Отмечу, что в данном тендере наряду с “Розан” принимали участие крупнейшие мировые производители, однако нам удалось победить. Это первый за всю историю карточного бизнеса прецедент, когда российский производитель карт достиг столь масштабного успеха на международном рынке.

ПЛАС:Как вы оцениваете рыночные позиции, занимаемые сегодня компанией “Розан” на российском рынке производства банковских карт?

Т. Родионов: Наши позиции на рынке как “магнитных”, так и в особенности EMV-совместимых банковских карт с течением времени неизменно укрепляются благодаря постоянному расширению сотрудничества с традиционными клиентами и российскими системными интеграторами, а также значительному притоку новых банков-клиентов. Это связано как с динамичным развитием российского карточного рынка в целом, так и с тем, что “Розан” располагает эффективной продуктовой линейкой EMVкарт. В производственном портфеле компании сегодня имеются чипы целого ряда различных мировых производителей – Axalto, Philips, Samsung, благодаря чему в зависимости от конкретных требований того или иного клиента, например, к уровню безопасности и возможности загрузки дополнительных приложений, мы можем предложить ему наиболее подходящую платформу, приемлемую для него с точки зрения соотношения цена/функциональность.

Одними из наиболее демократичных в этом отношении являются карты с чипом Samsung Java/S 4К, которые мы сейчас намерены использовать в целом ряде проектов, включая уже упомянутый нигерийский. Несмотря на упрощенную функциональность этих карт в сравнении со стандартными Java-продуктами, они отличаются целым рядом положительных моментов, так как разработаны в соответствии со спецификациями Global Platform и Common Perso. В ближайшем будущем мы планируем поставку Java/S 4К и на российский рынок. Являясь недорогими карточными продуктами, они способны значительно облегчить многим отечественным банкам начальный этап процесса EMV-миграции.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 7 (107) ’2005 стр. 19

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных