Журнал ПЛАС » Архив » 2005 » Журнал ПЛАС № 7 (107)2005 » 416 просмотров

Второе дыхание Cardex & IT Security

С 27 по 29 сентября 2005г. в московском Центре международной торговли прошли 2-я международная выставка и конференция “Интеллектуальные карты и системы безопасности информационных технологий”/”Cardex & IT Security 2005”. По мнению большинства участников нынешнего мероприятия, впервые вошедшего в бизнес-календарь карточного сообщества лишь год назад, его уровень демонстрирует явную тенденцию к росту. Несмотря на то обстоятельство, что по уже сложившейся традиции оно проходит в преддверии таких культовых событий, как парижская CARTES и московская ИКР, выставка “Cardex & IT Security 2005” отличается от своего прошлогоднего дебюта не только возросшим числом компаний-участниц, представивших в ее рамках свои самые последние технологии, решения и продукты, но и заметно увеличившейся аудиторией посетителей из числа специалистов в тех или иных областях карточной индустрии.

Три дня работы “Cardex & IT Security 2005” продемонстрировали растущий интерес к данному мероприятию со стороны представителей широких слоев бизнеса и государственных структур: отечественных и зарубежных банков, национальных и международных платежных систем, страховых и телекоммуникационных компаний, промышленных предприятий, организаций здравоохранения, социальной защиты населения, транспорта, а также целого ряда отраслевых министерств и ведомств.

Как и в прошлом году, организатором “Cardex & IT Security 2005” выступила компания ITE LLC Moscow, ежегодно проводящая около 200 профессиональных выставок и конференций по всему миру при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, МВД России, Торгово-промышленной палаты РФ и Московской ТПП, Московской Ассоциации предпринимателей и Ассоциации российских банков.

В официальном открытии выставки приняли участие: заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям РФ Александр Виноградов, начальник управления “К” МВД РФ Александр Граблевский, исполнительный директор Ассоциации российских банков Шаген Китьян, исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности Анатолий Евдокимов, а также генеральный директор компании-организатора ITE LLC Moscow Александр Шталенков. Как отметил последний в своем выступлении, предваряющем начало работы мероприятия, “…любая выставка – это своего рода отражение состояния отрасли. Интерес специалистов к выставке “Cardex & IT Security 2005” объясняется активным развитием карточного рынка в России и странах СНГ. Если несколько лет назад пластиковые карты ассоциировались исключительно с банковской деятельностью, то сейчас они используются во всех секторах экономики”.

В целом в работе выставки приняли участие свыше 70 компаний из России, Италии, США, Великобритании, Израиля, Германии, Франции, Бельгии, Тайваня и Швейцарии, представляющих различные сегменты рынка карточной индустрии, платежных технологий и информационной безопасности. В их число вошли российские компании “АРКОМ”, “Альтаир-2000”, “ATМ-сервис”, “GMP-РуссКом”, “ИВК-Системс”, ИНПАС, “Интеллектуальные системы управления бизнесом”, “Интервейл”, группа компаний КАРТХОЛЛ, Compass Plus, “Корпорация Знак”, НКТ, “НоваКард”, OpenWay, “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, “Розан”, ПФК “РУСКАРТ”, “Система”, “ТБС инжиниринг“, “Универсальные финансовые системы”, “ХолоГрейт”, а также многие крупные зарубежные компании, занимающие одни из ведущих позиций в различных сегментах рынка – Axalto, Bull S.A., Castles Technology Co., Datacard Group, Eracom Technologies, FIME, GHP Holding, Intellect, LIT, Lipman Electronic Engineering Ltd., Lucchesi S.P.A., Muehlbauer AG, Nimax, Taiwan Name Plate Co., Trueb AG, Thames Card, Tokyo Boeki Ltd., Vasco Data Security идр.

Вниманию посетителей выставки были предложены наиболее современные разработки и решения в области технологий и оборудования по производству и персонализации карт, операционных систем для их использования, программного обеспечения, сетевого управления, системной интеграции, технологий защиты информации, включая кодировку и декодировку, системы контроля доступа, криптозащиты, средства идентификации, электронные паспорта, биометрические ID-системы и т.д.

Российский рынок образца 2005 г.
Спонсорами проводимой в рамках мероприятия конференции в нынешнем году стали компания Global Payments, Московский Банк Реконструкции и Развития (МБРР) и платежная система “Золотая Корона”. В ходе ее двухдневной рабочей программы делегаты обсудили широкий круг актуальных вопросов: стратегия и сценарии дальнейшего развития российского карточного рынка, деятельность международных и национальных платежных систем; аспекты EMV-миграции; многофункциональные и специализированные системы на базе пластиковых карт; стандарты и методики внедрения социальных карт; российский и зарубежный опыт реализации карточных проектов; персонализация и дополнительная функциональность смарт-карт с точки зрения обеспечения информационной безопасности, технологические аспекты розничных банковских продуктов, ко-брендовые карточные проекты банков с операторами мобильной связи, а также современные технологии идентификации.

В числе наиболее интересных выступлений следует отметить прозвучавший в рамках Пленарного заседания доклад Олега Перестенко, начальника управления развития розничных платежей Центрального Банка РФ, в котором он проанализировал современное состояние отечественного карточного рынка. Так, по данным ЦБ РФ, по состоянию на 1 июля 2005г. в России функционировали 733 кредитные организации, осуществляющие эмиссию и/или эквайринг платежных карт (697 эмитентов и 577 эквайеров). Совокупное количество эмитированных ими карт к началу второго полугодия нынешнего года возросло на 48,1% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем, превысив 42,49 млн. Из общего объема эмиссии на международные карточные продукты приходилось около 29,8 млн. карт, а на карты российских платежных систем – 14,2 млн.

Что касается позиций, занимаемых платежными системами на российском рынке, то традиционное лидерство по объему эмиссии по-прежнему сохраняют за собой Visa International, банки-участники которой эмитировали 18,1 млн. карт, и MasterCard International (11,7 млн. карт). Обе международные платежные системы занимают ведущие позиции и по числу держателей карт – физических лиц: Visa International – 17,155 млн. клиентов, MasterCard International – 10,961 млн., по этому показателю за ними следуют АС “СБЕРКАРТ” (3,027 млн. держателей), Union Card – (2,299 млн.), STB Card (2,262 млн.), “Золотая Корона” (2,247 млн.) и ACCORD (свыше 1 млн. держателей).

В своем докладе О.Перестенко отметил положительную динамику такого ключевого показателя, как число карточных операций в торгово-сервисной сети, составившего на территории России за первое полугодие 2005г. 386,8 млн., а также общую тенденцию роста долевого соотношения числа операций по оплате товаров и услуг по сравнению с операциями по выдаче наличных. Так, к середине 2005г. это соотношение составляло 16,3% против 83,7% (для сравнения – в 2004г. оно выглядело как 15,6% и 84,4%, а в 2003 г. – 14,7% и 85,3% соответственно). Таким образом, сегодня отмечается медленное, но неуклонное снижение доли обращающихся карт, используемых в стране только для снятия наличных.

Докладчик также обратил внимание делегатов на динамичное расширение эквайринговой инфраструктуры в России и прежде всего на рост доли торгово-сервисных предприятий, принимающих к оплате карты, число которых к середине 2005г. составляло свыше 111, 2 тыс. (на 1 января 2004г. – около 64,8 тыс.). Параллельно увеличивается также количество пунктов выдачи наличных – 20,119 тыс. ПВН против 16,710 тыс. ПВН полтора года назад, банкоматов – 23,066 тыс. ATM (на начало 2004 г. – 13,978 тыс. устройств), а также POS-терминалов – 142919 устройств (2004г. – 87,282 тыс.). В ходе своего выступления О.Перестенко привел также весьма интересные данные, касающиеся долевого соотношения карточных операций, проведенных на российском рынке с использованием различных терминальных устройств и электронных каналов. Так, в течение первых 6 месяцев 2005 г. оплата товаров и услуг по картам проводилась преимущественно через POS-терминалы (94% карточных операций в торгово-сервисной сети), через банкоматы (3% операций), через Интернет (2%). В свою очередь, для снятия наличных держатели карт по-прежнему чаще всего использовали банкоматы, на которые пришлось 69,8% таких операций, электронные платежные терминалы (29,7% операций) и импринтеры (0,1% операций).

На середину 2005г. по такому показателю, как количество карт на 1000 жителей, в России лидировали следующие регионы: Москва и Московская область (874 карты), Санкт-Петербург (635 карт), Тюменская область (592 карты), Хабаровский край (457 карт), Мурманская область (379 карт), Томская область (366 карт), Свердловская область (360 карт), Челябинская область (318 карт), Новосибирская область (306 карт) и Самарская область (282 карты на 1000 жителей).

Международные платежные системы – новый виток борьбы с наличными
Традиционно значимое место в программе конференции заняли выступления представителей международных платежных систем. Так, в своем докладе “Роль безналичных платежей в развитии экономики страны: вклад Visa International” старший вице-президент Visa CEMEA и генеральный директор представительства Visa в России Лу Наумовский отметил, что, несмотря на в целом благоприятную макроэкономическую ситуацию и динамичный рост карточного рынка, в России по-прежнему остаются актуальными ряд сложных проблем, среди которых были названы ориентация экономики на наличные платежи, существенный объем “серого” рынка, сохранение значительной доли населения, не охваченной банковскими услугами, в том числе использующей платежные карты. На сегодняшний день услугами банков пользуются примерно 45% взрослого населения страны, 80% из них имеют банковские карты, при этом 25% держателей карт поддерживают ежемесячный баланс на картсчете, эквивалентный 50 долл. США, и менее 5% из этой группы используют свою карту 2 раза в неделю и чаще.

На этом фоне деятельность Visa International активно способствует росту объемов и эффективности электронных платежей. В России принципиальными членами международной платежной системы является большинство ведущих банков страны, общее число эмитированных карт Visa превысило на сегодняшний день 20 млн., обороты по которым превысили 33 млрд. долларов США. При этом по такому показателю, как темпы роста объема транзакций в торгово-сервисной сети, Россия сегодня лидирует не только в Восточной Европе и регионе CEMEA, но и в мире в целом.

Одной из важнейших тенденций развития российского карточного рынка Л.Наумовский назвал динамичное внедрение новых технологий (чиповые карты, включая EMV-совместимые кредитные карточные продукты, SMS-информирование, мобильный банкинг, беспроводные POSтерминалы и т.д.) на фоне опережающего развития карточного бизнеса банков в регионах. Так, если в 2000г. 80% карт эмитировалось в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас 50% общего объема эмиссии приходится именно на региональные банки и филиалы.

Как отметил Л. Наумовский, коснувшись причин лидирующих позиций Visa International в России (сегодня на долю платежной системы приходится свыше 45% карточного рынка страны), в основе этого успеха лежат 5 основных слагаемых: четкая и правильная сегментация продуктов, развитие рынка кредитных карт, расширение сети приема (более 88 тыс. торгово-сервисных предприятий), сохранение ведущей роли в области применения инновационных платежных технологий, а также консультирование и активная поддержка банковского сектора страны в создании рынка безналичных платежей.

О роли MasterCard International в развитии отечественного карточного рынка рассказал младший вице-президент MasterCard Europe Андрей Тарусов. Участникам конференции был представлен весь спектр продвигаемых сегодня в России продуктов MasterCard, включая кредитные карты начального уровня MasterCard Electronic, успевшие занять значительную долю в общем объеме эмиссии банковчленов платежной системы.

Коснувшись важнейших бизнес-показателей деятельности MasterCard International на российском рынке, А. Тарусов в качестве ближайшей перспективы назвал преодоление отечественными банками 15-миллионного рубежа эмиссии карт платежной системы. При этом он особо отметил тенденцию опережающего роста темпов эмиссии карточных продуктов категории Premium, а также кредитных карт MasterCard по сравнению с выпуском дебетовых карт Maestro (совокупный объем последних превышает сегодня 10 млн.). Это стало результатом проведенной MasterCard International в 2005г. масштабной маркетинговой кампании, ориентированной как на работу с банками, так и с конечными потребителями – держателями карт. Так, в последнее время растет число соответствующих информационных материалов в прессе, роликов на телевидении, более 100 тыс. россиян получили буклеты, объясняющие возможности кредитных карт MasterCard. Кроме того, значительно увеличилось количество проводимых специалистами платежной системы тренингов и консультаций для сотрудников банков, торгово-сервисных предприятий и розничных сетей. По словам докладчика, главная цель всего этого комплекса мер одна – снижение доли наличных расчетов за счет расширения сферы использования платежных карт.

Наталья Рогова, первый вице-президент Diners Club Russia, в своем выступлении подчеркнула, что основные усилия российского франчайза Diners Club International направлены сегодня на дальнейшее расширение спектра привилегированных услуг, предлагаемых всем клиентам клубной платежной системы (независимо от конкретного банка-распространителя), которые, собственно, и определяют статус клубной карты DCI.

Так, в настоящее время Diners Club International является ведущим поставщиком платежных продуктов и услуг для состоятельных людей, регулярно путешествующих по миру. В этом основная специфика клубной системы, которая определяет целевую аудиторию и стратегию развития каждого из функционирующих по всему миру 84 ее франчайзов. И на этом фоне компания Diners Club Russia, 1 июля 2005г. заключившая очередное 5-летнее соглашение с Diners Club International, полностью контролирует пакет услуг для более чем 30 тыс. своих российских членов. С этой целью постоянно расширяется инфраструктура обслуживания держателей карт DCI: на середину 2005г. она включала в себя свыше 40 тыс. торгово-сервисных предприятий, а также более 4 тыс. ПВН, расположенных на территории России. Оборот по картам, эмитированным Diners Club Russia, демонстрирует стабильный прирост на уровне 40% в год: если в 2003 г. этот показатель составлял 35 млн. долл. США, в 2004 г. – 43 млн. долл., то только за 8 месяцев 2005г. он достиг около 30 млн. долл. В планах Diners Club Russia на 2006г. – дальнейшее развитие бонусной программы Diners Bonus Club (запущенной в августе 2002г.), расширение сети салонов ожидания первого и бизнес-класса в аэропортах на территории России и СНГ для держателей карт Diners Club, а также начало продвижения нового карточного продукта и новых элитарных услуг для категории супер-VIP.

Технологии: с точки зрения поставщика…
Не меньшее внимание со стороны участников конференции вызвали выступления представителей компаний-разработчиков программно-аппаратных решений и производителей карт.

Среди них стоит отметить доклад Юрия Демидовича, исполнительного вице-президента компании BGS Smartcard Systems, который обосновал необходимость создания национальной платежной системы в России в контексте тенденций развития европейского платежного рынка. В ходе своего доклада он подробно рассказал о деятельности Берлинской группы (The Berlin Group), объединяющей 13 крупнейших национальных процессоров из 8 стран Европейского союза, которые обслуживают подавляющий объем карточных операций на европейском рынке.

Берлинская группа обратилась в European Payment Council при Европейской комиссии с инициативой, которая предусматривает возможность проведения трансграничных платежей без участия международных платежных систем. Предложения БГ направляются в Европейский Платежный Совет в рамках проекта SEPA (Single European Payment Area). Единое платежное пространство по планам Европейской комиссии должно быть создано к 2010 г.

Большой интерес присутствовавших вызвали также выступление Олега Дьякова, начальника отдела платежных и идентификационных технологий компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, посвященное технологии персонализации банковских карт, презентации Вячеслава Калинина, регионального менеджера по продажам Axalto, рассмотревшего функциональные особенности нового поколения карт Axalto (e-Galleon и Palmera), а также доклад исполнительного директора компании “ИВК-Системс” Александра Киселева “Maxys – новое поколение персонализационной техники Datacard: опыт внедрения и эксплуатации”.

На сегодняшний день на мировом рынке существует не более 50 инсталляций персонализационной системы Maxys, отличающейся высокой производительностью (до 3 тыс. карт в час) и широкими функциональными возможностями. Показательно, что одним из пользователей этой системы является Сбербанк России, за 7 месяцев 2005г. осуществивший персонализацию на Maxys более 1,3 млн. карт и достигший на практике скорости выпуска 2600 микропроцессорных карт в час.

Перспективам эффективной реализации проектов на базе мультифункциональных карт посвятил свое выступление Стефан Паоли (Stephane Paoli), менеджер по странам СНГ и Монголии подразделения финансовых услуг компании Gemplus, которая в настоящее время работает со всеми действующими в России платежными системами. Одним из наиболее успешных примеров такого сотрудничества является совместный проект Gemplus и российской системы “Золотая Корона” – “Социальная карта челябинца”. По словам докладчика, на сегодняшний день это практически единственный “полностью чиповый” проект в России, в рамках которого выпущена платежная карта с целым рядом дополнительных приложений: транспортным, медицинским, социальным, лоялти-апплетом и т.д.

Как отметил С. Паоли, технология создания таких карточных продуктов к настоящему моменту развита достаточно хорошо, однако при реализации проектов многофункциональных банковских карт главными остаются бизнес-аспекты, которые не менее важны, чем технологические. Вопрос заключается в эффективном использовании имеющихся технологических возможностей, позволяющем получать реальную прибыль от участия в таком проекте всем его многочисленным участникам. В качестве примера докладчик рассмотрел бизнес-возможности карты MPCOS R5, представляющей собой, на его взгляд, достаточно универсальное решение для реализации такого рода проектов.

Отметим также, что в заключительный день работы “Cardex & IT Security 2005” специалистами компании OpenWay был проведен научно-практический семинар, посвященный презентации целого комплекса новых решений на базе системы WAY4: мобильный банкинг, 3-D Secureкоммерция, удаленная EMV-персонализация, поддержка программ лояльности и кредитных программ, самообслуживание на банкомате и информационном киоске и т. д. (подробнее ознакомиться с возможностями этих решений вы сможете в журнале “Плас” №8/2005).

…и банковского сообщества
Целый ряд выступлений участников конференции был посвящен конкретному практическому опыту внедрения современных розничных технологий отечественными кредитными организациями. Так, доклад заместителя председателя правления Московского Банка Реконструкции и Развития (МБРР) Дмитрия Агуреева касался такого инновационного продукта на рынке банковских услуг, как недавно запущенная МБРР в коммерческую эксплуатацию система “Мобильный банкинг“. Система позволяет клиентам не только круглосуточно контролировать состояние своих банковских счетов, но и осуществлять оплату товаров и услуг с помощью мобильного телефона, а также P2P-переводы средств между клиентами банка (подробнее – см. статью “МБРР: 2005 – год розничных инноваций” на стр. 29). Характерно, что в Японии, занимающей ведущие позиции с точки зрения развития подобных сервисов, в 2004г. объем мобильных платежей составил 5,5 млрд. долл. США. В то же время мобильный банкинг является одним из наиболее перспективных направлений развития систем дистанционного банковского обслуживания и для российского рынка. Опросы потребителей показывают, что до 75% из них готовы пользоваться услугами такого рода систем для контроля текущего баланса, совершения денежных переводов со счета на счет, оплаты счетов и массовых услуг сторонних поставщиков.

Другой не менее важный аспект деятельности отечественных банков в рамках расширения своего карточного бизнеса был затронут в презентациях, посвященных ко-брендовым проектам. Так, Юрий Топунов, руководитель отдела партнерских отношений и ко-брендовых программ в розничной сети Ситибанка, рассказал о новом проекте выпуска кредитных карт “МегаФон – Citibank MasterCard” и его преимуществах с точки зрения массового пользователя. Следует отметить, что в ходе Шестой конференции MasterCard Europe, состоявшейся 16 сентября 2005г. в Будапеште, в рамках которой были подведены итоги конкурса “Лучшие кобрендовые проекты”, реализованные на базе карт платежной системы, проект МегаФон – Citibank MasterCard победил в номинации “Лучший запуск программы 2004–2005 года”, стал первой российской программой, удостоенной престижной награды MasterCard Europe за лучший кобрендовый проект.

О развитии аналогичного ко-брендового проекта с другим российским GSM-оператором – MTS.CARD – рассказала Наталья Савина, заместитель директора департамента платежных систем МБРР.

В свою очередь, доклад Марка Напартовича, директора по развитию программы Mnogo.ru, был посвящен принципам организации и деятельности в России коалиционных программ лояльности, объединяющих целый ряд не конкурирующих между собой торгово-сервисных предприятий и в обязательном порядке включающих в себя независимого оператора. В качестве примера им была рассмотрена работа клуба Mnogo.ru, объединяющего к настоящему времени более 300 компаний.

“Хотите бонусы?”
Важное место в программе конференции было отведено рассмотрению теоретических и практических вопросов реализации программ лояльности. Так, Максим Дробышев, руководитель департамента банковских технологий компании НКТ, представил актуальную разработку НКТ в этой области – универсальную бонусную методику “Бонус Плюс”. Среди главных проблем современных лоялти-программ, которые позволяет решить бонусная система, докладчик выделил: обязанность предприятий торгово-сервисной сети сообщать налоговым органам о материальной выгоде клиента (бонус с этой точки зрения рассматривается как скидка, вследствие чего материальная выгода не возникает); правовой статус бонусов – деньги на субкартсчете; недостаток доверия клиентов – бонус как деньги на картсчете защищен действующим банковским законодательством; необходимость наличия эффективного платежного инструмента расходования бонусов – им становится мультиаппликационная карта, на которой можно разместить до 250 приложений, при этом реально клиент использует, как правило, не более 20–30 программ лояльности.

В свою очередь, заместитель генерального директора по технологиям компании ИНПАС Олег Янковский проанализировал программы поощрения клиентской лояльности в рамках карточных проектов банков, уделив основное внимание таким моментам, как дополнительные EMV-совместимые приложения, требования к лоялти-программам, схемы их построения с использованием банковской инфраструктуры, а также рассказал об особенностях проекта компании ИНПАС iBank. В ходе конференции был представлен и зарубежный опыт в области реализации лоялти-программ. Так, менеджер по бизнес-решениям компании ComArch S.A. Марцин Косяк (Marcin Kosciak) рассказал о путях построения эффективной программы лояльности на примере реализации проекта BP PartnerClub в Польше, в рамках которого на автозаправочных станциях страны ежемесячно совершается более 4 млн. транзакций.

Однако программа “Cardex & IT Security 2005” не ограничивалась лишь рассмотрением теоретических аспектов лоялтипрограмм. Так, одной из ключевых инноваций выставки стало проведение оригинальной акции “Хотите бонусы?”, в ходе которой участникам и посетителям выставки была на практике продемонстрирована модель бонусного клуба на основе новой разработки компании НКТ. Уникальность данной методики для розничного бизнеса банка заключается в том, что для практической реализации проектов подобного рода не обязательно использовать специальные карты с бонусным кошельком – они могут быть построены на основе уже выпущенных банковских карт. Кроме того, бонусы будут начисляться держателям карт независимо от способа оплаты товаров или услуг, как при проведении расчетов с использованием карт, так и при расчете наличными.

В рамках акции “Хотите бонусы?”, организаторами которой выступили компании НКТ и “Розан” при официальной поддержке компании ITE, был создан бонусный клуб из числа принимающих участие в выставке компаний. Так, на стендах компаний НКТ, “Розан”, Fime и Intellect, а также на стендах журналов “Loyalty.info”, “ПЛАС” и “Мир Карточек” посетители выставки могли зарабатывать бонусы и обменивать их на подарки от организаторов акции. Характерно, что с этой целью они использовали не только специальную карту акции, но и собственные банковские карты.

Аспекты безопасности
Традиционно значительное место в программе конференции заняли выступления, так или иначе затрагивающие вопросы внедрения современных технологий защиты информации, включая обеспечение безопасности электронных платежей, использование передовых систем контроля доступа и средств идентификации, электронных паспортов и биометрических IDсистем. В ходе работы секций, посвященных различным аспектам обеспечения информационной безопасности, участники мероприятия ознакомились с докладами целого ряда специалистов в области информационной безопасности.

В ходе работы секций, посвященных различным аспектам обеспечения информационной безопасности, участники мероприятия ознакомились с докладами целого ряда специалистов в области информационной безопасности.

Одним из наиболее интересных выступлений на секции “IT-security: Интернет, интранет, сети, компьютеры, идентификация, пластиковые карты. Новые возможности и решения” стал доклад технического директора группы компаний КАРТХОЛЛ Дмитрия Сахарова “Система управления криптографическими ключами”. Предложенное решение обеспечивает безопасное выполнение функций управления криптоключами: их генерацию, хранение, экспорт/импорт, а также предоставление другим информационным системам банка, например, системам подготовки данных, персонализации, эквайринга, управления микропроцессорными картами и back-office.

В рамках секции “Многофункциональные карты. EMV-миграция” делегаты ознакомились с выступлением заместителя генерального директора группы компаний КАРТХОЛЛ Юрия Перлина “Оборудование и программное обеспечение для персонализации EMV-карт. Опыт разработки и внедрения”. В условиях стремительного развития рынка у эмитента часто возникает необходимость не только приступить к выпуску смарт-карт, но и впоследствии изменять состав персонализируемых приложений, существенно увеличивать объем эмитируемых карт за счет подключения новых устройств или использовать другой тип карт. Как следствие, особенное значение приобретает гибкость решения для эмиссии. Комплексное решение КАРТХОЛЛ по персонализации смарт-карт международных платежных систем реализует полную технологическую цепочку выпуска EMVкарт, включая подготовку данных приложений, персонализацию и тестирование смарт-карт, в том числе и многофункциональных. Решение предоставляет возможность экономично и в сжатые сроки адаптировать систему выпуска карт к потребностям эмитента.

Следует отметить, что на выставочном стенде КАРТХОЛЛ был представлен комплекс из двух персонализационных машин производства Datacard DC450 и DC7000 под управлением оригинального отечественного программного продукта, обеспечивающего одновременный выпуск всех видов карт международных платежных систем на обоих устройствах. Разработками КАРТХОЛЛ являлись не только программные модули, но и модицифированные узлы оборудования Datacard, что позволило повысить качество и скорость персонализации пластиковых карт. В рамках полнофункционального решения для выпуска EMV-карт были продемонстрированы системы подготовки EMV-данных, персонализации и тестирования EMV-карт.

Павел Аверкиев, директор представительства компании Eracom Technologies, входящей в тройку мировых лидеров в разработке криптографических технологий обеспечения безопасности транзакций и конфиденциальности информации, ознакомил участников конференции с положениями своего доклада “Решения Eracom для e-banking и e-payment”.

В свою очередь, руководитель проекта компании Bull S.A.Андрас Вилмос (Andras Vilmos) рассказал о новом поколении систем мобильных платежей – системе защищенных платежей SEMOPS. Система SEMOPS предоставляет широкие возможности для осуществления защищенных платежей в различных коммуникационных средах – 3G, GPRS, SMS, WAP и Интернет. Основным преимуществом системы является то, что платежи инициируются непосредственно клиентом, а не продавцом товаров и услуг, для которого персональные данные клиента являются недоступными, а сам платеж – обезличенным. Основными преимуществами SEMOPS были названы защищенность информации о клиентах и торговых предприятиях, которая не покидает обслуживающих их банков, прохождение операций по счетам клиентов в БИС банка, что дает возможность работы в системе банкам, еще не работающим с платежными картами и не инвестировавшим в карточное программное обеспечение. (Подробнее о системе SEMOPS см. материал “SEMOPS – еще один шаг к u-commerce?”, “ПЛАС” №6/2005.)

Следует также отметить совместный доклад Т.Ханне (Marc T.Hanne), директора по продажам в регионе EMEA – компании Omnikey Марка, занимающей одну из ведущих позиции в области производства картридеров, который представил современную продуктовую линейку компании, и Альберта Кондратьева, коммерческого директора российской компании “Интеллектуальные системы управления” (ISBC), посвятившего свое выступление технологиям работы со смарт-картами. В частности, на выставке компания ISBC представила новое решение E Smart, позволяющее обеспечить защиту от несанкционированного доступа за счет двухфакторной аутентификации с помощью смарт-карт.

Комплексное решение по обеспечению безопасности электронных платежей стало темой выступления Дмитрия Алексеева, эксперта по новым технологиям компании ACI Worldwide. Сегодня ACI предлагает участникам рынка технологию скриптовой авторизации, кардинально отличающуюся от традиционного подхода, при котором основные авторизационные параметры заданы заранее. Выявление и пресечение попыток мошенничества по картам обеспечивает решение ACI Proactive Risk Management (PRM). Следует отметить, что недавно с помощью программного обеспечения ACI Proactive Risk Management (PRM) National Australia Bank (NAB) выявил брешь в информационной безопасности используемой им процессинговой системы Card Systems Solution. Благодаря применению PRM банку удалось обнаружить изъян системы безопасности своего процессинга намного раньше других пользователей Card Systems Solution, в числе которых целый ряд кредитно-финансовых организаций и независимых процессоров.

На этом фоне главным отличительным качеством решений компании Д.Алексеев назвал комплексность подхода к управлению рисками на базе продуктов ACI Worldwide, которые могут работать в тесной интеграции с решениями других разработчиков.

В центре внимания e-passport
На фоне таких все более актуальных в начале XXI века негативных факторов, как терроризм и нелегальная эмиграция, вопросы создания безопасных инструментов идентификации личности выходят на первый план во всех странах мира, включая Россию. С точки зрения изучения зарубежного опыта разработки нового поколения удостоверений личности государственного образца (в частности – электронных паспортов) большой интерес делегатов конференции вызвали доклад директора по продажам в странах Восточной Европы германской компании Bundesdruckerei GmbH Ханса-Юргена Реснера (Hans-Juergen Roesner) “Электронный паспорт и его верификация”, а также выступление директора по продажам Muehlbauer AG Эгилса Беринса (Egils Berins), посвященное ключевым решениям в производстве идентификационных документов и технологии персонализации Muehlbauer.

Высокая компетентность германских производителей в этом сегменте компаний обусловлена тем фактом, что в Германии уже с 1 ноября 2005г. начинается выдача гражданам электронных паспортов, а в течение 18 месяцев все страны Евросоюза начнут выдавать e-паспорта – пока только с оцифрованной фотографией, размещенной в памяти чипа. На втором этапе реализации государственной программы, который пройдет в течение следующих 18 месяцев, эти паспорта должны будут содержать еще один биометрический признак владельца (вероятнее всего, сканограмму отпечатков пальцев), что существенно повысит защищенность электронных документов и обеспечит точную идентификацию владельца.

Данную тему продолжили доклады регионального менеджера по странам Восточной Европы и СНГ компании Datacard Group Ярослава Косека (Jaroslav Kosek) “Надежные технологии персонализации удостоверений личности и паспортов” и генерального директора компании Artmann Consult Хайнца Артмана (Heinz Artmann) “RFID внедрения в электронные паспорта. Как это делается?”

Как показала нынешняя конференция, в настоящее время Россия также уделяет повышенное внимание внедрению новых технологий изготовления персональных документов. Так, например, заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям РФ Александр Виноградов в своем докладе отметил, что на разработку российского биометрического паспорта из федерального бюджета выделено 14 млрд. рублей, которые будут направлены на комплекс мероприятий по созданию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических параметров.

Характерно, что, по замыслу организаторов, одним из ключевых отличий “Cardex & IT Security” от аналогичных масштабных мероприятий, проводимых в России, является его ориентированность не только на потребности банковского сообщества, но и на широкое межотраслевое взаимодействие и внедрение инновационных разработок в различные отрасли российской экономики и социальную сферу. Так, специализированные мероприятия такого масштаба способствуют эффективному и взаимовыгодному взаимодействию правительственных, деловых, научных и промышленных кругов.

В заключение хотелось бы отметить, что нынешняя выставка “Cardex & IT Security 2005” стала не исключением, но скорее ярким подтверждением этой аксиомы. Основание для такого вывода очевидно – общение со многими российскими и зарубежными партнерами, со специалистами карточного рынка позволило многочисленным делегатам, представлявшим банковский сектор и производственные компании России, ознакомиться с новейшими технологиями и ноу-хау карточной индустрии, обменяться идеями и опытом, получив тем самым новый импульс для развития своего бизнеса.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 7 (107) ’2005 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных