Журнал ПЛАС » Архив » 2005 » Журнал ПЛАС № 6 (106)2005 » 465 просмотров

Стоимость ATM-транзакции Движущая сила современных тендеров

Эдуардас Вайгаускас, директор по сбыту в странах Восточной Европы отдела непрямых продаж банковского департамента Wincor Nixdorf

Минимум раз в год каждый банк задает себе следующие вопросы: каким образом стоимость банковского оборудования повлияет на бизнес? Не разорит ли дорогой, но качественный сервис? На какие расходы стоит обратить внимание, расширяя банкоматную сеть? Имеет ли смысл вкладывать деньги в технологию замкнутого оборота наличности (ресайклинг), а также инвестировать средства в мониторинг и дополнительную функциональность банкоматов?

Как показывает практика, организуя и проводя тендеры на создание и развитие своих банкоматных сетей, российские банки сегодня оперируют максимум 6–8 параметрами, из которых практически на 100% критичен для них лишь один – закупочная стоимость самого банкомата. В то же время критерии, которыми они руководствуются при выборе решений того или иного поставщика, в подавляющем большинстве случаев лежат вне поля бизнес-факторов, оказывающих реальное влияние как на полную стоимость владения банкоматом, так и на стоимость конечного продукта – ATM-транзакции. Показательно, что при этом подавляющее число российских банков рассматривает свои банкоматные сети лишь в качестве сервисного канала для предоставления своим клиентам определенных стандартных сервисов и продуктов, не озадачиваясь вопросом доходности этого канала и, более того, зачастую развивая его за счет доходов от предоставления других банковских услуг.

Подготовленный мною доклад “Полная себестоимость транзакции” основан на экономической модели банкомата, созданной совсем недавно специалистами литовского партнера Wincor Nixdorf – компании BS/2 – Аристидой Вирвилайте и Владасом Лапинскасом. Часть аналитических результатов я получил буквально в день доклада.

Критерии, которыми повсеместно руководствуется сегодня подавляющее большинство российских банков (а также многие из их зарубежных коллег) при проведении тендеров в рамках проектов по развитию своих банкоматных сетей, лежат вне поля бизнес-факторов, оказывающих реальное влияние как на полную стоимость владения банкоматом, так и на стоимость конечного продукта – ATM-транзакции.

Именно такой парадоксальный вывод позволяют сделать результаты расчетов, недавно проведенных специалистами компании BS/2 – одного из стратегических партнеров германского концерна Wincor Nixdorf. Учитывая особую актуальность полученных ими данных для той части российских банков, которые рассматривают создание и развитие своей ATM-сети как отдельное бизнес-направление, которое по определению должно приносить прибыль, сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с ключевыми тезисами доклада Эдуардаса Вайгаускаса, директора по сбыту в странах Восточной Европы отдела непрямых продаж банковского департамента Wincor Nixdorf, вызвавшего особый интерес участников Пятого ежегодного семинара MasterCard International по новым технологиям в банковском бизнесе. В рамках своего выступления, посвященного проблеме экономического анализа полной стоимости банкоматной транзакции, осуществляемой на устройствах самообслуживания с различной функциональностью, докладчиком было детально проанализировано влияние различных составляющих полной стоимости ATM-транзакции для банка, а также рассмотрены пути оптимизации соответствующих расходов.

Интересно отметить, что результаты этих расчетов стали для меня самого совершенно неожиданными. И я почти уверен, что, ознакомившись с данным докладом, участники мероприятия несколько иначе посмотрят как на свой бизнес, так и на бизнес Wincor Nixdorf, а также сделают ряд интересных и неожиданных выводов, связанных с развитием рынка банкоматов.

Необходимость в разработке данной экономической модели банкомата была обусловлена тендером на создание и обслуживание независимой от банков организацией ATM-сети из 400 банкоматов в странах Балтии, непосредственное участие в котором принимала компания Wincor Nixdorf.

При этом главным условием тендера была поставлена минимизация себестоимости проводимых в сети банкоматов транзакций – прочими условиями, в том числе и известностью бренда, банки не интересовались.

Модель BS/2 построена на реальных данных, которые были получены в результате осуществления поддержки “второго уровня” свыше 6 тыс. банкоматов, установленных на территории 10 стран СНГ, а также непосредственного обслуживания (поддержка “первого уровня”) свыше 500 банкоматов, установленных в двух странах Балтии.

В ее основу положен расчет инвестиционного проекта для сети из 400 банкоматов с учетом внешнего финансирования ATM-сети в течение 4 лет и с периодом амортизации банкоматов в 5 лет.

В ее основу положен расчет инвестиционного проекта для сети из 400 банкоматов с учетом внешнего финансирования ATM-сети в течение 4 лет и с периодом амортизации банкоматов в 5 лет.

Модель учитывает свыше 100 различных параметров, а также ряд вероятностных факторов, таких как уровень инфляции, прирост количества проводимых в сети транзакций и т. д. С использованием модели можно также произвести расчет TCO (Total Cost of Ownership – полной стоимости владения) для уже существующей сети банкоматов.

И единственный фактор, который мы просто не успели учесть, – это потери от карточного мошенничества, размер ущерба от которого на сегодняшний день оценивается как 31 тыс. евро на 1 тыс. банкоматов.

Основу расчетной модели составляют три фактора – инвестиции на запуск сети банкоматов, ежемесячные расходы и ежемесячные доходы. Однако, согласно условиям объявленного тендера, при расчете модели ежемесячные доходы банка от проведения карточных операций не учитывались.


Часто такие стратегически важные решения, как создание банкоматной сети банка, основываются на факторах, не имеющих ничего общего с важнейшими показателями для бизнеса самого банка – стоимостью транзакции и полной стоимостью владения


В свою очередь, в структуру инвестиций на запуск ATM-сети входят показатели инвестиций в закупку и расходы на установку отдельного банкомата, а также инвестиций в создание центра мониторинга всей структуры банкоматной сети.

В структуру ежемесячных расходов входят расходы на каждый банкомат в отдельности (расходные материалы, сервис, связь, электричество, охрана и т. д.), а также расходы, приведенные ко всей сети – инкассация, управление сетью и мониторинг.

Созданная модель является инструментом расчета стоимости развертывания новой банкоматной сети и оценки эффективности работы уже существующего парка банкоматов.

Анализ структуры ежемесячных расходов на банкомат на рынке стран Балтии, произведенный с использованием расчетной модели BS/2 (рис. 1), показал, что значительную ее часть – 59% – занимают расходы “Cash Cost” (расходы на инкассацию, а также на все операции, связанные с обработкой наличности, транспортировкой, страховкой и т.д.). В свою очередь, 16% структуры стоимости транзакции занимают “ATM Site” (расходы, связанные с местом установки, – электропитание, аренда, охрана и т. д.), 15% – “Maintenance” (расходы, связанные с обслуживанием, приобретением расходных материалов и программного обеспечения), и 10% – “Network” (расходы на телекоммуникации).

Для сравнения: на рис. 2 показано распределение текущих расходов в стоимости транзакции на рынке США, рис. 3 – в регионе Европы, рис. 4 – в регионе Азии.

Проведенные другими исследователями расчеты достаточно наглядно показывают, что средняя стоимость транзакции очень сильно зависит от размера сети и количества транзакций, проходящих в сети. В масштабных ATM-сетях, которыми обладает, например, Сбербанк России (свыше 5 тыс. банкоматов), при достаточно высокой нагрузке себестоимость транзакций в несколько раз ниже, чем себестоимость транзакций в небольших банкоматных сетях. Интересно отметить, что этот факт является одной из причин процесса объединения ATM-сетей, который начинается сегодня на рынке Европейского региона и несколько лет назад уже закончился в США.

Расчеты показали также, что полная стоимость владения (TCO) одного банкомата в месяц на рынке Балтии составляет порядка 1,2–1,4 тыс. евро, что очень незначительно отличается от данного показателя на рынке Западной Европы (1,5 тыс. евро) и США (2 тыс. долларов). Аналогичные показатели рынка Восточной Европы, скорее всего, близки к приведенным данным по рынку стран Балтии, а также могут быть приняты в качестве ориентира для российского рынка.

Для окупаемости банкомата, расположенного на территории Балтийского региона, минимально необходимый уровень транзакций составляет 2,8 тыс. в месяц. В принципе, этот уровень достижим – в настоящее время показатели лишь небольшого числа балтийских банков не достигли этого уровня. В большей же части банкоматов совершается от 7 тыс. до 14 тыс. транзакций ежемесячно. При этом полная себестоимость транзакции составляет порядка 50–60 евроцентов. Эти данные соответствуют аналогичным показателям, рассчитанным для сетей банкоматов в 250–400 устройств на рынке Европы. Следует также отметить, что в данный диапазон попадает основная часть российских банкоматных сетей, при этом увеличение количества оконечных устройств, с которыми работает банк, может учитываться путем внесения данного показателя в существующую расчетную модель, к чему мы еще вернемся чуть позже.

Результаты расчетов степени влияния различных факторов на стоимость транзакции с использованием модели BS/2 показывают, что изменение стоимости банкомата на 10% приводит к изменению себестоимости транзакции на 0,2% (или на 0,1 евроцент). Таким образом, из этого следует, что устраиваемые банками тендеры на основе цены банкомата не имеют вообще никакого смысла, поскольку в действительности снижение стоимости банкомата на результате работы банка практически не отражается. Таким образом, если банк имеет возможность “размыть” бюджет на покупку оборудования на время его окупаемости (5–6 лет), смысл в проведении таких тендеров утрачивается полностью.

Очевидно, что банкам не следует гнаться за сиюминутной экономией при закупке банкоматов. Напротив, необходимо инвестировать в банкоматы, которые либо дешевле в использовании, либо принесут больший доход в долгосрочной перспективе.

Время влияния стоимости сервиса и стоимости связи на себестоимость транзакции более существенно. Так, увеличение стоимости сервиса на 10% приведет к увеличению стоимости транзакции на 0,58% (0,35 евроцента), а изменение стоимости связи на 10% также приведет к изменению стоимости транзакции на 0,45%.

Влияние стоимости программного и аппаратного обеспечения бэк-офиса для мониторинга, свитчинга и т. д. практически не отражается на себестоимости транзакции – увеличение стоимости инвестиций в эти направления на 10% приводит к удорожанию транзакции всего на 0,026 евроцента. В то же время увеличение эффективности работы сети банкоматов при наличии качественного мониторинга является значительным. Таким образом, инвестиции банка в бэк-офис банкоматной сети выглядят более чем оправданными.

Как показали расчеты, влияние текущих затрат на себестоимость транзакции ровно в 10 раз более значимо, чем влияние цены банкомата. Так, увеличение “полных” текущих расходов в среднем на банкомат на 10% приведет к удорожанию стоимости транзакции на 2,1%, или примерно на 1 евроцент. Только увеличение стоимости расходов на инкассацию на 10% увеличит стоимость транзакции на 1,64 евроцента.

Таким образом, для уменьшения себестоимости транзакции банкам следует обратить особое внимание на снижение текущих затрат.

При расчетах в модель можно вводить ряд гипотетических условий. К примеру, никогда нельзя заранее с точностью предсказать уровень инфляции. Однако увеличение инфляции на 1% в год приведет к увеличению стоимости транзакции на 2,1%, что также в 10 раз более значимо, чем цена банкомата.

Расчеты эффективности ресайклинга с использованием модели BS/2 показали чрезвычайно высокую эффективность данной технологии. Так, если рассмотреть гипотетическую ситуацию, когда при внедрении функции ресайклинга стоимость банкомата увеличивается на 300%, можно спрогнозировать, что число сервисных вызовов “первого уровня” в этом случае увеличится в 6 раз, вызовов “второго уровня” – в 2 раза. С другой стороны, количество транзакций в сети ATM за счет осуществления депозитных операций возрастает на 30–40%, а стоимость затрат на инкассацию, в свою очередь, снижается на 10–20%, за счет уменьшения потребности в инкассаторских услугах. В данном случае стоимость транзакции и время окупаемости оборудования останутся прежними (как и при внедрении стандартных банкоматов).


Для того чтобы банк имел реальную возможность оптимизировать затраты на развитие и обслуживание своей ATM-сети, ему необходимо, как ни парадоксально это звучит, обеспечить дополнительные инвестиции в те направления, которые позволяют снизить затраты на инкассацию


Таким образом, при создании банкоматной сети важно акцентировать внимание не столько на стоимости оборудования, сколько на стоимости его обслуживания, в частности, инкассации. И на этом фоне предлагаемая специалистами BS/2 модель расчетов стоимости ATM-транзакции может служить своего рода компасом для тех российских банков, которые рассматривают создание и развитие своей ATM-сети как отдельное бизнес-направление, которое по определению должно приносить прибыль. Приведенные мною результаты анализа факторов, влияющих на эти понастоящему критичные для бизнеса показатели, наглядно демонстрируют: для того чтобы банк имел реальную возможность оптимизировать затраты на развитие и обслуживание своей ATMсети, ему необходимо, как ни парадоксально это звучит, обеспечить дополнительные инвестиции в те направления, которые позволяют снизить затраты на инкассацию

Справедливость этого утверждения можно проиллюстрировать на примере того же ресайклинга. Представим, что банк стоит перед альтернативой – установить банкомат только с функцией cash-in либо с cash-in и ресайклингом. В первом случае увеличение количества транзакций (как правило, на 40%) за счет предоставления клиентам услуги автоматизированного депозита приведет к росту затрат на инкассацию – как известно, инкассировать банкомат с функцией cash-in необходимо не только тогда, когда в нем заканчиваются наличные, но и при заполнении депозитной кассеты. В результате не исключена ситуация, когда внедрение cash-in устройств приведет к значительному росту стоимости ATM-транзакции. Приведенный пример – наглядное подтверждение тому, что каждый банк должен изначально сделать соответствующие расчеты, которые помогут ему определиться, насколько выгоден для его бизнеса подобный шаг. Ведь вполне может оказаться, что средний рост стоимости транзакций значительно превысит дополнительную выгоду от реализации услуг автоматизированного депозита.

свою очередь, при внедрении функции ресайклинга ситуация выглядит несколько иначе. Поскольку при этом возникает возможность использовать депонируемые наличные для выдачи, внедрение такого рода устройств приведет к уменьшению потребности в инкассации. Разумеется, здесь опять же многое зависит от конкретных показателей интенсивности ATM-транзакций, однако опыт работы Wincor Nixdorf на рынках целого ряда стран показывает, что, как правило, установка ресайклингового оборудования приводит к уменьшению затрат банка на инкассацию до 50%. Иными словами, внедрение такого оборудования по определению является для банков гарантированно более выгодным, чем установка только cash-in устройств, из-за высокой разницы эластичности стоимости оборудования и затрат на инкассацию.

Справедливость сделанных мною выводов подтвердит следующий пример. Так, я всегда задавался вопросом: почему на рынке США ресайклинг непопулярен, тогда как на рынке стран Азии, в частности, в Японии, на эту услугу очень высокий спрос в течение последних 20 лет?

Ответ довольно прост – услуги по инкассации в США стоят значительно меньше, поскольку среди инкассаторских компаний высок уровень конкуренции. В Азии, наоборот, рынок инкассаторских услуг высокомонополизирован, поэтому местные банки вынуждены искать альтернативные пути для снижения расходов, в частности, внедрять ресайклинговое оборудование.

Вопрос о том, по какому пути – азиатскому или американскому – пойдет российский рынок в решении проблемы снижения затрат на инкассацию в течение ближайших лет, очень важен и интересен как для самих банков, так и для вендоров. Показательно, что результаты исследования существующего российского законодательства, проведенного германской юридической компанией Байтен Бурхард по заказу Wincor Nixdorf, свидетельствуют об отсутствии каких-либо правовых препятствий для выполнения отечественными банками операций cash-ресайклинга на банкоматах.

Wincor Nixdorf International GmbH

Визитная карточка

На сегодняшний день германская компания Wincor Nixdorf является одним из наиболее динамично развивающихся поставщиков IT-решений для банков, работающих с физическими лицами, и предприятий розничной торговли и сервиса. Так, еще два года назад штат сотрудников Wincor Nixdorf насчитывал 4 тыс. человек, а сегодня число работников компании превышает 6 тыс. Кроме того, в 2004 г. Wincor Nixdorf приобрела производителя устройств автоматизированного самообслуживания – компанию Prokent, а совсем недавно – компанию BEB, одного из признанных производителей устройств автоматизированного распознавания банкнот, что обеспечило Wincor Nixdorf полную независимость в вопросах разработки и производства устройств с Cash-in функционалом в отличие от своих основных конкурентов.

По итогам прошлого финансового года совокупный объем продаж компании превысил 1,6 млрд. евро, при этом количество поставленных на рынок банкоматов составило порядка 33 тыс. Кроме того, за время, прошедшее после размещения акций компании на Франкфуртской фондовой бирже (19 мая 2004 г.), их стоимость выросла с 41 евро до 71 евро за акцию.

В 2003/2004 финансовом году объем поставок продукции Wincor Nixdorf на рынки стран СНГ, на которых производитель традиционно занимает лидирующие позиции на рынке устройств самообслуживания, превысил 5 тыс. ATM и 500 транзакционных киосков.

В заключение хотелось бы отметить, что, как правило, многие российские банки в настоящее время располагают собственными службами инкассации. Однако, судя по всему, затраты на внутреннюю службу инкассации далеко не всегда ниже, чем оплата услуг сторонних специализированных инкассаторских компаний. Специфика состоит в том, что российские банки, как правило, не отражают расходы на инкассацию в отдельных статьях (так, как это делают, например, банки стран Балтии), что весьма затрудняет процесс использования подобной расчетной модели на основе разработки BS/2 для рынка России.

В то же время именно для российского рынка расчетная модель BS/2 представляется в настоящее время наиболее актуальной. Так, среднее число устройств в российских банкоматных сетях в настоящее время составляет порядка 250 ATM. Для сравнения – сеть Link насчитывает около 44 тыс. банкоматов, сеть Bank of America – более 18 тыс. При этом расчетная модель BS/2 показывает, что средняя стоимость транзакции в сети ATM в значительной степени зависит от масштаба сети и от числа ежемесячно совершаемых транзакций.

На этом фоне в ближайшее время Московский офис Wincor Nixdorf совместно со специалистами из BS/2 намерен получить результаты расчетов на основе экономической модели банкомата и для банкоматных сетей, расположенных на рынке России. Более того, уже сегодня мы готовы рассмотреть соответствующие предложения банков, заинтересованных в построении и развитии своих ATM-сетей с точки зрения реализации самостоятельного и при этом весьма прибыльного бизнес-направления.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 6 (106) ’2005 стр. 8

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных