17 августа 2012,
16:17
166
Российский private banking: время автоматизировать бэк-офис
Алексей Гусев, главный эксперт Российской академии госслужбы при Президенте РФ Пожалуй, до сих пор одной из наиболее существенных...
Алексей Гусев, главный эксперт Российской академии госслужбы при Президенте РФ
Пожалуй, до сих пор одной из наиболее существенных задач в автоматизации подразделений российского private banking (после уже традиционного и почти стандартного требования к обязательному обеспечению высокого уровня конфиденциальности информации о самом VIP-клиенте и всех его операциях) является задача формализации общих требований к консолидации информации о VIP-клиенте. Идея такой консолидации изначально присутствовала и присутствует в единой концепции продуктового ряда российского private banking’а, которая сложилась в процессе его эволюции. Бэк-офис private banking’а постоянно сталкивается с необходимостью непрерывного мониторинга информации по всем операциям клиента не только в банке, но и через банк, что подразумевает сама идея private banking’а. А это рано или поздно приводит к необходимости консолидации информации о VIP-клиенте. Дело в том, что хотя продуктовый ряд российского private banking’а состоит из совершенно разнородных продуктов и услуг, они классифицируются и реализуются для клиентов сходным образом, причем как в рамках общего подхода к продуктовому ряду, так и по сложности задач, возникающих при описании сложности стоящей перед бэкофисом консолидации.
Так, внутри банка необходимо консолидировать информацию непосредственно по банковским операциям, причем совершенно недостаточно одних лишь данных о банковских операциях по счетам клиента. Обычно через АБС банка мы получаем доступ только по операциям РКО, с депозитами и кредитами. Еще хорошо, если одновременно с этим бэкофис может получить доступ и к операциям по карточным счетам (что обычно реализуется отдельным модулем, не всегда непосредственно завязанным на клиентов РКО и тех, кто размещает депозиты, если это не подразумевает одновременный с данными продуктами выпуск карточек) и управлению активами.
В последнем случае мы имеем дело не совсем с чисто банковскими операциями, тем более отражаемыми на балансе. Если с линейкой депозитов как продуктов с консервативной инвестиционной стратегией пока больших проблем нет, то как только мы начинаем говорить о более представительном управлении активами, сразу же возникают сложности, ограничивающие выбор инструментов. Пожалуй, лишь с доверительным управлением и ОФБУ самого банка больших сложностей в плане консолидации информации о VIP-клиенте так и не возникает! А вот если появляются ПИФы аффилированной с банком компании, сразу появляется объективная необходимость интеграции бэк-офисом private banking’а данных от совершенно разнородных бизнес-систем, тем более когда речь заходит о еще более представительном дополнении управления активами через кросс-продажи продуктов контрагентов, причем не только тех же паев, но еще и страховых продуктов. В этом случае очевидно, что такая интеграция необходима не только по продуктовому ряду, более-менее сходному с банковским, но и по продуктам и сервисам, отличным от него.
Предлагая VIP-клиенту не только сугубо банковские продукты и услуги, мы просто вынуждены интегрироваться с совершенно иными бизнес-системами контрагентов.
Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС"6 (146) ’2009 сс. 19-22