Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №9 » 1080 просмотров

Рынок P2P-переводов: в зоне особого внимания банков и телекома

Рынок P2P-переводов: в зоне особого внимания банков и телекома

По оценкам ЦБ РФ, с 2016 по 2018 год объем переводов между физлицами практически удвоился — с 10 трлн до 19 трлн рублей. Данные разнятся с результатами исследования экспертов Frank RG, которые сообщают о 13–14 трлн рублей, но у внешних экспертов «ПЛАС» есть устойчивое мнение, что цифры регулятора гораздо достовернее любых иных источников, хотя бы потому, что именно он и собирает всю статистику, представляемую российскими кредитными организациями.

В  любом случае сегмент представляет огромный интерес не только для банков, но и для мобильных операторов. Однако, как показывает практика, их стремление стать независимыми игроками на этом рынке в ближайшем будущем по-прежнему останется благим намерением. Именно такого взгляда придерживаются сегодня эксперты.

В конце августа 2018 года исследовательская компания Frank RG представила исследование «Денежные переводы физлиц в России в 2018 году», подтверждающее, что P2P-переводы являются для компаний и банков в большей степени дополнительной услугой, нежели источником прибыли. В исследование 2018 года впервые вошли не только банки, но и операторы электронных кошельков, мобильные операторы и системы денежных переводов без открытия счета, всего было охвачено более 40 участников платежного рынка.

Согласно выводам авторов исследования, существует четыре основных фактора, влияющих на успешное развитие сервисов P2P-переводов: удобство, дешевизна или полное отсутствие платы за сервис, развитие рынка банковских reward-программ, когда за расходы по картам их держатель получает вознаграждение, а также «серая» экономика.

По экспертным оценкам Frank RG, cамыми удобными и востребованными для пользователей — физических лиц являются P2P-переводы по номеру телефона, далее следуют переводы по номеру карты и по ФИО.

Средний чек перевода в банковском сервисе денежных переводов — 5000 рублей, в сегменте переводов с помощью электронного кошелька — 3000–4000 рублей, через мобильного оператора — 300–400 рублей.

Презентация исследования и вручение участникам рынка специальных наград — звезд Frank Payments Market Award 2018 — была отмечена оживленной дискуссией с участием представителей Национального платежного совета, ведущих мобильных операторов и банка «Открытие», речь шла о ключевых вопросах рынка переводов, на который с 2019 года планирует выйти и государство в лице регулятора. По словам Алмы Обаевой, председателя правления НП НПС, «вопрос платности — ключевой вопрос издержек и стоимости. Рынок переводов должен быть бесплатным и представлять собой сопутствующий сервис основным банковским или финансовым услугам, которые предоставляют наши финансовые учреждения. Сегодня те, кто берет даже 1% комиссии, должны понимать, что это грабительский процент, ведь инфляция сократилась уже до 4%».

С тем, что переводы должны быть бесплатными для клиента, согласен и Михаил Щипков, управляющий директор управления транзакционного бизнеса «Открытие», отметивший тренд постепенного снижения комиссий. По его словам, главная задача банков — сделать большинство сервисов, в том числе платежи и переводы, максимально удобными и бесплатными. Что касается самого «Открытия», то отсутствие комиссий за платежи и переводы в большей степени компенсируется ростом POS-оборота и остатков ДВС по карточным продуктам. Бесплатные сервисы стимулируют клиентов чаще пользоваться картами, при этом отсутствие комиссии влияет и на уменьшение оттока самих клиентов.

По мнению участников рынка, резкий рост объемов денежных переводов можно объяснить отсутствием внутрирегиональных комиссий. Руководитель направления по денежным переводам МТС Рикардо Рей Патиньо отметил, что «у всем известного крупнейшего банка» плата за переводы между регионами почему-то существует, так что говорить о безбарьерном развитии рынка платежей не приходится. А. Обаева объяснила этот факт технологическими причинами. По ее словам, если клиент банка откроет счет в другом регионе, его придется идентифицировать заново, и преодолеть эту проблему пока не получается, к тому же не стоит забывать, насколько высокомаржинален этот бизнес. Например, переводы приносят Сбербанку 18 млрд рублей в год.

А. Обаева: 1% комиссии сегодня является грабительским процентом, ведь инфляция сократилась уже до 4%!

Роль телеком-операторов в формировании рынка P2P-переводов пока не слишком весома, хотя доходность операторов на рынке переводов достигает 50%. Как объяснил Илларион Яловенко, директор департамента финансовых сервисов Tele2, это связано с отсутствием у сотовых операторов лицензии на осуществление финансовых операций, поэтому телекоммуникационным компаниям приходится брать в партнеры банки либо НКО. «С одной стороны, это утяжеляет сервис, съедает часть маржи, но с другой стороны, есть несомненный плюс — непосредственно финансовые транзакции совершает сам банк, основой которого и являются аналогичные сервисы», — отмечает И. Яловенко. Оператор чаще всего в таком партнерстве выступает в роли витрины, магазина, предлагающего помимо прочих услуг еще и финансовые сервисы на особых, льготных условиях. Основной задачей развития финансовых сервисов в Tele2 является упрощение сервисов для конечных клиентов — чем сервис проще, тем больше людей им будут пользоваться. С учетом наличия у подавляющего большинства людей в нашей стране мобильных телефонов существенно проще использовать как идентификатор перевода мобильный номер, который многие помнят наизусть, а не номер карты, которая не всегда под рукой.

Рикардо Рей Патиньо считает, что в будущем четверка мобильных операторов может потеснить традиционных участников рынка — кошельки и часть банковского бизнеса. Но это при условии, если активно развивать этот потенциал. У МТС есть неоспоримое конкурентное преимущество — подконтрольный МТС-Банк, что позволит предлагать дополнительные интересные или более дешевые продукты. Согласно опросам сотрудников компании, люди готовы оплачивать комиссию, если на практике это обернется хорошим клиентским опытом, а сам процесс оплаты будет удобным.

Как утверждает его коллега из Tele2, одной комиссии недостаточно, чтобы успешно конкурировать с другими традиционными участниками рынка. Все зависит от того, насколько активно клиент пользуется услугами банка, а его продукты доступны.

С подачи Национального платежного совета, который внес соответствующее предложение в ЦБ, сейчас готовятся законодательные изменения в 161-ФЗ, в рамках которых телекоммуникационные компании, продолжая оставаться банковскими платежными агентами, могут нарастить потенциал с помощью нового функционала, например, идентифицировать физических лиц (и, возможно, юридических), а также открывать им счета от имени банка. Что касается таких сервисов, как Apple Pay и Samsung Pay, статус которых в РФ окончательно не определен, Банк России будет регулировать их деятельность с выставлением в адрес данных сервисов определенных требований. Делается это в целях защиты клиента и безопасности сервиса, уточняет Алма Обаева.

Рикардо Рей Патиньо: Люди готовы оплачивать комиссию, если на практике это обернется хорошим клиентским опытом

Насколько изменит рынок запланированный на 2019 год запуск Системы быстрых платежей? По утверждению председателя правления НП НПС, нормативного регулирования этого вопроса пока нет. ЦБ опубликовал «Положение о платежной системе Банка России», согласно которому он устанавливает определение сервиса быстрых платежей и механизм его работы. Но как будет работать сервис, когда регулятор станет расчетным центром другим системам, пока остается не совсем понятным. Тем более что предполагается организация работы этого сервиса не только внутри ЦБ. «Сама идея, предложенная Финтех-ассоциацией, правильная, — отмечает А. Обаева. — Однако потребуется значительное время для реализации этой глобальной инициативы, которая абсолютно не требует спешки».

Одна из проблем, затрагивающих работу мобильных операторов, касается размера среднего чека денежных переводов через телеком-компании. Как уже отмечалось, он в разы меньше, чем аналогичные операции через банки или электронные кошельки. По словам Рикардо Рей Патиньо, «причина в том, что люди не хранят большие остатки на счетах». В ближайшее время МТС намерен сосредоточить усилия на оказании консультаций, чтобы потребители понимали – деньги можно хранить на лицевом счете и оплачивать непосредственно с него практически по той же стоимости, что и в онлайн-банкинге. Чем больше клиентов будут понимать, что они смогут использовать переведенные им деньги без комиссии, размер остатков будет увеличиваться, а средний чек — возрастать. «Возможно, не сразу и не очень значительно, — отмечает представитель МТС. — Это могут быть переводы за оплаченный обед коллеге, какая-то сумма, данная в долг. У нас есть возможность совместно с МТС Банком развивать те же самые кошельковые направления, где одновременно с лицевым счетом человек имеет счет банковской карты, или основной счет, или же счет ЭДС».

Как отметил Илларион Яловенко, клиенты компании используют переводы через Tele2 в рамках ограничений, наложенных законодательством — не более 15 000 руб-лей за одну транзакцию. «Если говорить про переводы посредством мобильной коммерции, когда источником фондирования служит счет мобильного, то здесь очевидны три проблемы. Первая — отсутствие значительной суммы денег на счете — человек обычно держит на счету оператора не более 500 рублей, и ему сложно купить, например, билет на самолет. Вторая проблема касается инфраструктуры — сложно оплатить что-либо со счета телефона в офлайне, все попытки операторов запуститься с мобильной коммерцией в ритейле пока были не очень успешны. Третья проблема — дополнительная комиссия сверху суммы платежа, которая зачастую останавливает многих потенциальных пользователей. Когда решатся эти три проблемы, произойдет резкий рост платежей посредством мобильной коммерции операторов».

В 2021 году сервисом P2P-платежей онлайн или через мобильное устройство будет пользоваться каждый второй потребитель

Иное видение перспективы у представителей банков. В частности, Михаил Щипков (банк «Открытие») считает, что, несмотря на планы операторов увеличить объемы переводов и платежей и наращивать остатки, банки не видят в этом серьезной угрозы, так как клиентам проще сделать перевод в банковском мобильном приложении, чем в том же приложении сначала перевести деньги на номер телефона и уже потом осуществить сам перевод. «При переводе через мобильного оператора сначала нужно перевести деньги себе на счет, потом отправить на номер мобильного телефона, и только после этого можно сделать нужный перевод, вместо того чтобы сразу осуществить его в мобильном приложении. Ввиду такого сложного процесса с отправкой денег серьезной угрозы со стороны мобильных операторов мы не видим. Ну и плюс сейчас в банках наблюдается тенденция к снижению комиссий, чего не скажешь об операторах», — заключает эксперт.

Конкуренции между телекомом и другими участниками рынка присущ неверно выбранный вектор, сотовые операторы стремятся получить фондирование, примеряя роль банков, отмечает председатель правления НП НПС Алма Обаева. Вторым ошибочным вектором стратегии, по ее словам, является стремление перенести стоимость, в то время как деньги могут находиться на счете и приносить доход. «Нужно стучаться к источнику фондирования, он на вашем банковском счете», — добавила председатель правления Совета НПС.

P2P-платежи существуют всего несколько лет, однако эксперты считают этот сервис силой, с которой следует связывать будущее финтех-индустрии. По прогнозам Javelin Strategy&Research, к 2020 году 126 млн взрослых потребителей будут пользоваться сервисом частных переводов. P2P-платежи существенно повлияли на потребительское поведение, в частности, на рынки POS-терминалов и эквайринга. Многие потребители используют метод P2P-платежей для оплаты товаров и сервисов.

Как минимум каждый третий потребитель в США в 2016 году совершил P2P-платеж онлайн или через мобильное устройство. Ожидается, что в 2021 году данным видом сервиса будет пользоваться каждый второй потребитель.

В последнее время активность в отношении P2P-платежей демонстрируют и сами эквайреры. Развитие этого сервиса означает снижение количества обычных транзакций, а следовательно, снижение прибыли. Поэтому эквайреры все чаще стараются самостоятельно осваивать эту нишу. За ними последовали и социальные сети, а также финтех-компании, такие как Venmo, Square Cash, Boomerang. Только в 2016 году процессинг Venmo обработал транзакций на 17,6 млрд долларов, перечисленных через мобильные P2P-сервисы, а рост таких транзакций по сравнению с 2015 годом составил 135%. Компания Apple направила усилия в сферу peer-to-peer переводов, создав сервис по переводу средств через Apple Messages, используя мобильные устройства iPhone и iPad.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных