Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №9 » 2248 просмотров

Новая международная платежная система. Обратный отсчет перед запуском?

Новая международная платежная система. Обратный отсчет перед запуском?

26–27 июля 2018 года в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся юбилейный 10-й саммит БРИКС, на котором главы государств- участниц рассматривали наиболее острые мировые проблемы и актуальные вопросы деятельности стран – локомотивов глобального развития.

Обсуждались шаги по дальнейшему совершенствованию работы БРИКС и укреплению сотрудничества на приоритетных направлениях: политика и безопасность, торговля и инвестиции, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи. Традиционно накануне саммита прошли встречи бизнес-лидеров, сначала — годовое собрание Делового совета БРИКС в Дурбане, в рамках которого состоялись заседания всех девяти его рабочих групп, включая группу «Финансовые услуги» (Financial Services), а затем в Йоханнесбурге в расширенном составе прошел Бизнес-форум БРИКС. Об итогах состоявшихся встреч журнал «ПЛАС» беседует с советником Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) Алексеем Казарцевым и вице-президентом, членом Совета Ассоциации российских банков (АРБ) и заместителем председателя Российского финансово-банковского союза (РФБС) Олегом Прексиным.

ПЛАС: Какие изменения претерпела концепция Новой международной системы платежных карт (НМСПК) со времени публикации о ней в нашем журнале в июне 2017 года?

А. Казарцев: В ходе дальнейших обсуждений между участниками Делового совета БРИКС, серии переговоров с представителями национальных платежных систем и банковских учреждений концепция НМСПК эволюционировала. Если еще в первой половине 2017 года проект выглядел как набор межхостовых соединений (звезда «все ко всем»), то теперь в его основе — облако свитчей для маршрутизации транзакций между разными платежными системами. Это дало возможность отложить на второй этап реализации проекта согласование технических стандартов взаимодействия между национальными системами платежных карт стран БРИКС, равно как и добавить такие платежные средства, как мобильные кошельки, веб-интерфейсы и т. д. Кроме транзакций физических лиц со временем, видимо, можно будет реализовать и транзакции между юридическими лицами, хотя начинаем мы с розничного оборота и платежей физических лиц. Это придает нужный импульс развитию всей системы и позволяет рассчитывать на привлечение новых партнеров к работе по ее созданию.

ПЛАС: С чем связано изменение названия системы с НМСПК на НМПС (Новую международную платежную систему)?

О. Прексин: Если раньше обсуждалась идея выпуска новой общей платежной карты стран БРИКС, то теперь мы говорим о сопряжении национальных систем платежных карт Бразилии, Индии, Китая, России и других национальных платежных систем по формуле «БРИКС Плюс». К этому всех подвигает ныне председательствующая в БРИКС южноафриканская сторона, не имеющая национальной платежной карты. Наши южноафриканские коллеги сместили акцент в проекте со слова «карты» на «платежи», которые могут осуществляться как с помощью карт, так и в иных форматах. Лидеры БРИКС уделяют повышенное внимание расширению использования национальных валют во взаиморасчетах. Предлагаемая система работает именно в таком направлении, обеспечивая с помощью виртуального кошелька обратимость национальных валют при купле-продаже товаров и услуг в одной стране гражданами другой с проведением практически прямых расчетов по счетам в местных валютах, которые используют покупатели и продавцы из стран — участниц проекта. Инициировавшие его переименование южноафриканские коллеги считают, что вскоре НМПС даст возможность
перейти от расчетов между частными лицами к межкорпоративным.

ПЛАС: А что еще привнесли в проект южноафриканские встречи?

О. Прексин: ЮАР принадлежит инициатива его расширительного толкования. По уровню участия в проекте южноафриканская сторона не уступает российской. Помимо предметного обсуждения проекта на заседании рабочей группы «Финансовые услуги» в рамках годового собрания Делового совета БРИКС в Дурбане, важные встречи и беседы прошли в Йоханнесбурге. Они состоялись с руководством и специалистами национального регулятора – Платежной ассоциации Южной Африки (Payments Association of South Africa — PASA), Банковской ассоциации Южной Африки и технологической группы BankservAfrica. Последняя, находясь под надзором PASA, занимается практической организацией расчетов не только в ЮАР, но и в близлежащих странах.

Лидеры БРИКС уделяют повышенное внимание расширению использования национальных валют во взаиморасчетах

Ключевыми стали вопросы выбора исходной платежной платформы. Одним из вариантов может выступить BankservAfrica, другим является система HandyBank, использование которой продвигает член целевой группы по НМПС Наталья Касперская. Наряду с нашей презентацией, в Дурбане была представлена индийская платежная система. Одно время глава национальной системы платежных карт Индии А. П. Хота (Abhay Prasad Hota) возглавлял рабочую группу по проекту НМСПК. Индийская сторона проявляет интерес к использованию для новой версии проекта платформы BHIM, на которой строится карточная система RuPay. Свой интерес к внедрению наработок China UnionPay (CUP) обозначили китайские коллеги. В итоге решено рассматривать любые предложения по платежной платформе на конкурентной основе, и выбор в пользу одной из них или возможного сочетания нескольких в ближайшее время предстоит сделать целевой группе БРИКС по НМПС.

ПЛАС: Каков общий состав российской команды, работающей над этим проектом, и как представлены другие страны?

А. Казарцев: Общий уровень представительства в целевой группе достаточно высок. В частности, в команду от ЮАР входят Кас Кувадия (Cas Coovadia) — управляющий директор Банковской ассоциации Южной Африки и Вальтер Волкер (Walter Volker) — генеральный директор PASA. Кас Кувадия также является председателем Совета Международной банковской федерации (International Banking Federation — IBFed), которая позиционируется как рупор международного банковского сообщества в диалоге с властными структурами. Бразилию представляет Луис Антонио Мартинс (Luiz Antonio Martins), руководитель шанхайской дочки Banco do Brasil — главного эмитента бразильской национальной карты ELO. В связи с предстоящим в 2019 году переходом председательства в БРИКС к Бразилии ожидается существенное расширение состава участников проекта от этой страны. В состав группы по НМПС входят высокопоставленные представители индийской карточной системы RuPay и Национальной платежной корпорации Индии (NPCI), китайской карточной системы China UnionPay и Банка Китая (Bank of China). Российскую сторону, помимо участников этой беседы и президента группы InfoWatch Натальи Касперской, представляют заместитель директора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Николай Вуколов, соучредитель и управляющий компании Joys Digital Андрей Михайлишин и соучредитель группы Unistream, Unibank, Moneyto и Protobase Laboratories Георгий Писков.

ПЛАС: Что нового можно сказать по технической части проекта?

А. Казарцев: Техническая инфраструктура, как и география проекта, являются определяющими факторами успеха при построении объединенной платежной системы стран БРИКС. Переход от набора межхостовых соединений к облаку сетевых коммутаторов (свитчей) диктует соответствующее развитие технической инфраструктуры.

Мы уже отмечали, что идея интеграции платежных систем стран БРИКС на основе кобейджинговых соглашений является тупиковой. Вариант поставить пять разных приложений на один чип традиционной банковской карты изначально выглядел абсурдным, равно как и вариант с пятью «двусторонними» кобейджинговыми картами в одном портмоне клиента. Но если использовать не микропроцессор платежной карты, а мобильное приложение, то все выглядит по-другому. Мы можем запустить мобильный кошелек аналогично Apple Pay или Samsung Pay, привязав к нему карту любой платежной системы, сберегательный или расчетный счет клиента, либо другое платежное средство. В этом случае отпадает необходимость согласовывать новые протоколы и технические стандарты или создавать единое платежное приложение. С одной стороны, мы становимся технологически более продвинутыми и намного более гибкими, с другой — в такую систему много легче интегрировать прогрессивные платежные протоколы. Если раньше мы говорили, что будем опираться на «традиционные» платежные протоколы семейства ISO 8583, то сейчас речь идет и о расширенных протоколах, таких как ISO 20022. В целом система выходит на новый технический уровень, который позволит партнерам легче к ней подключаться и адаптироваться.

ПЛАС: В вашей прежней публикации говорилось о ключевых этапах построения проекта. Что изменилось за прошедшее время в планах формирования новой системы? Каковы ближайшие шаги по их реализации?

А. Казарцев: Первым делом планируется создание в формате государственно-частного партнерства пилотных сегментов в облаке свитчей и проведение демонстрационных транзакций. Например, некий турист из Индии может оплатить в ЮАР локальную услугу картой RuPay. Чтобы провести такую операцию, необходимо создать два тестовых свитча, настроить такие протоколы и соединения, чтобы локальная карта из Индии была интегрирована в мобильный кошелек, сделанный, например, в Индии (мобильное приложение BHIM). Турист может быть также из Бразилии, Китая, России или Республики Беларусь. Главное, чтобы в результате картой, выпущенной в национальной валюте одной страны «для внутреннего употребления», можно было оплатить услугу, оказываемую торгово-сервисным предприятием другой страны, в ее местной валюте.

Демонстрационные транзакции планируется провести накануне следующей полугодовой встречи Делового совета БРИКС

Транзакции между физическими лицами и частными предприятиями Индии и ЮАР в настоящее время рассматриваются как рабочий вариант, но нельзя исключать, что первая операция пройдет между резидентами России и ЮАР, либо с использованием национальной платежной карты не входящего в БРИКС государства. Ведь члены целевой группы по НМПС изначально договорились действовать по формуле «БРИКС-плюс», и уже начались рабочие контакты с коллегами из ШОС и ЕАЭС.

Демонстрационные транзакции планируется провести накануне следующей полугодовой встречи Делового совета БРИКС, которая, скорее всего, состоится в Йоханнесбурге в феврале — марте 2019 года. По сложившейся традиции именно там председательство в данном объединении перейдет к Бразилии.

ПЛАС: Насколько развит национальный процессинговый центр в ЮАР?

А. Казарцев: Отмечу должный уровень технической инфраструктуры, поддерживающей платежную систему. В ЮАР есть надежный регулятор в лице PASA, который определяет правила работы не только с банковскими картами и мобильными приложениями. В стране два процессинговых центра. Планируется, что наша работа начнется с процессингового центра BankservAfrica, который поддерживает транзакции физических лиц на розничном рынке. Второй процессинговый центр — STRATE — обслуживает инвестиционные сделки (торговлю акциями, облигациями, операции на денежном рынке), действуя также по правилам PASA. В целом техническая инфраструктура платежного рынка в ЮАР отвечает современным требованиям. Хотя в ЮАР и нет национальной платежной карты, там выпускают целый набор локальных карт, включая Fleet Cards, Garage/Petrol Cards и другие.

Система сможет работать не только с платежными картами, но и с широким спектром платежных сущностей, включая счета клиентов, мобильные кошельки, трансграничные переводы, электронные деньги и т. д.

О. Прексин: Из бесед с южноафриканскими регуляторами, банкирами и финансистами следует тот вывод, что в стране не планируется выпуск собственной платежной карты. На местном рынке доминируют четыре международные платежные системы: Visa, Mastercard, AmEx и Diners Club / Discover Financial Services. Standard Bank — крупнейшее банковское учреждение страны, частично принадлежащее Торгово-промышленному банку Китая (ICBC), активно продвигает на рынке платежную карту CUP.

Власти ЮАР положительно относятся к появлению на местном рынке новых платежных инструментов с хорошими перспективами в международном обороте, и в этом смысле НМПС имеет неплохие шансы занять достойное место не только здесь, но и в соседних странах, на которые распространяется деятельность PASA и BankservAfrica.

А. Казарцев: Наша система сможет работать не только и не столько с платежными картами, сколько с широким спектром платежных сущностей, включая счета клиентов, мобильные кошельки, трансграничные переводы, электронные деньги и т. д. Платежные карты — важный элемент новой платежной системы, но не обязательно определяющий.

ПЛАС: По каким причинам ведущая роль в работе над НМПС теперь принадлежит ЮАР? Связано ли это с обеспечением баланса между ведущими игроками и остальными участниками проекта?

А. Казарцев: Причин тому несколько. В период своего председательства в БРИКС китайская сторона предлагала выстроить новую систему на основе China UnionPay. Это грозило существенным искажением баланса интересов, как, впрочем, и создание новой платежной системы на основе индийской NPCI — RuPay. ЮАР в этом смысле — нейтральная площадка. Кроме того, нашим южноафриканским коллегам как представителям ныне председательствующей в Деловом совете БРИКС страны легче продвигать инициативы.

ПЛАС: Какие перспективы есть у НМПС в странах ЕАЭС и ШОС?

А. Казарцев: В странах, входящих в эти, да и не только в эти организации, происходят серьезные подвижки. Создаются тестовые площадки — «песочницы» для отработки новых платежных инструментов, технологий и средств взаиморасчетов, обсуждаются проблемы действующей системы. Как показывают предварительные переговоры, проект НМПС привлекателен для многих. Рассматриваются разные варианты взаимодействия с такими площадками, вплоть до размещения на них элементов технической инфраструктуры, и не исключается практическое продвижение в этом направлении уже в обозримом будущем.

ПЛАС: А как будут строиться отношения НМПС с другими крупными игроками рынка? Будет ли это острая конкуренция или возможно какое-то сопряжение систем?

А. Казарцев: Никто не собирается конфликтовать с «традиционными» платежными системами. Напротив, планируется развивать рабочие отношения. Развивающиеся системы платежных карт стран БРИКС уже имеют партнерские соглашения и кобейджинговые программы с такими глобальными игроками, как Visa и Mastercard. Почему бы тогда и новым платежным структурам, которые создаются в странах БРИКС, не поддерживать рабочие отношения?

ПЛАС: Принимают ли участие в работе над новым проектом представители Банка России и НСПК?

А. Казарцев: Руководство ЦБ и НСПК осведомлено о проекте, но их представители пока выступают в роли наблюдателей. Сотрудники ЦБ участвовали во встречах Рабочей группы «Финансовые услуги» Делового совета БРИКС, на которых обсуждались проекты НМСПК и НМПС. Банк России направлял своего представителя на встречу российской части группы в марте 2018 гола, однако при обсуждении проекта в Дурбане и Йоханнесбурге представители ЦБ отсутствовали.

Система выходит на новый технический уровень, который позволит партнерам легче к ней подключаться и адаптироваться

В настоящее время российский регулятор занят совершенствованием национальной платежной системы и вопросами построения общего финансового пространства в ЕАЭС, тогда как руководство НСПК отдает предпочтение отношениям с отдельными зарубежными партнерами. Что же касается общей платежной тематики по БРИКС, то здесь, видимо, время для инициатив бизнес-сообщества, хотя без государственно-частного партнерства в проекте НМПС не обойтись.

О. Прексин: Добавлю, что не так давно по инициативе ЦБ на площадке российского регулятора у меня состоялась отдельная встреча по НМПС со специалистами Банка России. По ее итогам инициаторы выпустили протокол, но, к сожалению, дальше стандартного «принять к сведению» дело там не пошло.

Положение о развитии проекта НМПС по линии государственно-честного парт-нерства содержится в переданном лидерам БРИКС в Йоханнесбурге Годовом отчете Делового совета за 2017/18 гг. вместе с предложением реализовать его на «здоровых банковских принципах» (sound banking principles). Мы открыты для диалога и, по получении необходимых практических результатов, готовимся выйти с новыми предложениями, достойными внимания руководства страны. Но это уже тема для следующей статьи или интервью.

ПЛАС: А как обстоят дела с созданием рейтингового агентства БРИКС, с чего, собственно, начиналась ваша прошлогодняя статья?

О. Прексин: Этот проект, как и проект по НМПС, Деловой совет БРИКС отнес к приоритетам. Напомню, что само предложение о создании нового международного рейтингового агентства прозвучало со стороны России в 2009 году на лондонском саммите G20, который был посвящен глобальному финансовому кризису. В это время авторитет так называемой «большой тройки» рейтинговых агентств, выставлявшей наивысшие рейтинги надежности тем, кто втянул мир в кризис, был близок к нулю. Тогда глобальные лидеры вежливо выслушали российское предложение, обещали принять во внимание, забыли, как только ситуация начала выправляться.

Транзакции между физическими лицами и частными предприятиями Индии и ЮАР в настоящее время рассматриваются как рабочий вариант, но нельзя исключать, что первая операция пройдет между резидентами России и ЮАР

Теперь локомотивом в проекте учреждения нового международного рейтингового агентства стала Индия. В Дурбане представители Индии выступили с развернутой программой его создания, включая расчеты по бюджету будущего рейтингового агентства. Участники проекта, среди которых недавно появилось и российское агентство АКРА, уже близки к заключению соглашения по условиям его реализации, но еще остаются открытыми вопросы местонахождения штаб-квартиры и целевого соотношения в капитале нового агентства государственных и частных структур. На размещение штаб-квартиры будущего рейтингового агентства претендуют несколько стран, притом что участники Рабочей группы сошлись во мнении: ее локализация должна быть на территории одной из стран БРИКС. Наиболее привлекательным по ряду показателей представляется Гонконг — третий или четвертый по значению международный финансовый центр. Есть все шансы прийти к финальному соглашению уже к следующей полугодовой встрече Делового совета, а в Сан-Паулу на ежегодном саммите представить конкретные выводы и предложения лидерам БРИКС.

ПЛАС: Связано ли продвижение проекта НМПС по линии БРИКС с растущим применением оружия санкций в практике международных отношений?

О. Прексин: Трудно отрицать влияние санкций на развитие проекта по формированию новой платежной системы. Особо отмечу нынешнюю озабоченность китайской стороны односторонними действиями администрации США. Китай выступает за коллективный ответ на вводимые ограничения, способные нанести серьезный ущерб не только отдельным странам, но и международному сотрудничеству в целом. В связи с санкциями за принятие адекватных решений, включая создание альтернативной системы взаиморасчетов, выступила южноафриканская сторона.

О необходимости реформирования сложившейся системы международных валютно-кредитных финансовых отношений лидеры БРИКС говорят чуть ли не со своего первого саммита, состоявшегося ровно 10 лет назад в Екатеринбурге. Самым активным образом эта тема обсуждалась в разгар последнего кризиса на саммитах G20, когда со своими предложениями по финансовым реформам выступали и Россия, и Китай. Как и в случае с новым рейтинговым агентством, все предложения вроде были приняты во внимание, но по мере угасания кризиса тема глобальных реформ как-то забылась.

По мнению многих экспертов, коренные причины глобального кризиса никуда не исчезли, и его очередное наступление – вопрос не вероятности, а времени.
Поэтому, если в далеко не последних по значению странах на определенном уровне появляются коллективные предложения по конкретным направлениям реформ и созданию антикризисных механизмов — это естественный процесс. Но для успеха реформ важна согласованность действий сильных союзников.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных