Журнал ПЛАС » Архив » 2018 » ЖУРНАЛ ПЛАС №7 »

Open API за рамками PSD2: «Яндекс.Маркет для банков»

Бурный рост интереса к открытым банковским API вызван в первую очередь появлением и вступлением в силу Второй платежной Директивы.

Open API за рамками PSD2: «Яндекс.Маркет для банков»

Она предусматривает, что через API банки будут обязаны недискриминационно предоставлять сертифицированным третьим сторонам доступ к счетам клиентов: суть и последствия этих регулятивных инноваций мы уже неоднократно рассматривали (Достов В.Л., Мамута М.В., Шуст П.М., Новое в регулировании розничных платежных услуг в Европейском союзе // Деньги и кредит. № 7. 2016. Стр. 25-30.). Изначально предполагалось, что Вторая платежная Директива приведет к развитию рынка финтеха (в частности, информационных посредников) и появлению конкурентов карточных платежных систем (а следовательно, и снижению карточных комиссий) (Instant Payments and the Post-PSD2 Landscape // Ovum. 14.06.2017. Pp. 12-13). На волне этого интереса начался и поиск способов монетизировать открытие API, превратив его из источника расходов в новые возможности для бизнеса. Некоторые банки в ЕС широко открыли API в договорном порядке для предприятий, не являющихся формально информационными посредниками. Регулирование доступа к API начинает постепенно обсуждаться и в других странах: например, в России доступ к информационным системам банков предусмотрен Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 гг.(Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов // Центральный банк Российской Федерации. 26.05.2016)

untitled-1

Хотя интерес ко Второй платежной Директиве связан в первую очередь с институтом информационных посредников – организаций, которые с разрешения клиента смогут получать информацию о счете клиента и совершать по нему операции, – вопрос API выходит и за пределы этой модели.

На фоне Второй платежной Директивы практически незаметными прошли изменения, предусмотренные Директивой по платежным счетам (Payment Accounts Directive, PAD) (Платежи как социально значимая услуга. Новейшие подходы к регулированию // Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов. 2017 г. http://www.npaed.ru/images/downloads/AED_Payment_accounts_apr2017.pdf). PAD предусматривает стандартизацию названий услуг, связанных с банковским счетом. Банки будут обязаны предоставлять информацию о стоимости таких услуг в стандартной форме – точно так же, как обязаны раскрывать сведения о полной стоимости кредита в своих документах (Статья 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»). Особенность заключается в том, что раскрытие будет осуществляться не только в письменной, но и в электронной форме – посредством API. И это может принципиально поменять уровень конкуренции на финансовом рынке.

27

Согласно PAD, каждое государство ЕС также будет обязано обеспечить на своей территории работу как минимум одного сайта-агрегатора условий обслуживания в банках. Такой сайт будет работать по принципу Booking.com или Яндекс.Маркета – автоматически собирать информацию об условиях обслуживания в разных банках и позволять клиенту выбирать наиболее подходящие и выгодные.

Как и в случае с электронной коммерцией или бронированием гостиниц, появление такого сайта должно положительно сказаться на конкуренции. Примечательно, что Директива о платежных счетах запрещает таким сайтам-агрегаторам устанавливать дискриминационные алгоритмы сравнения. А значит, потребитель получит доступ ко всем предложениям на рынке одновременно, причем вне зависимости от своего географического положения.

Борьба за позицию у агрегатора станет главным драйвером банковской конкуренции

Поскольку банки будут предоставлять данные через API, то воспользоваться ими и сделать на их основе собственный сервис могут несколько разных агрегаторов. Директива не ограничивает число действующих на территории страны сайтов-агрегаторов: лишь как минимум один из них должен функционировать бесперебойно.

По нашему мнению, интерес к API и стандартизация условий обслуживания на банковском рынке приведут к нескольким интересным последствиям.

Во-первых, доступ к условиям обслуживания будут получать не только сайты-агрегаторы, но и любые другие третьи стороны. Вероятно, в среднесрочной перспективе мы увидим большую конкуренцию на поле автоматической агрегации в разных нишах финансового рынка. Принципиальное отличие PAD от Второй платежной Директивы состоит в том, что в Директиве по платежным счетам речь  идет о передаче через API публичной информации о тарифах, а не о совершении операций по счету. Поэтому такая модель значительно безопаснее, чем у посредников, которые могут инициировать платежи от имени клиента, поскольку не связана с обменом личными данными.

Во-вторых, агрегация тоже будет постепенно автоматизироваться. Подбор финансового продукта отличается от выбора холодильника, поскольку речь идет об управлении деньгами. Вероятно, рынок робоэдвайзинга – подбора наилучших предложений на основе анализа многих вводных параметров (например, доходов, паттернов расходов, долговой нагрузки, места проживания и т. д.) – будет расти. В том числе благодаря законодательной обязанности банков предоставлять свои данные через API. По существу, именно робоэдвайзинг должен быть главным бенефициаром финансового маркетплейса, который запускает Банк России (Маркетплейс // Центральный банк Российской Федерации. cbr.ru/finmarket/market_place).

Предоставление третьим сторонам права получать доступ к банковским счетам клиентов, безусловно, сопряжено с рисками

Наконец, в-третьих, неизбежно встанет вопрос о том, какие именно данные об условиях обслуживания следует предоставлять. Понятно, что самыми первыми будут стандартизированы самые простые вещи: комиссия за переводы и обслуживание счета, стоимость услуг овердрафта и тому подобное. Но сегодня финансовые инструменты значительно более сложны. Например, по карточным продуктам важным фактором сравнения являются мультивалютность, условия программ поощрения и т. д. Поэтому банкам, возможно, будет интересно предоставлять более широкий набор данных, чем предусмотрено Директивой по платежным счетам, – в том числе для того, чтобы попасть в выдачу агрегаторов. Именно борьба за позицию у агрегатора станет главным драйвером банковской конкуренции: так же, как на агрегаторов полагаются отели, авиакомпании и интернет-магазины.

В связи с этим, по нашему мнению, вопрос агрегации и повышения конкуренции на рынке не сводится к созданию единого государственного агрегатора (что, тем не менее, тоже важно). Первичной является выдача условий обслуживания третьим сторонам через API: доступ к этой информации должен быть у широкого круга посредников, чтобы обеспечить конкуренцию и между ними. При этом предоставление банком более широкой информации должно становиться фактором его конкурентоспособности.

28

Вероятно, наиболее идеальным решением является:

  • введение для банков стандарта API, позволяющего третьим сторонам получать стандартизированную информацию о продуктах и условиях и предоставления;
  • установление обязанности банков предоставлять эту информацию в стандартной машиночитаемой форме;
  • поскольку сведения об условиях обслуживания являются не конфиденциальными, а публичными, то дополнительная сертификация агрегаторов не требуется. Тем не менее важно, чтобы такие сервисы не злоупотребляли своим положением на рынке.

Хотя открытые API довольно широко используются в различных областях бизнеса, для финансового рынка это настоящая маленькая революция со своими неизбежными рисками. Процесс оптимизации этих рисков оказался сложнее, чем ожидалось. Например, в Великобритании к маю 2018 года информационным посредникам было выдано всего 20 лицензий, на фоне сотен, если не тысяч, заявок. Предоставление третьим сторонам права получать доступ к счетам клиентов, безусловно, сопряжено с рисками. А выдача сведений об условиях обслуживания на этом фоне менее рискованна – и поэтому могла бы стать прекрасным полигоном для обкатки новых моделей, взаимодействия и технологических решений на первой стадии внедрения открытых банковских API. Впоследствии полученный опыт и выводы могут использоваться для введения аналогов Второй платежной Директивы за пределами Европейского союза, в том числе в России.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных