быстрый доступ
3 мая 2018, 13:12
Количество просмотров 307

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития
Обзор Игоря Кудасова, начальника Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь.

Нацбанк Белоруссии. Анализ результатов деятельности регулятора

Как известно, эффективность функционирования платежной системы страны является одним из ключевых факторов стабильности работы ее финансового и банковского секторов и определяется степенью выполнения поставленных перед ней задач. На 1 января 2018 г. среднегодовой коэффициент доступности платежной системы Национального банка Республики Беларусь АС МБР для банков составил 99,9% дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,7%). При этом не было зафиксировано каких-либо нарушений мер безопасности и мер информационной защиты в рамках системы. Также за этот период не было выявлено попыток (и случаев) несанкционированного доступа в АС МБР.

[caption id="attachment_402909" align="alignright" width="200"]Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.1 Игорь Кудасов,
начальник Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь[/caption]

В настоящее время Национальный банк реализует проект по изменению организационной структуры АС МБР, создав открытое акционерное общество «Белорусский межбанковский расчетный центр» и передав ему эксплуатацию, обслуживание и развитие платформы АС МБР и ряд информационных банковских систем.

Эмиссия карт: перераспределение долей платежных систем

Составной частью платежной системы Республики Беларусь является система безналичных расчетов по розничным платежам, значительная работа по развитию которой проделана Национальным банком совместно с банками республики.

На сегодняшний день практически все трудоспособное население страны получает заработную плату на банковские счета, к которым выпущены в обращение карты. С использованием карт осуществляются расчеты населения за товары, работы, услуги.

Результатом проведенной работы является положительная динамика доли безналичных расчетов в розничном товарообороте организаций торговли и общественного питания.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, этот показатель за 9 месяцев 2017 года достиг 34,4%, увеличившись с начала 2017 года на 4,4%.

Устойчивый рост демонстрирует доля безналичных операций с использованием карт в общем объеме карточных операций. Достигнутый в Республике Беларусь показатель по уровню безналичных расчетов с использованием карт соизмерим с аналогичным показателем экономически развитых европейских государств.

Развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам способствует повышению экономического имиджа страны и сокращению наличного денежного обращения, снижению доли «теневой» экономики и обеспечению прозрачности финансовых операций субъектов хозяйствования и граждан.

Банки Республики Беларусь начали осуществлять операции с использованием банковских карт со второй половины 1993 года. Изначально процесс формирования карточного рынка в стране носил преимущественно плановый характер, в рамках выполнения государственных программ. Однако в настоящее время карты являются самым динамично развивающимся платежным инструментом для осуществления безналичных расчетов.

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.2

22 из 23 банков, работающих на рынке розничных банковских услуг страны, эмитируют карты внутренней и международных платежных систем. На 1 января 2018 года выпущено в обращение свыше 13,854 млн карт.

Доля карт платежной системы БЕЛКАРТ в общей эмиссии составляла 34,7% (более 4,806 млн карт). В свою очередь, доля кобейджинговых карт БЕЛКАРТ/Maestro составляла 6,3% (868,5 тыс. карт).

Достаточно большой удельный вес приходится на эмиссию карт международных платежных систем Visa (33,5%, или 4,635 млн карт) и Mastercard (25,6%, или 3,544 млн карт).

В последние годы в результате активно проводимой платежной системой Masterсard работы и начала эмиссии кобейджинговых карт БЕЛКАРТ/Maestro произошло перераспределение долей участия платежных систем на эмиссионном рынке Республики Беларусь (см. рис. 2).

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.3

Подавляющее большинство карт, выпущенных в обращение на территории страны, являются дебетовыми (97,7%). По результатам 2017 года наблюдается незначительная положительная динамика доли кредитных карт, обусловленная понижением ставки рефинансирования Национального банка.

В Республике Беларусь выпускаются в обращение карты с магнитной полосой, с магнитной полосой и чипом, а также виртуальные карты для осуществления расчетов в интернете. На 1 января 2018 года доля карт с магнитной полосой составляла – 41,1%, с магнитной полосой и чипом – 58,2%, виртуальных – 0,4%. В последние годы наблюдается устойчивый рост доли карт с чипом.

В соответствии с нормативными документами Национального банка Республики Беларусь (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.05.2014 № 343 «О вопросах безопасного обращения банковских платежных карт и функционирования инфраструктуры») предусмотрен постепенный переход на чиповые карты стандарта EMV. Так, с 1 января 2022 года на территории страны не будут использоваться банковские карты без чипа.

Достаточно быстрыми темпами увеличивается количество бесконтактных карт, доля которых на 1 января 2018 года составляла 32% в общей эмиссии.

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.4

Эквайринг и инфраструктура обслуживания: устойчивый рост

Эквайринг по операциям с использованием карт Visa, Mastercard и БЕЛКАРТ при проведении безналичной оплаты товаров (услуг) в организациях торговли (сервиса) (далее – ОТС (Соответствует используемому участниками российского рынка определению «торгово-сервисное предприятие» (ТСП))) в республике обеспечивают 10 банков. Кроме того, БПС-Сбербанк дополнительно предоставляет ОТС услуги эквайринга в рамках American Express, Белгазпромбанк – в рамках UnionPay, Белинвестбанк – в рамках JCB.

По состоянию на 1 января 2018 года в 115,3 тыс. ОТС, действующих на территории республики, установлено порядка 151 тыс. платежных терминалов. За 2017 год количество ОТС, оборудованных платежными терминалами, увеличилось на 5892 ед. (5,4%), количество установленных в них платежных терминалов – на 11 388 устройств (8,1%). Показатель количества обращающихся карт на 1 платежный терминал в ОТС по состоянию на 1 января 2018 года составил 92 единиц.

97,7% карт, выпущенных в обращение на территории Республики Беларусь, являются дебетовыми

По состоянию на 1 января 2018 г. в 98,9% POS-терминалов, установленных в ОТС, возможно осуществление операций при использовании EMV-карт с контактным интерфейсом, в 37,1% терминалов – с бесконтактными картами.

Стратегией развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 годы определен индикативный показатель по доле безналичного денежного оборота в розничном товарообороте, который к 1 января 2021 года должен составить не менее 40%.

Согласно данным Национального статистического комитета, в 2017 году показатель по доле безналичного денежного оборота в розничном товарообороте составил 35,4% (за 2016 год данный показатель составлял 30,0%).

Положительная динамика наблюдается и по доле безналичных операций в общем количестве и объеме карточных транзакций. По результатам 2017 года данные показатели составляли 83,1% и 44,7% соответственно (за 2016-й – 79,8% и 38,6% соответственно).

Достигнутый в Республике Беларусь показатель по уровню безналичных расчетов с использованием карт соизмерим с аналогичным показателем экономически развитых европейских государств (см. рис. 4).

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.5

На начало 2018 года в Республике Беларусь функционировали 4404 банкомата (рост в 2017 году на 18 устройств) и 3294 инфокиоска (сокращение на 100 устройств). Снижение числа инфокиосков связано с оптимизацией расходов банков на  инфраструктуру. С развитием систем дистанционного банковского обслуживания многие держатели карт предпочитают оплачивать услуги дистанционно, и часть инфокиосков становится нерентабельной. Полагаем, что в ближайшей перспективе с дальнейшим развитием систем дистанционного банковского обслуживания тенденция снижения количества инфокиосков в стране сохранится.

Интеграция с национальными системами платежных карт других стран мира и МПС

Национальный банк Республики Беларусь заинтересован в развитии сотрудничества с зарубежными платежными системами, приход которых в Республику Беларусь будет способствовать инновационному развитию рынка платежных услуг.

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.6В настоящее время в рамках деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создана Рабочая группа по координации развития национальных платежных систем, целью которой является повышение эффективности сотрудничества между центральными (национальными) банками государств – членов ЕАЭС по выработке согласованных подходов к функционированию и дальнейшему развитию национальных платежных систем. Кроме того, в задачи Рабочей группы входит подготовка совместных предложений по развитию национальных платежных систем и определению иных направлений сотрудничества, которые могут быть приняты к сведению или реализации центральными (национальными) банками или другими заинтересованными организациями.

На третьем заседании указанной группы, состоявшемся в ноябре 2017 года в Ереване (Армения), Национальный банк Республики Беларусь поддержал намерения ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» и АО «НСПК» по проработке в 2018 году вопроса межсистемной интеграции платежных систем БЕЛКАРТ и «Мир». Речь идет об обеспечении взаимоприема карт БЕЛКАРТ и «Мир» в инфраструктуре обеих платежных систем. Национальный банк Республики Беларусь считает целесообразным развитие сотрудничества в данном направлении и ожидает от этого положительного эффекта.

В Республике Беларусь активно прорабатываются варианты сотрудничества и с международной платежной системой UnionPay International. Один из белорусских банков – «Белгазпромбанк» – с 2011 года принимает в своей инфраструктуре карты UnionPay. Два банка – АСБ Беларусбанк и БПС-Сбербанк – приступили к реализации совместных проектов с китайской платежной системой.

С 28 марта 2018 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь №8 "О развитии цифровой экономики", который регулирует порядок обращения цифровых знаков (токенов)

В январе 2018 года в Республике Беларусь официально заработала международная платежная система JCB. Это уже шестая платежная система на основе карт, работающая в Беларуси. Таким образом, на сегодняшний день на территории страны можно расплатиться или получить наличные деньги с использованием карт БЕЛКАР, MasterСard, Visa, UnionPay, American Express, JCB.

Развитие инновационных платежных сервисов

Глобализация экономики и расширение экономических связей, мировые тенденции развития платежных систем на ускорение проведения расчетов и расширение платежных сервисов, их доступность в любое время и в любом месте предопределила актуальность принятого Национальным банком решения о создании в АС МБР сервиса быстрых платежей. Он позволяет участникам платежного рынка осуществлять платежи круглосуточно без выходных и праздничных дней в режиме реального времени. Запуск проекта в промышленную эксплуатацию планируется осуществить в январе 2019 года. Данный проект значительно ускорит оборачиваемость денежных средств в экономике и окажет позитивное влияние на дальнейшее развитие платежной индустрии в Республике Беларусь.

При проведении мгновенных платежей заявленное время с момента инициирования платежа плательщиком и до поступления денежных средств на счет получателя составит не более 1 минуты.

В соответствии с нормативными правовыми документами Национального банка Республики Беларусь  предусмотрено дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры приема банковских платежных карт, включая бесконтактные технологии (с 1 января 2021 года все платежные терминалы, установленные в ОТС, должны обеспечивать функцию бесконтактной оплаты). Для развития рынка бесконтактных платежей немаловажное значение имеет доступность инфраструктуры. Как уже отмечалось, по состоянию на 1 января 2018 года из 150 тыс. POS-терминалов, установленных в организациях торговли (сервиса), в 56 тыс. устройств (37%) обеспечен прием карт по бесконтактной технологии.

Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.7

Трансформация каналов розничного банковского обслуживания

Текущий этап в развитии рынка розничного банкинга в Республике Беларусь характеризуется активным внедрением информационных технологий, инновационных решений, более техничных платежных инструментов. В результате существенно трансформируются каналы взаимодейст-вия банков и клиентов. В том числе активно развиваются каналы дистанционного банковского обслуживания, посредством которых можно осуществлять безналичные платежи, Р2Р-переводы и ряд нефинансовых услуг.

По состоянию на 1 января 2018 года системы (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.05.2014 № 343 ”О вопросах безопасного обращения банковских платежных карт и функционирования программно-технической инфраструктуры“) дистанционного банковского обслуживания (СДБО) своим клиентам предоставляли все 24 банка, эмитирующих карты.

На 1 января 2018 года к услуге мобильный банкинг было подключено почти 10,3% держателей карт

Стратегией развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. предусмотрены индикативные показатели по развитию клиентской базы пользователей СДБО. Так, к 1 января 2021 года каждому из банков на территории Республики Беларусь необходимо подключить к СДБО не менее 60% своих клиентов  – физических лиц.

Основным каналом СДБО для юридических лиц является система «Клиент-банк» – более 199 тыс. юридических лиц, или 61,71% от общего количества пользователей СДБО. По результатам 2017 года наиболее популярной услугой СДБО является интернет-банкинг – сервис, позволяющий дистанционно совершать платежи, погашать кредит, получать справочную информацию по счетам, заблокировать/разблокировать карту и совершать ряд других операций. По состоянию на 1 января 2018 года в целом по всем банкам к услуге интернет-банкинга подключено почти 50% держателей карт, и на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика по данному показателю.

Также хотелось бы отметить нарастающую популярность мобильного банкинга. По состоянию на 1 января 2018 года к услуге мобильный банкинг было подключено почти 10,3% держателей карт.

За 2017 год доля количества операций и суммы операций, осуществленных посредством СДБО, в общем объеме безналичных операций с использованием карт составляла 18,6% и 28,2% соответственно (по состоянию на 1 января 2017 года – 17,7% и 23,8% соответственно).

В целом банки активнее начали развивать банковские продукты на базе мобильных приложений. С помощью последних теперь можно удаленно открывать счета, совершать любые переводы и менять валюту с нулевой разницей между курсами покупки и продажи, объединить в один аккаунт все банковские карты клиента, выданные любым банком, и управлять ими со смартфона. Приложениями может воспользоваться любой пользователь, вне зависимости от того, является он клиентом банка или нет.

Проникновение на рынок Samsung Pay и других сервисов мобильных бесконтактных платежей

В ноябре 2017 года в Республике Беларусь был запущен сервис мобильных платежей Samsung Pay. Республика Беларусь стала пятой страной в Европе, граждане которой получили возможность оценить преимущества данного сервиса. В настоящее время сервис мобильных платежей Samsung Pay своим клиентам предлагают 4 банка, в процессе подключения еще 2 банка.

Данный сервис используется преимущественно для совершения покупок на небольшие суммы – до 20 белорусских руб-лей (эквивалент 10 долл. США). При этом отсутствие в POS-терминале функции бесконтактной оплаты не является препятствием для совершения операций с использованием устройств Samsung, т. к. операции могут осуществляться в режиме Magnetic Secure Transmission.

Нужно отметить, что еще до появления в Беларуси сервиса Samsung Pay два банка уже реализовали здесь свои собственные разработки на основе технологии HCE (Host Card Emulation). Так, МТБанк первым из белорусских банков на основе мобильного приложения MTBank HCE предоставил возможность для владельцев бесконтактных карт Mastercard Pay Pass совершать оплату за товары и услуги с использованием смартфонов. А Приорбанк  в начале 2017 года запустил бесконтактную технологию оплаты смартфоном для владельцев карт Visa.

Развитие цифрового банкинга и межбанковская удаленная идентификация

Появление в финансовой сфере новых сервисов, разрушение привычных схем взаимодействия участников рынка финансовых услуг во многом изменяют парадигму развития банковской системы. Если ранее для получения доли рынка банкам достаточно было предложить более дешевые, чем у конкурентов, услуги, то сейчас необходимо учитывать современные тенденции, искать инновационные подходы, интегрироваться с другими продуктами и сервисами, в том числе небанковскими. Развитие цифровых технологий обеспечивает возможность получения клиентами круглосуточного доступа к большому объему разнообразной информации.

В Республике Беларусь быстро развивается сектор ИТ-индустрии. По индексу развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира за 2017 год (ICT Development Index 2017), который рассчитан по методике Международного союза электросвязи (ITU), Республика Беларусь опережает все страны постсоветского пространства, уступая только Эстонии, занимающей в мировом рейтинге 17-е место. Кроме того, согласно отчету Международного союза электросвязи (ITU) Республика Беларусь заняла 32-е место в рейтинге за 2017 год, сохранив позицию по сравнению с 2016 годом.

В настоящее время Нацбанком Беларуси изучается вопрос эмиссии центральными банками цифровых валют

Важной вехой в развитии цифрового банкинга Республики Беларусь стало создание и запуск с 1 октября 2016 года межбанковской системы идентификации (МСИ), предназначенной для проведения банками идентификации юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и их представителей без личного присутствия с использованием дистанционных каналов обслуживания при совершении сделок в рамках оказываемых банками услуг.

На 1 января 2018 года использование МСИ доступно 4,7 млн граждан Республики Беларусь. К МСИ подключены все банки Республики Беларусь, которые предоставляют в систему информацию о своих клиентах, из которых 11 банками предоставляются сервисы по оказанию банковских услуг пользователям МСИ. Надеемся, что к середине 2018 года практически все банки Республики Беларусь будут использовать данные клиентов, предоставленные МСИ, с целью оказания банковских услуг.

Предполагается также предоставить возможность работы с МСИ Белорусской валютно-фондовой бирже, страховым организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, лизинговым организациям, микрофинансовым организациям, форекс-компании и РУП «Белпочта».

Использование блокчейна и биометрии в банкинге

В рамках внедрения инновационных технологий в банковскую сферу Национальным банком в 2017 году создана и введена в эксплуатацию информационная сеть, построенная с использованием технологии блокчейн, которая предназначена для решения широкого спектра современных и перспективных задач.

Первый проект, реализованный с использованием данной информационной сети, связан с возможностью передачи информации о выданной банковской гарантии и непосредственно самой банковской гарантии. Планируется внедрение технологии блокчейн на фондовом рынке для формирования реестра операций по ценным бумагам. Ведется работа по реализации на блокчейне взаимодействия банковской системы с нотариатом для совершения исполнительной надписи в электронном виде по проблемным кредитным договорам.

Также в республике активно развивается такое направление, как идентификация клиента при совершении банковских операций с использованием его биометрических данных. При этом особое внимание уделяется обеспечению необходимого уровеня безопасности хранения и использования такой информации.

В настоящее время в Республике Беларусь в ряде банков внедрены возможности использования биометрических характеристик клиентов с целью их аутентификации для получения услуг и сервисов.

Основные направления госрегулирования платежного рынка Республики Беларусь

В настоящее время при быстром развитии цифровой экономики в Республике Беларусь назрела необходимость комплексного урегулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении платежей физическими и юридическими лицами, при оказании платежных услуг не только банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, но и иными субъектами хозяйствования.

В настоящее время осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, согласно законодательству Республики Беларусь, относится к банковским операциям.

Большинство европейских стран и наши ближайшие соседи шли путем принятия специального законодательного акта, который регулирует платежные услуги.

Лучшие международные практики лягут в основу разрабатываемого Национальным банком проекта Закона Республики Беларусь «О платежных услугах в Республике Беларусь». Основные нормы проекта Закона будут направлены на обеспечение высокой конкурентоспособности национального платежного рынка, создание основ для экспорта платежных услуг, гарантирование неукоснительного соблюдения прав и законных интересов пользователей платежных услуг, увеличение доли безналичных расчетов, снижение доли теневой экономики, демонополизацию платежного рынка.

Проектом Закона предлагаются следующие шаги:

  • законодательно закрепить право на прием платежей в пользу третьих лиц на условиях, установленных Законом, такими субъектами хозяйствования, как службы доставки (курьеры), операторы сотовой подвижной электросвязи, автомобильные перевозчики, а также магазины, функционирующие в местах, где банкам либо национальному оператору почтовой связи Республики Беларусь нерентабельно разворачивать свою филиальную сеть обслуживания (например, небольшие населенные пункты, деревни), что позволит снизить социальную нагрузку на указанные организации;
  • установить правила предоставления платежных услуг и требования к платежным системам, включая требования по безопасности проведения платежей;
  • установить требование о предоставлении поставщикам платежных услуг банками доступа к информации, которая не составляет банковскую, персональную и коммерческую тайну, и особые требования к информации по счетам клиентов. Стоит отметить, что для реализации этого требования банки должны будут внедрить в свою ИТ-инфраструктуру API;
  • установить права и обязанности пользователей платежных услуг и их поставщиков с целью обеспечения равноправного и справедливого подхода по отношению ко всем участникам платежного рынка;
  • установить полномочия Национального банка в области регулирования рынка платежных услуг, надзора за платежными системами и поставщиками услуг.

Принятие Закона будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата и развитию среднего и малого предпринимательства в Республике Беларусь, развитию конкуренции в национальной платежной системе.

Перспективы эмиссии цифровых валют в Беларуси

В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь изучается вопрос эмиссии центральными банками цифровых валют. Аналогичные исследования проводят Банк Франции, Банк Швеции, Банк Бельгии, Банк Канады, Банк международных расчетов.

[caption id="attachment_402920" align="alignright" width="300"]Платежная система Республики Беларусь. Текущее состояние и перспективы развития - рис.8 В ноябре 2017 года НБРБ поддержал намерения ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» и АО «НСПК» по проработке в 2018 году вопроса межсистемной интеграции платежных систем БЕЛКАРТ и «Мир»[/caption]

По нашему мнению, вопрос целесообразности создания государственной цифровой валюты остается дискуссионным и требует дальнейшего глубокого изучения. И только по мере развития технологий, рынка цифровых валют, накопления отечественных и зарубежных знаний и опыта в сфере обращения цифровых валют, проведения достаточных научных исследований и разработок ответ на вопрос о целесообразности внедрения в гражданский оборот в Республике Беларусь государственных цифровых денег будет более очевидным.

При этом уже сформировалось однозначное мнение мирового сообщества, о необходимости развития технологии блокчейн, которое поддерживает и Национальный банк. Как уже говорилось, нами создана информационная система с использованием технологии блокчейн и реализованы два проекта: реестр банковских гарантий (Национальный банк Республики Беларусь) и смарт-реестр (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Таким образом, банки используют в практической работе данную информационную систему для передачи информации о выданных банковских гарантиях и при работе на рынке ценных бумаг. При этом концептуально не существует каких-либо ограничений на области применения блокчейн в сфере информационных технологий, смарт-контрактов.

Также с 28 марта 2018 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики», который регулирует порядок обращения цифровых знаков (токенов). В том числе, декрет определит операции с ними, которые вправе совершать юридические и физические лица, права операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалют.

Уже разработан и утвержден план мероприятий по внесению изменений в акты законодательства в соответствии с Декретом № 8. Кроме того, Правительству Республики Беларусь совместно с государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» предоставлено право разъяснять вопросы применения Декрета № 8 в части использования в гражданском обороте криптовалют и осуществления деятельности с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн).

В этой связи необходимо обратить внимание на некоторые существенные, на наш взгляд, моменты.

Единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь остается белорусский рубль. На территории Республики Беларусь сфера обращения токенов ограниченна. Функции по контролю за деятельностью операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, возлагаются на государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Операции с токенами по своей сути являются высокорисковыми и носят, как правило, спекулятивный характер. Риски связаны с отсутствием четкого и понятного механизма формирования их цены, надлежащих гарантий по защите прав и законных интересов держателей токенов, в частности, по погашению обязательств перед ними (в том числе при покупке токенов на зарубежных торговых площадках).

В связи с этим белорусским банкам следует регламентировать контроль за совершением операций с криптовалютами и иными цифровыми знаками в рамках законодательства о предотвращении легализации преступных доходов. В целях минимизации рисков вовлечения банков в проведение подозрительных операций клиентов, защиты интересов физических лиц, осуществляющих операции с цифровыми знаками, Национальным банком подготовлено соответствующее постановление Правления.

Данным постановлением нормы «Инст-рукции о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации преступных доходов, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения» дополняются положениями об отнесении операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют к лицам, работе с которыми банком присваивается высокий риск по профилю клиента. В свою очередь, систематически осуществляемые клиентами банка финансовые операции с цифровыми знаками теперь относятся к операциям повышенного риска. Это означает, что банк должен уделять таким клиентам повышенное внимание. Он должен проводить расширенные процедуры идентификации, чаще обновлять и верифицировать идентификационные данные, проводить мониторинг операций в режиме текущего контроля.

Рубрика:
{}
Теги:
#