Журнал ПЛАС » Архив » 2017 » ЖУРНАЛ ПЛАС № 1 »

Money20/20: потребителям нужно больше, лучше и быстрее

Money20/20: потребителям нужно больше, лучше и быстрее

Время – это то, что важно сегодня для пользователя, и если отрасль сможет предложить новые решения в данной области, мы станем свидетелями масштабного прорыва


Форум Money20/20 – одно из ключевых событий мировой платежной индустрии. Мероприятие, прошедшее в октябре минувшего 2016 года в Лас-Вегасе, по традиции собрало как известных участников рынка, так и стартапы. Поделиться своими впечатлениями мы предложили одному из российских делегатов Money20/20 2016 Алексею Дитятьеву, директору по продукту QIWI Кошелек.

ПЛАС:Money20/20 2016 – чем форум этого года отличался от предыдущего? Какие тенденции рынка и индустрии нашли свое отражение в этот раз?

А. Дитятьев: Начну с того, что Money20/20 – очень масштабное мероприятие, в котором ежегодно участвуют 12 000 делегатов из более 4500 компаний 85 стран мира, и это только официальная статистика: уверен, что фактическое число посетителей гораздо выше. На мой взгляд, для всех участников Форум Money20/20 – прежде всего площадка для решения различных бизнес-задач и вопросов. Скажем, вы совершенно точно не отправитесь из России в Австралию или Бразилию на встречу с небольшим стартапом или компанией, чтобы лучше понять бизнес-модель или бизнес-предложение по сотрудничеству, которое они вам сделали по e-mail. Коммуникации по почте или на конференц-звонках менее эффективны, но здесь собирается почти весь мировой рынок на единой коммуникационной площадке, на которой все равны, и все пьют кофе в общих зонах. Поэтому на Money20/20 вполне реально сформировать свой собственный индивидуальный график посещения дискуссионных треков и сессий внутри них, выставочных стендов и назначить встречи с полезными людьми. В целом организационная схема мероприятия каждый год одна и та же, именно поэтому у него такое стабильно растущее количество участников.

Что касается деловой программы конференции – это тоже стандартизированный, но тем не менее особый формат коммуникации. Деловая программа разделена на большое количество треков, это порядка 6–8 залов, в которых заявлены разные темы: блокчейн, карточные технологии, мобильные приложения, стартап-площадка, подведение итогов года крупных компаний (presentation hall, 10 минут на компанию), хакатон, конечно же, и выставка, где можно поближе познакомиться с инновациями не только крупных компаний, таких как Visa или PayPal, но и небольших компаний и стартапов.

Все это – единый бизнес-улей с непрекращающимися переговорами и бизнес-встречами. Поэтому, если мы говорим об отличиях Money20/20 2016 по сравнению с прошлым годом или в целом с мероприятиями предыдущих лет, то, откровенно говоря, это не тот случай, где вас каждый год будут ждать новшества и изменения. Это понятная, структурная рабочая площадка для всей отрасли, где решаются задачи самых разных компаний «от мала до велика». Безусловно, организаторы придумывают какие-то новые подходы, но в целом все очень стандартно, потому что цели, как я уже сказал, лежат в области бизнеса, а не шоу.

Наша команда была достаточно большой и включала специалистов из разных областей (ИТ, развитие продукта, маркетинг, блокчейн), поэтому мы смогли охватить практически все треки.

Money20/20 – очень масштабное мероприятие, в котором ежегодно участвуют 12 000 делегатов из более 4500 компаний 85 стран мира

ПЛАС:Какие инновации в сфере финансовых технологий более всего запомнились вам по итогам четырех дней презентаций и дискуссий в ходе форума Money20/20?

А. Дитятьев: Снова повторюсь, что это мероприятие – для того чтобы на нем реально работать, а не просто окунаться в мир инноваций и технологических решений. Если вы ожидаете увидеть космолет или новый концепт-кар, то да, вы его увидите, но ни цены, ни сроков выхода этой инновации вам не назовут. Я больше склонен смотреть на компании с интересными кейсами из разных стран. Мы с командой ездим сюда не первый год, и каждый год организаторы обозначают главную тему конференции, некую общую большую идею на предстоящий год. Но в целом я бы сказал, что все проходит под эгидой «Потребители хотят больше, лучше и быстрее».

Что такое в нашем случае «больше»? В 2016 году все говорили об открытых системах, АPI и обмене информацией. «Лучше» – говорили об упрощении пользовательского опыта, простоте и удобстве, развитии мобильных приложений и мобильных технологий. И, наконец, «быстрее» – это собственно блокчейн и агрегация текущих сервисов. Примером может являться оплата в ритейле: несколько десятилетий назад были только кассы, куда вы приносили наличные деньги; потом появились кредитные карты, которые позволяли быстро и в любой момент заплатить (но нужно вначале положить на них деньги); затем появился овердрафт на дебетовых картах и следом – кредитные карты (когда уже при покупке про свой баланс думать не нужно). Однако оплата все равно занимает от 7 до 20 секунд; сейчас появились бесконтактные технологии оплаты PayWave и PayPass, которые позволяют не «прокатывать» или вставлять карту в устройство, а просто приложить к терминалу. То есть речь шла о дальнейшем сокращении времени, затрачиваемого пользователем на любую платежную операцию.


Money20/20 – единый бизнес-улей с непрекращающимися переговорами и бизнес-встречами


Рассуждали, каким еще образом можно сократить время коммуникации с пользователем при оплате. Следующий шаг – биометрическая идентификация по пальцу, затем – идентификация по лицу, то есть вырисовывается уже некая схема цифровой личности.

Очень много в 2016 году обсуждали перспективы Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay как технологии будущего, когда мобильное устройство фактически агрегирует все платежные карты, и пользователь может оплачивать покупки с телефона любой из имеющихся у него карт. А в будущем – и делить одну транзакцию между разными картами.

Вот о каких вещах шла речь в 2016 году. Инновации ли это или уже завтрашний день, мы узнаем совсем скоро.

Основной вывод: время – это то, что очень важно для пользователя, и если отрасль сможет предлагать все новые решения по сокращению времени на те или иные операции, это будет масштабный прорыв.

ПЛАС:Что можно сказать о представленности финтеха на мероприятии? Есть ли ощущение, что принципы Второй европейской платежной директивы (Directive on Payment Services II, PSD2), касающиеся обязанности банков отрывать свои API всем заинтересованным структурам, уже облегчили доступ на этот рынок небанковским структурам? Как вы оцениваете такой подход и его возможные последствия?

А. Дитятьев: Как я уже говорил вначале, вопрос об открытых системах и открытых API, конечно же, обсуждался. Но это очень «верхнеуровневая» тема, потому что пока шли дискуссии очень общего характера, и в детали никто особо не погружается. Во-первых, какие конкретно данные передаются и на каких условиях? С одной стороны, компании готовы делиться данными в обмен на обогащение своих, а с другой – они хотят делиться ими обезличенно, чтобы не раскрывать свою коммерческую тайну и «не отдать» пользователей своих сервисов.

Во-вторых, надо четко осознавать, что открытая система создаст серьезную конкуренцию среди банков и может привести к настоящим войнам за потребителя. Хорошо это или плохо, не мне судить, но сейчас все банки находятся примерно на одном и том же уровне по количеству и качеству сервисов и услуг, а открытые системы приведут к тому, что банки будут вынуждены перестроиться на новую стратегию «как обогатить свои данные, не потеряв свои данные». Согласитесь, ситуация достаточно тонкая, почти на грани.

Однако здесь есть и обратная сторона, на мой взгляд, совсем «нетемная». Такой рынок создаст здоровую конкуренцию, в рамках которой банкам придется улучшать свои продукты, операционную систему, клиентский сервис. Так что идея здравая, и она есть не только в финтехе. Просто в силу зарегулированности инновации не могут встать быстро на поток. Но работать придется много и всем, что в конечном итоге будет на пользу потребителям.

ПЛАС:На Money 20/20 традиционно большое внимание уделяется решениям в сфере ритейла, при этом сами ритейлеры являются важной частью экосистемы мероприятия. Какие из них показались вам в этот раз наиболее «прорывными»?

А. Дитятьев: Для ритейла на конференции показали принципиально новые POS-терминалы, их плюс заключается в том, что данные устройства работают с открытым ПО. Условно говоря, если раньше был банковский терминал, то теперь разработчики попытались соединить в терминале кассу, оператора фискальных данных и аналитические сервисы. То есть ТСП сможет купить одно устройство и дальше уже выбирать, какое именно ПО какого вендора на него ставить. По сути, это практически телефон, на который вы ставите любые приложения от разных компаний, сами решаете, что поставить, за что платить, а за что – нет, какой уровень доступа обеспечить этим приложениям. То есть одни приложения получают доступ к расходам, другие – к меню, третьи – к данным посещения врачей и спортивных тренировок, и т. д. В итоге вы получаете ваш личный формат Big Data. Для ритейла такая технология сможет существенно повысить пользовательскую лояльность и приверженность к бренду.

ПЛАС:Во время Money20/20, как известно, отдельно обсуждаются вопросы, связанные с развитием криптовалют. Что нового было сказано в Лас-Вегасе о перспективах использования блокчейн в тех или иных отраслях в этом году?

А. Дитятьев: В рамках блокчейн обсуждалось несколько вещей. Во-первых, обсуждался биткоин как пример успешного использование блокчейн. Один из выступающих заявил, что сейчас один биткоин стоит 685 долл. США, а через 12 месяцев цена будет уже 6000 долл. Конечно, особых предпосылок к такому резкому повышению курса специалисты не высказывают, но, возможно, выступающий знает больше, чем мы. Сейчас формируется рынок блокчейн, и уже есть решения, которые на этом рынке зарождаются. Например, формат электронных подписей, удостоверения сделок и прочее.


Открытая система создаст серьезную конкуренцию среди банков и может привести к настоящим войнам за потребителя


Второе, что обсуждалось, – зависимость технологии блокчейн от регулирующих органов. Могу сказать, что в этом направлении новости также позитивные. Технологией интересуются, и это главное.

ПЛАС:Ваши впечатления от мероприятия в целом? Какие моменты, на ваш взгляд, станут ключевыми на следующем Форуме?

А. Дитятьев: Думаю, что в следующем году будем активно говорить об агрегаторских моделях. Что я имею в виду? Вот все хотят обогащаться данными, но при этом делиться данными по понятным причинам не очень хотят. Поэтому не исключено, что появится какое-то третье агентство, которое будет определять, какие данные можно обогащать, от каких компаний каким и в какой форме передавать, и т. д. То есть появится некий регулятор-посредник, который будет оставлять за банками конкурентное преимущество. На самом деле такие компании на рынке уже есть, но о результатах и эффективности их работы в сегменте финансов говорить еще рано. Однако результаты и опыт работы подобных сервисов в интернет-торговле достаточно позитивны.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных