4 октября 2016, 11:28
Количество просмотров 229

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта

         <p> Осенью 2016 года на российском рынке состоялся запуск двух мобильных платежных сервисов – Samsung Pay и Apple Pay. Портал PLUSworld.ru обсуждает...
Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта

Осенью 2016 года на российском рынке состоялся запуск двух мобильных платежных сервисов – Samsung Pay и Apple Pay. Портал PLUSworld.ru обсуждает с внешними экспертами перспективы грядущих инициатив, наличие потенциального спроса на такие сервисы в России и их конкурентоспособность.



Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.1
Богдан Задорожный,
директор по развитию в России системы электронных платежей Alipay

«Samsung Pay сможет занять платежную нишу среди пользователей телефонов Samsung»

«Выход платежного решения Samsung в РФ раньше запуска Apple Pay дает возможность дополнительно привлечь какую-то часть активной и продвинутой аудитории. В то же время я не думаю, что наличие NFC-кошелька будет определяющим фактором при выборе потребителями телефона. Тем более что эта функциональность уже есть в нескольких мобильных банках и других приложениях-кошельках.

Если говорить о конкурентоспособности Samsung Pay с точки зрения технологических возможностей, то нельзя забывать – все, что базируется на инфраструктуре банковских карт, достаточно стандартизировано. Samsung должен реализовать все необходимые протоколы взаимодействия и обеспечить быстрый процессинг на своей стороне. Все остальное будет под контролем эквайеров, вендоров оборудования и ПО.

Что касается востребованности нового сервиса, то, на мой взгляд, Samsung Pay сможет занять платежную нишу среди пользователей телефонов Samsung. Повторюсь, не думаю, что для массового пользователя платежная функция станет принципиальной при выборе аппарата. А если в системе в некотором виде будет развиваться и программа лояльности, это поможет ее популяризации».

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.2

Глеб Марков,
генеральный директор и основатель PayQR

«Через один-два года в каждом мобильном приложении более-менее современного российского банка будет все то же, что есть в Samsung Pay»

«Запуск Samsung Pay в России, планируемый в ближайшее время, был вполне ожидаем и предсказуем. С начала 2016 года все вновь устанавливаемые банковские POS-терминалы в РФ должны поддерживать технологии бесконтактной оплаты Mastercard PayPass/Visa payWave (используются Samsung Pay). А до 2020 года, согласно планам международных платежных систем, должны быть соответствующим образом обновлены 100% действующих POS-терминалов. Поэтому инфраструктура для развития мобильных NFC-платежей на базе технологий Visa/Mastercard в России присутствует уже сегодня и имеет неплохие перспективы в будущем. Другое дело, что смартфонов Samsung, да еще и с NFC-чипом платежной спецификации, в стране сегодня мизерное количество. Хотя для Samsung это не должно являться каким-то препятствующим фактором, ведь запуск Samsung Pay – в первую очередь организационное и маркетинговое мероприятие. С помощью мобильных устройств Samsung с NFC в России можно расплачиваться «в одно касание» уже давно (через приложение Visa QIWI Wallet, например). Теперь просто появляется официальное платежное решение от Samsung, которое является обычным мобильным приложением, одним из множества в своем роде. Поэтому какой-то революции ждать не стоит. Потребителями Samsung Pay однозначно останутся только early adopters.

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.3

Мы в PayQR, будучи исследователями и аналитиками как резиденты «Сколково», не верим в значительный успех платежей с помощью мобильных телефонов в их чистом виде. А решениям на базе PayPass/payWave сложно предложить рынку что-то другое, т. к. они используют классические инфраструктуры банков и международных платежных систем Visa/Mastercard. Представьте ситуацию – потребитель стоит в очереди на кассе в продуктовом магазине, у него есть наличные деньги, пластиковые платежные карты с PayPass/payWave и мобильный телефон с NFC и платежным приложением, при этом POS-терминал в магазине поддерживает PayPass/payWave. Почему он станет расплачиваться именно смартфоном, если, конечно, этот потребитель по своей натуре не техно-гик (на которых по понятным причинам рынка не построить)? Нет ни одного объективного преимущества мобильного устройства перед привычной картой – достал, приложил к POS-терминалу, ввел ПИН-код, вот и все.

В мире было уже много экспериментов с мобильными платежами, мы проаудировали бизнес-модели и показатели более 70 из них. Все успешные кейсы только с QR-кодами, но не с NFC. Самые успешные представители данного направления – это Alipay и SEQR. То, чего они добились в Китае и Швеции, соответственно, известно всем. Потому что QR-коды поддерживают все смартфоны, и торговой точке очень дешево начать работать именно с платежами по QR-коду, их можно использовать там, где другие платежные технологии физически недоступны (например, наносить на бумажные счета, квитанции и товарные накладные). Но самое главное – только они позволяют строить механики лояльности, интересные потребителям и эффективные для торговых точек. Когда заплатить телефоном значительно выгоднее, чем картой или наличными, – это уже сильная мотивация для всех.

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.4

Если сравнивать Samsung Pay и Apple Pay, то у последнего сервиса позиции сильнее, т. к. платформа iOS не позволяет сторонним приложениям задействовать NFC-чипы устройств, а Samsung Pay на Android будет конкурировать с большим числом аналогов. И самые опасные конкуренты для них – это мобильные банки. Через один-два года в каждом мобильном приложении более-менее современного российского банка будет все то же, что есть в Samsung Pay. Да, Samsung Pay эксклюзивно поддерживает MST, но для России это преимущество незначительно в связи с активным распространением PayPass/payWave.

Кроме количества инсталляций приложения, все показатели Samsung Pay в России будут незначительными (а для компании такого масштаба, как Samsung, просто нулевыми) до тех пор, пока потребитель не начнет фактически зарабатывать на платежах телефоном, получая больше, чем просто cashback при оплате картой (сегодня же при ее использовании в «материальном виде» или через Samsung Pay наличие и размер cashback останутся без изменений). А Samsung не отважится на такие расходы. Также нужно дождаться, чтобы «правильные» телефоны одного конкретного производителя появились хотя бы у 25% россиян. Что случится или не скоро, или никогда».

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.5

Заур Бесолов,
зам. председателя правления РФИ Банка

«В новом сценарии российский потребитель все чаще будет выбирать банк, который работает с Apple Pay или Samsung Pay»

«Я считаю, что запуск в России Apple Pay и Samsung Pay полностью перекроит клиентский сценарий, т. е. тот опыт совершения платежей, который был у клиента ранее. Поэтому очень интересно, кто сделает это первым. Именно ему достанутся «сливки». Я считаю, что такого рода решения в целом должны ускорить процессы, связанные с началом отмирания пластиковой карты как форм-фактора. Данные технологии, естественно, карту полностью не «убьют», но их появление фактически означает начало времени отсчета «смерти» пластиковой карты в России.

И еще один очень важный момент. Это очередной последний звонок для небольших банков, которые обслуживают физических лиц (например, зарплатные проекты): в новом сценарии потребитель все чаще будет выбирать банк, который работает с Apple Pay или Samsung Pay, и все меньше будет обращать внимание на «традиционные» условия обслуживания в таких банках.

Думаю, что выход Apple Pay и Samsung Pay на российский рынок состоится до конца 2016 года. Это моя личная оценка ситуации на рынке. Правильная она или нет – покажет время».

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.6

Виталий Цигулев,
генеральный директор коммуникационного агентства Digital Finance

«С практически одновременным запуском Apple Pay и Samsung Pay в России можно рассчитывать на значительный рост рынка мобильных бесконтактных платежей»

«Если при запуске сервиса Apple Pay его перспективы выглядели несколько туманно, то теперь, спустя два года, поводов для скепсиса стало значительно меньше. В США объем операций сервиса за последний год увеличился более чем в 5 раз. А как правило, продукты Apple в России развиваются по сценарию, схожему с западным.

С практически одновременным запуском Apple Pay и Samsung Pay в России можно рассчитывать на значительный рост рынка мобильных бесконтактных платежей. По результатам опроса J‘son & Partners и Gemalto в 2015 году, более 65% россиян в возрасте от 16 до 35 лет хотят использовать свой телефон как средство бесконтактных платежей, что будет способствовать ожидаемому росту.

Apple Pay уже принимают в 11 млн торговых точек по всему миру, 8 млн из которых находятся за пределами США. Любопытно, какое долевое распределение рынка между Apple Pay и Samsung Pay произойдет в России. В США, по словам Филиппа Шиллера (Philip W. Schiller), старшего вице-президента Apple по маркетингу, более 90% беспроводных платежных операций совершаются с помощью Apple Pay.

Samsung Pay и Apple Pay в России. Мнения экспертов в ожидании старта - рис.7

Иван Притула,генеральный директор и основатель SimplePay

«Целевая аудитория таких платежных продуктов, как Apple Pay и Samsung Pay, будет просто колоссальна»

«Безусловно, компании Apple и Samsung – крупнейшие игроки на рынке смартфонов. Не будет преувеличением сказать, что большинство пользователей смартфонов в России – это как раз владельцы продукции компаний Apple и Samsung. Поэтому целевая аудитория таких платежных продуктов, как Apple Pay и Samsung Pay, будет просто колоссальна, и перспективы проникновения на российский рынок очень велики.

Будут ли пользоваться люди или нет – зависит от того, какую политику ценообразования изберут компании, т. е. какие будут тарифы на использование этих платежных продуктов, в частности, будет ли услуга бесплатной. Также важна поддержка со стороны магазинов, которые должны будут заключить договоры на прием платежей: будет ли это отдельный договор или им будет предложено решение от их текущих банков-эквайеров? От этого напрямую будет зависеть скорость внедрения новых способов платежей на рынке. Но я думаю, что эти платежные продукты будут пользоваться популярностью. Людям наверняка будет удобно использовать свой смартфон как платежный инструмент наряду с пластиковыми картами, которые уже сейчас стали неотъемлемой частью нашей жизни и есть сегодня практически у каждого совершеннолетнего гражданина РФ».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube