NCR: на 100% исключить выдачу склеенных купюр нельзя
Константин Хоткин,
директор по продажам компании NCR
Недавно мы сообщали о том, что банкомат Сбербанка выдал москвичке купюры достоинством 5100 рублей. Журнал «ПЛАС» обсудил с представителем компании NCR эту ситуацию и узнал экспертное мнение у Константина Хоткина, директора по продажам.
Напомним, что жительница Москвы сняла в банкомате Сбербанка 50 тыс. рублей крупными купюрами, из которых две оказались достоинством в 5100 рублей. Банкноты были склеены из трех частей подлинных денег: двух по пять тысяч рублей и одной сторублевки. В Сбербанке приняли жалобу, но отметили, что склеенные банкноты попасть в банкомат не могут.
Журнал «ПЛАС», стремясь разобраться в ситуации, обратился за комментарием в компанию NCR. На вопросы отвечает директор по продажам компании NCR Константин Хоткин.
ПЛАС: Как могла произойти такая ошибка?
К. Хоткин: К сожалению, такое может произойти. Мошенники вносят в банкоматы и платежные терминалы купюры, составленные из нескольких частей. По сути, данные купюры обладают всеми машиночитаемыми признаками настоящих купюр и для устройств не всегда различимы. Более старые модули приема, скорее всего, данные купюры будут принимать. Более того, как я понял из информации в прессе, купюру выдал обыкновенный банкомат, в который деньги загружает банк. Обыкновенные банкоматы с модулем выдачи наличных не проверяют деньги при выдаче, так как то, что в них загружается, должно быть проверено в кассовом центре, а соответственно, в данном конкретном случае кто бы ни был производителем данного устройства, проблема не в нем. Если мы согласились с тем, что данные склеенные купюры были действительно выданы клиенту не ресайклером, а банкоматом только с функционалом cash out, это означает, что данную купюру не отбраковала даже счетно-сортировальная машина в кассовом центре банка. Счетно-сортировальные машины заведомо обладают более эффективным модулем распознавания, чем компактные модули распознавания, устанавливаемые в банкоматах, а уж тем более – «простые» с технической точки зрения модули в платежных терминалах. Если данная купюра попала в кассовый центр, то она была принята одним из устройств с модулем приема. Если ситуация обстоит таким образом, то сейчас определить, какое устройство приняло купюру, уже не получится. Хотя все производители знают, что, обладая всеми действительными машиночитаемыми признаками, данные купюры имеют риск приема.
ПЛАС: Насколько характерны такие ошибки для работы банкоматов?
К. Хоткин: К сожалению, на 100% исключить выдачу подобных купюр нельзя, так как есть и банкоматы с функцией рециркуляции (ресайклинга), в которых клиентам выдаются ранее принятые от другого клиента купюры. Я предполагаю, что по результатам последнего вброса склеенных купюр большинство модулей ресайклинга и все счетно-сортировальные машины получат новые модернизированные шаблоны купюр, что существенно минимизирует вероятность их выдачи клиентам. Даже сейчас на модулях приема/ресайклинга последнего поколения данные склеенные купюры принимаются менее чем в 10% случаев. Однако более старые модули, к сожалению, вряд ли смогут распознавать такие обладающие всеми степенями защиты купюры. Стоит отметить, что более старые модули не являются ресайклинговыми, поэтому клиентам такие купюры быть выданными не могут.
ПЛАС: Какие действия следует предпринять производителю АТМ после обнаружения факта «пропуска» банкоматом склеенной купюры такого уровня?
К. Хоткин: Производители будут обновлять шаблоны купюр для минимизации риска приема подобных банкнот. Современные модули приема и ресайклинга в состоянии отбраковывать подобные купюры, даже при наличии признаков настоящих купюр, однако в таком случае повысится вероятность отбраковки настоящих купюр с любыми потертостями, испачканных, поврежденных купюр. Также современные модули могут читать серийные номера, поэтому внесение подобных купюр не останется незамеченным, если будет создана система отслеживания и привязки серийных номеров к клиентским транзакциям. Это тоже не панацея, к сожалению, так как не секрет, что карты могут быть выпущены на подставных лиц, а операции внесения могут быть обезличенными (например, платежи). В любом случае, не должны страдать клиенты, а борьбой с мошенниками должны заниматься компетентные органы.