Михаил Евраев: ГИС ЖКХ сделает сферу жилищно-коммунального хозяйства открытой для общественного контроля

Михаил Евраев: ГИС ЖКХ сделает сферу жилищно-коммунального хозяйства открытой для общественного контроля

Михаил Евраев,
заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ

C 1 января 2017 года в сфере ЖКХ будет действовать принцип «нет информации в системе – нет денег»


Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев, отвечающий за государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), рассказал журналу «ПЛАС» о подготовке и запуске системы в промышленную эксплуатацию.

ПЛАС:Расскажите, как шло внедрение ГИС ЖКХ?

М. Евраев: Надо сказать, что Минкомсвязь России, Минстрой России и Почта России проделали колоссальную работу. Такие системы, как ГИС ЖКХ, обычно создаются за 5–7 лет. ГИС ЖКХ была создана в рекордные сроки – за 2,5 года.

Поэтому все виды работ по созданию системы шли параллельно: я имею в виду и формирование нормативной правовой базы, и разработку программного обеспечения, и проведение организационных мероприятий по внедрению ГИС ЖКХ в субъектах РФ. На настоящий момент соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ уже заключены с 81 субъектом РФ. При этом в 4 субъектах РФ внедрение системы осуществлялось без участия региональных органов власти, что, конечно же, создавало определенные сложности для организаций сферы ЖКХ. Но в любом случае задействованы во внедрении системы были все регионы страны без исключения.

На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 53 тыс. организаций – участников рынка ЖКХ. Из них товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов – 19 тыс., управляющих организаций – 14,3 тыс., ресурсоснабжающих организаций – 8,7 тыс., органов власти – 11 тыс.

ПЛАС:Что будет мотивировать участников рынка на размещение информации в системе?

М. Евраев: Я думаю, что основными факторами, которые мотивируют участников качественно выполнять свои обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ, будут следующие: экономическая мотивация участников рынка ЖКХ, административная ответственность, общественный контроль и конкурентная среда. Если говорить про экономическую мотивацию, то нами в Жилищном кодексе была предусмотрена специальная норма, которая вступает в силу с 1 января 2017 года. Согласно этой норме, если в ГИС ЖКХ отсутствует информация о начислениях за ЖКУ, гражданин имеет право не оплачивать такие услуги до тех пор, пока данная информация не появится в системе. Очень простой принцип: нет информации – нет денег.

ПЛАС:В какие сроки все УК, ТСЖ и РСО обязаны разместить всю необходимую информацию?

М. Евраев: Мы понимаем, что нам предстоит еще много работы для того, чтобы все работало «на отлично» и всем – и участникам рынка, и потребителям – было удобно пользоваться системой. Для того чтобы максимально тщательно проработать все нюансы, мы совместно с Минстроем вышли с инициативой перенести административную ответственность за непредоставление информации в ГИС ЖКХ с 1 июля этого года на 1 января 2017 года. Подчеркну, мы не стремимся кого-то наказать, у нас совершенно другие цели. Нам важно сделать достойный и качественный продукт, который будет полезным и для наших граждан, и для органов власти, и для участников этого рынка. Чтобы они воспринимали новую систему не как очередную обязанность, «выписанную» им со стороны государства, а именно как своего помощника в работе, и я рассчитываю, что в будущем будет именно так.

ПЛАС:Какую помощь оказывает Минкомсвязь России участникам рынка ЖКХ при работе с системой?

М. Евраев: Нами разработаны все необходимые регламенты и инструкции по работе с системой. Данная информация размещена на портале dom.gosuslugi.ru в открытом доступе. Мы регулярно проводим обучающие семинары, где рассказываем о функциональных возможностях системы, способах и форматах размещения информации. Видеозаписи этих семинаров размещаются на канале «ГИС ЖКХ» на видеохостинге в YouTube. Нами проведено уже более 400 таких семинаров по всей стране.

Кроме того, мы регулярно собирали представителей российских банков на семинары по интеграции их ИТ-систем с ГИС ЖКХ для корректного и полного размещения информации о проведенных ими платежах граждан за услуги ЖКХ. Также на такие семинары приглашались все ИТ-компании, которые работают в сфере ЖКХ по всей стране – от Калининграда до Владивостока. Последнее обусловлено нашей заинтересованностью в том, чтобы на рынке появилось большое количество разнообразных программных продуктов по работе с ГИС ЖКХ, причем продуктов высокого качества и доступных по цене.

В круглосуточном режиме сегодня работает и контакт-центр технической поддержки ГИС ЖКХ, куда можно обратиться по всем интересующим вопросам по работе с системой. С начала работы контакт-центра нами обработано уже более 83 тысяч обращений.

ПЛАС:Пользуются ли уже сегодня граждане сайтом ГИС ЖКХ?

М. Евраев: На текущий момент мы фиксируем ежедневно около 35 тыс. уникальных обращений физических лиц к системе. С одной стороны, это много, а с другой – очень мало, потому что мы ожидаем через несколько лет миллионы уникальных посещений портала в сутки. В скором времени граждане будут видеть в системе не только информацию о своих начислениях за жилищно-коммунальные услуги, но и все данные по совершенным ими платежам. Мы рассчитываем, что портал будет полезным и вызовет большой интерес как у граждан, так и у участников рынка и органов власти.

Кроме того, на портале ГИС ЖКХ граждане смогут участвовать в электронном голосовании по вопросам управления домом, контролировать оказываемые управляющими компаниями услуги, передавать в электронной форме показания приборов учета, направлять в органы власти и управляющие организации официальные жалобы и предложения онлайн и получать на них ответы в электронном виде – одним словом, полноценно пользоваться ГИС ЖКХ.

ПЛАС:Можно ли подробнее об электронном голосовании?..

М. Евраев: В связи с тем, что предусмотренная в настоящее время процедура электронного голосования в Жилищном кодексе несовершенна, на основании принятого федерального закона мы до 1 января 2017 г. пока закрыли такую возможность и в ГИС ЖКХ. Осенью 2016 г. мы планируем доработать процедуру электронного голосования и внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс. Хотел бы отметить, что подобный онлайн-сервис должен пользоваться большим спросом, и мы должны обязательно предоставить такую возможность нашим гражданам.

ПЛАС:Как вы считаете, с внедрением единого ресурса сфера ЖКХ начнет меняться в лучшую сторону?

М. Евраев: Любая сфера экономики или социальной жизни быстрее и эффективнее меняется к лучшему именно тогда, когда она становится открытой для общественного контроля. При этом общественный контроль возможен только там, где есть открытая информация. Цель ГИС ЖКХ заключается именно в том, чтобы дать возможность всем сторонам увидеть, что происходит в сфере ЖКХ, без каких-либо дополнительных запросов в режиме реального времени.

Можно провести аналогию с госзаказом. Когда в свое время мы смогли добиться создания единого портала zakupki.gov.ru, и все СМИ стали видеть, что происходит в данной сфере, и писать об этом (зачастую нелицеприятные вещи), сфера закупок быстрыми темпами стала меняться в лучшую сторону.

Кроме того, по нашему мнению, «ГИС ЖКХ» должна значительно усилить конкуренцию между управляющими организациями: ведь благодаря системе становятся прозрачнее отношения между организациями сферы ЖКХ и гражданами, у которых появляются рычаги воздействия на компании, отвечающие за содержание дома.

Подобная конкуренция между участниками рынка ЖКХ приведет к повышению качества предоставляемых ими услуг и, возможно, даже к снижению их стоимости в отдельных случаях. А у граждан при выборе управляющей организации появится возможность делать взвешенный и обоснованный выбор между ценой и качеством.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных