Ключевые изменения в Закон № 54-ФЗ: мнения экспертов «ПЛАС»
В июле президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Журнал «ПЛАС» обратился за комментариями касательно грядущих изменений и их последствий для банковской отрасли к своим внешним экспертам.
Николай Жмуренко,
директор филиала «ПЕТЕР-СЕРВИС Спецтехнологии».
«Подписанный на днях закон, помимо онлайн-передачи чеков через операторов фискальных данных, внес еще ряд важных уточнений и изменений в практику применения контрольно-кассовой техники.
Например, закон дал ответ на уже давно появившийся на рынке вопрос о расчетах банковскими картами. По «старой» версии № 54-ФЗ кассовые чеки необходимо было печатать при расчетах наличными или платежными картами. Причем именно печатать и выдавать на руки покупателю бумажный чек. В процессе развития инструментов продаж и расчетов эта норма стала вступать в противоречие с бизнес-практикой. На заре появления № 54-ФЗ банковских карт было мало, и расплачивались ими в офлайн торговых точках. Развитие интернет-торговли, продаж/оплаты с помощью мобильных устройств привело к ситуациям, когда выполнить требование закона или чрезвычайно сложно, или невозможно. Продавцы софта, каких-либо электронных сервисов, принимая к оплате банковские карты, не встречаются с покупателем и не могут отдать ему чек. Даже продавцы физического товара, который доставляют курьеры, не всегда могут выполнить требование о чеке – покупателем товара и плательщиком может выступать одно лицо, а получателем – другое, например, при доставке подарков. Такая сложность породила запросы предпринимателей контролирующим органам и получение разъяснений, иногда весьма противоречивых. Некоторые предприниматели, используя эти письма-разъяснения, успокаивали себя следующим утверждением: «мы не формируем чек, потому что платеж получаем не от покупателя, а от банка-эквайера, обеспечивающего прием карт». Но такое разъяснение противоречило закону, так как чек обязателен для любого платежа картой и любой платеж картой проходит через банк-эквайер.
«Обновленная» версия закона указанную проблему и неясность сняла. Во-первых, законодатель подтвердил, что нет исключений для каких-то кейсов при приеме к оплате карты. Фискальный чек нужен всегда. Во-вторых, снята проблема, ранее мешавшая сформировать и передать чек именно покупателю. Для платежей банковскими картами в интернете теперь требуется предоставить электронный фискальный чек. Никаких бумаг.
Вместе со снятием проблемы «бумажного чека» сфера применения закона расширилась практически на все безналичные платежи
Конечно, участники эквайрингового рынка в прошлые годы призывали законодателя к несколько иному способу решения проблемы. Я сам выступал за полную отмену фискального кассового чека для платежей картами. Законотворцы на такое изменение не пошли. И здесь нужно обратить внимание еще на одно важное изменение в 54-ФЗ. Изменение в логике закона. Раньше 54-ФЗ воспринимался всеми – как контролирующими органами, так и бизнесом, сотрудниками компаний, бухгалтерами – как закон, призванный контролировать наличные расчеты и создавать механизм защиты от «теневых» наличных расчетов. У «обновленной» версии несколько иная логика – создание для контролирующего органа инструмента контроля за поступлениями. Причем инструмента удаленного, электронного – по аналогии с электронной сдачей бухгалтерской отчетности без походов в налоговую инспекцию, электронными счетами-фактурами. За счет такого электронного удаленного контроля ФНС предполагает снизить количество проверок. В законе используются термины «наличные денежные средства» и «электронные средства платежа». Это покрывает практически все современные способы получения торговым предприятием платежей от физических лиц.
Таким образом, одновременно со снятием проблемы «бумажного чека для карт» происходит расширение сферы применения закона с карт на практически все безналичные платежи. Очевидно, что такое нововведение на начальной стадии может наткнуться на какие-то шероховатости, требует тестирования. Поэтому законом установлено, что расширение с карт до ЭСП происходит только с 1 июля 2018 года. До этого процесс предстоит оттестировать в рамках добровольно проводимых пилотов, возможно, сделать какие-то уточнения на уровне подзаконных актов. Мы сейчас входим в группу претендентов на роль ОФД, разработавших и тестирующих свой программно-аппаратный продукт на совместимость с кассовой техникой различных производителей, и при этом готовимся к проведению подобных пилотных проектов с торговыми компаниями, интернет-магазинами, заинтересованными на практике разобраться в нюансах закона в добровольный период его применения. Напомню, что привычные кассовые операции (наличные и карты) должны начать проходить в онлайне через ОФД в ФНС уже со следующего года, а новые (электронные средства платежа) – с 2018-го».
Юлия Русинова,
руководитель направления фискальных решений АТОЛ:
На данный момент еще не до конца решен вопрос сертификации контрольно-кассовой техники и с включением ККТ и ФН в реестр. Поэтому перейти прямо сейчас на онлайн ККТ не получится. Однако уже к концу августа ситуация должна измениться. Сейчас все имеющиеся кассы можно смело отнести к трем разным категориям:
• кассы, которые невозможно доработать – их нужно будет заменить;
• кассы, требующие внесения аппаратных изменений в конструкцию и обновления ПО;
• кассы, для которых будет достаточно доработать только программное обеспечение.
Ведущими производителями ККТ, среди которых компания АТОЛ, проведена большая подготовительная работа – разработаны тестовые модели новых и модернизированных касс, соответствующие всем требованиям. Их можно получить для ознакомления уже сейчас. Эти модели оперативно выйдут на рынок, как только формальная сторона вопроса будет решена.
Виктор Достов,
председатель Ассоциации «Электронные деньги»
«Для банков реформа фискального учета интересна по двум причинам. Во-первых, это возможности для новых бизнес-моделей. Изначально предполагалось, что закон разрешит «облачную» фискализацию – когда электронный чек генерируется не в магазине, а в сторонней организации. Тогда на стороне банка можно было бы поставить одну виртуальную кассу и генерировать чеки для всех магазинов, которые подключены по договору эквайринга. Для этого нужны минимальные технические доработки – просто в процессинг должна поступать не только сумма операции, но и список покупок. Но эта возможность из законопроекта ушла. Теперь банки могут быть разве что операторами фискальных данных: получать от кассы в магазине данные о расчетах и пересылать их в налоговые органы. Правда, это, скорее, актуально для высокотехнологичных компаний, нежели для традиционных банков.
Вторая причина более веская. Уже довольно давно ведутся дискуссии о том, нужно ли выдавать клиенту чек при совершении операции через банкомат или банковский терминал, вне зависимости от того, используется при этом карта или нет. Соответствующие положения на разных стадиях обсуждения законопроекта то появлялись, то исчезали вновь. В финальной версии проблема в основном решена. В банкоматах и терминалах, которые принадлежат кредитным организациям, ККТ использовать не нужно. Это послабление им предоставлено по вполне логичным причинам: для банков установлена особая система бухучета, и утаить наличные им практически невозможно.
Я думаю, что законопроект не ставит окончательную точку в том, где использовать ККТ надо, а где – нет. Есть еще несколько секторов, где использование ККТ явно избыточно. Например, при совершении безналичного платежа деньги поступают на счет магазина, и провести их «мимо кассы» невозможно. Другой пример – небанковские платежные терминалы. Этот сектор в последние годы стал значительно более прозрачным, владельцы терминалов обязаны использовать специальные банковские счета, и движение наличности из терминала довольно строго контролируется. Наверное, как раз здесь напрашивается проведение пилотного проекта с «облачной» фискализацией – это бы сэкономило деньги и государству, и частному сектору».
Мария Михайлова,
исполнительный директор Ассоциации
«Национальный платежный совет»
Для банков реформа Федерального закона № 290-ФЗ от 03.06.2016, вносящего изменения в законодательство о порядке применения контрольно-кассовой техники, безусловно является реальным практическим шагом по пути формирования цифровой экономики.
Вместе с тем, как при принятии любого закона, который создает, описывает и нормирует деятельность и взаимоотношения новых субъектов рынка и новые процессы, возникает достаточное количество вопросов и коллизий, которые приводят к последующим многочисленным правкам, уточнениям и изменениям – «костюм необходимо подогнать по фигуре». Очевидно, что и в данном законе осталось довольно много таких моментов.
Прежде всего очевидно требуется уточнение о том, что кредитные организации все-таки не должны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов и иных банковских операций в своих офисах. В подписанной редакции буквальное прочтение текста закона может иметь такое толкование.
Ряд моментов, связанных с введением в закон понятия «электронного средства платежа», создает высокую степень неопределенности. Очень важно как можно быстрее внести ясность, поскольку такого рода неопределенность может крайне негативным образом сказаться на развитии безналичных платежей. В любой неясной ситуации проще перейти на наличные расчеты… К таким моментам можно отнести, например, практическое применение таких норм, как, например, «использование электронного средства платежа без его предъявления», «момент расчета» при использовании ЭСП и некоторые другие. Если ЭСП – это средство или способ сформировать распоряжение о переводе денежных средств, то какие действия являются его «предъявлением», а какие нет? Например, если моя платежная карта эмулирована в телефоне – я ее предъявляю или нет? Если я ввожу PIN-код – я предъявляю ЭСП или нет? Если я плачу через приложение в мобильном телефоне?
Также стоит обратить внимание на необходимость проработки такой темы, как участие субъектов национальной платежной системы в системе взаимоотношений, связанной с применением ККТ. Например, особенности действия банка, если он одновременно и эквайер и оператор фискальных данных (ОФД). Возможно, стоит рассмотреть какой-то особый статус и порядок работы в качестве ОФД для эквайеров. Очевидно, что впереди много работы, требующей активного участия профессионального сообщества».