1 июня 2016, 14:54
Количество просмотров 672

Комплексный мониторинг сети АТМ в современном банке: каким он должен быть?

     Виктор Кирхенштейн,  генеральный директор компании Raden Solutions (Рига, Латвия)    <p> На фоне повышения роли комиссионного бизнеса, для...
Комплексный мониторинг сети АТМ в современном банке: каким он должен быть?

Виктор Кирхенштейн,

генеральный директор компании Raden Solutions (Рига, Латвия)

На фоне повышения роли комиссионного бизнеса, для банков сегодня особенно острым является вопрос доступности своей платежной инфраструктуры


О проблеме выбора современной системы комплектного мониторинга и управления банкоматной сетью журналу «ПЛАС» рассказывает Виктор Кирхенштейн генеральный директор компании Raden Solutions (Рига, Латвия).

ПЛАС: Насколько, по вашему мнению, в целом актуальны для российских банков в сегодняшний непростой период ИТ-решения для мониторинга банкоматных сетей и платежной инфраструктуры в целом?

В. Кирхенштейн: Именно в кризис, на фоне резкого повышения роли комиссионного бизнеса, для любого банка особую остроту приобретают вопросы доступности своей эквайринговой инфраструктуры, включая как POS-терминальную сеть, так и сеть устройств самообслуживания. Наиболее очевидный путь оптимизации затрат на поддержание такой инфраструктуры – сокращение времени простоя оборудования. Для этого необходимо не только уменьшить количество отказов в обслуживании и других сбоев, но и минимизировать тот временной период, за который банк успеет получить и обработать данные об инциденте и среагировать на него.

Отметим, что эквайринговая инфраструктура российских банков достаточно стабильна в технологическом отношении уже много лет (и, казалось бы, за это время они уже должны были выработать общепринятые технологические решения для такой оптимизации). Тем не менее в России и по сей день существует довольно большое количество кредитных организаций, где вопросы мониторинга платежной и эквайринговой инфраструктуры банка решены лишь частично либо не слишком удачно.

Из-за применения паллиативных ИТ-решений для мониторинга эквайринговой инфраструктуры банки вынуждены тратить непозволительно долгое время на реагирование и устранение проблем: об инцидентах становится известно значительно позже, чем нужно, в результате увеличивается простой инфраструктуры.

ПЛАС: Какого рода решений, в таком случае, недостает сегодня российскому розничному банкингу для эффективного мониторинга своих банкоматных сетей?

В. Кирхенштейн: На рынке предлагается достаточно много систем мониторинга «общего назначения» для выявления проблем в банковской эквайринговой инфраструктуре. В частности, они позволяют специалистам банка успешно мониторить коммуникационные сети и сервера, обеспечивающие функционирование банкоматной сети. Основная проблема всех таких решений с точки зрения эффективности состоит в следующем: чтобы получить полную картину состояния эквайринговой сети, нужна более глубокая и более специализированная интеграция такой системы в платежную инфраструктуру банка: ведь нам необходимо получать в том числе и «внутренние» данные по каждому из компонентов нашей платежной инфраструктуры.

 Комплексный мониторинг сети АТМ в современном банке: каким он должен быть? - рис.1

Для получения полной картины им необходимо видеть в динамике данные о состоянии всех критичных для процесса обслуживания клиента компонентов банкомата. Это, например, количество банкнот в кассетах, наличие бумаги в чек-принтере и т.п. Отказ или израсходование любого из этих компонентов, как мы понимаем, может привести к тому, что устройство самообслуживания не сможет полностью или частично выполнять свои функции.Так, если мы имеем дело с сетью устройств самообслуживания, специалистам банка, отвечающим за функционирование сети ATM, недостаточно просто знать, что данный банкомат доступен в сети, а ОС устройства «хорошо себя чувствует».

Подчеркну, что здесь дело не только в быстроте реагирования на инцидент, но и в оптимизации других, регулярных, бизнес-процессов. Так, если у банка есть система с функционалом cash-мониторинга, которая позволяет отследить в динамике количество банкнот в устройстве на какой-то момент, банк может оптимизировать цикл инкассации, а если система предусматривает мониторинг наличия чек-ленты – оптимизировать цикл сервисного обслуживания устройства.

Разумеется, всем перечисленным задачи комплексной системы мониторинга не ограничиваются. Аналогичные требования предъявляются и к информации с банковского хоста. То есть помимо информации об устойчивом функционировании операционной системы банкомата или хоста и нагрузке на уровне операционной системы, профильному отделу банка крайне желательно получать статистику по внутренним компонентам платежной инфраструктуры банка (например, состояние подключений к другим платежным системам) – для транзакционного анализа. Его результаты, будучи совмещены с по-компонентным детальным мониторингом внешней эквайринговой инфраструктуры, а также с мониторингом сети и серверов, дадут нам всю полноту картины: ведь тот факт, что устройства самообслуживания доступны по сети, вовсе не означает их реальную доступность для клиентов (могут просто не проходить транзакции).


Банку отнюдь недостаточно просто знать, что конкретный банкомат доступен в сети, а ОС устройства «хорошо себя чувствует»


Такая полнота и комплексность крайне важны для банка: в идеале специалист-оператор должен видеть сведенные воедино результаты анализа различных сегментов инфраструктуры и вычислять конкретный источник проблем. То есть, упрощенно говоря, видеть, что в сегменте «А» проблемы из-за роутера, а в сегменте «B» все хорошо с сетью, но сбой идет на уровне банкоматного «железа», и т. п.

ПЛАС: В чем заключается принципиальная новизна вашего решения по мониторингу платежной инфраструктуры, которое в настоящее время вы выводите на российский рынок?

В. Кирхенштейн: Сегодня мы предлагаем для российского рынка решение NetXMS Payment Monitor, предназначенное для детального мониторинга всей платежной инфраструктуры – от банковского хоста до коммуникационных сетей и самих сетей банкоматов и терминалов. Такое объединение функционала в одной системе является, на наш взгляд, серьезным преимуществом: ведь зачастую мониторингом трех упомянутых компонентов занимаются не только разные специалисты, но даже разные отделы в банке. В случае нашего решения все данные сводятся вместе. В ином случае для выяснения подлинной причины конкретного сбоя и тем более – для профилактики таких сбоев эти данные пришлось бы специально собирать практически «вручную».

Мониторинг банкоматов в нашей системе возможен в двух режимах: при помощи агента, или на основе данных карточной системы. Каждый режим имеет свои плюсы, идеальное решение – получение данных и от агента, и от карточной системы.

 Комплексный мониторинг сети АТМ в современном банке: каким он должен быть? - рис.2

Пример, когда требуется оба канала: инкассация банкоматов делается при помощи «admin card» на стороне карточной системы, и счетчики банкомата не используются. В таком режиме работы агент будет сообщать корректные денные о состоянии физических кассет (включая сенсоры почти пустой и пустой кассеты), но актуальные данные о количестве банкнот будут только у карточной системы. Агент при этом будет использоваться для получения детальной информации о проблемах оборудования и удалённого управления.

Подчеркну, что решение NetXMS Payment Monitor мультифункционально – оно служит не только для мониторинга, но и для cash-менеджмента и управления видеонаблюдением в сетях АТМ, а также мультивендорно. Сеть может состоять из устройств самообслуживания различных производителей: NetXMS Payment Monitor работает с банкоматами всех распространенных на российском рынке торговых марок (NCR, Diebold, Wincor Nixdorf, Nautilus Hyosung). Поскольку системный агент, осуществляющий мониторинг устройств в банкоматной сети, в продвигаемом нами решении работает на уровне XFS, то никаких проблем с обслуживанием мультивендорных сетей не возникает (наша система мониторинга работает, как показали опыты, например, с банкоматами как китайских, так и корейских производителей).

ПЛАС: Что представляет собой базовый функционал решения, доступный соответствующим банковским подразделениям?

В. Кирхенштейн: В первую очередь, речь идет о полноценном удаленном управлении как отдельными устройствами, так и всей сетью в целом (включая все основные команды, централизованную замену экранных заставок и рекламных роликов). Решение также обеспечивает удаленный доступ сотрудников банка к электронному журналу операций и лог-файлам каждого банкомата сети. Система NetXMS Payment Monitor подходит и для низкоскоростных сетей в удаленных районах страны, она использует принятые в отрасли алгоритмы encryption (AES, Blowfish) и предлагает большой выбор способов аутентификации пользователя (в типовом варианте предусмотрена возможность авторизации при помощи чиповых карт или сертификатов). Гибкая система прав доступа позволяет настроить доступ к любым объектам системы – на уровне группы или пользователя. Наследование прав доступа облегчают настройку.


Решение NetXMS Payment Monitor мультифункционально: оно включает мониторинг, cash-менеджмент и видеонаблюдение


Наконец, наша система позволяет организовать удаленный видеомониторинг устройств в режиме реального времени.

На этом фоне мы расцениваем NetXMS Payment Monitor как одно из наиболее конкурентоспособных предложений на рынке, которые позволяют банку существенно снизить время простоя оборудования в сети устройств самообслуживания и тем самым повысить коэффициент доступности и снизить операционные издержки.

ПЛАС: Не могли бы вы подробнее рассказать о функционале системы, связанном с централизованным удаленным видеомониторингом устройств?

В. Кирхенштейн: Как я уже отметил, NetXMS Payment Monitor позволяет осуществлять интеллектуальный видеомониторинг устройств в банкоматной сети. Последний может осуществляться как с помощью событийных триггеров (например, операция снятия наличных), так и временных (например, видеозапись всех событий в зоне 24/7 после закрытия банковского отделения). Решение предусматривает в своем составе программный модуль, который позволяет записывать видео с подключенных камер (их может быть установлено до четырех штук). При этом можно использовать камеры, у которых есть стандартные windows-драйвера.

Есть возможность вести запись и по «классическому» сценарию, когда пишется весь процесс осуществления транзакции с небольшим временным люфтом (фронтальная камера начинает запись за несколько секунд до того, как клиент вставит карту в банкомат, и заканчивает запись через 10-15 сек. после того, как клиент забрал наличные). Если банкомат оборудован двумя камерами, то можно вести запись видео области шаттера: камера будет писать фрагмент с момента его открытия до закрытия. Данный функционал особенно важен для борьбы с т. н. TRF-мошенничеством (Transaction Reversal Fraud), подразумевающим использование механизма снятия наличных с отменой транзакции и последующим восстановлением баланса карточного счета.

 Комплексный мониторинг сети АТМ в современном банке: каким он должен быть? - рис.3

Особо подчеркну, что всеми записанными фото- и видеофайлами также можно управлять централизованно.

ПЛАС: Насколько просто ваше решение интегрируется в существующие банковские ИТ-инфраструктуры?

В. Кирхенштейн: Я уже говорил о том, что NetXMS Payment Monitor подходит для работы с устройствами практически любых вендоров. NetXMS Payment Monitor работает с банкоматами под управлением ОС Windows (XP и выше), также система поддерживает все основные ОС используемые на банковском хосте (HP-UX, AIX, Solaris, Windows, Linux). Ядро системы основано на открытом программном коде. Мы изначально проектировали этот продукт как модульную легко расширяемую систему. Таким образом, если банку потребуется дописать для решения своих специфических задач какие-то дополнительные модули, расширяющие функционал системы, это можно сделать достаточно быстро.

Модульная архитектура решения включает в себя модули для мониторинга банкоматов (эти агенты ставятся и на сервера, и на рабочие станции), модульные дополнения к серверной части решения, которые позволяют правильно обрабатывать и хранить полученную с устройств информацию, а также модули расширения пользовательского интерфейса, которые позволяют эту информацию удобным образом представлять для пользователя (в виде настраиваемых дэшбордов).

Интеграция NetXMS Payment Monitor с процессинговыми хостами также строится на модульной основе: решение предполагает компоненты, которые ставятся на хост для сбора необходимой статистической информации. Таким образом, банку доступна для анализа как информация, собираемая программными агентами с самих устройств, так и информация с процессингового хоста. Сейчас для пользователей нашей системы доступны интеграционные решения для хостов на базе Cortex и IST/ Switch.

Что касается интеграции с системами хранения и обработки информации, то NetXMS Payment Monitor поддерживает работу со всеми основными СУБД, включая Oracle, Microsoft SQL Server и PostgreSQL.

В целом, если говорить о времени интеграции решения, имея в виду настройку сервера, отчетов и пр., типовой срок равняется 1–2 неделям.

ПЛАС: Если банку необходимо дописать к системе специфический модуль, ему может быть предоставлено для этого API?

В. Кирхенштейн: Да, мы готовы предоставить API. У нас есть несколько интерфейсов, во-первых, Java API (тот самый API, на котором написан наш оригинальный пользовательский интерфейс, поэтому в теории банк вообще может написать свой собственный пользовательский интерфейс целиком, используя наше Java API). Есть также скриптовый API на Python, который позволяет писать серьезные скрипты для каких-либо нестандартных кейсов автоматизации. В ядре системы также есть встроенный скриптовый язык который можно использовать для расширения стандартных функций системы и автоматизации внутренних задач.

Таким образом, если банку необходимы нестандартные специфические модули, мы можем или сами выполнить такую работу в сжатые сроки, или предоставить ему соответствующий инструментарий в виде наших API.

ПЛАС: Кто из банков уже использует сегодня ваши решения и на каких рынках?

В. Кирхенштейн: Несмотря на то что наша компания была создана относительно недавно, в 2009 году, мы уже успели приобрести пул достаточно узнаваемых и солидных клиентов из числа кредитных организаций. Среди них – исламский банк Kuwait Finance House (Кувейт), Saudi Arabian Monetary Agency (Саудовская Аравия), процессинговый центр Arab Financial Services (Бахрейн), Royal Bank of Canada, National Bank of Malawi (Малави), МТБанк (Белоруссия), Фора Банк (Россия), ВТБ Грузия.

Уверены, что в самом ближайшем времени к этому списку добавятся и другие российские банки. Со своей стороны мы готовы оказать им любую помощь и поддержку в решении своих бизнес-задач и предложить выгодные финансовые условия по приобретению лицензий на наше ПО.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube