На грани легитимности: каким бизнес-кейсам грозит остаться за бортом?

На грани легитимности: каким бизнес-кейсам грозит остаться за бортом?

Обзор подготовлен Ассоциацией «Национальный платежный совет» на базе материалов, размещенных в публичном доступе, предоставленных членами Ассоциации, участниками платежного рынка, кредитными организациями, торговыми предприятиями.

Развитие платежного рынка и сегмента продажи товаров/услуг характеризуется ростом применения безналичных расчетов и активным развитием института посредничества, основанного на технологиях безналичных расчетов. Эти процессы отражают общемировую практику и ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий, а возникающие в результате отношения между экономическими субъектами включены в правовое поле в рамках законодательства о платежных агентах, банковских платежных агентах, электронных средствах платежа, электронных деньгах, услугах связи и т. д.

Однако документ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Законопроект) в случае его принятия делает нелегитимными данные отношения, т. к. в ряде случаев отсутствует возможность привести их в соответствие с его требованиями. Возникает это по следующим причинам:

• В отличие от непосредственного расчета наличными денежными средствами в месте продаж, при использовании электронных платежных инструментов цепочка взаимодействия между покупателем и продавцом может включать большое количество субъектов, быть сложно организационно устроенной, и расчет между ними может не совпадать по времени со временем оказания услуги
• Взаимодействие между субъектами при осуществлении платежа, в том числе и между плательщиком и посредником, может осуществляться дистанционно, без физического присутствия. и быть целиком осуществляемым посредством удаленных каналов доступа.

Ниже представлены примеры кейсов, отражающих принятые на рынке практики и бизнес-модели, которые с точки зрения Законопроекта станут неосуществимыми.

1. Невозможность осуществления платежей с помощью ЭСП
Сервис оплаты городской парковки в г. Москва («Московское парковочное пространство»), построенный на авансовой системе расчетов – необходимости произвести предоплату перед использованием услуг, предоставляет возможность удаленного внесения аванса, в том числе с помощью отправки SMS-сообщений или USSD-команд с мобильного телефона.

При отправке SMS-сообщений в терминах статьи 13 Закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ абонент передает распоряжение оператору связи о перечислении части своего аванса за услуги связи в банк с целью пополнения остатка электронных денежных средств (ЭДС) с последующим формированием распоряжения на перевод этих денежных средств для внесения аванса за услуги парковки. Внесение аванса и расчет осуществляется с использованием электронного средства платежа.

В соответствии с Законопроектом при осуществлении платежей с помощью электронных средств платежа возникает обязанность формировать в момент расчета кассовый чек в электронной форме и направлять фискальные данные, содержащиеся в кассовом чеке, в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также передавать плательщику кассовый чек в электронной форме либо, по требованию плательщика или при отсутствии у него возможности получения кассового чека в электронной форме, печатать кассовый чек на бумажном носителе с применением контрольно-кассовой техники и передавать его плательщику.

Таким образом, при платеже за парковку с помощью SMS возникает необходимость в момент расчета обеспечить техническую возможность предоставить плательщику чек на бумажном носителе, что невозможно осуществить, так как платеж осуществляется удаленно, а взаимодействие между плательщиком и поставщиком услуги осуществляется опосредованно – с использованием мобильного телефона плательщика.

2. Невозможность использования агентских схем для приема оплаты за товары и услуги
Компания розничной торговли (ритейлер) в качестве платежного агента (ПА, аналогично для банковского платежного агента, БПА) осуществляет прием платежей в адрес различных поставщиков товаров и услуг, в частности, прием платежей за авиабилеты и услуги ЖКХ.

При продаже авиабилетов ритейлер выступает в роли ПА для агентства по продаже билетов, при этом:

• Ритейлер предоставляет плательщику с использованием собственных ИКТсредств доступ к базе данных агентства по продаже билетов, в результате чего становится возможным удаленное вступление в договорные отношения между плательщиком и агентством по продаже билетов; при этом ритейлер не является стороной этих отношений, а только предоставляет собственную инфраструктуру для обеспечения возможности заключения договора.

• После заключения договора между плательщиком и агентством по продаже билетов ритейлер в качестве ПА по поручению агентства обязуется принять у плательщика денежные средства в пользу агентства в размере, определенном договором, и удерживает комиссию с плательщика за оказание данной услуги.

При оплате услуг ЖКХ в инфраструктуре ритейлера:

• Ритейлер предоставляет плательщику с использованием собственных ИКТсредств доступ к информации о начислениях за услуги ЖКХ, произведенных в адрес плательщика управляющей компанией.
• После этого ритейлер в качестве ПА принимает платеж в адрес управляющей компании (УК) в размере начислений либо в виде аванса, размер которого определяется плательщиком, и удерживает комиссию с плательщика за оказание данной услуги.

При этом ритейлер в обоих случаях не может сформировать чек, который бы отражал разбивку по товарным позициям по принятому платежу, т. к., к примеру, УК самостоятельно «разносит» платежи за разные услуги, получая от ритейлера сумму, уплаченную плательщиком. Также невозможно отразить НДС, если покупка включает товары/услуги, облагаемые по разной ставке налога. например, авиабилеты по России и на зарубежные рейсы, если они приобретаются плательщиком в рамках одной покупки, т. к. ритейлер располагает только данными об общей сумме покупки.

3. Невозможность совершать с помощью ЭСП платежи, включающие несколько разнесенных по времени операций
Предприятие-производитель ПО для заказа и оплаты поездок на такси является посредником между автотранспортными предприятиями, предоставляющими транспортные услуги пассажирам, и пассажирами, заказывающими услуги у автотранспортных предприятий с помощью приложения. Оплата поездок может осуществляться с помощью наличных или безналичных денежных средств непосредственно водителю транспортного средства, оказавшему услугу, а также через мобильное приложение.

В последнем случае денежные средства списываются автоматически с заранее «привязанной» банковской карты плательщика. При этом используются следующие механизмы:

• При «привязке карты» в мобильном приложении для подтверждения ее подлинности с нее автоматически списывается и возвращается небольшая сумма денежных средств (до 5 рублей).
• В начале поездки на карте блокируется сумма денежных средств, равная минимальной стоимости поездки; т. о. автоматически вносится аванс, предоплата за поездку.
• Если общая стоимость поездки не превысила минимальную, по окончании поездки сумма предоплаты списывается с карты.
• Если общая сумма поездки превысила минимальную, производится расчет и списывается общая стоимость поездки.
• Если на карте было недостаточно средств для расчета после завершения поездки, с карты списывается доступная на данный момент сумма, компания-посредник оплачивает недостающую сумму за поездку автотранспортному предприятию из собственных средств, а плательщику предоставляет рассрочку платежа до момента пополнения карты на нужную сумму; после пополнения карты производится окончательный расчет.

Представляется крайне важным, чтобы появляющиеся инновационные сервисы находились в легитимном поле регулирования

Указанные операции производятся удаленно, в автоматическом режиме, и в настоящий момент по ним не выдается кассовый чек: компания-посредник отправляет плательщику по мобильным каналам и/или на электронную почту уведомление о совершении операций. При этом кассовый чек, даже в электронной форме, не может быть сформирован непосредственно после оказания услуги в случае, если на карте не оказалось нужной суммы средств, т. к. окончательный расчет за поездку не был произведен.

4. Невозможность удаленной продажи нематериальных товаров и услуг
Продажа через нтернет и мобильные приложения нематериальных товаров и услуг – программного обеспечения, цифрового контента, иных товаров и услуг в электронной форме – осуществляется дистанционно, без физического контакта между продавцом и покупателем. При этом платежи производятся с использованием электронных средств платежа.

Как следствие, в данном случае также возникает необходимость в момент расчета обеспечить техническую возможность предоставить плательщику чек на бумажном носителе, что невозможно реализовать, так как платеж осуществляется удаленно, а взаимодействие между плательщиком и продавцом – опосредованно, с использованием интернета.

Необходимо также отметить, что поскольку ведение такого бизнеса не требует организации физической инфраструктуры для взаимодействия с потребителем, местонахождение и юрисдикция продавца для осуществления продажи не имеют значения. Соответственно, создается угроза ухода данного бизнеса в другие юрисдикции с более гибкими требованиями к фискализации, а значит, ухода и из-под налогообложения в России.

5. Невозможность принимать платежи путем перевода на банковский счет организации
Многие организации – муниципальные детские сады и школы, управляющие компании и т. п. – принимают платежи исключительно путем перевода на банковский счет через инфраструктуру банков и банковских платежных агентов. Организация формирует квитанцию (счет), а плательщик оплачивает данный счет наличными или безналично (в том числе с использованием ЭСП) через кассу банка или БПА, через интернет/мобильный банк и т. п. Сами же организации не имеют соответствующей кассовой техники, т. к. не осуществляют самостоятельно прием платежей в форме наличных. При этом, согласно Законопроекту, в случае безналичных платежей при оплате путем перевода со счета не возникает необходимости формировать кассовый чек, а при использовании электронных средств платежа (банковских карт, интернет/мобильного банка) – возникает. Однако с точки зрения кредитной организации в обоих случаях происходит перевод денежных средств со счета плательщика на счет получателя, что и отражается в документах, передаваемых банком организации-получателю. То есть у организации-получателя нет возможности определить, каким именно из безналичных способов платежа был оплачен счет.

Таким образом, помимо обременения по приобретению контрольно-кассовой техники, организации, принимающие платежи путем перевода на банковский счет, столкнутся с невозможностью выполнить требования Законопроекта, так как не имеют возможности определять, был ли произведен безналичный платеж именно с помощью ЭСП.

Аналогичные коллизии возникают во многих других ситуациях, например, при оплате поездок на метро банковской картой или «телефоном», покупке билета на Аэроэкспресс через мобильное приложение, оплате штрафов ГИБДД по «привязанной карте», оплате услуг через платежный шлюз ЕГПУ и т. п. Число таких ситуаций будет последовательно увеличиваться нарастающими темпами, и представляется крайне важным, чтобы появляющиеся инновационные сервисы находились в легитимном поле регулирования.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных