27 мая 2015, 15:05
Количество просмотров 163

Новые перспективы российской платежной системы. Эффект синергии. Просроченная задолженность

<p> Июнь – первый месяц лета, а лето, как известно, это маленькая жизнь, которая знаменуется не только периодом отпусков, но и самыми...
Новые перспективы российской платежной системы. Эффект синергии. Просроченная задолженность

Июнь – первый месяц лета, а лето, как известно, это маленькая жизнь, которая знаменуется не только периодом отпусков, но и самыми разнообразными событиями. Какая летняя жизнь ждет нас в этом году, и с чем мы подошли к этому долгожданному сезонному рубежу?

На 13 мая 2015 года 36 российских банков полностью перевели обработку транзакций по картам Visa в Национальную систему платежных карт (НСПК) в промышленном режиме, а 75 банков – приступили к опытно-промышленной эксплуатации. При этом, по оценкам руководства НСПК, процесс перевода внутрироссийского процессинга Visa будет завершен уже к началу июня. Таким образом, стратегический вопрос подключения к НСПК двух ключевых МПС и одновременно крупнейших игроков на российском рынке платежей на сегодняшний день решен окончательно. Что же касается поведения других платежных систем, присутствующих на рынке РФ, включая JCB, UnionPay и AmEx, то здесь, по оценкам экспертов, решения будут приниматься в индивидуальном порядке, в зависимости от имеющихся у каждой конкретной структуры предпочтений, стратегических концепций и т. д.

С одной стороны, с учетом низких оборотов по своим картам внутри России этим МПС не слишком целесообразно входить в состав НСПК. С другой стороны, есть мнение, что JCB и UnionPay в силу целого ряда обстоятельств склонны подключиться к НСПК по примеру MasterCard и Visa, поскольку этот шаг поможет им в дальнейшем продвижении на российский рынок и закреплении на нем своих позиций.

В случае с AmEx мнения экспертов расходятся. Однако, учитывая текущие стратегические задачи этой МПС по развитию своего бизнеса в России, можно с определенной долей уверенности ожидать, что AmEx не менее других заинтересована в альянсе с будущим крупнейшим игроком на отечественном рынке. Особенно на фоне потенциальной возможности реализовать в ближайшем будущем масштабный ко-бейджинговый проект, который позволит обслуживать карты НСПК на международном рынке.

Здесь следует лишний раз подчеркнуть то вполне очевидное обстоятельство, что именно ко-бейджинговый проект с НСПК представляет для любой международной платежной системы уникальную возможность в полной мере сохранить свой эмиссионный потенциал в новых российских условиях, максимально использовав его на международном рынке при обслуживании трансграничных транзакций по ко-бейджинговым картам. Что же касается трендов на рынке эквайринга, то здесь картина несколько иная: эксперты говорят о возможности миграции отдельных не слишком крупных принципиальных членов международных платежных систем на платформу НСПК с отказом от собственного эквайрингового бизнеса.

Недавнее заявление руководства НСПК о том, что Национальная система платежных карт планирует занять к 2018 году 50–60% рынка банковских карт в РФ, так или иначе заставляет задуматься: за счет чего столь амбициозный прогноз может быть реализован и о каких именно карточных продуктах может идти речь? И здесь некоторые эксперты обращают внимание на недавно обнародованную Сбербанком России статистику, согласно которой по итогам первого квартала 2015 года количество зарплатных карт банка составило 32,6 млн, увеличившись за год на 1,3 млн штук. При этом количество зарплатных договоров Сбербанка с юридическими лицами превысило 330 тысяч. На этом фоне, анализируя стратегию крупнейшего розничного банка в РФ, на долю которого, по различным оценкам, приходится порядка 70–80% отечественных «зарплатников», нетрудно предположить: только гарантированная аудитория держателей будущих карт НСПК может составить примерно 50 млн клиентов, получающих сегодня зарплату на карту, не считая многочисленных работников ряда естественных монополистов вроде РЖД или Газпрома, зарплатные проекты которых лежат в отдельных нишах. В то же время вполне очевидно, что любая инициатива национального масштаба по определению не может базироваться исключительно на зарплатных проектах, как бы ни был значителен их количественный потенциал. Немаловажную роль здесь играет модель поведения наших сограждан, голосующих ногами против так называемого зарплатного рабства – проблемы, которая также уже разрешена в законодательном плане. В подобной ситуации нет объективных оснований сомневаться, что команда НСПК изначально отдает себе в этом отчет, планируя, по заявлению руководства, делать акцент на конкурентоспособных инновационных карточных продуктах с востребованным широкими слоями потребителей функционалом на базе дебетовых и кредитных карт с EMV-чипом и магнитной полосой, включая использование технологии моментального выпуска. Иными словами, речь идет о самом широком спектре продуктов, от уже упомянутых зарплатных проектов до премиального сегмента. С этой точки зрения планы НСПК, несмотря на всю их амбициозность, представляются вполне реализуемыми. А ввиду того, что банки в своем большинстве являются участниками одной или нескольких МПС, основная доля эмиссии национальной карты, по логике, должна прийтись на ко-бейджинговые проекты. Хорошие перспективы имеет, на взгляд экспертов, и экспансия в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), поскольку для такого подхода сегодня существуют вполне достаточные экономические и политические обоснования.

Между тем так остро волновавшая банковское сообщество еще год назад дилемма «конкуренция или синергии», связанная с активным выходом небанковских структур на рынок розничных финансовых услуг, постепенно сошла (или сходит) на нет: сегодня ситуация на рынке все очевиднее склоняется к варианту «синергия». Одним из примеров здесь может послужить недавнее заявление еще одного оператора «Большой тройки» – «МегаФона» – о том, что к концу 2015 года он намерен выпускать банковские карты под собственным брендом, которые будут распространяться в салонах оператора. Пример не нов – по похожему пути в свое время уже пошли МТС и МТС-банк (бывший МБРР), а также ГК «Связной». Во всех этих случаях партнеры являли пример удачной синергии потенциала банковской и небанковской структур, а отнюдь не конкуренции. Тем более нет никакого повода ожидать в этих случаях каких-либо кардинальных изменений рынка – по оценкам экспертов, на практике речь идет не более чем о продвижении очередного кросс-продукта. И даже если впоследствии он окажется весьма успешным, на долю кредитной организации так или иначе традиционно придется значительная часть прибыли и иных преференций в виде лояльности существующих клиентов, расширения клиентской базы и т. д.

Российский и мировой опыт последних лет показывает – именно с подключением к участию в проекте оператора сотовой связи можно на полном серьезе внедрять те или иные мобильные приложения, сервисы и т. д., поскольку реализовывать все эти сугубо технологические и при этом крайне трудоемкие задачи силами самого банка зачастую бывает экономически неэффективно. В свою очередь, предоставив их решение партнеру в лице оператора, кредитная организация может успешно выполнять в проекте свои прямые функции, выступая в качестве расчетной структуры и т. д. И здесь реальным подспорьем для такой синергии может рассматриваться концепция «открытого API», которой посвящен отдельный материал этого номера журнала «ПЛАС».


Для того чтобы закрыть убытки от растущей плохой задолженности, банкам требуется докапитализация


Российский и мировой опыт последних лет показывает – именно с подключением к участию в проекте оператора сотовой связи можно на полном серьезе внедрять те или иные мобильные приложения, сервисы и т. д., поскольку реализовывать все эти сугубо технологические и при этом крайне трудоемкие задачи силами самого банка зачастую бывает экономически неэффективно. В свою очередь, предоставив их решение партнеру в лице оператора, кредитная организация может успешно выполнять в проекте свои прямые функции, выступая в качестве расчетной структуры и т. д. И здесь реальным подспорьем для такой синергии может рассматриваться концепция «открытого API», которой посвящен отдельный материал этого номера журнала «ПЛАС».

Приметы времени также продолжают напоминать о себе сухими цифрами статистики. Так, по состоянию на 1 апреля 2015 года, коэффициент просроченной потребительской задолженности (КП), по данным НБКИ, составил 6,5% (на 01.01.2015 – 5,6%). Уточним: рост за квартал на 0,9 процентного пункта является рекордным увеличением КП, зафиксированным НБКИ с начала наблюдения за просроченной задолженностью в 2010 году. Уже сегодня представляется очевидным, что данный процесс носит нарастающий характер, и поиск ответных мер будет эффективен только при непосредственном участии государства. Так, судя по отзывам самих кредитных структур, большинству из них для того, чтобы закрыть убытки от растущей плохой задолженности, требуется докапитализация. Стоит ли говорить, что рассчитывать на нее в нынешних условиях могут далеко не все.

По какому бы сценарию ни развивались события, нельзя забывать, что банковский бизнес и платежная индустрия стремятся оставаться максимально стабильными и приносить прибыль в любых условиях. Те многочисленные подходы и инициативы, которые позволяют этого добиться в сегодняшних непростых условиях, будут рассмотрены 1–2 июня на 6-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2015», мероприятии, посвященном анализу современного состояния и перспектив развития платежной индустрии в России и других странах мира, которое участники рынка уже давно включили в свои деловые календари в качестве must have.

В этом году на Форуме будут рассмотрены основные проблемы и задачи, стоящие в настоящий период перед российским банковским бизнесом; новые приоритеты – дальнейшее развитие модели работы, подготовка стратегии на ближайшие годы с учетом новой экономической реальности; знаковые инфраструктурные проекты и их влияние на российский платежный бизнес; оценка и перспективы digital banking; совершенствование коммуникаций с клиентом; модернизация имеющейся инфраструктуры и иные перспективные проекты.

Также считаем важным напомнить: 19–20 октября 2015 года состоится 7-й Международный Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2015». Online-регистрация на участие в мероприятии уже открыта!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube