Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Рынок Узбекистана – время экспериментов? Записки на полях Ташкентского ПЛАС-Форума 2024

Рынок Узбекистана – время экспериментов? Записки на полях Ташкентского ПЛАС-Форума 2024

Выставки. Семинары. Конференции 417 дней назад 3 232

Что показало главное событие первой половины лета – Ташкентский ПЛАС-Форум Digital Uzbekistan?

Если в прошлом номере «ПЛАСа» мы обсуждали с экспертами роль данного мероприятия для рынка республики и региона Центральной Азии в целом, то сегодня настало время кратко поговорить о самом рынке сквозь призму нашей площадки, с которой мы также представили вашему вниманию отдельный репортаж.

По мнению наших внешних экспертов, принявших активное участие в ташкентском мероприятии, сегодня рынок Узбекистана твердо встал на рельсы безналичных технологий. И хотя в целом этот процесс займет, по различным оценкам, 3–4 года, он уже необратим. По словам эксперта в сфере платежей и переводов Максима Митусова (экс-Яндекс.Финтех, экс-СБП), который выступил модератором сессии «Трансформация и развитие ИT-инфраструктуры. Программное обеспечение и аппаратные средства», сегодня республика находится на этапе «фазового перехода от наличности к безналичности». Пока еще на рынке страны обращается очень много кэша, однако в крупнейших моллах Ташкента и торговых сетях, включая пришедшие в республику российские сетевые структуры, расчеты картой уже начинают становиться повсеместным явлением. Более того, безналичные платежи хорошо знакомы практически всему населению страны, хотя пока еще далеко не у всех вошли в привычку.

При этом, несмотря на некоторое сходство с российским рынком безналичных платежей периода активного становления в части развития карточной инфраструктуры, Узбекистан демонстрирует и открытость для самых современных инноваций в этой сфере. Так, например, на многих экспертов из той же России произвело неизгладимое впечатление заметное распространение в Ташкенте инфраструктуры QR-платежей. Приглашения расплатиться по QR начали встречаться уже на стойках регистрации такси в аэропорте, причем они исходили, в том числе, от двух локальных игроков. В целом, по словам Максима Митусова, обилие QR в Ташкенте без преувеличения бросается в глаза.

Однако дает ли это повод ожидать, что местная платежная индустрия вообще минует стадию развитого рынка традиционных пластиковых карт и сразу же устремится в пучину таких революционных на сегодняшний день платежных технологий, как куайринг и биоэквайринг? Скорее всего, нет. Согласно статистике, банки Узбекистана, как и ряда других стран Центральной Азии, активно вкладываются сегодня и в платежные терминалы, и в банкоматы, и в карточную эмиссию. При этом не забывая активно развивать и совершенствовать свои мобильные приложения и продвигая тот самый QR. Поэтому есть все основания предполагать, что фазы развития карточных платежей Узбекистан не минует, хотя, вполне вероятно, пройдет этот отрезок относительно быстрее, чем российский рынок.

Местные игроки уже прекрасно понимают, как устроен современный банковский сектор, как нужно устраивать платежный ландшафт. Они давно присмотрелись к опыту той же России, Казахстана, Дубая и целого ряда других продвинутых с точки зрения платежей рынков, и теперь готовы экспериментировать. В Узбекистане уже появились очень приличные интерфейсы банковских приложений, карты с прекрасным дизайном и широким функционалом. При этом одним из важных отличий местного рынка от России или ряда других стран является очень сильная конкуренция. Местный банковский сектор состоит из значительной доли игроков примерно одной и той же «лиги» на фоне отсутствия какого-либо одного явно доминирующего банка, в разы превышающего масштабы остальных. Иными словами, картина резко отличается от хорошо привычной нам по российскому рынку. Например, в Узбекистане банки первой пятерки вообще почти не отличаются по своим размерам, а за ними сразу идут мелкие кредитные структуры. При этом никто из игроков не способен захватить тотально весь рынок и забрать всех клиентов к себе – ни у кого на это попросту не хватит ресурсов. Поэтому коммерческие банки республики ведут за клиентов   активные позиционные войны по модели «все против всех», активно конкурируя в сегменте как дебетовых, так и кредитных продуктов, с не слишком ярко выраженной специализацией в сфере ипотеки или автокредитования. На этом фоне рынок представляет собой довольно интересный объект для мониторинга и исследования.

Еще одна черта, сильно отличающая Узбекистан от России, – тот факт, что все платежи на рынке республики консолидированы и проходят как межбанковские между HUMO и UZCARD. При этом сами банки напрямую между собой не взаимодействуют. Поэтому для того, чтобы совершить даже банальный P2P-платеж, который, в принципе, здесь довольно популярен, участники рынка вынуждены пользоваться достаточно дорогой архитектурой двух естественных монополий. Естественно, что все эти расходы в конечном итоге перекладываются на клиента.

На этом фоне обращает на себя внимание высокий уровень открытости рынка Узбекистана для любых инновационных решений. Как уже в четвертый раз показал Ташкентский ПЛАС-Форум, его участники готовы внимательно изучать региональный и международный опыт и экспериментировать с новыми технологиями и бизнес-моделями. Однако при этом они проявляют понятную осторожность – сказывается отсутствие доминирующего игрока, готового благодаря огромным ресурсам выступать первопроходцем в освоении тех или иных направлений, задавая тон для всего остального рынка. Поэтому банки Узбекистана стремятся пилотировать в основном локальные решения и технологии, которые можно протестировать «здесь и сейчас». А учитывая, что большинство населения продолжает отдавать предпочтение расчетам наличными, просто взять и заполнить рынок своими, например, биометрическими платежными терминалами, никто из его участников сегодня не готов – ни материально, ни идеологически. Поэтому сегодняшний этап развития платежной индустрии в республике отчасти можно назвать экспериментальным.

И с этой точки зрения отдельного внимания заслуживают маркетплейсы, которые в последние годы активно приходят на рынок Узбекистана. Именно они выступают своего рода катализаторами продвижения безналичных технологий на рынке республики, поскольку в силу своей специфики крайне заинтересованы работать именно с безналичными платежами.  В этом смысле они являются для банков мощными союзниками, поскольку и доля «безнала» у них выше, чем в среднем по экономике страны, составляя, по некоторым оценкам, порядка 20% сделок. Что же касается оставшихся 80%, они приходятся на оплату наличными при получении товара – наименее успешную в плане конверсии схему с большой вероятностью отказа клиента от покупки в последний момент. Поэтому маркетплейсы продолжают тотально настаивать, убеждать и учить клиентов, как привязать к своему аккаунту карту, помогая банкам буквально навязывать массовому потребителю такую привычку.

Еще одним союзником банков Узбекистана в деле распространения безналичных платежных технологий являются российские сервисы переводов с карты на карту.  Как в свое время отметил в интервью «ПЛАСу» Леонид Шныр, директор дивизиона «Переводы» Сбербанка, еще в 2019 году в странах Центральной Азии не было возможностей для совершения мгновенных переводов. Такие операции осуществлялись по классической схеме Western Union — с отправкой и получением средств наличными в пункте выдачи. Сбер стал пионером мгновенных переводов — сначала в Киргизии, затем в Узбекистане и Таджикистане. В результате изменился не только рынок переводов в этих странах, но и их розничные банковские услуги в целом, а также рынки платежей. Например, в том же Таджикистане в 2019 году доля безналичных операций в расчетах с ТСП не превышала 1–2%, а уже в 2022 году этот показатель перевалил за 30%!

И это вполне ожидаемо – ведь если человек идет в пункт выдачи наличных за переводом от своего родственника из России, то вероятность, что он побежит класть полученные деньги на карту, невысока. Напротив, если он привык иметь дело с мгновенными переводами на карту по номеру телефона, ему гораздо удобнее сразу после зачисления использовать этот инструмент для безналичной оплаты покупок.

По оценкам экспертов, нынешний «экспериментальный» период займет два-три года, после чего у большинства населения Узбекистана выработается устойчивая привычка расплачиваться в удобной им безналичной форме, будь то карта, приложение или QR, вместо того чтобы снимать зарплатные средства в банкомате и уже с наличными идти на рынок. Банкам же нужно просто последовательно инвестировать в становление этого нового потребительского поведения и работать на результат. Победит именно тот, у кого хватит внимания и терпения!

До встречи на ПЛАС-Форумах 2024 года!

Присоединяйтесь к нашей программе масштабных международных мероприятий, регистрация и прием заявок от Спикеров, Спонсоров и Партнеров уже открыты!

·         Платежный бизнес и денежное обращение, 10–11 сентября, Москва, Россия.

·         Digital Kazakhstan, 30–31 октября, Алматы, Казахстан.

·         Retail Central Asia, 20–21 ноября, Ташкент, Узбекистан

Digital Tajikistan, 26 ноября, Душанбе, Таджикистан.
Назад