6 июня 2024, 16:11
Количество просмотров 2870

«Digital Uzbekistan» – как ПЛАС-Форум трансформирует рынок

Безусловно, самым важным событием первого летнего месяца для рынков Центральной Азии станет одно из крупнейших мероприятий в регионе – ПЛАС-Форум «Digital Uzbekistan» (ранее «Финтех, банки и ритейл»), который пройдет в Ташкенте уже 12–13 июня 2024 года.
«Digital Uzbekistan» – как ПЛАС-Форум трансформирует рынок

На трех китах

На протяжении последних лет в регионе Центральной Азии в целом и на одном из самых динамично развивающихся его рынков – в Узбекистане – наблюдается активнейшая конкурентная борьба за потребителя между игроками самых разных сегментов. Каждый из них стремится сделать так, чтобы массовый потребитель коммуницировал с ним именно через его собственную платформу. Такой подход позволяет не только предлагать потребителю собственные товары и услуги, но и широко использовать технологии Big Data, чтобы лучше знать клиента и благодаря этому формировать для него более эффективные предложения как своих, так и партнерских товаров и услуг. При этом сегодня качественный ритейл уже невозможен без тесной интеграции собственно торгового ритейла, финтеха и банков!

По мнению Улугбека Таваккалова, председателя правления Madad Invest Bank и активного участника ПЛАС-Форумов, ранее игроки этих сегментов между собой практически не пересекались, каждый участвовал в своих отраслевых мероприятиях (к примеру, отраслевой BankExpo под эгидой Ассоциации банков Узбекистана и т. п.). Однако в последние годы благодаря появлению таких масштабных межотраслевых мероприятий уровня ПЛАС-Форума они стали теснее общаться и глубже понимать проблемы друг друга, делиться потребностями и лучшими практиками, что в итоге позволило предложить рынку и друг другу искомые решения.

Так, еще несколько лет назад конкуренция между компаниями, особенно в сфере ритейла, строилась на возможностях доступа к наличным и иностранной валюте. Затем ритейлеры стали конкурировать стоимостью товаров и качеством сервиса. Теперь мы перешли к новой фазе конкурентной борьбы: выигрывает тот, кто сумел оцифровать свои продукты и каналы. В будущем конкурентные преимущества будут за теми, кто сумел рационально использовать накопленные данные о клиенте, и это все – не что иное, как финтех!

Таким образом, ПЛАС-Форум сегодня – это прежде всего место, где концентрируются возможности проведения оперативного анализа рынка, происходит интеграция и синергия между вчерашними конкурентами за потребителя.

Неизменна только узнаваемость

Чем выделяется Ташкентский ПЛАС-Форум 2024 года? Сегодня банки, финтех-структуры и торговые сети в Узбекистане подходят к очередному этапу совместной активности на площадке ПЛАС-Форума. Формальной вехой на этом пути является само обновленное название мероприятия – «Digital Uzbekistan». Вполне логично, что в силу своей убедительной краткости и появившегося простора для реализации имеющегося потенциала новое имя гораздо полнее прежнего раскрывает все направления нашей активности в Узбекистане.

Главный секрет популярности ПЛАС-Форумов в том, что они развиваются вместе с рынком. Сегодня в Узбекистане, как и во многих других странах региона, на первый план выходят вопросы цифровизации регионов, государства и бизнеса в целом, а также социальной жизни населения. Ориентируясь в своей работе над программой ПЛАС-Форума на ключевые моменты принятой в республике Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030», Оргкомитет принял вполне логичное решение внести принципиальное изменение и в само название мероприятия – Digital Uzbekistan. Теперь оно в полной мере соответствует его расширившейся стратегической миссии, суть которой – всесторонне способствовать цифровой трансформации государства, экономики и общества Республики Узбекистан и региона Центральной Азии.

Ветер перемен

Что изменилось на сегодняшний день с момента проведения нашего первого ПЛАС-Форума в Ташкенте? Мы видим, что наше присутствие уже дает свои ощутимые результаты. Прежде всего, за эти годы нам удалось привлечь к данной межотраслевой инициативе большое количество новых компаний из самых разных регионов мира, и на сегодняшний день рынок Узбекистана в значительной мере привлекает их внимание. Это говорит о том, что нам в полной мере удалось продемонстрировать перспективность, инновационность и огромный потенциал рынка по внедрению новых технологий и бизнес-моделей в банкинге, финтехе и торговом ритейле.

За это время в республике по-настоящему активизировался финтех, появились цифровые банки, запустился процесс цифровизации рынка, экономики, общества и государства в целом. В банках создаются скоринги, наблюдается прогресс в уровне обслуживания клиентов как онлайн, так и офлайн, совершенствуются и расширяют функционал банкоматные сети, проявляется интерес к финансовому обслуживанию малого и среднего бизнеса, развиваются маркетплейсы. При этом отрадно видеть, что сегодня речь идет уже не только о приходе зарубежных структур такого рода на рынок республики, но и о появлении и активном развитии местных структур торгового ритейла.

Рынок электронной коммерции Узбекистана демонстрирует устойчивый рост: совокупный среднегодовой прирост с 2018 по 2022 год составил 47%. По прогнозам экспертов, среднегодовой прирост с 2023 по 2027 год составит 40%. Эти показатели становятся возможными прежде всего за счет и доступности мобильного интернета, и легкости в обращении с приложениями и мессенджерами со стороны молодого поколения, и конкурентной борьбы платежных организаций и банков за каждого клиента. Но самое главное, по мнению экспертов, – кардинально поменялась культура потребления: теперь товары и услуги легче приобрести в онлайне, нежели идти в физические точки продаж. Сейчас покупка билета на высокоскоростной поезд Афросиаб (Afrosiyob), заказ пиццы, вызов такси, покупка гаджета, одежды, оплата услуг репетитора и парикмахера полностью ушли в Узбекистане в мобильные приложения и маркетплейсы.

Совершенно обыденным стало покупать товары через площадки и забирать их в ближайшем ПВЗ. Это стало драйвером существенного роста е-кома в Узбекистане и заставило ритейлеров, работающих только в офлайне, задуматься об упущенной выгоде в связи с отсутствием онлайн-каналов продаж. Все это – хорошее подспорье банкам, которые создают консервативные скоринги, так как большая масса населения республики кредитуется в небанковских кредитных организациях, в том числе и через маркетплейсы.

С ноября 2022 года в Узбекистане была запущена методологическая база для удаленной идентификации. Сейчас это самый эффективный инструмент не только регистрации новых клиентов, но и дополнительной верификации при совершении каких-либо операций (расходовании кредита и депозита и т. д.). В 2024 году, как можно предположить, будет запущена онлайн-регистрация юридических лиц. Также кардинально будут набирать обороты процессы продаж банковских продуктов через каналы партнеров.

Активно набирает обороты и внедрение платформ искусственного интеллекта. Распознавание лиц и речевые роботы уже активно используются при идентификации и в кол-центрах. По мнению экспертов, в ближайшие 3–5 лет ИИ охватит учет и аналитику в банках и скоринговые модели, а также задачи выявления и прогнозирования потребностей потребителей.

Премия «PLUS Galaxy Award»

Еще одна примета внимания PLUS Group к развитию рынка Узбекистана – подготовка и проведение Премии «PLUS Galaxy Award», которая впервые будет вручена в торжественной обстановке – в финале деловой программы первого дня ПЛАС-Форума «Digital Uzbekistan».

Как многие из вас помнят, в середине октября 2023 года в Алматы состоялось награждение победителей первой Премии «PLUS Award», и теперь она получила свое продолжение. Новая Премия «PLUS Galaxy Award» призвана привлечь внимание к наиболее инновационным и эффективным в технологическом, результативном и социальном плане проектам, обеспечив им широкую информационную поддержку. Ее цель, так же как и алматинской версии Премии, – продолжить нашу деятельность по выявлению и представлению рынку лучших кейсов, являющихся образцами высоких достижений в области финтеха, банковского бизнеса, торгового ритейла, электронной коммерции и маркетплейсов, создания и реализации эффективных сервисов, продуктов и решений. Неменьшее внимание мы уделяем поиску энтузиастов, талантливых команд, бизнесменов, которые прокладывают путь развитию бизнеса на рынке Узбекистана.

У новой инициативы две принципиальные особенности. Во-первых, в «PLUS Galaxy Award» 2024 заметно расширяется перечень номинаций, которые теперь наравне с финтехом и банкингом охватывают торговый ритейл. Кроме того, различается и географический акцент – Премия «PLUS Award» на базе ПЛАС-Форума «Финтех без границ. Цифровая Евразия» изначально носила ярко выраженный региональный характер, поскольку участие в нем принимают представители большинства стран региона, как в этом можно убедиться, читая список награжденных.

В свою очередь, при принятии решения о расширении перечня номинаций «PLUS Galaxy Award» Оргкомитет исходил из масштабов и перспективности рынка Узбекистана и стремления привлечь к рынку страны дополнительное внимание, в результате чего было принято решение сфокусировать новую Премию на достижениях именно страновой индустрии республики.

Уверены, что ее проведение найдет достойный отклик, и «PLUS Galaxy Award» в Ташкенте станет ежегодной инициативой наряду со всеми остальными проектами PLUS Group.

До встречи в Ташкенте 12 июня!

Как отмечают эксперты, ПЛАС-Форум – это ставшее уже привычным всем участникам рынка уникальное место концентрации талантов, идей, место встречи успешных и умных людей! Это сверка часов, это новые тренды, это, в конце концов, способ анонсировать свои новые продукты!

 



PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА