Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Как построить интеллектуальный кредитный киоск с нуля. Часть 3

Как построить интеллектуальный кредитный киоск с нуля. Часть 3

Банковская розница 1021 день назад 12 155

Основатель «Школы траблшутеров» Олег Брагинский завершает анализ ключевых моментов реализации этого уникального проекта.

Во второй части материала мы осветили обеспечение чистоты вводимых данных, особенности принятия кредитного решения, прерывание и возобновление диалога, верификацию информации аппликанта, оформление займа и контроль за расходованием средств. Третью часть посвятим схеме взаимодействия устройств, сотрудников и баз данных.

Обсудим модульность внедрения и облегченные вариации киосков для непопулярных мест. Рассмотрим алгоритм основных процессов, этапы продвижения услуги, график выполнения работ. Уделим значительное внимание функционалу экранов киосков, рассекретим технические характеристики, бюджет и финансовые итоги проекта.

Умное устройство было призвано не заменить POS-агента, вводящего данные клиента в банковскую систему, а инкапсулировать бо́льшую часть кредитного процесса для повышения стабильности и универсализации. Повышение стабильности позволило снизить «временное дребезжание»: сократило разницу между длительностями скорейшего и медленнейшего исполнения.

Универсализация дала возможность свести в единый канал заявки, поступающие на разные бизнес-линии. Ранее требовались отдельные верификаторы для различных видов кредитования: бо́льшие суммы займов требовали опытнейших сотрудников. С внедрением Альфа- Чека ситуация изменилась коренным образом: зависимость от персонала драматически снизилась.

Инкапсуляция позволила спроектировать в Альфа- Бокс многократное скрытое прохождение скоринга, чтобы киоск вел аппликанта к одобрению лучше живого специалиста, но не давал фальшивых советов и ложных надежд. Процесс стал сквозным: от одобрения до управления просроченной задолженностью. Пришлось изменить схему взаимодействия машин и людей.

Все началось с того, что словари стали забиваться… нецензурными словами. Оказалось, что натурализованные вьетнамцы, корейцы и монголы имеют уж слишком нестандартные для славянского уха имена. А китайские мусульмане дунгане гордятся бранным (на русское ухо) словом настолько, что используют в строке «национальность» при переписи населения.

Сотрудники банка не желали входить в положение турок, узбеков, балтов, приходили в бешенство от указания местом рождения города на северо- западе Ирана. Повышение скорости процедур плодило многочисленные необоснованные отказы и передергивало настройки искусственного интеллекта, не понимавшего неразумного поведения верификаторов.

При успешном прохождении автоматических процедур над странными строками Альфа- Чек вместо полей анкет выводил специалистам бэк-офиса сообщение «ok», означавшее «проверено». В остальных случаях и неоднозначных написаниях доверял глазам верификаторов с непременной последующей проверкой силами Отдела контроля качества.

Стала усугубляться опасная ситуация: проект постоянно пребывал в стадии доработок, что было нормально для моей «ИТ-души», но вызывало здравые возражения рисковиков и Службы экономической безопасности. Под давлением изменил подход, перейдя к модульному внедрению: свежая итерация проходила обкатку историческими данными.

Бесконечные доработки преобразовал к регулярной выкатке релизов с прохождением проверки на вшивость: новая версия устройств не должна пропускать больше мошенников, чем предыдущая. Это оказалось не сложнее, чем мои студенческие потуги с написанием компьютерных антивирусов, но существенно изменило алгоритмы процессов.

Предусмотрел вероятность подбора параметров, введя в поведение клиента признаки нетипичного поведения:

  • высокая скорость печати: от 400 клавиш в минуту;
  • прерывание заполнения с задействованием многих устройств: от 10 киосков в сутки;
  • ввод копированием строк в интернет-версии: задействование буфера обмена для цифровых данных.

Догрузка умных устройств функциями улучшала проект, но ввергала службы поддержки в депрессию: «зоопарк» становился разношерстнее. Снизил амбиции, перестроил план экспансии, сосредоточился на онлайн- версии и перешел на двухфазное развертывание сети: сначала ставил облегченные, а затем и полнофункциональные версии киосков.

Подход оказался правильным по совершенно неожиданным причинам: облегченные устройства стоили существенно дешевле, могли не так уж много с точки зрения функционала, но практически не ломались. В отличие от многофункциональных комбайнов, которые требовали беспрестанного внимания и нескончаемых визитов для пополнения расходных материалов.

Несмотря на значительное время, затраченное на проектирование Альфа-Бокс, и высокую степень готовности инфраструктуры, сроки реализации проекта безбожно плыли. Вместо шести месяцев по начальной задумке работы заняли почти год, что пошло на пользу: удалось подтянуть интеграционную шину и настроить систему отчетности AlfaReporter.

Перебрав несколько вариантов архитектур, остановился на 14 компонентной, позволявшей быстро вернуть киоск к работе заменой модульных блоков. Позже пожалел, что пытался сэкономить за счет тройки бюджетных решений:

  • устройство выдачи пластиковых карт не желало работать с дешевым пластиком;
  • принтер формата А4 оказался капризным в обслуживании и хлипким зимой;
  • веб-камера с разрешением 640×480 устарела к моменту выхода устройств.

Несколько выборов порадовали практичностью при начальной невзрачности:

  • сканер штрих-кодов срабатывал моментально и не требовал поворота документов;
  • китайский динамик стоимостью 11 долл. звучал идентично модели за 50 долл.;
  • сенсорный экран 1024×768 оказался не сильно хуже отметенного 1920×1080.

Бюджет проекта неоднократно подвергался критике. Все выглядело так, что создаю устройства дороже банкоматов: 35 киосков обходились акционерам в 700 тыс. долл. Собственников это совсем не волновало, но каждому сверчку приходилось объяснять, что дальнейшее масштабирование пойдет дешевле, ведь уже разработали ядро системы.

Плановикам и экономистам приходилось втолковывать высокую ступенчатость расходов из-за:

  • захвата плацдармов — появления киосков в новых городах, что требовало отдельных команд;
  • объемных скидок на компоненты, завязанных на количество приобретаемых модулей;
  • этапности ввода функционала, повышающего скорость и снижающего риски.

Аппетиты росли вместе с демонстрацией технических возможностей: появился запрос на переход к принципиальному членству Visa и получению лицензии Национального банка Украины. Проработка вопроса казалась преждевременной, но позже в стране появился финансово-кредитный оператор, имевший с Альфа-Бокс одинаковое окончание в названии.

В какой-то момент решил отказаться от внешних дизайнеров для разработки экранов (см. рис. 1), чему позже радовался многократно. Подобный подход помог не только сэкономить, но и повысил вдумчивость команды: постоянно задавались вопросами: «Что можем сделать кардинально лучше?» и «Как опередить время, отбив охоту соревноваться с нами?»

Рис. 1

Горжусь динамическим подходом, позволявшим сменить тип кредита на ходу. Начав заполнять анкету на автокредит, можно было получить подсказку и продолжить работать с заявкой на ипотеку (см. рис. 2) или откатиться до персонифицированной или безымянной карты (рис. 3). Вопреки неверующим, режимы оказались востребованы.

Рис. 2
Рис. 3

Аппликанты активно задавали вопросы (рис. 3) и неутомимо шерстили главу «Непонятные ситуации», но оказались крайне пассивны к разделам «Сложные термины» и «Кредитный ликбез». Пугались английских слов и не разбирались в типах пластиковых карт. Старались делать как можно меньше выборов, словно чек-боксы были платными.

Жемчужиной проекта стал режим «Морской бой», в котором аппликанту показывали пространство доступных кредитов в размерности «сумма-срок». При неминуемом отказе аппликанту выводился треугольник или трапеция с увеличением длительности или уменьшением объема займа. Выбор в предложенных рамках всегда одобрялся (см. рис. 4).

Рис. 4

Самофотографирование, сканирование документов, роспись на договоре пальцем и видеозвонок в контакт-центр (рис. 5) не представляли сложности в плане технической реализации, но оказались крайне эффектны для клиентов и здорово демотивировали конкурентов, только недавно освоивших общение с аппликантами через Skype.

Рис. 5

Основные расходы проекта Альфа-Бокс составили статьи:

  • приобретение комплектующих и сборка киосков;
  • аренда площадей, расходы на коммуникацию;
  • охрана, страховка, поддержка и ремонт.

Финансовые результаты оказались терпимыми:

  • прибыль по итогам полутора лет — 0,590 млн долл.;
  • доходность кредитного портфеля — 1,8 млн долл.;
  • срок операционной окупаемости — 10 мес.

Дальнейшее развитие проекта позволило:

  • повысить дисциплину клиентов напоминанием о сроках и безакцептным списанием платежей;
  • расширить географию доступности продуктов и поддерживать высокотехнологичный имидж Альфа-Банка;
  • консультировать заемщиков об условиях кредитования, услугах и преимуществах партнерской сети;
  • пополнять счета наличными средствами или платежными картами сторонних эмитентов;
  • проверять качество заполнения заявок и повышать вероятность получения кредитов;
  • выдавать брендированные карты партнерской сети с кредитами от Альфа-Банка;
  • оформлять клиентские дела (пакеты кредитных документов) автоматически;
  • оплачивать услуги сторонних операторов (за дополнительную комиссию);
  • принимать заявки на получение брендированных карт партнерской сети;
  • основать технологическую базу перспективных направлений бизнеса;
  • увеличить пропускную способность процесса выдачи кредитов;
  • привлекать заемщиков и обслуживать клиентов круглосуточно;
  • снизить расходы на комплексное обслуживание;
  • формировать чистую клиентскую базу;
  • расширять партнерскую сеть.
Фото: предоставлено автором
Назад