Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель

4428 дней назад 854

Cвоим анализом возможностей электронной коммерции как инструмента увеличения доходности карточного бизнеса для небольшого банка с...

Cвоим анализом возможностей электронной коммерции как инструмента увеличения доходности карточного бизнеса для небольшого банка с журналом «ПЛАС» делятся Денис Середенко, директор департамента электронной коммерции и развития электронных каналов, и Игорь Демчев, начальник управления электронных продуктов для банков-агентов Банка Москвы.

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.1
Денис Середенко, директор департамента электронной коммерции и развития электронных каналов Игорь Демчев, начальник управления электронных продуктов для банков – агентов Банка Москвы

Реалии и перспективы рынка электронной коммерции для кредитных организаций

В результате политики ведущих международных платежных систем Visa Inc. и MasterCard Worldwide рынок торгового эквайринга в России оказался поделенным между банками – принципиальными участниками данных платежных систем, имеющими лицензии на «классический» торговый эквайринг и эквайринг в сфере электронной коммерции (e-commerce). По сей день эти банки и остаются крупнейшими игроками на рынке торгового эквайринга.

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.2

Рост оборотов электронной коммерции в России

Как известно, банки без эквайринговой лицензии не могут легально участвовать в обслуживании торгово-сервисных предприятий (ТСП) по приему платежных карт в оплату товаров и услуг по прямому двухстороннему договору. В России на практике распространена юридическая конструкция заключения трехсторонних договоров между ТСП, банком – лицензированным эквайером и банком, привлекающим ТСП на обслуживание (выполняющим по сути агентские и расчетные функции, далее банк-агент). Такая схема значительно ограничивает конкурентные возможности банка-агента высокой себестоимостью услуги и зависимостью от условий банка-эквайера. И это лишь одна из основных проблем на сегодняшнем рынке эквайринга в России.

Вторая проблема такого рода непосредственно влияет на проникновение безналичных расчетов населения с помощью банковских карт в ТСП с небольшими объемами продаж. Она состоит в том, что крупные банки-эквайеры предпочитают не связываться с рисками «мелкого» бизнеса на этапе его становления и конкурируют между собой в основном за финансово-стабильные ТСП с успешной историей и растущими показателями оборотов. В результате такого подхода на розничном рынке возникает значительная ниша для расчетов за наличные деньги.

При этом в электронной коммерции наблюдается приблизительно такая же картина: небольшие торговые организации и ИЧП вынуждены прибегать к услугам агрегаторских сетей компаний-посредников – небанковских организаций, обеспечивающих им техническую интеграцию в процессинг имеющих лицензию на эквайринг в сфере е-commerce банков, а также расчеты с ними.

Заметим, что подобные схемы расчетов на настоящий момент не соответствуют не только правилам международных платежных систем, но и российскому за-конодательству в части норм Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 29.12.2012) «О банках и банковской деятельности». Положение последнего недвусмысленно гласит: «К банковским операциям относятся: осуществление пе-реводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам» (п. 4 ст. 5 «Банковские операции и другие сделки кредитной ор-ганизации» в ред. Федерального закона от 27.06.2011 г. № 162-ФЗ).

Кроме того, в Федеральном законе от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» сказано: «Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств на-личных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств» (п. 3 ст. 5).

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.3

Модернизация технологий в совокупности с опытом успешной работы 40 банков позволяют оптимистично оценивать перспективы развития бизнеса

Приведение отношений с ТСП в соответствие с законодательством закономерно повлекло перевод финансовых расчетов в банковские и небанковские кредитные организации. Банкам, имеющим аффилированное и ассоциированное членство в платежных системах MasterCard Worldwide и Visa Inc. соответственно, выпал шанс «откусить свою часть пирога» в сфере электронной коммерции.

О величине самого «пирога» гово-рят цифры исследования eCommerce Dispuration: A Global Time, опубликованного в январе 2013 г. агентством Morgan Stanley Research. Согласно его прогнозам, рост оборотов электронной коммерции в России является одним из наиболее динамичных в мире и достигнет 35% к 2015 г. (до 36 млрд долл. США в год), что составит 4,5% от всех розничных продаж (рис. 1). В 2012 г. объем оборотов электронной коммерции в России достиг 12 млрд долл., что составляет 1,9% от всех розничных продаж (670 млрд долл. в год). В странах – лидерах рынка по оборотам электронной коммерции – США и Великобритании – доля платежей в электронной коммерции превысила 10% от всех розничных продаж. Проникновение электронной коммерции в Китае, третьем по величине рынке в мире, составило более 5%.

Еще более динамичное развитие демонстрирует направление электронной коммерции с использованием канала мобильных смартфонов и планшетных компьютеров.

С учетом того, что комиссионный процент за обслуживание в интернет-среде на 0,5-1,5% выше, чем у «физической» торговой точки, выгоды для всех участников цепочки продаж и расчетов очевидны.

Особенности предложения Банка Москвы для банков−агентов

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.4

Банк Москвы начал активное продвижение услуг в области электронной и мобильной коммерции в 2010 г. для юридических лиц, находящихся на обслуживании в банке. Наряду с развитием собственных возможностей в электронных платежных технологиях, расширением партнерских отношений с поставщиками услуг, государственными и муниципальными органами, Банк Москвы предлагает наиболее полный на сегодняшний день перечень процессинговых услуг и сервисов банкам-агентам, обслуживающимся через процессинговый центр банка.

В этой сфере основной акцент Банк Москвы сделал на дистанционные каналы обслуживания клиентов, подключение интернет-банка и мобильного банка для клиентов и расширение количества провайдеров услуг, в адрес которых клиенты банка-агента могут совершать платежи в банкоматах, терминалах, системе интернет-банка и мобильном приложении.

Для банков-агентов, занимающихся эмиссией платежных карт, особым преимуществом сотрудничества с Банком Москвы является существование расширяющейся банкоматной сети группы ВТБ (насчитывающей более 10 тыс. устройств по всей России). В банкоматах Банка Мо-сквы все держатели карт банка-агента смогут снимать наличные, а также производить пополнение карт в устройствах, оборудованных модулем cash-in.

Электронная коммерция для банка-агента: агрегаторская модель - рис.5

Сотрудничество с Банком Москвы открывает следующие возможности в развитии карточного направления бизнеса таких банков:

- эмиссия и эквайринг всех востребованных рынком карточных продуктов международных платежных систем Visa Inc. и MasterCard Worldwide, включая виртуальные и предоплаченные карты, чиповые карты c чипами Kona и Optelio;

- перечисление банку-агенту межбанковских комиссий (interchange fee) в договорном размере;

- прием платежей в банкоматах и POS-терминалах банка-агента в адрес провайдеров услуг (более 450 постав-щиков);

- оплата жилищно-коммунальных услуг по картам без комиссии (в банкоматах банка-агента и Банка Москвы);

- организация торгового эквайринга по картам Visa, MasterCard, China UnionPay;

- организация интернет-эквайринга с использованием технологии 3D-Secure;

- служба поддержки клиентов в режиме 24/7.

Особое место в клиентоориентированном подходе к банкам-агентам занимает поиск тех инновационных ниш, которыми могут воспользоваться банки-агенты для расширения собственного бизнеса. Это прежде всего те сервисы, которые уже востребованы рынком, но пока малодоступны финансовым институтам, не являющимся принципиальными участниками платежных систем.

Обобщение пожеланий банков-агентов с разной спецификой и величиной карточного портфеля подвигло к разработке дифференцированных от транзакционных оборотов тарифных планов, что дало им возможность оптимизировать затраты на процессинг операций на различных стадиях реализации бизнес-планов.

Банк Москвы гибко подходит к тарифицированию услуг и продуктов для выработки максимально комфортных финансовых условий обслуживания бизнеса банков-агентов. В рамках такой концепции ставки комис- сионного вознаграждения являются величинами договорными и могут быть пересмотрены в зависимости от тренда роста текущих оборотов или бизнес-планов на будущее.

Технологические возможности процессинга: функциональность, безопасность, клиентоориентированность

Возможности любого процессинга в первую очередь определяются используемым им программным обеспечением. В процессинговом центре Банка Москвы функционирует программный комплекс WAY4CARDS, разработанный и сопровождаемый компанией OpenWay Service. Производительность системы в существующей конфигурации позволяет обслуживать как минимум 15 млн карт, 10 тыс. банкоматов и 100 тыс. POS-терминалов с нагрузкой 20 транзакций в секунду.

Интерес банков-агентов к постоянному расширению перечня продуктов и услуг комиссионного дохода подталкивает нас к разработке и совершенствованию новых востребованных рынком дополнительных карточных продуктов, услуг и сервисов на их основе.

В настоящее время банкам-агентам Банком Москвы предлагаются следующие функциональные возможности:
• пополнение карт в режиме онлайн через банкоматы с функцией cash-in банка-агента и Банка Москвы;
• поддержка технологии безопасных платежей в интернете 3D-Secure. Выдача динамических паролей 3D-Secure держателям карт банка-агента;
• предоставление системы удаленного доступа к процессингу Банка Москвы – «Телескоп». Функционал данной системы позволяет пользователю со стороны банка-агента просматривать авторизации и транзакции, осуществлять мониторинг банкоматов и POS-терминалов, блокировать/разблокировать карты, изменять клиентские данные, лимиты по картам, снятие авторизационных холдов, устанавливать индивидуальные ограничения транзакционной активности и многое другое;
• организация удаленной персонализации;
• поддержка сервиса интернет-банкинга и мобильного банкинга банка-агента посредством технологии «виртуального терминала» по протоколу POS ISO 8583 или расширенному XML;
• SMS-информирование об операциях и изменениях баланса по картам;
• предоставление POS-терминалов в аренду для торгового эквайринга;
• возможность устанавливать собственные курсы при конверсионных операциях;
• смена ПИН-кода по картам в банкоматах банка-агента, банкоматах сети Банка Москвы и сторонних банкоматах.

Технологии и человеческий фактор

Помимо технологических особенностей работы с процессингом банка-спонсора и его тарифной политики, за кадром остается такой важный аспект сотрудничества, как человеческий фактор. Очевидно, что очень многое в успешности бизнеса зависит от компетентности исполнителей и их отношения к клиенту и выполняемой работе. От многих банкиров приходилось слышать, что достаточно часто, не получая адекватной и своевременной поддержки от банка-спонсора, банк-агент вынужден был отказывать клиентам в обслуживании, неся финансовые и репутационные потери. К сожалению, необходимо признать, что даже самые благоприятные финансовые условия сотрудничества могут быть нивелированы пренебрежительным отношением ответственных, точнее сказать, безответственных сотрудников банка-спонсора или их неадекватным руководством.

Специалисты Управления электронных продуктов для банков-агентов Банка Москвы занимаются сопровождением клиентов (банков-агентов) как своей основной деятельностью, и их усилия сконцентрированы только и исключительно на решении задач банков-агентов. Одним из критериев оценки качества их работы является отсутствие рекламаций клиентов и максимально полное оперативное удовлетворение их запросов. В основу взаимоотношений сторон в реализуемой Банком Москвы концепции заложены правила и стандарты, изложенные в технологическом порядке, в строгом соответствии с которыми оказываются услуги. Соблюдение этих требований всеми сторонами и обеспечивает качественное и своевременное предоставление услуг.

Справедливости ради заметим, что усилия даже высококвалифицированных специалистов не дали бы результатов без постоянного технологического совершенствования процессинговой системы. Модернизация технологий в совокупности с профессионализмом команды и опытом успешной работы четырех десятков банков позволяют оптимистично оценивать перспективы развития спонсорского бизнеса Банка Москвы и бизнеса наших партнеров.

Назад