<p> Продолжаем знакомить наших читателей с актуальными презентациями 3-го Международного Форума «Банковское самообслуживание,...
 
Продолжаем знакомить наших читателей с актуальными презентациями 3-го Международного Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2011», который прошел 17-18 октября 2011 г. в Форум Холле (Москва). За два дня работы этого мероприятия, организованного журналом «ПЛАС», его посетил 751 представитель различных организаций России, СНГ и стран дальнего зарубежья. Прозвучали доклады 51 спикера по актуальным для финансовых институтов и сетей розничных продаж (ритейлеров) темам: передовые технологии, переход к системам самообслуживания, высвобождение ресурсов, ускорение обслуживания, повышение эффективности, обеспечение безопасности, привлечение клиентов и т.д. Учитывая насыщенность рабочей программы, в прошлом номере журнала «ПЛАС» мы представили выступления первого дня мероприятия. Как вы сможете убедиться сегодня, второй день ПЛАС-Форума оказался не менее интересным.
![]() |
Максим Карлик |
Спикер отметил, что рост безналичных розничных платежей в РФ сдерживает недостаточный уровень обеспеченности предприятий торговли и услуг POS-терминалами, сосредоточенных в основном в столицах регионов; развитие ATM-сетей также не дает ожидаемого эффекта, поскольку в банкоматах россияне по-прежнему в основном снимают наличность, а не используют весь спектр сервисов и услуг, предлагаемых к безналичной оплате. Также докладчик указал на активный рост рынка моментальных платежей, значительную часть (около 3/4) которого по-прежнему занимает оплата сотовой связи. Завершил доклад перечень утвержденных в Минюсте России в сентябре 2011 г. нормативных актов, разработанных Банком России в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
![]() Виктор Достов | ![]() Лотар Райф | ![]() Эдуардас Вайгаускас |
Виктор Достов, председатель совета ассоциации «Электронные деньги», обозначил свою позицию относительно 161- ФЗ - Закона «О Национальной платежной системе (НПС)». По мнению спикера, сложная история разработки закона обуславливает его сложную форму, но в целом закон отвечает актуальным требованиям рынка - вводит юридическое понятие «платежа» и позволяет регулировать разные виды платежей. В.Достов подчеркнул ключевые моменты закона:
- осуществлять платежную деятельность может либо платежный агент (в соответствии с 103-ФЗ), либо кредитная организация (КО);
- появилась возможность упрощенного создания небанковских КО (НКО), предусматривающих минимальный уставной капитал в размере 18 млн руб.;
- деятельность НКО, как и банков, регулирует Банк России;
- разрешено проведение транзакций до 15 тыс. руб. без идентификации плательщика;
- введено понятие «электронных денежных средств» (ЭДС), т.е. фактически электронные деньги признаны безналичным средством платежа;
- де-юре закреплена сложившаяся дефакто схема мобильной коммерции (связка «мобильный оператор + оператор ЭДС»);
- запрещена деятельность нерезидентных операторов;
- разрешен вывод безналичных средств (электронных денег) через платежных агентов;
- разрешено прямое дебетование (автоплатежи).
Также докладчик отметил, что закон требует решения ряда вопросов:
- закреплена отзывность любого платежа - для клиента это удобно, для КО создает определенные трудности;
- требуется доработка 115-ФЗ;
- для осуществления любых платежей требуется банковская лицензия - логично было бы ввести понятие «платежной лицензии», как это сделано в Европе;
- требование создавать НКО затрудняет запуск платежных «стартапов»;
- за рамками закона остались многие участники рынка, заинтересованные в осуществлении платежей, - операторы фиксированной связи, транспортные предприятия, торговые сети (ритейлеры) и т. д.
Лотар Райф (Lothar Raif), руководитель направления платежей и наличных операций банковской группы Credit Suisse (Швейцария), рассказал о методах и инструментах cash-менеджмента. По данным компании RBR, в 2010 г. в Европе большая часть розничных платежей (78%) совершалась в наличной форме. Хотя безналичные расчеты становятся все популярнее, в ближайшие годы наличные будут по-прежнему доминировать, поэтому Credit Suisse стремится оптимизировать их обработку. Модернизация банковских отделений заняла почти два года (2009-2011) и велась в нескольких направлениях (обновление дизайна офисов, оборудования и ПО). В результате:
- появилась постоянно действующая (в режиме 24x7) зона самообслуживания, оснащенная устройствами нескольких типов (ATM для приема/выдачи наличных, ресайклеры, автоматы для размена денег и обмена валют, автоматизированного депозита);
- в зале присутствуют консультанты, помогающие клиентам осваивать новую технику и осуществлять необходимые операции;
- оформление зоны обслуживания с операционистами сочетает безопасность, комфорт и индивидуальный подход.
Усовершенствованную систему управления наличностью находят простой и удобной и клиенты, и сотрудники банка. Особо отмечается ускорение большинства операций. Факторами успеха организаторы проекта считают:
- тесное взаимодействие с поставщиками ATM;
- создание рабочей группы для оперативного решения возникающих вопросов;
- тщательное тестирование новых функций;
- постепенный ввод оборудования в эксплуатацию для оптимизации процессов.
Дальнейшее развитие проекта предусматривает централизацию системы кэш-менеджмента (для обмена наличностью между филиалами) и интеграцию с аналогичными системами партнеров- ритейлеров.
Эдуардас Вайгаускас (Eduardas Vaigauskas), генеральный директор GRG Banking Equipment, представил аудитории автоматизированную систему F@ST Abacus, предназначенную для обоснованного выбора мест установки банкоматов. Данная аналитическая платформа, основанная на опыте специалистов GRG по использованию тысяч ATM в разных странах мира, имеет полный набор необходимый функций и возможностей:
- готовые опросные листы (анкеты) для глубокой детализации и сами правила научной оценки данных;
- рейтинги потенциальных мест размещения ATM, сопровождаемые комментариями (пояснениями, рекомендациями), позволяющие ответственным лицам принимать аргументированные решения;
- сбор всей необходимой информации об объектах (фото, видео, карты, электронные сообщения и т. д.);
- мониторинг в реальном времени результатов отбора и эффективности командной работы;
- накопление исторических данных по транзакциям позволяет сравнивать текущие (фактические) показатели использования ATM с прогнозными;
- ведение статистики проекта, в том числе показателей эффективности (каждого пользователя по отдельности и рабочих групп в целом) для управления командной работой.
![]() Анирбан Госвами | ![]() Андрей Стреляев | ![]() |
Анирбан Госвами (Anirban Goswami), старший менеджер по розничным продуктам Axis Bank (Индия), рассмотрел теорию и практику банковского самообслуживания, в частности, вопросы расширения клиентской базы. Благодаря развитию технологий банки могут предлагать клиентам различные способы (каналы) использования финансовых продуктов и услуг. При этом каналы самообслуживания выгодны обеим сторонам: клиенты получают удобные сервисы с широким функционалом, банки снижают издержки и привлекают новых клиентов, повышая прибыль. В качестве примеров успешного использования инновационных решений спикер назвал проекты банковских групп ING (Бельгия) и Sparkassen (Германия), а также индийского ICICI Bank.
Одна из важнейших задач развития банков - привлечь новых клиентов, которые до сих пор не были охвачены финансовыми продуктами и услугами, в основном живущих в сельской местности, в отдалении от крупных городов. Эту задачу помогают решить мобильные (передвижные) банковские офисы, обычно включающие ATM и телефон для связи с call-центром или ближайшим отделением действующего в регионе банка. Другое решение - объединить усилия банка и телеком- оператора, как это сделано, например, в Кении (сервис M-PESA) и Турции (проект Garanti Bank). Для упрощения обслуживания и повышения безопасности новых клиентов банки также используют биометрические технологии (идентификация по отпечатку пальца и т.д.). В Индии сельские жители составляют порядка 70% населения, поэтому местные банки активно внедряют перечисленные инновационные решения, стремясь обеспечить максимальную доступность сервисов.
![]() |
Николай Чумак |
- простота - легковозводимые конструкции обеспечивают сжатые сроки монтажа (1-2 дня);
- компактность - небольшая площадь (около 9 кв. м) и вариативная конструкция (линейная, угловая, островная) позволяют расположить отделение практически в любом месте и минимизировать затраты на аренду;
- мобильность - если место для офиса выбрано неудачно, можно быстро перенести его на другую площадку;
- долговечность - конструкция отвечает всем требованиям надежности и безопасности, служит не менее 5 лет;
- рациональный дизайн - продуманная зона ресепшена позволяет разместить всю необходимую офисную технику;
- автоматизация - использование устройств самообслуживания отменяет необходимость размещения кассового узла, обеспечивает высокую доступность (клиенты могут производить большинство операций, в т. ч. самоинкассацию, в режиме 24x7) и снижает требования к подготовке персонала;
- полезная нагрузка - предусмотрено размещение информационных панелей
- (Digital Signage) для показа рекламы и нужного клиентам контента;
- сохранность инвестиций - невозвратными являются только затраты на монтаж/демонтаж и транспортировку.
Перечисленные достоинства позволяют банкам быстро расширить сеть офисов обслуживания, а за счет расположения в местах с большим потоком посетителей (торговые центры, вокзалы, выставочные площадки) обеспечить высокую доходность отделений.
Николай Чумак, стратегический директор компании IDNT (Украина), осветил нюансы внедрения в банковских отделениях систем Digital Signage (DS) - информационно-рекламных панелей (экранов, табло). При тщательно разработанной стратегии и рациональном применении данные системы позволяют банкам повышать лояльность и финансовую грамотность клиентов и тем самым способствуют росту доходов.
В ходе исследования, проведенного компанией John Ryan в 2011 г., были опрошены руководители 167 ведущих банков мира из 28 стран (включая Россию и СНГ), которые обладают 137 тыс. отделений по всему миру. Опрос выявил следующую картину:
- в Европе и Северной Америке DS используют более 60% банков, 17% планируют запустить в ближайшие 12 месяцев;
- основную часть контента составляют сообщения о бренде и продуктах (обе категории по 33%), 20% - информация из внешних источников (погода, новости и т. д.);
- распределение сообщений по отделениям: больше 40% - одинаковые для всех отделений, 35% - по географическому расположению, 23% - по филиалам; 12% - по языку;
- 40% банков обновляют контент 1 раз в месяц, 23% - каждую неделю, 12% - каждый день.
Основной вывод данного исследования: большинство банков не использует в полной мере высокий потенциал DS.
![]() |
Юрий Товб |
В качестве «образца для подражания» докладчик привел пример банка CIMB (Малайзия), который благодаря продуманной стратегии использования Digital Signage повысил показатели эффективности в два раза: например, объем выдаваемых кредитов вырос на 97%, объем размещенных в банке депозитов - на 117%.
Юрий Товб, генеральный директор группы компаний «КАРТХОЛЛ», анонсировал два решения, позволяющие усовершенствовать эмиссию пластиковых карт на завершающем этапе процесса открытия карты клиенту, т. е. после того момента, как было принято решение о ее выдаче. Так, с помощью КАРТОМАТа карту можно выпустить централизованно в самом банке или заказать у сервисной компании и затем доставить клиенту или выпустить ее моментально в его присутствии в офисе банка или микроофисе.
По словам Ю.Товба, КАРТОМАТ можно назвать революционным решением с точки зрения совершенствования процессов доставки карт клиенту, так, в это устройство можно не только загрузить от 1000 до 5000 готовых к выдаче или продаже карт любого типа, но и идентифицировать клиента любыми выбранными банком способами, обеспечив предоставление ему полного спектра сервисов в рамках самообслуживания в отделении банка. Для моментального выпуска карты (в присутствии клиента) было предложено комплексное решение от компании Datacard FII (finance instant issuing) которое состоит из проверенного 10-летней практикой эксплуатации программного решения и новейших персоустройств «КИОСК» и DC SE 870 производства Datacard. Внедрение обоих этих решений позволит банкам сократить «последнюю милю» в карточном бизнесе, автоматизировать процессы эмиссии за счет минимизации ручного труда, а также расширить спектр продаваемых услуг и продуктов.
Эрик Хауф (Eric Hauw), директор Oberthur Cash Protection по продажам и техническому сопровождению, ознакомил аудиторию с методами защиты банкоматов от попыток взлома - как интеллектуальными (нанесения несмываемой краски на банкноты), так и физическими (усиление элементов конструкции ATM, обеспечивающих их устойчивость к попыткам взлома, несанкционированному доступу к наличным - кассет, замков, корпуса). Докладчик отметил, что компания Oberthur также предлагает решения для обеспечения безопасности хранения наличных в торговых сетях (кассы, сейфы) и инкассации (защитные кейсы, дополнительная защита инкассаторских машин, установка радиоантенн и сигнальных маячков). Эрик Хауф подчеркнул важность реализации многоуровневой системы защиты, которая охватывает все этапы НДО.
Марк Брийе (Marc Brillais), региональный директор по продажам компании Spinnaker, представил аудитории инновационные решения для обеспечения безопасности инкассации. Spinnaker предлагает ритейлерам (как отдельным, так и сетевым), финансовым институтам и инкассаторским службам линейку систем безопасности для сбора, хранения и транспортировки наличных. Все они используют несмываемые чернила, которые окрашивают банкноты при любой попытке несанкционированного вскрытия защитных контейнеров.
Линейка Spinnaker включает в себя три решения:
- iBox - система усиленной защиты, адресованная в первую очередь инкассаторам для перевозки наличных между банками (кассовыми центрами) и магазинами.
- a2m - настраиваемая система для защиты наличных при хранении в банкоматах (или кассовых машинах) и при транспортировке;
Перевозка модулей a2m внутри iBox обеспечивает максимально возможную защиту денежных средств и позволяет выстроить безопасный цикл инкассации и пополнения банкоматов.
iBox RDS - система усиленной защиты, предназначенная для инкассирования денежной наличности розничных точек.
Сергей Чаленко, директор департамента кассовых операций Промсвязьбанка, посвятил свой доклад повышению эффективности кассовых операций с помощью автоматизации обработки денежной наличности. Промсвязьбанк планомерно оснащает подразделения новой техникой, соответствующей требованиям Банка России: счетно-сортировальными машинами с функцией распознавания не менее 4 машиночитаемых защитных признаков банкот БР (ССМ), счетно-денежными машинами (СДМ), сортировщиками монет, счетчиками монет, детекторами банкнот.
В кассовом центре (КЦ) банка используется «конвейерный метод» обработки денежной наличности, позволивший высвободить 30% персонала. Банк добился окупаемости по некоторым позициям установленной кассовой техники в течение 3 месяцев, а в целом используемый парк техники начал приносить прибыль через год.
Повысить производительность КЦ помогает специализированное ПО «АСОН», которое ускоряет и контролирует проведение кассовых операций, а также формирует электронную отчетность (справки, контрольные ведомости, журналы учета). Доработка системы «АСОН» обеспечит считывание радиометок (RFID) для автоматизации инкассации. Также банк проводит другие проекты по автоматизации НДО:
- разработка линейки мини-офисов, предусматривающих внедрение электронных
- устройств приема/выдачи наличных (в т. ч. устройств самообслуживания);
- внедрение электронных кассиров c поддержкой технологии cash-ресайклинга (TCR), обеспечивающих повторную выдачу принятой у клиентов наличности, годной к обращению.
Все указанные способы реинжиниринга кассовой работы позволяют снизить операционные риски и операционные расходы на обработку наличности. Георгий Корнилов, директор НИИ ФГУП «Гознак», рассмотрел в своем докладе использование приборных и машиночитаемых признаков на современных банкнотах. Он упомянул об имеющемся на отечественном финансовом рынке противоречии: банки (в первую очередь Банк России) стремятся к снижению объемов НДО, но по ряду объективных причин количество банкнот, находящихся в обращении, продолжает расти (на 3-5% ежегодно). В данных условиях специализированная техника, обеспечивающая прием и обработку банкнот, выступает своеобразным «посредником» между наличными и безналичными расчетами.
Автоматическая обработка банкнот регламентируется Положением Банка России № 318-П от 24.04.2008, согласно которому обязательной проверке подлежат не менее четырех машиночитаемых защитных признаков. Гознак постоянно проводит работы по совершенствованию средств защиты банкнот. При этом важное внимание уделяется разработке машиночитаемых признаков, позволяющих существенно облегчить работу кассира, ускорить процесс обработки и устранить влияние человеческого фактора. Необходимость машинной обработки накладывает свои требования на дизайн банкнот. В частности, ряд таких требований был учтен при модернизации банкнот Банка России в 2010 и 2011 годах.
Игорь Милорадов, главный эксперт ГУ Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД РФ, осветил современные тенденции фальшивомонетничества в России и за рубежом. Он рассмотрел наиболее опасные виды поддельных денежных билетов, способы и методики их выявления и изъятия из оборота с помощью специализированных технических средств. Так, например, сегодня российские рубли у нас подделывают гораздо чаще, чем иностранные валюты. Тем не менее сотрудники правоохранительных органов выявляют и изымают фальшивые дензнаки практически любых стран, в частности молдавские леи и швейцарские франки. Среди отечественных банкнот у «вольных печатников» особой популярностью пользуется тысячерублевая купюра, среди иностранных - 100 долларов США и 100 евро. И. Милорадов подчеркнул, что качество поддельных банкнот с каждым годом растет, поэтому требуется повышать уровень защищенности купюр и совершенствовать технику для проверки их подлинности. Заключительным аккордом его выступления, вызвавшим особый интерес аудитории, стала демонстрация двух купюр достоинством в 1 миллион долларов США, каждая из которых отличается оригинальным и продуманным до мелочей дизайном.
![]() Эрик Хауф | ![]() Марк Брийе | ![]() Сергей Чаленко |
Игорь Голдовский, генеральный директор компании «Платежные Технологии» и член Операционного комитета MasterCard Europe (Еuroреап Ореrаtiопs Advisory Committee) от России, критически проанализировал «мифы» о недостатках и уязвимостях технологии EMV, используемой в микропроцессорных картах (МПК). В его докладе были рассмотрены наиболее известные атаки, направленные против МПК:
- клонирование МПК по магнитной полосе с модификацией сервис-кода на магнитной полосе карты для использования клонированной карты в офлайновом режиме авторизации транзакции;
- клонирование МПК со статической аутентификацией для использования клонированной карты в офлайновом режиме авторизации транзакции;
- виртуальное клонирование МПК в реальном масштабе времени;
- вмешательство в диалог карты и терминала (для изменения параметров транзакции) посредством специальных устройств (wedge-device) с целью изменения решения карты по способу авторизации транзакции;
- обход проверки PIN Offline мошенническим терминалом, сообщающим эмитенту карты и приложению карты разные результаты верификации держателя карты;
- перехват терминалом ПИН-кода в результате модификации поля данных объекта CVM List;
- использование поддельных терминалов.
В докладе было показано, что все «слабые» места EMV известны, не представляют сегодня для безопасности карточного бизнеса сколько-нибудь серьезной угрозы, и самое главное, - в рамках стандарта EMV существуют механизмы противодействия всем известным угрозам, потенциально сводящим их эффект к нулю. Потенциал EMV достаточен для борьбы с любыми, даже экзотическими угрозами!
В докладе было отмечено, что увеличение количества МПК в мире привело к значительному снижению объема карточного мошенничества. Например, в IV квартале 2010 г. MasterCard зафиксировала снижение объема фрода на 19,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., а средний уровень фрода в Европе, где миграция на карты EMV имеет наиболее массовый характер, со стороны эмиссии составил 5,22 базисных пункта (самый низкий показатель за последние два десятилетия).
Евгений Балезин, вице-президент АРЧЕ и представитель АРЧЕ в EAST, представил доклад «Взаимодействие представителей российских банков между собой и с зарубежными коллегами как эффективное средство повышения общей безопасности индустрии платежных карт». Спикер подробно рассказал об инициативах АРЧЕ, среди которых Форум безопасности, эффективно реализующий межбанковский информационный обмен, Комитет по безопасности и управлению рисками, экспертная ATM-группа и т.д. Также Е. Балезин упомянул о взаимодействии АРЧЕ с Украинской межбанковской Ассоциацией членов платежных систем (EMA), подчеркнув, что украинский рынок платежных систем является высокорисковым.
Андрей Новиков, технический специалист McAfee, рассказал о применении IT- решения Application Control для обеспечения безопасности банкоматов и платежных терминалов. Данное приложение реализует следующие возможности:
- простое внедрение и управление;
- минимальная нагрузка на процессор
- выполнение только доверенных приложений;
- динамическая организация «белых» списков;
- проактивная защита от различных IT- угроз (эксплойтов, вирусов, «троянов»);
- автоматическое обновление списка авторизованного ПО;
- поддержка оборудования разных типов (ATM, кассовые аппараты, терминалы, серверы, рабочие станции) с разными профилями пользователей;
- масштабируемость для сети любого размера.
Повысить эффективность использования Application Control в финансовых системах помогают другие решения McAfee: Change Control (аудит изменений, контроль целостности), Host Intrusion Prevention (контроль трафика, усиленная защита от угроз) и VirusScan Enterprise (отслеживание и уничтожение вредоносного ПО). Алексей Голенищев, директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка, выступил с докладом о современных методах банкоматного мошенничества и способах защиты от него. Самые распространенные средства - ским- минговые накладки (фальшпанели) на клавиатуры и картридеры, а также на другие части лицевой панели банкоматов (в т. ч. на антискимминговые устройства). Чаще всего такие накладки оснащены видеокамерами для съемки ПИН-кода и считывателями для копирования данных магнитной полосы, иногда их дополняют модемы для передачи данных. Также мошенники подделыввают «эдванторы» (дверные устройства для считывания карт, контролирующие круглосуточный проход к банкомату), а иногда и банкоматы целиком (один из таких случаев недавно зафиксирован на Украине). Встречаются и оригинальные «разработки», например механические картоуловители или «звуковые» скиммеры, которые перехватывают и расшифровывают данные электромагнитного излучения головки картридера. Альтернативное направление мошенничества - внедрение в ATM специализированных программ («троянов»), собирающих информацию о картах. Наконец, крайний, но популярный среди преступников вариант - физическая атака: вскрытие или похищение банкомата.
К техническим средствам защиты относятся активные и пассивные. Активные - использование электромагнитных поме- хоизлучателей направленного действия, всевозможных датчиков, а также GSM- «глушилок». Пассивные - различные модели «антискимминговых» накладок, а также «антискимминговые» болты и наклейки. При этом, по мнению А. Голенищева, пассивные средства защиты зачастую не способствуют защите от установки мошеннических накладок, а вводят в заблуждение клиентов, так как мошенники часто устанавливают накладки, имитирующие подлинные. В то же время эффективным методом противодействия мошенничеству остается регулярный мониторинг парка ATM для выявления посторонних устройств или ПО. При этом бдительность необходимо проявлять не только работникам банков и охранникам, но и держателям карт, пользующимся банкоматными сервисами.
![]() Георгий Корнилов | ![]() Игорь Милорадов | ![]() Игорь Голдовский |
Сергей Никитин, ведущий специалист Group-IB по компьютерной криминалистике, посвятил свое выступление вредоносному программному обеспечению, направленному на компрометацию платежных терминалов и систем моментальных платежей. Он отметил, что сегодня злоумышленники в основном являются «профессиональными хакерами» и выбирают для атак конкретные цели (банковские системы, банкоматы, терминалы и т.д.), стремясь извлечь максимально возможную прибыль. С. Никитин рассмотрел распространенные виды «вредоносов» (вирусы, «трояны», черви и т.д.) и методы заражения атакуемых систем
Алексей Синцов, ведущий аудитор Digital Security по ИБ, осветил проблемы безопасности платежных приложений и систем ДБО как элементов банковского самообслуживания. Эксперт с сожалением констатировал, что банки уделяют мало внимания выявлению уязвимостей систем ДБО. Между тем проблемы могут возникнуть как со стороны клиентской части ПО (приложения ActiveX, ПО для работы с ЭЦП), так и со стороны серверной части системы (серверное или вспомогательное ПО - ОС, СУБД, веб-сервер). Хотя клиентская часть, как правило, является менее защищенной и более уязвимой, успешная атака серверной части несет гораздо более серьезные последствия (компрометация базы данных, получение доступа к банковской тайне, получение доступа ко всем счетам, отказ в обслуживании). А. Синцов привел классификацию распространенных ошибок, которые приводят к нарушениям безопасности систем ДБО, и выделил аспекты, которые повышают защищенность платежных приложений (сегментация кода, парольная политика, управление ключами, контроль доступа к БД и т. д.
![]() Евгений Балезин | ![]() Андрей Новиков | ![]() Алексей Голенищев |
![]() |
Сергей Никитин |
Андрей Пачикин, менеджер по развитию бизнеса Microsoft Russia, представил вниманию слушателей презентацию «Ритейл сегодня: области, на которых нужно сфокусироваться, чтобы улучшить бизнес». Высокие требования и активная позиция современных покупателей (поиск информации в Интернете, сравнение цен, выбор оптимальных предложений) заставляют ритейлеров пересмотреть используемые методы и повысить эффективность работы. Поэтому в повседневную практику розничной торговли входит понятие «клиентоориентированность», которое подразумевает:
- налаживание обратной связи (clien-telling) для глубокого понимания потребностей покупателей;
- активный маркетинг - использование различных каналов (как для рекламы, так и для продаж), привлечение клиентов с помощью скидок и спецпредолжений
- идентификацию покупателей для отслеживания особенностей и персонализированного обращения;
- использование инноваций - интерактивные цифровые витрины и киоски, подбор релевантного контента;
- постоянный анализ поведения клиентов для выявления предпочтений и построения прогнозов будущих покупок;
- управление лояльностью - создание долгосрочных ценностей для покупателя.
Указанный комплекс действий нацелен на повышение технологических, стратегических и бизнес-преимуществ и призван повысить доходы ритейлера, а также увеличить стоимость бизнеса компании.
![]() |
Алексей Синцов |
- 77% зрителей запоминают содержимое увиденного на экране контента;
- по сравнению с обычными (статичными) постерами демо-ролики доносят сообщения на 28% эффективнее и обеспечивают прибыль в 3-10 раз больше;
- динамическая реклама повышает продажи розничных продуктов на 10-30% (в зависимости от отрасли).
![]() |
Майкл Смит |
Татьяна Войцик, менеджер по организации процессов кассовых систем компании «Гиперглобус», рассмотрела технологию автоматизации инкассации на примере сети гипермаркетов (ГМ) «Глобус». Денежный оборот в ГМ «Глобус» состоит из следующих этапов:
- формирование денежных фондов в банке;
- доставка денежных фондов в ГМ;
- выдача денежных фондов для работы на кассе;
- работа на кассе
- сбор выручки кассиров;
- формирование инкассации;
- инкассация;
- обработка результатов пересчета;
- зачисление денежных средств на расчетный счет «Глобус» на следующий день.
Автоматизация охватывает все ключевые точки оборота наличности - от выдачи/приема наличности через терминалы и работы на кассе до перевода денежных средств на расчетный счет и выгрузки данных в «1С» с последующим формированием отчетов. Благодаря этому решается комплекс задач, связанных с денежным оборотом:
- минимизация количества сотрудников, участвующих в получении/инкассации денежных средств;
- повышение уровня безопасности;
- снижение затрат на инкассацию, доставку, пересчет выручки и формирование денежных фондов;
- оперативное зачисление выручки на расчетный счет сразу после сдачи наличности в терминал приема денежных средств;
- контроль обработки результатов пересчета;
- снижение числа ошибок, связанных с «человеческим фактором»;
- оптимизация и ускорение работы;
- формирование отчетов с терминалов выдачи/сдачи денежных средств;
- заправка/инкассация терминалов выдачи/сдачи денежных средств инкассаторами (без участия сотрудников ГМ).
![]() |
Андрей Пачикин |
Первый этап проекта (III квартал 2010 г. - II квартал 2013 г.) предполагает проведение тестирования бизнес-процессов розничной торговли с использованием RFID-технологии на базе российского магазина. Ожидаемые результаты:
- пилотная эксплуатация тестового магазина в 2012;
- коммерческая эксплуатация «Магазина Будущего» с использованием технологии RFID с I квартала 2013г.;
- создание отраслевых стандартов, подготовка инициативы по изменению законодательства РФ.
![]() Майкл Штерн | ![]() Татьяна Войцик | ![]() Владимир Комолов |
На втором этапе проекта (II квартал 2010 г. - IV квартал 2016 г.) планируется коммерциализация результатов деятельности совместного предприятия РОСНАНО, X5 RETAIL GROUP и СИТРОНИКС; внедрение отраслевых стандартов и внесение изменений в законодательство РФ. коммерциализация проекта и внедрение разработанных стандартов. Это позволит обеспечить масштабное внедрение RFID- технологии по всей цепочке от производителя до покупателя и начать внедрение RFID-технологии вне розничной торговли. До новых встреч на ПЛАС-Форумах!
При проведении 3-го ПЛАС-Форума его Оргкомитетом было уделено внимание созданию условий для активного установления связей и контактов (networking), что особо отмечалось участниками мероприятия. Как обычно, Форум стал площадкой для встречи специалистов разных отраслей, обсуждения «наболевших» вопросов и перспектив развития рынка. Участники подтвердили необходимость подобных мероприятий и отметили высокий уровень проведения Форума.
Ждем вас на 4-м Международном ПЛАС- Форуме 2012 «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО», который пройдет в Москве 29-30 октября 2012г., а также на 3-м Международном ПЛАС-Форуме «Инновации. Дистанционные сервисы, карты и платежи 2012» (21-22 мая 2012г.). Online-регистрация на PLUS-Forum.com уже открыта!