Ото рта до ложки - длинная дорожка... (Народная мудрость)
Уже канули в Лету те времена, когда в России превалировали идеи исключительности развития. Сейчас мы можем наблюдать, как развитие рынка пластиковых карточек в нашей стране во многом следует по тому же пути, что и рынки других стран, и повторяет те ошибки, которые они уже преодолели. Тем более важно, перенося зарубежный опыт на российскую почву, постараться этих ошибок избежать.
Яркий пример - ситуация с международными пластиковыми карточками. В России их число по мировым масштабам ничтожно мало. Например, банк Qticorp, входящий в первую пятерку эмитентов кредитных карточек в США, выпустил более 20 млн. кредитных карточек, а банк FranklinBank, замыкающий сотню крупнейших эмитентов, - более 100 тыс. кредитных карточек, в то время как во всей России в настоящее время выпущено не более 20-30 тыс. таких карточек. Аналогичная ситуация наблюдается и с международными дебетовыми карточками. Например, только банк BankAmerica в 1996 г. эмитировал около 11 млн. карточек, что в десять раз превышает число международных дебетовых карточек во всей России. Российский банк, выпустивший первую тысячу карточек ЕС/MC или Visa, с некоторым основанием может отнести себя к крупным (по российским понятиям) эмитентам международных карточек, хотя по международным меркам этого объема эмиссии недостаточно даже для пилотного проекта.
Между тем, рынок развивается, клиенты банков постепенно приобретают кредитные истории, и от полноценных кредитных карточек России никуда не уйти, а значит, не уйти и от связанных с ними проблем, например, организации доставки карточек клиентам. Пока число эмитированных карточек невелико, можно организовать их доставку курьерской почтой или заставить клиентов являться за ними лично, как это практикуется в абсолютном большинстве российских банков. Если же объем эмиссии достигает десятков тысяч карточек, и выдаются они клиентам в различных регионах России
(а также в странах СНГ и ближнего зарубежья), да еще начинается массовый перевыпуск карточек, то задача существенно усложняется.
Зарубежные банки, у которых на счету каждый потенциальный клиент, придерживаются следующей практики. Карточки перевыпускаются автоматически и рассылаются клиентам банка в массовом масштабе в целях обеспечения максимально комфортных условий получения карточек. К этому когда-нибудь придут и российские банки, и вот тут-то они непременно столкнутся с той же проблемой, что и банки Южной Африки, - с некачественной работой почтовых служб и банковских подразделений и блестяще организованной работой криминальных структур.
За последние 3-4 года в Южной Африке существенно возрос уровень преступности в сфере использования пластиковых карточек. Среди различных способов мошенничества лидирует мошенничество с неполученными карточками (более половины всех потерь), потери от которого значительно превышают потери от использования утерянных/украденных карточек. По словам одного из менеджеров подразделения по борьбе с мошенничеством компании Nedcor; из-за отсутствия системы контроля прохождения банковской корреспонденции на пути от банка до клиентов пропадали целые партии карточек. На одном из этапов следования корреспонденции конверты с вложенными карточками аккуратно вскрывались, карточки из них изымались, и пустые конверты продолжали свой путь к адресатам. Применение современной системы контроля прохождения заказных писем результата не дало, поскольку регистрация прохождения корреспонденции строилась на считывании нанесенного на конверты штрих-кода, и система не могла отследить изъятие из конвертов их содержимого.
Некоторые зарубежные банки, являющиеся активными участниками рынка пластиковых карточек, стремясь расширить клиентскую базу, направляют по почте карточки, изготовленные по заявкам клиентов (и неклиентов) банка, и активизируют их по телефонному звонку получателя карточки. К чему это приводит, можно понять на примере одного из крупных английских банков.
Почвой для мошенничества становится до предела упрощенная схема получения кредитной карточки. Злоумышленник находит старый дом, где уже никто не живет (например, предназначенный к продаже), с почтовым ящиком. Не утруждая себя его покупкой или хотя бы наймом в аренду, по телефонной книге выявляет прежнего владельца дома и заполняет от его имени заявление на получение карточки.
В 1995 г. потери южноафриканских эмитентов от использования мошенниками неполученных карточек Visa по сравнению с 1994 г. выросли на 489,9% и составили 498,472 тыс. долларов США, а потери от использования утерянных/украденных карточек составили 296,653 тыс. долларов США.
Через несколько недель на указанный адрес приходит письмо с карточкой, выпущенной, естественно, на имя прежнего владельца дома, а затем и PIN-код. Мошенник звонит в банк, и карточку активизируют. В течение следующего месяца по карточке расходуется весь установленный лимит. После получения ежемесячного отчета о проведенных по карточке операциях новоявленный держатель карточки уведомляет банк, что находится в деловой зарубежной поездке, и просит отсрочить платеж по кредиту до следующего месяца.
По итогам второго месяца знакомства с финансовым сервисом английского банка мошенник вносит минимальный платеж за первые два месяца пользования кредитом и пробует уговорить банк на повышение его лимита. Иногда это удается, и в случае успеха мошенник продолжает свою деятельность на этом поприще, получая в дар от банка тройной месячный лимит по карточке за вычетом минимальной оплаты по кредиту за два первых месяца. Заинтересованному читателю нетрудно будет самостоятельно рассчитать норму прибыли предприимчивых мошенников с учетом того, что плата за кредит в среднем составляет около 5% (но не менее 5 фунтов стерлингов), а минимальный месячный лимит равен 500 фунтам стерлингов.
По сравнению с зарубежными коллегами, российские банки более осторожны во взаимоотношениях с клиентам, но и здесь есть свои особенности. Иногда банки, сами того не желая, «подставляют» и себя, и своих клиентов. В качестве примера можно привести курьезную ситуацию, возникшую в 1996 г. в одном из банков бывшей советской республики (ныне суверенной страны).
В ходе презентации по поводу начала эмиссии банком международных карточек Председателю Центрального Банка страны была вручена карточка ЕС/MCGold. При этом всем присутствующим был продемонстрирован увеличенный макет карточки, а фотографии этой карточки обошли все столичные газеты. Номер карточки, срок окончания действия, фамилия и инициалы держателя карточки, иная информация - все было подлинным, а образец подписи Председателя Центрального Банка можно было взять с любой денежной купюры. Остальное - дело техники и фантазии преступников, работающих в области подделки пластиковых карточек. Кстати, один из участников презентации, вернувшись в офис, на поленился и сделал запрос авторизации (который затем отменил) - карточка оказалась действующей.
Многие российские банки, приобретая необходимый опыт в работе с международными карточками, приступают к формированию сети банков-агентов по распространению таких карточек. В работе с агентами, к сожалению, не всегда и не в полном объеме соблюдаются условия агентского соглашения, что вкупе с просчетами в организации документооборота в основном банке может привести к значительным финансовым потерям для обоих банков. Поучительный пример тому - история агентского соглашения на распространение карточек Visa, заключенного между одним из московских банков и украинским Перкомбанком (Киев).
В результате распыленности подразделений управления кредитных карточек московского банка его руководством было принято решение работать с ксерокопиями документов из боязни потерять оригиналы. Механизм документооборота стал известен мошенникам, чем они и воспользовались.
В московском банке была сделана копия с реального заявления на выдачу карточки VisaClassic одного из клиентов киевского банка, ранее уже получившего карточку. С копии были удалены все реквизиты реального клиента, и в полученный «бланк» были внесены данные (реальные или подставные) мошенника. Далее «копия» была запущена в дело как реальное заявление.
Для ускорения прохождения заявление было «поддержано» сфальсифицированным телефонным звонком якобы из киевского банка. Ссылаясь на срочность заявления, мошенники обратились с «убедительной просьбой» в наикратчайшие сроки изготовить клиенту карточку VisaGold. Просьба была удовлетворена. На следующий день мошенник лично явился в банк-эмитент, получил «золотую» карточку по советскому загранпаспорту старого образца и был таков. В тот же день в банкомате Автобанка было совершено 52 транзакции на общую сумму 40 тыс. долларов США, а суммарные потери киевского банка составили около 110 тыс. долларов США. Кроме того, две чешские фирмы по прокату автомобилей лишились по «Опелю» каждая.
По мнению экспертов, мошенничество стало возможно благодаря следующим ошибкам в работе банка:
1. Потеря реального контроля за прохождением клиентских заявлений на выдачу карточек вследствие распыленности подразделений управления пластиковых карточек банка.
2. Работа с ксерокопиями заявлений вместо оригиналов.
3. Выдача карточки непосредственно держателю (мошеннику), а не представителю банка-агента, имеющего соответствующую доверенность банка, как .это предусматривалось агентским соглашением.
4. Слабый операционный контроль за активностью держателей карточек.
5. Недостаточная проработка вопросов документооборота службой безопасности банка.