Воспользовавшись тем, что компания AmericanExpress чрезмерно увлеклась судебными битвами с VisaInternational, ассоциация MasterCardInternational «тихой сапой» пробралась на рынок услуг в области туризма и развлечений.
Рынок Т&Е карточек включает в себя два сегмента: корпоративные карточки для оплаты расходов во время деловых поездок и карточки для частных лиц, увлекающихся туризмом. Традиционно компании AmericanExpress и DinersClub удерживали сильные позиции на рынке Т&Е карточек, причем в обоих сегментах. В последние несколько лет две крупнейшие международные ассоциации - VisaInternational (в большей степени) и MasterCardInternational (в меньшей степени) -попытались потеснить «старожилов» в сегменте корпоративных карточек. Их действия привели к тому, что руководство компании AmericanExpress в лице Председателя правления и исполнительного директора Харви Голуба (HarveyGolub) повело активную и иногда рискованную «контригру», стремясь всеми мыслимыми и немыслимыми способами сдержать атаки конкурентов. Ассоциация VisaInternational превратилась в основной объект критики со стороны X. Голуба сотоварищи.
В течение 1,5 лет ассоциация MasterCardInternational спокойно наблюдала за перипетиями «военных действий» между компаниями AmericanExpress (к которой иногда «подключалась» и компания DinersClub) и VisaInternational и столь же спокойно готовилась к реализации новой карточной программы. В октябре 1997 г. несколько крупных американских банков, в числе которых оказались BankofAmerica и HouseholdGeditServices, приступили к выпуску и обслуживанию карточек WorldMasterCard, предназначенных ис-
ключительно для частных лиц, имеющих высокие доходы и тратящих значительные суммы на туристические путешествия и развлечения.
Таким образом, компании AmericanExpress, DinersClub и потенциально JCB обнаружили у себя «под боком» - в уютном сегменте эксклюзивных потребительских Т&Е карточек - малоприятного конкурента в лице мощной ассоциации MasterCardInternational.
Вряд ли можно утверждать, что появление карточек WorldMasterCard явилось неожиданностью для остальных игроков этого рынка. Строго говоря, о подготовке к выпуску подобных карточек руководство корпорации MasterCardInternational сообщило в конце 1996 г. и даже обнародовало предполагаемые условия их обслуживания, а в 1997 г. ее стратегический партнер Euro-payInternational начал предлагать для европейских клиентов карточки Signia, фактически имевшие схожие с карточками WorldMasterCard характеристики. Со своей стороны, компании AmericanExpress и DinersClub в течение 1997 г. активно проводили политику диверсификации предлагаемых продуктов, в частности, начав выпуск в ограниченном масштабе револьверных кредитных карточек, а также существенно расширили географию приема карточек и повысили качество обслуживания клиентов. Всё это, в принципе, должно способствовать смягчению нежелательных последствий появления на рынке новых потребительских карточек WorldMasterCard.
Тем не менее, можно предположить, что эксклюзивные карточки ассоциации MasterCardInternational всё-таки добавят «головной боли» ответственным работникам компаний AmericanExpress, DinersClub и JCB. Причин тому несколько.
Первая, и самая главная, причина заключается в том, что, в отличие от подавляющего большинства карточек в этом сегменте рынка, карточки WorldMasterCard являются не расчетными, а револьверными кредитными. Вследствие более привлекательных условий обслуживания (возможность револьвирования кредита при отсутствии начального лимита расходования средств) MasterCardInternational может «отобрать» часть клиентов у упомянутых выше компаний. В этой связи интересно отметить, что руководитель AmericanExpressX. Голуб, подчеркивая чрезвычайно успешные финансовые итоги деятельности «карточных» подразделений компании в 1997 г., вынужден был признать уменьшение числа держателей «зеленых» расчетных карточек. Известно, что такие карточки компания выдавала клиентам, большая часть которых подпадает под категорию «туристов-толстосумов». На снижение указанного показателя наверняка повлияли многие факторы, однако сама возможность потери наиболее обеспеченной и потому наименее рисковой части клиентов вследствие появления карточек WorldMasterCard не может не беспокоить руководство «Американского Паровоза».
Вторая причина состоит в эксклюзивности карточки WorldMasterCard. Емкость рынка частного туризма и развлечений (leisuretravelmarket) оценивается в 860 млрд. долларов США, что, в принципе, позволяет нескольким крупным «карточным» ассоциациям и компаниям достаточно мирно сосуществовать друг с другом. Однако в данном случае речь идет о небольшой части этого рынка - лицах с высоким и очень высоким уровнем личных доходов. Поэтому обострение конкурентной борьбы за богатых клиентов является неизбежным, что, скорее всего, приведет к активизации действий всех крупнейших международных платежных систем в сопряженных сегментах и нишах рынка Т&Е карточек.
Третья причина непосредственно связана с методами реализации программы WorldMasterCard. За пять месяцев с начала развертывания этой программы в конце октября 1997 г. ассоциация MasterCardInternational сумела заключить десятки соглашений как с американскими, так и международными компаниями торгово-сервисной се-
ти, в рамках которых держателям карточек WorldMasterCard гарантируется предоставление специальных льгот, скидок и привилегий. Среди участников соглашений оказались сети отелей категории «люкс», престижные клубы и рестораны, крупнейшие авиалинии и аэропорты, фирмы по аренде автомобилей и т. д. В ноябре 1997 г. европейская программа Signia, реализуемая стратегическим партнером MasterCardInternational ассоциацией EuropayInternational, была переименована в WorldSignia. Был также скорректирован дизайн карточек, а условия их обслуживания приведены в полное соответствие с программой WorldMasterCard. Таким образом, карточки WorldSignia превратились в «европейский вариант» глобальной программы эксклюзивных карточек, реализуемой MasterCardInternational.
В планах ассоциации MasterCardInternational на 1998 г. значится начало выпуска и обслуживания эксклюзивных карточек в Латинской Америке и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, в течение года предполагается предоставить держателям карточек WorldMasterCard и WorldSignia льготы типа VIP при посещении театральных и концертных залов, спортивных центров и кинотеатров, а также дать им возможность участвовать во встречах со «звездами» спорта и шоу-бизнеса.