Плоды весенне-летнего сезона законотворчества
Так, принятый Закон о майнинге цифровой валюты охватил и сферу обращения ЦФА, обогатив ее иностранным элементом. В законе теперь присутствуют такие понятия, как иностранный номинальный держатель ЦФА, иностранные цифровые права.
Например, иностранный номинальный держатель сообщает информацию о своих клиентах соответствующему оператору по выпуску ЦФА. А требования к процессу устанавливаются ЦБ РФ.
Кроме того, ранее цифровые финансовые активы учитывались только в информационной системе, в которой осуществлялся их выпуск, теперь же в установленных законом случаях допускается и иной порядок учета.
Действительно, с принятием изменений в Закон о ЦФА правила оператора смогут предусматривать возможность учета и обращения ЦФА в информационной системе, организованной не в соответствии с российским правом.
Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, не вправе отказаться от исполнения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами. Что, вероятно, означает и невозможность изменить обязанное по ЦФА лицо.
Кроме того, Банк России вправе определить признаки ЦФА, приобретение которых может осуществляться только физическими лицами – гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, являющимися квалифицированными инвесторами.
Возвращаясь к тексту принятых изменений, – неграждане РФ и юрлица, не являющиеся российскими, этих ограничений, скорее всего, не почувствуют.
Примечательно, что иностранные цифровые права могут быть отнесены к ЦФА (квалифицированы в таком качестве) оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА. Однако Банк России вправе установить соответствующий запрет, а также дополнительные требования к таким иностранным правам. В свою очередь оператор информационной системы вправе самостоятельно обеспечить заключение сделок с иностранными цифровыми правами, допущенными им к обращению в РФ.
При этом иностранные цифровые права, допущенные к обращению в РФ, в общем случае не смогут приобретаться физическими лицами – гражданами РФ.
Изменились и последствия продажи иным лицам ЦФА, предназначенных только для квалифицированных инвесторов. Так, не применяются предусмотренные законом меры ответственности в случае приобретения этих прав иностранными физическими и юридическими лицами.
В новом законе содержатся и положения о реестре лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. Включение в такой реестр является обязательным условием соответствующей деятельности в РФ (исключение – физлица, не являющиеся ИП).
После нескольких раундов предварительных обсуждений законопроект о небанковских поставщиках платежных услуг (НППУ) наконец внесен в Государственную думу. Судя по этому документу, ЦБ намерен реализовать свои планы по формированию эффективной конкурентной среды за счет умножения количества игроков на платежном рынке (о чем мы уже писали ранее). До этого в качестве независимых игроков, подконтрольных непосредственно регулятору, работали операторы по приему платежей – платежные агенты (Закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ). При этом банковские платежные агенты (БПА), среди которых есть и платежные агрегаторы, находятся под зонтиком кредитных организаций. Теперь БПА получили конкурента в лице НППУ, который становится самостоятельным игроком на рынке платежей, подконтрольным напрямую ЦБ.
Рассмотрение этого законопроекта Государственной думой состоится, очевидно, в осеннюю сессию.
Согласно законопроекту небанковский поставщик платежных услуг может совмещать свою деятельность с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Что, скорее всего, позволит НППУ стать активным помощником в финансовых экосистемах, не опирающихся на собственные банковские структуры.
Небанковский поставщик платежных услуг оказывает услуги по переводу денежных средств, а также услуги по инициированию такого перевода.
Услуга по переводу денежных средств предусматривает и агрегирование сумм переводов. К нему относятся как действия банков с участием БПА – платежного агрегатора, так и действия НППУ в качестве платежного агрегатора по получению сумм переводов денежных средств от различных плательщиков и последующему переводу общей суммы в пользу одного или нескольких получателей.
При этом платежный агрегатор может являться как банковским платежным агентом, так и НППУ, совершающим операции независимо от банка.
Получается, что статус у двух игроков на платежном рынке, выполняющих похожий функционал под одним названием, оказывается различным.
К тому же в случае оказания услуг по переводу денежных средств небанковскими поставщиками платежных услуг операции проводятся с использованием специального банковского счета НППУ в Банке России.
Для сравнения – банковский платежный агент, участвующий в переводе денежных средств, с этой же целью открывает специальный банковский счет в привлекшем его банке.
Также интересно, что при инициировании перевода денежных средств через НППУ
ответственность перед клиентом за ненадлежащее осуществление этого перевода несет все-таки банк плательщика. А сама услуга по инициированию перевода денежных средств может предоставляться не только НППУ, но и банками.
И наконец, заслуживает внимания недавно опубликованный ЦБ аналитический доклад «Стейблкоины: опыт использования и регулирования». Примечательно, что в этом докладе и стейблкоины, и криптовалюты прямо названы денежными суррогатами.