27 апреля 2023, 11:23
Количество просмотров 5747

Самое масштабное специализированное мероприятие в Центральной Азии вновь проходит в Ташкенте

21–22 июня 2023 года в Ташкенте уже в третий раз пройдет ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие».
Самое масштабное специализированное мероприятие в Центральной Азии вновь проходит в Ташкенте

Мероприятие посвящено стратегическим вопросам взаимодействия государственных структур, банковского сектора и торгового ритейла. Среди основных задач форума — продвижение международного сотрудничества в области банкинга и финансовых технологий, развитие экономики Узбекистана с помощью новейших технологий, а также внедрение новых перспективных проектов. В приоритеты форума входит дальнейшее развитие онлайн- и офлайн-ритейла, включая его эффективную цифровую трансформацию.

Почему Узбекистан уже в третий раз становится местом проведения ПЛАС-Форума? Страны Центральной Азии исторически являются торговыми партнерами России: двусторонние миграционные и финансовые потоки между ними постоянно растут.

Страны Центральной Азии исторически являются торговыми партнерами России: двусторонние миграционные и финансовые потоки между ними постоянно растут

В последние годы не только российские, но и международные компании видят их особо привлекательными для инвестиций, в т. ч. в высокие технологии. Узбекистан — один из наиболее перспективных рынков региона, открытых для международного взаимодействия и внедрения инноваций в самых различных областях, включая рынок финансовых услуг и розничную отрасль. При этом следует учитывать тот факт, что Узбекистан является крупнейшей страной в регионе Центральной Азии с точки зрения человеческого потенциала — население Республики Узбекистан в начале 2023 года превысило 36 млн человек. Поэтому тот факт, что его столица уже третий год становится местом проведения Международного ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие», вполне закономерен.

Государственная программа развития малого и среднего бизнеса

После прихода нового руководства Узбекистан в 2016 году провел ряд реформ (2017–2019), направленных на увеличение открытости экономики, укрепление международных отношений и либерализацию торговли. Эти реформы привели к увеличению инвестиционной активности и экономическому подъему. Рынок Узбекистана стремительно растет: за последние четыре года экономический рост составил 24%.

4f81cd13-6f00-b3e4-b40b-c939024e667d_lists_slider_6145.webp
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев
Фото: пресс-служба президента Узбекистана

В июле 2018 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал постановление об улучшении позиции Узбекистана в рейтинге Doing Business, в котором была поставлена задача к 2022 году создать в стране условия для предпринимательства, соответствующие уровню топ-20 стран рейтинга. Для этого были проведены меры, облегчающие развитие бизнеса: усиление защиты миноритарных инвесторов, упрощение налогообложения, международной торговли и обеспечения исполнения контрактов. В результате в ежегодном докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» Узбекистан поднялся на 7 позиций и вошел в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата.

В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» Узбекистан поднялся на 7 позиций и вошел в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата

Развитие цифровых технологий в РУ 

Внедрение цифровых технологий в мире набирает стремительные обороты. Учитывая все риски и возможности, Узбекистан, как и другие страны, начал активно внедрять процессы цифровизации во всех сферах общественной жизни: в наибольшей мере это коснулось экономики и госуслуг. Так, в 2017 году стартовала новая версия Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), а также было создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. А в 2018 году заработал Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения средств инвесторов для реализации проектов в сфере госуслуг на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн.

OSXDCD1.webp

На сегодняшний день в Узбекистане начата реализация свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики ИТ-парков, обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами.

В Узбекистане начата реализация свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка ПО и т. п.

Кроме того, реализуется комплексная программа «Цифровой Ташкент», предусматривающая запуск геопортала, интегрированного с более 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы с последующим распространением данного опыта на другие регионы.

С целью дальнейшего развития информационных технологий принято постановление президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года.

В 2021 году Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление, вводящее специальный режим применения технологий искусственного интеллекта.

Развитие цифровой экономики в стране проводится в непосредственном взаимодействии госструктур, банков и ИТ-компаний: на данный момент между собой объединились Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство инвестиций и внешней торговли, Ассоциация электронной коммерции Узбекистана, Торгово-промышленная палата Узбекистана и Американская торговая палата, платформа Humans.uz, Узбекский промышленно-строительный банк и платежная система UzCard.

Результатом стали существенная трансформация платежной и финансовой систем Узбекистана и значимые изменения в жизни жителей. Так, по данным Всемирного Банка, за десять лет количество людей, имеющих официальный финансовый счет в банке, вырос с 23% в 2011 году до 44% в 2021 году.

По данным Всемирного Банка, за десять лет количество жителей Узбекистана, имеющих официальный финансовый счет в банке, вырос с 23% в 2011 году до 44% в 2021 году

Цифровые банки

После подписания Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан» перед банковской системой страны были поставлены задачи по организации цифровых банков и банковских подразделений, специализирующихся на розничном банковском обслуживании и обслуживании клиентов, с использованием инновационных банковских технологий для еще большего улучшения качества обслуживания.

Исходя из этого, еще в 2020 году как цифровые банки в Узбекистане были зарегистрированы Anor Bank (штаб-квартира и единственный офис находятся в Ташкенте) и ТВС Bank, а в 2021 году — Bank Apelsin (ныне — Uzum Bank). Сегодня они предлагают своим клиентам полный набор цифровых услуг через мобильные приложения или персональные компьютеры в режиме 24/7.

Цифровой банк Apelsin начал интеграцию с маркетплейсом Uzum Market и сервисами экосистемы Uzum в октябре минувшего 2022 года. При этом уже в ноябре была одобрена смена прежнего названия сервиса на Uzum Bank.

12023.webp

В самом конце 2022 года в Узбекистане появился еще один цифровой банк — ЦБ Республики Узбекистан выдал лицензию SmartBank, зарегистрированному в Ташкенте. Название SmartBank носит приложение Агробанка, чьей «дочкой» является новый цифровой банк. Планируется, что SmartBank сфокусирует свои усилия на бизнес-секторе, а государственными кредитами и проектами продолжит заниматься сам Агробанк.

А в марте 2023 года государственную регистрацию в Центральном банке РУ прошли два новых банка, планирующих работать в цифровом формате. Лицензии на осуществление банковской деятельности получили Apex Bank и Hayot Bank.

Таким образом, в настоящее время в Узбекистане ведут свою деятельность пять цифровых банков. Кроме того, открытием «дочки» в Узбекистане интересовался корейский Kyongnam Bank. Планируется, что новая организация будет также специализироваться на цифровом банкинге.

В настоящее время в Республике Узбекистан ведут свою деятельность пять цифровых банков

Цифровые платежи

Согласно результатам недавнего исследования компании Visa «Unlocking the Benefits of Digital Payments», в котором на основе опроса приняли участие 703 жителя Ташкента, Намангана и Самарканда, из них 403 — потребители и 300 — владельцы микро– и малого бизнеса, которые используют цифровые платежи, в Узбекистане 48% бизнесменов и их клиентов используют цифровые платежи для половины своих транзакций. Также авторы исследования пришли к следующим выводам:

  • Популярность цифровых платежей растет. Как частные лица, так и владельцы бизнеса используют цифровые платежи для половины всех своих транзакций. Согласно результатам, 86% опрошенных жителей и 92% владельцев малого бизнеса используют цифровые платежи несколько раз в неделю.
  • Платежи по заработной плате и государственные платежи являются драйвером роста использования цифровых платежей. Респонденты совершают более половины своих цифровых платежей с помощью зарплатных карт, а 14% опрошенных активно используют специальные карты для пособий.
  • Удобство и спрос со стороны потребителей способствуют внедрению цифровых платежей. Среди основных причин активного использования цифровых платежей частные лица называют удобство (45%) и инновационные финансовые технологии (38%). Тогда как владельцы микро– и малого бизнеса отмечают запрос со стороны клиентов (44%), удобство (31%) и запрос со стороны поставщиков (28%).
  • Цифровые платежи помогают малому бизнесу расти. После внедрения цифровых платежей 69% владельцев малого бизнеса сообщают об увеличении числа клиентов, а 65% сообщают об увеличении выручки в среднем на 30–40%.
  • Повсеместность и надежность являются ключом к расширению экосистемы цифровых платежей. Несмотря на положительные тенденции, пока все еще почти половина респондентов сообщают о проблемах с использованием цифровых платежей. Не во всех торговых точках есть возможность проведения цифрового платежа или есть ограничения по приему карт разных платежных систем. Негативный опыт также связан с нестабильностью обслуживания, перебоями в подаче электроэнергии и техническими проблемами в работе терминалов, что ведет к все еще активному использованию наличных денег.
  • Ценность использования цифровых платежей больше, чем просто финансовая. Использование цифровых платежей оказывает целостное воздействие с практическими и эмоциональными последствиями. Опрошенные отмечают улучшение качества жизни: у многих появилось больше времени. Этот показатель особенно заметен среди владельцев малого бизнеса. 62% опрошенных считают, что благодаря внедрению цифровых платежей у них повысилась уверенность в будущем. Другим показателем является ощущение свободы (58%) от времени и, как результат, появление энергии, которую можно вкладывать в другие сферы бизнеса или жизни. Эти показатели демонстрируют преимущества цифровых платежей, что способствует дальнейшему развитию их популярности.
  • Повышение финансовой грамотности населения ускоряет трансформацию платежной системы. 82% владельцев бизнеса, прошедших курсы или тренинги по финансовой грамотности, считают их полезными. Однако лишь 38% респондентов проходили такое обучение. 42% жителей, принявших участие в исследовании, уверены, что изучение вопросов финансовой грамотности принесет пользу.

Наличное денежное обращение

Рост НДО в Узбекистане обусловлен целым рядом факторов.

Так, объем розничной торговли в республике в 2021 году увеличился на 28% по сравнению с 2020 годом. Рост экономической активности в 2021 году, как и практически во всех странах мира, после пандемии потребовал особого внимания к социальной защите населения.

Также с целью повышения экономической активности и потребления производимой продукции, а также дальнейшего стимулирования спроса с сентября 2021 года был увеличен размер заработной платы и пенсий на 10%. Следует отметить, что в Узбекистане определенная часть заработной платы, пенсий и пособий выплачивается наличными, и спрос на наличные деньги сформировался в основном за счет роста обмена наличной иностранной валюты и обналичивания средств с банковских карт. В целях удовлетворения спроса на наличные деньги Центральным банком в 2021 году дополнительно в обращение было выпущено 4,8 трлн сумов.

Кроме того, в 2022 году потребность на наличные деньги сформировалась и за счет увеличения поступлений средств на банковские карты и денежных переводов через банковские карты более чем в 1,8 раза по сравнению с 2021 годом, а также дальнейшего повышения заработной платы и пенсий — на 12%.

Основной рост объема обналичивания средств по банковским картам пришелся на март–август 2022 года, что в свою очередь вызвало определенный уровень давления на систему наличного денежного обращения.

Исходя из сложившейся ситуации, Центральным банком за этот период дополнительно было выпущено в обращение наличных денег на сумму 16,9 трлн сумов. Для сравнения, в марте–июле 2021 года дополнительный выпуск наличных денег в обращение составил 4,4 трлн сумов.

Кредитование и BNPL

В Узбекистане продолжает развиваться розничное кредитование. В апреле 2023 года жители республики получили возможность покупать в кредит импортные товары — Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым подписан соответствующий закон.

Кредит предоставляет банк или уполномоченная организация посредством перевода денег на счет производителя или продавца товара. При этом выдача наличных запрещена.

«Настоящим Законом в Закон Республики Узбекистан „О потребительском кредите“ вносятся изменения, предусматривающие возможность предоставления финансовых потребительских кредитов на товары (услуги), реализуемые физическими и юридическими лицами, а также товары (услуги), произведенные за пределами Республики Узбекистан», — говорится в тексте закона.

Downtown_Tashkent_2019.webp
Ташкент сити — деловой район столицы Узбекистана. Фото: Guidecity / Wikimedia

Также в тексте документа отмечается, что настоящий закон послужит совершенствованию и упрощению порядка предоставления финансового потребительского кредита, а также улучшению условий получения образования, труда и жизни населения страны.

Одновременно широкое развитие в республике получили сервисы, предоставляющие потребителям возможность получать рассрочку на любые покупки, — Buy Now Pay Later (BNPL). В 2022 году на рынке Узбекистана появляется новый финтех-продукт с большим потенциалом — Solfy — беспроцентная карта рассрочки, с помощью которой можно приобретать товары и услуги партнеров на период до 12 месяцев. Карта была запущена финтех-компанией Solfy в партнерстве с Узнацбанком.

В основе беспроцентной карты рассрочки лежит прозрачный механизм расчетов с партнерами: магазин платит только за реального клиента и пропорционально объему совершенных покупок.

В 2022 году на рынке Узбекистана появился новый финтех-продукт с большим потенциалом — Solfy — беспроцентная карта рассрочки

По карте можно купить в рассрочку множество товаров: от продуктов питания до стройматериалов, мебели и бытовой техники. Карты помогают клиентам банка приобрести товары без первого взноса в сотнях магазинах-партнерах. В течение ближайших нескольких лет на рынке республики планируется распространить 1 млн карт Solfy, охватив партнерской сетью 50% крупного ритейла страны в течение двух лет.

Отметим, что предыдущие проекты, в запуске которых участвовали фаундеры, используют уже более 10 млн клиентов.

Еще одним участником рынка услуг платежей в рассрочку является компания Zoodmall, являющаяся частью экосистемы Zood — глобальной структуры со штаб-квартирой в Швейцарии, основанной в 2017 году и состоящей из трех элементов: Zoodmall, Zoodpay и Zoodship.

Компания Zoodmall присутствует в пяти странах: Узбекистан, Пакистан, Иордания, Ливан и Ирак. Сегодня по объему продаж на Узбекистан, Пакистан и арабские страны приходится по 30%.

В Узбекистане Zoodmall был запущен в 2019 году. Сейчас на платформе представлено более 4 тыс. местных и 30 тыс. зарубежных продавцов (Китай и Турция).

s89-pm-4972.webp

Компания продолжает расширять экосистему и активно развивает инструменты рассрочки, которые продвигает по разным каналам: офлайн (магазины, в которых можно купить в рассрочку), маркетплейс, также можно будет оплатить коммунальные услуги или купить билеты в рассрочку.

У компании высокий уровень одобрения займов — около 80%, то есть 8 из 10 клиентов получают рассрочку. При этом среди аналогичных платформ у Zoodmall наблюдается самый низкий объем проблемных займов — меньше 3%. Скоринг осуществляется посредством нескольких инструментов: анализ действий потребителей на платформе, постепенная выдача более крупных займов. В результате создается кредитная история для потребителя, CRIF и карточные поступления.

IT-парк с льготами для стартапов

В 2019 году начал работать первый в Республике Технологический парк программных продуктов и информационных технологий — IT-Парк. Место сразу стало востребованной площадкой для талантливых людей в сфере бизнеса. На церемонии открытия присутствовал министр по развитию информационных технологий и коммуникаций РУ Шухрат Садиков.

Особое внимание уделялось первым стартап-командам IT-Парка, прошедшим отбор Консультационного Совета. Главной задачей и целью этого технологического проекта является создание конкурентоспособной стартап-экосистемы с уклоном на создание новых экспортоориентированных рабочих мест.

ИТ-парк Узбекистана включает 588 компаний-резидентов, предлагающих различные виды цифровых услуг, а его администрация может помочь клиентам подключиться к поставщикам услуг.

Республиканский_офис_IT_Park.webp
Республиканский офис IT Park. Фото: ItparkUz/Wikimedia

В рамках реализации стратегии также запланирован широкий комплекс мероприятий «Цифровой Узбекистан — 2030». Значительное усиление ИТ-сектора произошло за счет иммиграции нескольких тысяч ИT-специалистов и релокации крупных компаний в Ташкент в 2022 году. Это является одним из главных факторов для местных и иностранных инвесторов, в особенности тех, кто планирует реализовывать высокотехнологичные проекты.

IT-Парк разработал специальную программу релокации в Ташкент «TashRash» для IT-компаний и ИТ-специалистов, по которой их встречают, обеспечивают жильем и работой. 14 апреля президент Узбекистана Шавкат Мирзи ев заявил о необходимости превратить государство в региональный ИТ-центр и привлечь к работе в нем минимум 30 крупных мировых ИТ-компаний.

В Узбекистане, согласно постановлению Кабинета министров Республики № 66 от 15 февраля 2023 года, ежегодно будет проводиться конкурс President Tech Award на приз президента Узбекистана с общим призовым фондом в 1 млн долларов на лучший стартап-проект в сфере цифровых технологий. Соревнование будет разделено на основное и специальное направления.

Основное направление будет проводиться по следующим категориям: технологии на основе искусственного интеллекта, цифровые технологии в социальной сфере, технологии в информационной сфере и кибербезопасности, предпринимательство и финансовые технологии, компьютерные и мобильные игры.

Специальным направлением станет Гран-при Хакатон, который предусматривает создание цифрового решения за 72 часа.

Как было отмечено 22 февраля 2023 года в ходе совещания, проведенного Президентом Узбекистана, объем услуг со стороны резидентов IT-Парка вырос до 5 трлн сумов в год, экспорт — до 140 тыс. долл. США. В ближайшие годы планируется довести ИТ-экспорт в республике до 1 млрд долларов.

Объем услуг со стороны резидентов IT-Парка вырос до 5 трлн сумов в год, экспорт — до 140 тыс. долл. США

Также в Узбекистане начнут создавать условия для привлечения резидентами IT-Парк заказов из-за рубежа. Сейчас 80% экспортного спроса обеспечивают компании из США, однако большие ИРТ-рынки также есть в Канаде, странах Европы и Ближнего Востока. Для иностранных компаний при технопарке будет создан Центр цифровых финансовых технологий.

Также в феврале 2023 года было объявлено о планах создания при IT-Парке Узбекистана цифрового банка специально для компаний — резидентов-экспортеров. Он будет предлагать ряд финансовых услуг, адаптированных к их потребностям, включая, среди прочего, счета в иностранной валюте и цифровые платежные системы.

В настоящее время IT Парк также работает над созданием международного финансового центра и регулятивной песочницы, которая позволит компаниям тестировать новые продукты и услуги в контролируемой среде. Это включает в себя возможность использования английского права для контрактов и сделок, что обеспечит уровень комфорта и безопасности для иностранных компаний.

Электронные кошельки

На основе Закона Республики Узбекистан «О платежах и платежных системах» (принят 1 ноября 2019 года) Центральным банком разработаны «Правила выпуска и обращения электронных денег на территории Республики Узбекистан», зарегистрированные Министерством юстиции 29 апреля 2020 года.

Системы Click, PayMe и OSON являются наиболее популярными услугами электронных платежей в Узбекистане. Электронные кошельки Узбекистана осуществляют платежи без комиссии в рамках одного платежного приложения, даже если клиент находится за границей. Однако, в отличие от дебетовых карт, они имеют ограничение на сумму перевода.

Системы Click, PayMe и OSON являются наиболее популярными услугами электронных платежей в Узбекистане

Click и Payme

Сервисом Click по состоянию на июнь 2022 года пользуются 8 млн человек и более 25 тыс. торговых точек Узбекистана. Сегодня на рынке республики обращаются два типа CLICK-кошелька: CLICK-кошелек Light и CLICK-кошелек Premium. На счету CLICK-кошелька Light можно хранить не более 1,35 млн сумов (примерно 8964 руб.) и переводить не более 1,35 млн сумов в течение месяца. Комиссия за перевод с CLICK-кошелька на карту составляет 1,5% (возможен перевод только на карту в системе Uzcard). CLICK-кошелек можно также пополнять международными картами Visa и Mastercard.

CLICK-кошелек Premium не имеет ограничений, однако пользователь должен пройти идентификацию личности.

Кошелек Payme Card используется в двух видах: неидентифицированный и идентифицированный. На счету неидентифицированного Payme Card можно хранить не более 1,35 млн сумов (8964 руб.). Один перевод — не более 270 тыс. сумов (1792,8 руб.) На счету идентифицированного кошелька Payme Card можно хранить не более 135 млн сумов (896 400 руб), а один перевод не может превышать 27 млн сумов (179 280 руб). Процесс идентификации осуществляется через приложение. Идентифицированный пользователь может открыть до пяти кошельков Payme Card. Приложение Payme за шесть лет существования сервиса скачали 6 млн пользователей.

Кошелек OSON можно пополнять с помощью карт Uzcard, VISA и Mastercard, а также сервиса WebMoney. Это особенно удобно для пользователей, которые уезжают в другие страны на заработки: они могут отправлять деньги или оплачивать коммунальные услуги своим родственникам, проживающим в Узбекистане. Комиссия за перевод с OSON-кошелька на карту — 2% (на карты в системе Uzcard и Humo). OSON-кошелек можно пополнять международными картами Visa, Mastercard и МИР, а также через терминалы Paynet, электронные платежные системы WebMoney и QIWI.

wallet-ru.webp
Источник: oson.uz

На конец 2022 года количество пользователей OSON превысило 1,5 млн человек. А в апреле 2023 года платежная система OSON предложила корпоративным клиентам платформу для оплаты игровых сервисов.

В мае 2022 года в Узбекистане начала работать платежная система Pay Way. Новый сервис переводит деньги за рубеж моментально и без комиссии на карты «Мир» российских банков, Visa и Mastercard банков СНГ. Кроме того, сервис Pay Way предоставляет возможность оплатить услуги ЖКХ, интернет, сотовую связь, государственные услуги, игры, социальные сети и многое другое.

Развитие QR-платежей

Система QR-платежей в Узбекистане была запущена в марте 2020 года. Быстрые платежи по QR-коду за товары и услуги с помощью мобильных приложений без непосредственного использования банковской карты и платежного терминала очень популярны в РУ.

В 2021 году количество QR-кодов, предоставляемых субъектам предпринимательства информационной системой QR-online, увеличилось почти в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом и достигло 92 тыс.

В марте 2022 года Государственный налоговый комитет Узбекистана потребовал от платежных организаций выдавать фискальный чек и интегрироваться с информационными системами налоговых органов. Процедура интеграции откладывалась несколько раз, и с 1 ноября ГНК решил наказывать компании за несоблюдение этого требования. Чтобы избежать штрафных санкций, платежные сервисы отключили возможность оплаты на местах, поскольку еще не провели полную интеграцию с ГНК, однако после урегулирования вопроса с ГНК в тот же день после 9-часового простоя Apelsin, Payme, Click и Express24 возобновили онлайн-платежи по QR-коду.

Биометрическая идентификация в финансовой сфере Узбекистана

К 2021 году в Узбекистане была собрана государственная биометрическая база. Распоряжение президента о цифровизации республики привело к быстрому росту активности в части создания цифровых платформ и каналов на финансовом рынке благодаря совместной работе Центробанка Узбекистана с финансовыми институтами.

Последние несколько лет стратегическое сотрудничество ведущих финансовых организаций Узбекистана с компанией VisionLabs, которая разрабатывает платформу распознавания лиц, направлено на формирование биометрических систем в стране. Постановление Центробанка Узбекистана «Об утверждении положения о порядке цифровой идентификации клиентов» от 30 сентября 2021 года регламентирует использование биометрии на финансовых рынках республики.

В настоящий момент несколько десятков банков Узбекистана перезапускают свои мобильные приложения, оснащая их биометрией. Это дает возможность использовать банковские сервисы дистанционно, за счет удаленной верификации. Параллельно в республике работают специализированные органы кибербезопасности, которые сейчас активно наращивают экспертизу в работе с биометрией.

Совместно с электронным правительством Узбекистана и Алокабанком специалисты VisionLabs создали концепт единой биометрической системы в стране. Технология уже внедрена в мобильное приложение Алокабанка Zoomrad. Все физические лица, даже не являющиеся клиентами банка, могут удаленно проходить идентификацию и открывать пластиковые карты, электронные кошельки, а также совершать пассивные операции онлайн.

Также стоит отметить решение MyID, разработанное специалистами Единого интегратора UZINFOCOM, которое на сегодняшний день используют 70 компаний (банки, платежные организации, маркетплейсы, государственные органы и др.), в том числе 23 банка — это 74% всех банков Узбекистана, а также 13 платежных организаций. Количество пользователей MyID достигло 3 млн, проведено 8,2 млн авторизаций.

Решение MyID, разработанное специалистами Единого интегратора UZINFOCOM, на сегодняшний день используют 70 компаний, в том числе 23 банка

Финтех: подключение новых платежных систем и создание регулятивной песочницы

Именно финтех-компании, такие как Click и PayMe, начали первыми в Узбекистане оказывать услуги по оплате в пользу операторов сотовой связи и интернет-провайдеров посредством мобильных приложений.

После принятия в 2019 году Закона «О платежах и платежных системах» платежный рынок страны стал регулируемым, и сейчас в этой сфере работают 44 финтех-компании, имеющие лицензию на деятельность платежной организации.

В начале 2022 года была создана Ассоциация Финтех Узбекистана для взаимодействия регулятора с бизнес-структурами, участвующими в индустрии. В нее входят эксперты инновационных технологий, внедряющихся в экономику страны. Ассоциация осуществляет сотрудничество между разными финтех-организациями, проводит исследования и обучение, разработку и внедрение технологических решений.

Как уже отмечалось, участники финтех-индустрии республики традиционно открыты для сотрудничества, в том числе международного. Так, в декабре 2022 года председатель Ассоциации Наргис Дустматова на встрече с управляющим партнером холдинга ПЛАС Константином Гризовым обсудила перспективы дальнейшего сотрудничества и проведения совместных масштабных мероприятий по развитию финтеха в странах Центральной Азии. Ранее она сообщила о создании регулятивной песочницы для тестирования новых технологий и внедрения инноваций в повседневную практику, а также формирования регулятивных документов в сотрудничестве с ЦБ Узбекистана.

Humans — новая суперапп-платформа в Узбекистане

Humans — финтех-платформа, разработанная компанией Humans совместно с WaveAccess в 2020 году в Узбекистане. Она считается первым супераппом в стране — приложение компании объединяет функции мобильного оператора, финтех-сервиса и витрину онлайн-платежей. СЕО и основатель Humans Group Владимир Добрынин в качестве одной из причин выбора Узбекистана для запуска финтех-платформы указал стремительное развитие страны и рост экономики.

Клиенты Humans могут пользоваться связью, оплачивать покупки, переводить деньги и зарабатывать кешбэк на единой платформе. Если использовать несколько услуг одновременно, то можно получить больше преимуществ — например, бесплатно пользоваться связью или обменять кешбэк на смартфон. Кешбэк стимулирует покупателей совершать больше операций внутри приложения и получать за это вознаграждения.

OKR0RO1.webp

Humans — финтех-платформа, разработанная компанией Humans совместно с WaveAccess в 2020 году в Узбекистане

В октябре 2022 года компания ввела повышенный кешбэк за отдельные категории товаров. Это нововведение повысило среднедневную выручку сервиса на 40%, притом что среднедневной кешбэк увеличился на 16%. Выручка компании за 2022 год составила почти 35 млн долл. США, что на 38% больше, чем годом ранее. Оборот экосистемы за 2022 год вырос на 230% по отношению к 2021 году и составил 1 720,4 млрд сумов (156,7 млн долл. США). В 2022 году клиенты потратили в 2,6 раза больше кешбэка, чем годом ранее, — 67,3 млрд сумов (6,1 млн Humans).

На конец 2022 года число активных пользователей телеком-сервисов в экосистеме составило 1,34 млн, что на 20% больше прироста в 2021. Компания отменила комиссии за денежные переводы на любые карты в Узбекистане, что резко увеличило популярность С2С-переводов. Всего по итогам 2022 года количество уникальных клиентов, которые совершают C2C-переводы и платежи через сервис, превысило 920 тыс. — на 97% больше, чем годом ранее.

Пользователи Humans могут оформить банковскую карту международной платежной системы Visa, чтобы оплачивать покупки в любой точке мира. На 31 декабря 2022 года количество активированных банковских карт Humans VISA, как пластиковых, так и виртуальных, превысило 965 тыс. — рост в сравнении с 2021 годом составил 101%. Результат отметили и в Visa — в прошлом году мировой лидер индустрии цифровых платежей присвоил Humans награду в номинации Best Fintech 2022 в Узбекистане.

Более половины жителей Узбекистана пользуются банковскими онлайн-сервисами. По данным ЦБ Узбекистана, из 27,2 млн пользователей интернета 22 млн предпочитают дистанционные сервисы. Количество установленных платежных терминалов составляет 432,9 тыс., банкоматов — 13,4 тыс.

Кроме того, с конца 2022 года Узбекистан вошел в число стран ближнего зарубежья (наряду с Кыргызстаном и Таджикистаном), с помощью которых россияне осуществляют трансграничные переводы через систему быстрых платежей.

Узбекистан вошел в число стран ближнего зарубежья (наряду с Кыргызстаном и Таджикистаном), с помощью которых россияне осуществляют трансграничные переводы через систему быстрых платежей

Исламские финансы в Узбекистане

Действующее законодательство страны не позволяет банковско-финансовым организациям оказывать финансовые услуги в соответствии с принципами исламских финансов. Пока только ограниченные финансовые средства в виде «мурабаха»-линий предоставляются местным банкам со стороны финансовых институтов, входящих в группу Исламского банка развития. Кроме того, целый ряд традиционных коммерческих банков Узбекистана подписали соглашения с Исламской корпорацией по развитию частного сектора (ICD) и по открытию исламских окон в рамках своих банков.

В середине 2020 года Программа развития ООН совместно с Торгово-промышленной палатой Узбекистана провела исследование по изучению вопроса внедрения системы исламского финансирования в стране. В рамках исследования был проведен опрос населения, представителей бизнеса, а также банков. Данный опрос, который охватил 7,2 тыс. респондентов, показал, что большинство опрошенных поддерживают внедрение исламской банковско-финансовой системы в стране в качестве альтернативы традиционной банковско-финансовой системе.

В 2022 году произошли два события, которые непосредственно связаны с развитием исламских финансов в стране: во-первых, подписано соглашение с международной исламской консалтинговой компанией IFAAS (Великобритания) по разработке законодательства для внедрения исламского банкинга в стране. Во-вторых, в апреле 2022 года в стране принят закон о небанковских микрофинансовых организациях, который включает в себя понятие «исламские финансы». Данное событие, несомненно, является одним из значимых событий в части развития исламских финансов в Узбекистане.

Также в рамках текущего законодательства и исламского права в Узбекистане функционирует целый ряд небанковских финансовых учреждений, включая лизинговые компании, предоставляющие иджара продукты (исламский лизинг), исламские страховые организации — такафуль, платформы и компании халяльных рассрочек и иные формы частных инициатив в области предоставления исламского финансирования.

Также следует упомянуть стартап IMAN, который в 2022 году привлек 1 млн долларов США от инвестфондов Финтех-стартап IMAN в ходе очередного инвестиционного раунда привлек 1 млн долл. Средства были получены от шести венчурных инвесторов и фондов из Узбекистана, Казахстана, США и Сингапура, в числе которых Tesla Capital, Battery Road Digital Holdings, Le Mercier s Capital, Vector Crypto Capital, UZCARD Ventures и IT Park.

IMAN объединяет три продукта — маркетплейс, сервис рассрочки и инвестиции. Все услуги работают по принципам исламского финансирования. В 2021 году он стал первым стартапом из Узбекистана в мировом финале Seedstars.

На привлеченные деньги IMAN планировал создать приложение в сфере исламских финансов, начав его запуск в Узбекистане, а с 2023 года — в соседних странах с преимущественно мусульманским населением.

iPhone in Hand PSD Mockup copy.webp

IMAN объединяет три продукта — маркетплейс, сервис рассрочки и инвестиции. Все услуги работают по принципам исламского финансирования

Внедрение ESG-принципов в отраслях экономики

Центральную Азию иногда ошибочно представляют как рынок, далекий от ESG-повестки, сфокусированный на традиционной энергетике и углеродоемких отраслях. Однако регион уже «включился» в повестку устойчивого развития, а потому в ближайшем будущем можно ожидать развития сотрудничества и совместных проектов между Россией и Центральной Азией еще и в сфере ESG.

Пока регион только начинает свой путь в ESG, но сам вектор движения к устойчивому развитию уже определен — реализуется немало ESG-инициатив, в том числе совместно с международными финансовыми институтами и организациями, такими как ООН, Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития.

В 2021 году в Узбекистане по сравнению с другими странами Центральной Азии общие объемы эмиссий диоксида углерода относительно невелики — 125,6 Мт. Выбросы СО2 на душу населения тоже сравнительно малы — 3,7 т СО2.

В динамике выбросов с 1990 по 2021 год наблюдается тренд на снижение выбросов: эмиссия диоксида углерода за 30 лет значительно снизилась в разных секторах экономики. Общее количество выбросов сократилось на 27%. Самое значительное сокращение выбросов отмечено в энергетическом и транспортном секторе.

В первую очередь снижение эмиссий СО2 обусловлено разрушением старой экономической системы и проведением структурных изменений при переходе к новой экономике. Кроме того, сокращение выбросов СО2 произошло за счет модернизации нефтегазовой отрасли и повышения энергоэффективности ТЭЦ.

power-line-433419.webp
Фото: sfedor/Pixabay

Узбекистан вместе с другими странами региона подписал и ратифицировал Парижское соглашение, а также утвердил разнообразные документы, направленные на развитие устойчивой повестки на национальном уровне. Для борьбы с климатическими изменениями разработаны «Стратегия перехода к зеленой экономике» и «Концепция обеспечения надежного энергоснабжения Узбекистана до 2030 года».

В Узбекистане отмечается постепенный рост интереса к «зеленому» финансированию. Поначалу этот сегмент был представлен лишь грантами международных финансовых институтов, однако теперь в стране появились «зеленые» кредиты и облигации.

Информации об общем объеме ESG-кредитования нет, но известно о нескольких «зеленых» кредитах, предоставленных узбекским банкам. Например, в конце прошлого года ЕБРР выделил 10 млн долл. Хамкорбанку — это должно помочь национальным малым и средним предприятиям (МСП), на чью долю приходится более 50% ВВП Узбекистана, увеличить инвестиции в зеленые технологии. Средства предоставлены в рамках Механизма финансирования «зеленой» экономики (Green Economy Financing Facility, GEFF) ЕБРР, запущенного в Узбекистане в 2019 году. В 2021 году к финансовой программе ЕБРР также присоединился Узпромстройбанк. В июле 2021 года ЕБРР предоставил «Узпромстрою» кредит в размере 50 млн дол. — часть этих средств используется для кредитования МСП и поддержки «зеленых» инвестиций. В общей сложности за 2021 год ЕБРР инвестировал 690 млн долл. в 22 проекта в Узбекистане. Финансовая поддержка способствовала развитию возобновляемой энергетики, «зеленого» кредитования, модернизации ключевых объектов инфраструктуры и малого бизнеса.

Также в июне 2021 года Межотраслевой фонд энергосбережения при Министерстве энергетики Узбекистана и «Ипотека Банк» подписали генеральное соглашение, по которому планируется предоставить около 5 млн долл. «зеленых» потребительских кредитов на приобретение энергосберегающих технологий и оборудования ими домохозяйств.

В Узбекистане отмечается постепенный рост интереса к «зеленому» финансированию

В 2021 году Узбекистан первым в СНГ и одним из первых в мире разместил государственные облигации, направленные на финансирование целей устойчивого развития. Объем выпуска составил 635 млн долл. (первый транш) и 235 млн долл. (второй транш). Программа выпуска ЦУР-облигаций Узбекистана реализована при поддержке ПРООН и разработана в соответствии со стандартами ICMA.

Банки пока не сильно вовлечены в ESG-повестку. Однако положительный тренд уже заметен — устойчивые практики становятся все более актуальными для финансовых организаций. Несмотря на то, что приоритетом правительства сегодня считаются не ESG-практики, а национальная трансформация банковского сектора, крупные банки все равно заинтересованы в реализации устойчивых проектов.

Так, в 2022 году эксперты международного финансового издания Asiamoney признали «Узпромстройбанк» победителем в номинациях «Лучший банк Узбекистана» и «Лучший ESG-банк в Узбекистане». Особенно отмечена работа банка совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК) и ЕБРР по трансформации, развитию зеленого банкинга и внедрению ESG-принципов. Помимо этого, в 2020 году Sanoat qurilish bank (SQB) в сотрудничестве с ЕБРР, МФК и другими ведущими институтами развития запустил платформу по «зеленому» финансированию и создал необходимую внутреннюю ESG-экосистему, включая маркетинг, брендинг, разработку новых «зеленых» продуктов, развитие каналов продаж и обучение персонала. SQB — крупнейший узбекский кредитор ключевых промышленных секторов, нефтяной, газовой, химической и других энергетических отраслей.

В Узбекистане законодательство о нефинансовой отчетности пока недостаточно развито. При этом многие национальные компании придерживаются принципов корпоративной социальной ответственности — либо по собственной инициативе, либо под давлением инвесторов, либо по предписанию местных органов власти. Обязательным считается выполнение трудового и экологического законодательства, в том числе Трудового кодекса, Закона о защите прав потребителей и Закона об охране природы.

Розничная торговля в Узбекистане

По данным Статагентства, оборот розничной торговли в стране за 2022 год достиг 319 288,2 млрд сумов, что на 112,3% больше 2021 года. Товарооборот крупных предприятий за год составил 65 714,8 млрд сумов (темпы роста — 130,7%), а малого бизнеса и частного предпринимательства — 253 573,4 млрд сумов (темпы роста — 108,4%), в том числе неорганизованная торговля составила 25 970,2 млрд сумов (темпы роста — 112,1%).

Inside_Chorsu_bazaar_in_Tashkent.webp
Базар «Чорсу» — один из крупнейших и древнейших базаров Узбекистана и Средней Азии.
Фото: Subjectiveart/Wikimedia

Рост розничной торговли за январь–декабрь 2022 года в Ташкенте составил 114,6%, в Наманганской области — 114,2%, в Сурхандарьинской — 113,0% и в Хорезмской –112,6%. Это самые высокие показатели за последние 6 лет.

В структуре оборота розничной торговли значительная доля отмечена в Ташкенте, что составляет 25,7%, или 81 988,8 млрд сумов. По сравнению с 2021 годом во всех регионах отмечено увеличение темпов роста в розничной торговле.

Оборот розничной торговли малого бизнеса и частного предпринимательства, согласно статистическим расчетам, в январе–декабре 2022 года составил 253 573,4 млрд сумов и, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, увеличился на 8,4%. Доля данного сектора по республике в обороте розничной торговли достигла 79,4%.

В структуре оборота розничной торговли объем товарооборота крупных предприятий увеличился на 30,7% и достиг 65 714,8 млрд сумов, что составляет 20,6% от общего его объема. Оборот розничной торговли на душу населения по республике за январь–декабрь 2022 года в среднем составил 8 956,7 тыс. сумов (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года он увеличился на 10%).

Оборот розничной торговли на душу населения по республике за январь–декабрь 2022 года в среднем составил 8 956,7 тыс. сумов

Оборот неорганизованной торговли по итогам января–декабря 2022 года составил 25 970,2 млрд сумов и по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 12,1%.

По данным исследования физических лиц, занимающихся продажей сельскохозяйственной продукции, птицы и скота (выращенных и содержащихся в личных подсобных хозяйствах), проведенного по итогам января–декабря 2022 года, оборот торговли на дехканских рынках составил 12 237 млрд сумов, рынках скота — 13 733,2 млрд сумов. Высокая продажа свежих сельскохозяйственных товаров достигла 5 646 млрд сумов.

В январе–декабре 2022 года в структуре оборота розничной торговли доля торгового оборота предприятий общественного питания составила 3,5%, достигнув 11 146,5 млрд сумов, и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 19,8%. Из них 75,8% торгового оборота приходятся на долю субъектов малого предпринимательства.

Электронная коммерция

В феврале 2023 года Правительство Республики Узбекистан сегодня запустило стратегию электронной коммерции, представленную «Дорожной картой» по развитию сектора электронной коммерции на 2023–2027 гг. Данная стратегия призвана поддержать развитие цифровой экономики республики на протяжении следующих пяти лет.

Стратегия определяет ключевые мероприятия, способствующие созданию благоприятной среды электронной коммерции, в том числе развитие навыков для успешной цифровой трансформации компаний. Это позволит узбекским компаниям получить доступ к новым рынкам с минимальными финансовыми затратами и даст возможность усовершенствовать свои бизнес-модели, процессы и операции.

Данная инициатива является логичным продолжением активности государства, направленной на развитие электронной коммерции в стране. Так, 29 сентября 2022 года Президент Республики Узбекистан подписал закон «Об электронной коммерции». В соответствии с новым законом электронная коммерция — это купля-продажа товаров (работ, услуг) в соответствии с договором, заключенным через электронную торговую площадку с использованием информационных систем в рамках предпринимательской деятельности.

Согласно статье 8 закона участниками электронной коммерции являются юридические или физические лица, выступающие в качестве продавца товаров, поставщика услуг или исполнителя работ, а также юридические или физические лица — в качестве покупателя, потребителя товаров (работ, услуг).

Продавцами могут быть юрлица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную продажу на электронной торговой площадке, а также самозанятые.

Прогнозируется, что рост электронной коммерции в Узбекистане составит в среднем 40%. Тем более что до конца 2022 года покрытие мобильно интернета должно было достигнуть 98%. Это и даст толчок к развитию электронной коммерции в Узбекистане, так как порядка 70% онлайн-покупок совершаются именно через мобильное приложение.

В свою очередь, увеличение численности субъектов электронной коммерции в легальном поле повысит уровень сервиса, увеличит товарооборот и оборот наличных и безналичных денежных средств, включая налоговые поступления.

В то же время, как отмечают эксперты, дефицит сервисной инфраструктуры в Узбекистане и квалифицированных кадров, низкое качество мобильного интернета за пределами Ташкента, а также недостаток торговых площадей тормозят развитие онлайн-ритейла в Узбекистане. Сегодня доля проникновения электронной коммерции в Узбекистане, по разным оценкам, составляет 1 3%. В сравнении с Китаем, где доля составляет 20%, и соседним Казахстаном, где она равна примерно 10%, это низкий показатель.

По оценкам аналитиков компании Uzum, к 2026 году рынок электронной коммерции в Узбекистане составит 1,8 млрд долл. США. Для сравнения — в 2020 году совокупный объем этого рынка составлял в Узбекистане 643,9 млн долл. (данные KPMG).

В свою очередь, по прогнозам Euromonitor, объем рынка онлайн-торговли в республике в течение 5 лет вырастет в 12 раз.

По оценкам аналитиков компании Uzum, к 2026 году рынок электронной коммерции в Узбекистане составит 1,8 млрд долл. США

Ожидается, что рост рынка будет происходить на фоне обострившейся конкуренции между маркетплейсами: как за счет цены, так и за счет расширения категорий товаров. Так, если сейчас на онлайн-площадках представлены в основном электроника, одежда, косметика, то в ближайшее время в интернет-магазинах можно будет найти также стройматериалы, в больших объемах будут продаваться продукты питания.

Важным изменением в электронной коммерции стало то, что на рынок зашли крупные игроки — Uzum и Wildberries. Такие факторы являются катализаторами развития рынка, поскольку у таких структур бывает достаточно опыта, финансовых средств и экспертизы для того, чтобы закрепиться на рынке в самом начале, когда требуются большие вложения.

Так, например, приход в Узбекистан такого крупного игрока, как «Яндекс», в корне изменил ситуацию на рынке такси, аналогичный сценарий сегодня наблюдается в электронной коммерции.

МСБ в Узбекистане

По данным Всемирного банка, ключевую роль в увеличении ВВП в Узбекистане сыграл сектор МСБ — до 59,4%, заметно выросший с 2017 года. Несмотря на ряд административных и налоговых проблем, доля активных предпринимателей в секторе МСБ Узбекистана составляет всего 76%, где большая часть задействована в торговле — 27,6%, в промышленности — 17,6%, строительстве — 8,7%, в сельскохозяйственном секторе — 8,9%. Успехи и активность малых и средних предприятий страны объясняются рядом амбициозных экономических реформ, начатых новым правительством в 2016 году, для которого развитие сектора МСБ стало приоритетом. Благодаря реформам наблюдалось увеличение новых предприятий на 32%.

Дала свои плоды и планомерная поддержка развития финансового сектора на государственном уровне: появились новые цифровые продукты, облегчающие жизнь как МСБ, так и конечным пользователям.

Успехи и активность малых и средних предприятий Узбекистана объясняются рядом амбициозных экономических реформ, начатых новым правительством в 2016 году

Женщины в бизнесе

Женщины-предприниматели — в Узбекистане явление уже достаточно распространенное. В условиях рыночной экономики женщины приходят в бизнес, осваивают управление предприятием, вкладывают средства, руководят процессом. Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан, женщины являются руководителями свыше 40% субъектов малого бизнеса, и их доля продолжает расти.

В июле 2022 года Президент Республики Узбекистан подписал постановление о совершенствовании системы обучения женщин профессиям и предпринимательству. Документ предусматривает, что территориальные управления Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства (АРМРП) компенсируются на 70% (но не более 1 млн сумов) от стоимости курсов обучения для женщин и молодежи. Эта программа затронет негосударственные образовательные организации, профессиональные учреждения, а также Высшую школу бизнеса и предпринимательства.

Фонд привлечения населения к предпринимательству при АРМРП ежемесячно в течение полугода будет субсидировать работодателей, обеспечивших работой женщин с инвалидностью. Размер выплаты будет не менее двух базовых расчетных величин (сейчас это 600 тыс. сумов). Гражданам, которых включили в «Женскую тетрадь», «Молодежную тетрадь» или «Железную тетрадь», на основе рекомендации помощников хокимов оплатят 30% стоимости учебных курсов.

Документ также предусматривает, что помощники хокимов будут помогать женщинам, окончившим учебные курсы, начиная от госрегистрации субъекта бизнеса до самостоятельного осуществления деятельности.

Также в странах Центральной Азии действует глобальная инициатива Visa по поддержке женского предпринимательства She's Next.

ANV_3713.webp

Итоги работы ПЛАС-Форума 2022 года

Как отмечалось, это уже третий форум в столице Узбекистана, в мае 2022 года в мероприятии приняли участие 79 компаний из 51 страны мира, собрав 1600 делегатов.

Среди тем, которые будут обсуждаться на ПЛАС-Форуме 2023:

  • Вектор развития платежных систем. Смена трендов 2.0
  • Госрегулирование и основные тенденции платежной индустрии. Наиболее значимые регуляторные акты ЦБРУ в 2022–2023 гг. Разъясняем суть. Анализируем влияние на рынок. Снимаем вопросы
  • Цифровизация банкинга и ритейла на фоне трансформации
  • Исламское финансирование. Анализ причин, перспективности и его результативности
  • Банковские карты. Токенизация и виртуализация
  • Системы мгновенных (быстрых) платежей
  • Проекты цифровых валют центральных банков. Пилотные проекты. Результаты. Выводы
  • Рынки криптовалют. Сохраняющийся интерес к крипте. Что дальше? От попыток жесткого регулирования до стремления гармонизировать ситуацию на рынке
  • Системы денежных переводов. Как они трансформируются в новых геополитических условиях
  • Биометрия и идентификация. Роль. Место. Перспективы
  • Эффективность использования Больших данных. Дальнейшее расширение сфер применения
  • Цифровые сервисы и услуги. Цифровая ипотека. Все направления цифрового кредитования, включая потребительские кредиты
  • Банкоматные и POS-терминальные сети. Новый функционал: бескарточное обслуживание на банкомате; Онлайн-фискализация на POS.
  • ИТ-ландшафт розничного банка и трансформация. Взгляд изнутри. Роль Agile в цифровизации
  • Финансовая грамотность. От противодействия социальной инженерии до создания условий более эффективного развития экономики и повышения благосостояния граждан
  • Киберустойчивость банкинга и платежной индустрии. Концентрация ресурсов кибербезопасности
  • Стратегии эквайрингового бизнеса
  • Электронная коммерция. Роль в развитии страновых рынков
  • Трансформация торгового ритеи ла. Вызовы и устойчивое развитие рынка
  • «Новый маркетинг». Переоценка стратегий и инструментов
  • Лояльность клиентов в эпоху цифровизации
  • Цифровая трансформация. Взгляд изнутри. Роль Agile в цифровизации
  • Коллекторы. Коллекторский бизнес в свете последних изменений законодательства
  • Малый и средний бизнес. МСБ как катализатор развития современных экономик
  • Мобильные платежные сервисы. Google Pay, Apple Pay, WeChat, Alipay. Состояние. Перспективы
  • BNPL. Успешный конкурент потребительского кредитования и кредитных карт?
  • eGOV. От электронного правительства к цифровому обществу
  • Project Management (PM). Современные проблемы в управлении проектами и их нивелирование
  • Дальнейшее развитие брокерских сервисов банками. Мобильные приложения для инвестиций и трейдинга
  • Инновационные решения для цифровизации. Необанки. Вызовы и возможности в эпоху цифровой трансформации
  • Fintech Women. Гендерное равенство в бизнесе — одна из ступеней дальнейшего развития и социального благополучия в Узбекистане
  • Прогресс и общество. Как Web 3.0., искусственный интеллект, ресурсы типа ChatGPT и метавселенная влияют на бизнес? Актуальность рисков искусственного интеллекта
  • Environment Social Governance (ESG). Востребованность, необходимость и своевременность использования отдельных элементов зеленой экономики в Республики Узбекистан

Свое участие в ПЛАС-Форуме в качестве спонсоров и партнеров на сегодняшний день уже подтвердили следующие компании:

Титульный спонсор:

  • Visa

Стратегические спонсоры:

  • Иннотех
  • Дататех

Эксклюзивный спонсор:

  • PayPorter

Генеральный спонсор:

  • OSON

Бриллиантовый спонсор:

  • NBA

Официальный спонсор:

  • Cinimex

Платиновые спонсоры:

  • BS2
  • МТС
  • BFS
  • Yandex.Cloud

Коктейльный спонсор:

  • Expera

Спонсор кофе-брейков:

  • Бухта

Премиальный спонсор:

  • Sababa Security

Спонсор регистрации:

  • Международный Банк Таджикистана

Золотые спонсоры:

  • UPT
  • TietoEvry
  • Fido-Biznes
  • Актив
  • VisionLabs
  • M4Bank
  • MaxiPay
  • Data sapience
  • TAD Industries
  • BSS

Серебряные спонсоры:

  • Bass Technology
  • TSS
  • АЛИОТ
  • FUTURETECH

Бронзовые спонсоры:

  • Tianyu
  • One vision
  • Selectel
  • Арт-Банк
  • FBS
  • Системные технологии
  • ФИНДОСТАВКА
  • SMARTPEAK
  • CONNEKT
  • CloudPayments
  • Ingenico
  • ОСТКАРД
  • TINKOFF
  • PAYDALA
  • H3C

Ассоциированные и медиапартнеры:

  • Конфедерация Цифрового Бизнеса
  • E-Commerce
  • Fintech Start
  • Логистика
  • Violet Violin
  • 24KG
  • Expomap
  • ISO27000ru
  • InterCrimPress
  • Выберу.ру
  • We project media
  • RUS-SOFT
  • The Tech
  • TimeLottery
  • Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД»
  • ICTONLINE
  • Ассоциация корпоративных казначеев
  • Ассоциация банков республики Казахстан
  • ОФД

Сайт мероприятия: https://uz.plus-forum.com/

ПЛАС-Форум проходит при поддержке Центрального банка Республики Узбекистан

Форум соберет на своей площадке широкий круг признанных экспертов банковской и финансовой отраслей, представителей регулирующих органов, ИТ-сферы, торгового ритейла и многих других. Своими взглядами и оценками на Форуме поделятся такие признанные эксперты рынка, как:

  • Илхомжон Абдугафаров, заместитель председателя Центрального банка — член Правления, Центральный банк Республики Узбекистан
  • Кристина Дорош, вице-президент, региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане
  • Талгат Аюпов, председатель Правления, Tenge Bank
  • Роберт Кортнидж, независимый консультант
  • Александр Боронин, серийный предприниматель, CEO и фаундер, CollectiveWeb USA, Metaverse
  • Сами Зафар, директор Edgar, Dunn & Company
  • Сергей Гимадиев, председатель Правления, Uzum Bank
  • Шухратбек Курбанов, директор, платежная система HUMO
  • Ляззат Сатиева, Председатель Правления, Евразийский банк
  • Айдос Жумагулов, советник председателя Совета директоров, Freedom Finance Bank Kazakhstan
  • Улугбек Таваккалов, заместитель председателя Правления, Tenge Bank
  • Андрей Дементьев, руководитель направления кибербезопасности, DataMesh Group Австралия
  • Улугбек Таваккалов, заместитель председателя Правления, Tenge Bank
  • Вячеслав Пак, первый заместитель директора, Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан
  • Олжас Сатиев, основатель, Центр анализа и расследования кибератак (ЦАРКА)
  • …и многие другие

В выставочной части ПЛАС-Форума будут представлены решения, технологии и сервисы ведущих компаний-вендоров из целого ряда стран мира.

За полтора десятка лет своей работы площадка ПЛАС-Форумов показала себя идеальным местом для поиска новых клиентов и развития отношений с существующими. По отзывам самих участников, ПЛАС-Форумы — прекрасный инструмент поддержания и развития брендов компаний, приобретения новых бизнес-контактов с участниками индустрии, а также регуляторами рынка.

DSC08777.webp
Фото с ПЛАС-Форума «Финансы, банки и ритейл - 2022», PLUS-Event

Станьте и Вы частью масштабного события в сфере Digital и цифровизации! Успейте зарегистрироваться на Международный ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие», который, как уже отмечалось, пройдет 21–22 июня 2023 года в столице Узбекистана. Регистрация доступна по ссылке.

До встречи на Форуме в Ташкенте!

Рубрика:
{}RegTech

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube