3 апреля 2023, 16:59
Количество просмотров 2597

Первый квартал 2023-го. От «продаваемого» трансграна до дорогого импортозамещения?

Какими трендами и ключевыми событиями ознаменовался первый квартал 2023 года в целом – как в России, так и в странах СНГ?
Первый квартал 2023-го. От «продаваемого» трансграна до дорогого импортозамещения?

«Непродажный» Райффайзен?

Некоторое время трансграничные платежи в долларах США и евро в своей массе осуществлялись через три работающих в РФ банка, одним из которых был Райффайзенбанк. Однако после вступления в силу очередного пакета антироссийских санкций Райффайзенбанк остался практически единственной банковской структурой, через которую проходило до 50% платежей в «токсичных валютах». Напомним, что Райффайзенбанк вместе с лизинговой, страховой и управляющей компаниями представляет в России австрийскую группу RBI (Raiffeisen Bank International). В подразделениях компании здесь работает более 9000 человек.

Raiffeisen_bank.webp
Фото: Epifantsev/Wikimedia

И вот в самом конце марта RBI заявил на своем сайте, что рассматривает вариант продажи российского подразделения или как минимум его вывода из структуры группы.

Судя по всему, мы имеем дело с разнонаправленной задачей — с одной стороны, необходимо соблюсти интересы акционеров, в текущих условиях получающих львиную долю прибыли именно от работы на российском рынке, а с другой — найти подходящего покупателя.

Нетрудно догадаться, что такой потенциальной сделке может серьезно воспрепятствовать государство, прекрасно понимающее, какие проблемы последуют для российского бизнеса с продажей не просто одного из наиболее социально значимых банков, но и ключевого «трансграничного шлюза». В свою очередь, согласно самым смелым предположениям отдельных экспертов, московский Райффайзенбанк может сыграть роль своеобразного, хотя и несравненно меньшего по объемам, «залога» в отношении замороженных на Западе 300 млрд долл. российских фондов. Как бы то ни было, перспектива продажи банка в этих условиях остается как минимум туманной. Хотя бизнесам, выполняющим свои трансграничные расчеты через Райффайзенбанк, в любом случае стоит задуматься об альтернативе.

Заграница нам поможет?

Сразу оговоримся, что китайские банки на эту роль пока никак не подходят. АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА», представляющий в РФ Bank of China, предлагает россиянам (как физлицам, так и юрлицам) время обслуживания до 14:00, что, мягко говоря, не совсем удобно. Что же касается мобильных приложений китайских банков, то в своем большинстве они до сих пор не имеют русифицированных версий.

Таким образом, говорить о приходе в Россию китайского банковского сектора с намерением развернуть свою сеть и обеспечить сколько-нибудь массовое обслуживание клиентов пока не приходится.

Возможно, причиной тому служит не слишком значительный масштаб российского рынка для крупных китайских игроков — как с точки зрения численности потенциальной клиентской аудитории, так и в плане объемов капитала.

В целом нельзя не отметить, что российский бизнес достаточно быстро сориентировался в ситуации, и большинство заинтересованных компаний — российских экспортеров и импортеров — за последние 6–8 месяцев открыли свои зарубежные филиалы в странах СНГ, в первую очередь на рынках Центральной Азии, а также в Арабских Эмиратах. При этом они четко разделили свои бизнес-процессы на внутрироссийские и зарубежные — именно такой подход обеспечивает им сегодня сравнительно устойчивое существование.

Ценовые войны между банками пока неактуальны?

Есть ли реальные предпосылки для ценовой войны между банками на фоне ухудшения конъюнктуры, о которой говорят отдельные эксперты? В том числе к таким выводам пришли эксперты FINIX YnP в рамках своего недавнего анализа банковского сектора России — согласно их выводам, темпы цифровизации российских банков, а также низкий порог для перехода клиентов сформировали ситуацию, в которой в среднем каждый клиент обслуживается как минимум в 2,5 банка, что обостряет конкуренцию и формирует предпосылки для деградации прибыльности некоторых организаций.

Действительно, ни для кого не секрет, что сегодня российские акционеры, традиционно радеющие за развитие своего бизнеса, практикуют еженедельный мониторинг условий обслуживания в различных банках. Большинство из них прекрасно понимает, что их банк в любой момент может попасть под санкции со всеми возможными ограничениями для бизнеса, поэтому заранее прорабатывает вариант открытия так называемых резервных счетов еще в одном или даже в двух банках. В то же время к ценовым войнам эта ситуация прямого отношения не имеет, поскольку сгенерирована сугубо геополитикой.

Вместо конкуренции — административный ресурс?

А вот зато в таком ответственном направлении, как импортозамещение, ценовые злоупотребления, по мнению экспертов, действительно становятся реальностью. Например, по некоторым оценкам, с марта 2022 года цены на российское программное обеспечение (ПО) выросли на 30–50%, при этом сами разработчики оценивают их рост в 10–15%. На фоне реальных инициатив отдельных добросовестных отечественных вендоров попытки собрать «на коленке» некий российский продукт с целью продавать его затем участникам рынка в несколько раз дороже рыночной цены с жестким использованием административного ресурса, к сожалению, действительно имеют место. Эта проблема касается и оборудования, и софта, и о ней сегодня нужно заявлять как можно громче, поскольку она представляет собой не меньшую опасность, чем сами санкции. Надеемся, что со стороны государства в ближайшем будущем последуют соответствующие действенные меры, которые помогут навести порядок на и без того испытывающем не лучшие времена рынке. Возможно, единственным исключением в этом плане является сегмент POS-терминального оборудования, на котором благодаря присутствию значительного количества китайских производителей сохранилась здоровая конкуренция.

Что показал «Digital Kyrgyzstan»?

В заключение вспомним еще об одном событии конца первого квартала 2023 года — новом Международном ПЛАС-Форуме «Digital Kyrgyzstan», с итогами которого вы можете ознакомиться в этом номере. Как продемонстрировал первый опыт, в Кыргызской Республике имеется все необходимое для регулярного проведения мероприятий такого масштаба, а именно: масштабная заинтересованная аудитория из представителей различных бизнес-отраслей и государственных структур, множество актуальных тем и, конечно же, достойные эксперты, готовые их освещать!

IMG_6931.webp
Фото: PLUS Event

Как отмечают сами участники «Digital Kyrgyzstan» из числа вендоров, традиционным преимуществом ПЛАС-Форумов в целом и нынешнего мероприятия в частности является состав аудитории, львиную долю которой составляют начальники отделов и департаментов банков — т. е. среднее звено руководства. Да, их доля среди делегатов ПЛАС-Форумов по понятным причинам значительно выше, чем, например, вице-президентов и других топ-менеджеров, принимающих окончательные решения. Однако именно данная категория банковских менеджеров формирует предложения о закупках того или иного продукта или сервиса, выступая своего рода важнейшим шлюзом между вендором и банком. И ее широкое присутствие на ПЛАС-Форумах заставляет говорить об этих мероприятиях как о достаточно эффективных площадках для анонсирования и продвижения продуктов, а также создания новых деловых связей.

На этом фоне напоминаем, что одно из ключевых межотраслевых мероприятий региона Центральной Азии — Международный ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл. Трансформация и взаимодействие» — состоится в столице Узбекистана г. Ташкенте уже в июне! Ждем Вас на нашем мероприятии!

Рубрика:
{}Банки и МФО

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube