Организационный редизайн крупного иностранного банка. Часть 1-я
В первой части настоящей статьи рассмотрим точку отплытия, оценим варианты смены курса, сделаем теоретические выкладки. В продолжении представим результаты практического внедрения, ответы на возникшие возражения, итоги, достигнутые в моменте и ожидаемые в перспективе.
Оценим внешние факторы: высокие 14 палуб обслуживающего персонала и 300 млн пассажиров, доверивших банку-лайнеру капиталы. Синоптики предвещают разнообразные погодные условия, непредсказуемые сложности, ограничения в ресурсах. Путешествие затянется на десятилетия.
В силу исполинских размеров увидеть воочию и лично пообщаться со многими матросами и офицерами возможность отсутствует, поэтому будем обходиться обезличенными цифрами, диаграммами, графиками, соблюдая осторожность в принятии резких судьбоносных решений.
Сформулируем принципы изменений судна:
- Уменьшим количество экипажа — снизим эксплуатационные расходы.
- Увеличим скорость обратной связи и принятия решений — отточим маневренность.
- Оптимизируем связанные ресурсы — перераспределим излишки между акционерами.
- Сделаем структуру ниже и шире — повысим устойчивость, управляемость, плавучесть.
- Повысим нормы управляемости — сильнее нагрузим руководителей, чтобы платить больше.
Определим принципы изменений:
- Называем вещи своими именами: менеджер с малым количеством подчиненных или движущийся сольно — не управленец, он не добавляет ценности коллективу.
- Продвигаемся по структуре снизу вверх — определяем разумное распределение функционала, ответственности, количества работы.
- Тщательно анализируем приносимую пользу — не будем полагаться на документацию, станем инициировать управляемые конфликты.
- Привносим обновления в несколько волн — вода камень точит, постепенно получим поддержку даже со стороны противников.
- Не выплескиваем с водой ребенка — не делаем проект ради него самого, готовимся к принятию единичных компромиссов.
Поинтересуемся состоянием, настроем, вдохновением команды в точке старта — проведем опрос вовлеченности сотрудников. Зададимся целью оценить примерную длительность работы, вероятность успеха, масштаб преобразований, если запускать водоворот изменений сейчас.
Оценим результаты общения — больше пятой части команды поделились мнением. Показатель неидеален, но приемлем для коллектива в сотни тысяч человек. Сравним с «коллегами по цеху» на других рынках — окажемся в первом квартиле.
Сфокусируемся на причинах неудовлетворенности:
- Непрозрачность. Пути вверх по карьерной лестнице перекрыты и неявны.
- Оторванность. Материальная стимуляция и плоды работы не взаимосвязаны.
- Непонимание. Сотрудники не знают, как реализоваться и заработать в полную силу.
- Безразличие. Команда не видит своей значимости, не получая поощрений начальства.
- Растерянность. Увлеченность отчетами и комитетами выхолащивает суть деятельности.
Проанализируем структуру подчиненности, озадачимся поиском ответов на вопросы:
- С чем, вероятно, столкнемся в процессе преобразований, к чему это может привести, каковы худшие последствия?
- Где, как, насколько отличается текущее состояние от аналогичных в отрасли: количество уровней, диапазон контроля?
- Каким образом будут происходить изменения организационной пирамиды во времени, например, по диапазону контроля?
- Насколько критично будет изменяться наше представление о ситуации по мере уточнения данных по направлениям, функционалу, особенностям принятия решений?
- Как минимизировать риски саботажа, выражающегося в манкировании обязанностями, игнорировании регламентов, привлечении нежелательных влиятельных посредников?
Рассмотрим статьи расходов:
- Каковы затраты на старте проекта?
- Когда и как происходило изменение ситуации?
- Сколько доступных рычагов управления потерями?
- Какие результаты оценки по уровням, функциям, направлениям бизнеса?
- На чем сконцентрироваться в первую очередь, на что обратить внимание после?
Озаботимся повышением производительности труда:
- Количество персонала достаточно для желаемого на выходе результата?
- Где и по каким принципам целесообразно пересмотреть показатели эффективности?
- Стоит ли разбираться в причинах появления малых команд и одиночных небожителей?
- Что можно автоматизировать, вывести за пределы организации, передать посредникам?
- Как изменялась производительности во времени, по функциям, по направлениям бизнеса?
Обозначим план улучшения организационной структуры:
- Сформируем базу знаний, данных, фактов.
- Согласуем принципы с офицерами.
- Разработаем новую фактуру.
- Заполним структуру.
- Отследим прогресс.
Подготовим предварительный анализ, выделим особенности исходной организационной структуры. Дополним расчетной оценкой потенциала улучшения. Очертим возможности, принципы, ограничения доступных преобразований.
Переформатируем работу бизнес-единиц:
- Пересмотрим штатное расписание.
- Подсветим места нехватки ресурсов.
- Выработаем правила взаимодействия.
- Обновим список выполняемых функций.
- Переопределим географические регионы.
Приступим к реинжинирингу. Зададим нормы управляемости: эффективно управлять командой из 9 человек. Больше — сложно, дорого, опасно. Меньше — экономически нецелесообразно, увеличивает скорость передачи информации, замедляет реакцию на события.
Спрямим внутренние коммуникации — проведение линий судового машинного телеграфа приведет к слаженной работе команды. Постоянное отслеживание используемых ресурсов снизит перерасход, кадровое обновление прибавит сил, выносливости, квалификации.
Подровняем организационные уровни (см. рис. 1) — выстроим справедливые линии соответствия грейдов и занимаемых должностей. Позаботимся об оказавшихся за «бортом» — переведем полезных в другие подразделения, предложим повышение или разумную компенсацию.
Удовлетворимся промежуточным результатом в виде сокращения до десяти уровней управления (см. рис. 2) — лучше, чем было, при этом будем ориентироваться на путеводную звезду в семь палуб: обзорность лучше, вес меньше, маневренность выше. Надеемся на лучшее, но остаемся реалистами.
Наведем порядок в количестве менеджеров (см. рис. 3), учтя обнаруженные несуразности:
- Экспаты, не знающие языка, имеют единственного подчиненного с командой.
- Четверть командует 1–4 членами экипажа — скорее помощники, а не руководители.
- Обязательства и ответственность размыты в силу значительного количества комитетов.
- Продвижение по службе используется как вознаграждение: без увеличения полномочий.
- У 4792 руководителей в подчинении более 20 человек — дисбаланс и перегруз очевидны.
Скорректируем количество подчиненных на менеджеров-бригадиров — переформируем отряды бравых матросов, кочегаров, механиков. Старательным повысим ранг, способным подтянем квалификацию, ленивых попросим сойти на берег в ближайшем порту.
Обратим внимание на отделения массовых специальностей (см. рис. 4) — зададим ограничение для приглядывающих в 40 человек на подразделение. Прогнозируем получить снижение нагрузки на старательных линейных руководителей и в перспективе ближайших недель получить результаты:
- Снос нефункциональных палуб сделает корабль легче и конкурентнее.
- Сотрудники скорее вернутся к работе, меньше простоят в ожидании указаний.
- Уменьшится очередь запросов к начальникам — решения будут приниматься быстрее.
- Акционеры получат маневренное судно, на зависть соперникам в стране и за рубежом.
- Матросы усерднее заработают, официанты вежливее обслужат, клиенты будут довольнее.
Обозначим условия подсчета экономики нововведений, перечислим места поиска выгоды:
- Подсмотрим в штатном расписании расходы на персонал — ФОТ.
- Оценим бонусы менеджеров верхнего и среднего звена — ПБР.
- Просуммируем средства на повышение квалификации — СПК.
- Подобьем административно-хозяйственные расходы — АХР.
- Учтем представительские: транспорт и проживание — РТП.
Зафиксируем критерии:
- За точку отсчета ПБР примем предыдущий год.
- Исключим менеджеров с 1–4 подчиненными.
- Повышение квалификации не сокращаем.
- АХР временно не будут изменяться.
- Представительские повысятся.
Запустим подсчет снижения затрат по направлениям:
- Годовые вознаграждения среднего и высшего командования.
- Премирование матросов за выполнение планов.
- Издержки на поиск, наем, обучение, увольнения.
- Административно-хозяйственные расходы.
- Средства на проведение комитетов.
Запланируем ожидание первого значимого результата через 11 месяцев от старта проекта. Финальные показатели экономии клиент получит в течение нескольких последующих лет при должном поддержании порядка и жестком соблюдении правил, принципов и моделей.
Анализ и приготовления завершены, данные и статистика получены, путь изменений намечен.
В следующей части статьи ознакомим с результатами преобразований и особенностями выбора новой операционной модели: распределенная по бизнес-единицам или интегрированная.