10 октября 2023, 17:15
Количество просмотров 1606

Единая биометрическая. На пороге перезагрузки!

О сегодняшнем дне и планах дальнейшего развития Единой биометрической системы, в том числе в направлении платежных сервисов, журналу «ПЛАС» рассказывает генеральный директор Центра биометрических технологий (оператор ГИС ЕБС) Владислав Поволоцкий.
Единая биометрическая. На пороге перезагрузки!

ПЛАС: Единая биометрическая система (ЕБС) — один из ключевых проектов цифровой инфраструктуры. Как меняется ее значение сегодня, в разрезе модернизации российского платежного рынка, задач импортонезависимости в сфере ИТ, продолжения внедрения новаций в банковской сфере, а также появления новых рисков и ужесточения санкций?

В. Поволоцкий: В нынешних условиях развитие отечественных информационных решений приобретает особую значимость. Доверие к иностранным сервисам, даже тем, которые остались в России, сильно пошатнулось. Это коснулось различных технологических платформ, а не только платежных систем, как может показаться на первый взгляд.

С самого начала Единая биометрическая система создавалась для повышения доступности услуг. Услуги с идентификацией по биометрии будут становиться все удобнее, но при этом их защита должна оставаться на самом высоком уровне. Наша система всегда использовала российские криптографические средства защиты, поэтому уход некоторых компаний из России не отразился на самом важном — безопасности данных, которые хранятся в ГИС ЕБС.

При этом проблемы, связанные с работой зарубежных сервисов, нам удавалось оперативно решать. Например, сегодня наше приложение «Госуслуги Биометрия» доступно во всех магазинах приложений, никто не ограничивает его работу. Это позволяет нам активно выводить новые услуги и привлекать больше пользователей.

ПЛАС: Расскажите, какие задачи стоят перед Единой биометрической системой сегодня. Как сейчас развиваются биометрические технологии и как в этом участвует банковская сфера? Несколько слов о технологическом развитии финансового рынка, доминирующих на нем технологических трендах в целом?

В. Поволоцкий: В 2023 году мы перешли на работу по новым правилам в соответствии с 572-м федеральным законом. Банки и другие организации, которые хранят биометрию граждан, должны передать данные в ГИС ЕБС. Организации, которые планируют оказывать услуги по биометрической аутентификации, должны получить аккредитацию Минцифры. Сама биометрия, включающая две модальности — лицо и голос, будет храниться только в ГИС ЕБС под защитой.

Согласно федеральному закону, все организации обязаны уведомить своих клиентов о передаче биометрии в ГИС ЕБС. В течение 30 дней после уведомления клиент может отказаться от передачи данных, тогда биометрия в ГИС ЕБС не поступит. Если гражданин не увидит сообщение или не успеет отказаться в установленный срок, он сможет это сделать в личном кабинете портала Госуслуг в любое время — вся информация о сданной биометрии отражается в личном профиле в разделе «Биометрия».

Импорт биометрических данных, безусловно, ключевое событие в работе Центра биометрических технологий и наших партнеров в 2023 году. Мы готовы завершить импорт данных бесшовно: процесс их передачи никак не ограничит клиента банка в получении услуг. Это важная часть нашей работы, которая не видна пользователям.

Если говорить о сервисах для граждан, то в этом году мы сделали ставку на использование биометрии в качестве быстрого и удобного способа оплаты. Сейчас вместе с Банком России и НСПК готовимся к запуску пилотного проекта по биоэквайрингу, чтобы уже этой осенью у пользователей Единой биометрической системы появилась возможность оплачивать покупки в супермаркетах и онлайн-магазинах с использованием технологии распознавания лица.

ПЛАС: Несколько слов о биоэквайринге. Применение биометрии для расчетов в торгово-сервисной сети пока не получило широкого распространения — в чем, на ваш взгляд, причина?

В. Поволоцкий: Основная причина — в новизне технологии. Однако это очень перспективное направление. Мы видим большой интерес к нему со стороны ритейла. Причем не только от офлайн-сегмента — маркетплейсы тоже готовы активно внедрять биоэквайринг. Пользовательский опыт показывает, что потребители, которые предпочитают делать покупки в интернете, из массы способов оплаты выбирают самый удобный и быстрый, каким и является сегодня биоэквайринг.

В России вообще очень продвинутое в плане способов оплаты население. Вспомните, как у нас быстро стала популярна оплата телефоном, смарт-часами. Когда в России часы на кассе ни у кого не вызывали удивления уже почти во всех регионах, за рубежом — и даже в европейских столицах — все смотрели на это платежное устройство с удивлением. Когда иностранные компании закрыли нам доступ к этим сервисам, большинство людей вернулись к картам, которые уже стали казаться анахронизмом. Чтобы упростить платежный путь и сохранить позитивный клиентский опыт, банки начали внедрять QR-коды, а также стикеры на телефоны. Но и эти способы оплаты многим не показались удобными.

easy-and-wireless-yechnology-payment.webp
Фото: Freepik

На сегодняшний день, если говорить об удобном способе оплаты покупок, у биометрии просто нет конкурентов. Ваша биометрия всегда при вас: вы не можете ее потерять, забыть дома, как кошелек или тот же телефон. У вас не могут ее украсть, таким образом, вы защищены от карманников и грабителей.

Мы развиваем множество сервисов, но биоэквайринг — это именно то направление, которое имеет неограниченный потенциал. Человеку достаточно попробовать несколько раз оплатить покупки по биометрии, и он сразу поймет, насколько этот сервис удобен. Понятно, что первое время у граждан может быть недоверие к новой технологии, это абсолютно нормально. Мы умеем обеспечивать защиту технологических и платежных операций, а оплата по биометрии — это процесс, который защищен буквально со всех сторон.

ПЛАС: Какие способы повышения популярности ЕБС среди населения сегодня рассматриваются?

В. Поволоцкий: Единая биометрическая система с момента своего создания привлекала много внимания — новые технологии, новый формат данных. Мало кто из граждан понимал, как система будет работать, для чего будут использоваться данные, — все искали в этом какой-то тайный смысл. В то же время люди спокойно использовали свою биометрию на импортных смартфонах и компьютерах, совершенно не беспокоясь, что иностранные корпорации уже много лет владеют информацией о пользователях.

С появлением соответствующего федерального закона информации о принципах работы ГИС ЕБС стало больше, регулирование стало более прозрачным. Сейчас наша задача — объяснить людям, что биометрия используется только для оказания услуг, и сделать так, чтобы у них сформировался положительный клиентский опыт. Для этого мы увеличиваем количество сервисов, доступных по биометрии, упрощаем процедуру регистрации, продолжаем пристально следить за безопасностью.

ПЛАС: В какой мере современная российская законодательная база соответствует целям и задачам развития ЕБС — нужны ли какие-либо обновления, поправки и принятие дополнительных законов?

В. Поволоцкий: Принятый в декабре 2022 года федеральный закон № 572 сыграл важную роль в развитии биометрических технологий в стране. Было много вопросов к безопасности коммерческих биометрических систем. Требовались единые стандарты работы. Нужно было сделать так, чтобы государство могло с уверенностью сказать: ваша биометрия защищена, данные в безопасности. А это можно сделать только после того, как кто-то сможет взять на себя ответственность за всю биометрию в стране. И мы как оператор ГИС ЕБС готовы это сделать. Мы уверены в криптографии, которую используем, тщательно продумываем безопасность каждого нового сервиса, отслеживаем защищенность тех услуг, которые уже доступны гражданам.

ПЛАС: Справедливо ли утверждать, что биометрия на нынешнем уровне может быть эффективно использована для двухфакторной аутентификации клиентов, но не в качестве единственного фактора? Или сегодня это заявление требует коррекции? Какова сегодня точность биометрической идентификации по лицу в условиях массового применения — по некоторым данным, она не превышает 93%?

В. Поволоцкий: Точность идентификации и аутентификации, согласно приказу Минцифры, должна быть не меньше 0,9999. Мы часто говорим, что не меньше 99,99% — это звучит понятнее для большинства. По факту точность даже выше, так как в нашей системе используется несколько алгоритмов распознавания одновременно.

Да, действительно, сегодня мы рассматриваем для услуг по биометрии дополнительные способы защиты, например, ПИН-коды или пароли. Разумеется, комбинация двух факторов — пароля и биометрии — еще надежнее. Но это в большей степени касается сложных операций, например, связанных с расчетами. Простые услуги, такие как вход на какой-либо ресурс или оплата проезда, предполагают простоту клиентского пути, поэтому биометрия здесь подходит как нельзя лучше.

Идеальным решением для пользователя была бы единая, но надежная авторизация. Когда не нужно придумывать сложные пароли для разных сайтов, носить с собой разные карточки для покупок и так далее. Авторизация по лицу в этом плане — универсальное и безопасное решение.

ПЛАС: ЦБТ и Сбер договорились о технологическом партнерстве в рамках совместной инициативы по развитию биометрических сервисов. Расскажите о ней подробнее. Каковы цели и задачи проекта, роли участников, масштабы и этапы?

В. Поволоцкий: В мае 2023 года ЦБТ и Сбер заключили соглашение о технологическом партнерстве, которое предполагает тесное взаимодействие и поддержку при разработке биометрических технологий и сервисов. Мы изучаем опыт банка, внедренные сервисы, оцениваем их клиентоориентированность.

У Сбера многие клиенты активно пользуются биометрией. В ГИС ЕБС в рамках проекта попадут данные только тех из них, которые дали согласие на такую передачу. Как и во всех других случаях, импорт никак не отразится на качестве предоставляемых услуг по биометрии. Нам важно, чтобы все технические процессы прошли бесшовно, то есть абсолютно незаметно для пользователей. После импорта клиенты банка смогут получать не только свои привычные сервисы, но и другие услуги, доступные для пользователей ГИС ЕБС.

Мы работаем с партнерами по разным направлениям. Например, вендоры обращаются к нам, чтобы протестировать биометрические алгоритмы. Вместе мы также прорабатываем возможность использования других модальностей для оказания услуг по биометрии. С ведущими разработчиками в области информационной безопасности мы разрабатываем типовые решения, которые упрощают подключение к ГИС ЕБС. Это стационарное решение — ТИБ (Типовое решение по информационной безопасности  — прим. Ред.), облачное — ОТИБ (Облачное типовое решение по информационной безопасности — прим. Ред.), криптографический модуль КриптоSDK для встраивания в мобильные приложения. Эта история не только про бизнес, но и про технологии, науку, безопасность.

ПЛАС: Сегодня по биометрии уже можно удаленно зарегистрировать бизнес. Расскажите более подробно о технологии «Госключа»?

Кибернетический «Госключ» в представлении нейросети

В. Поволоцкий: «Госключ» — приложение семейства Госуслуг, которое помогает подписывать документы и совершать сделки онлайн. В этом году мы с «Госключом» запустили сервис получения сертификата Усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) по биометрии ГИС ЕБС. УКЭП позволяет, например, подписать комплект документов для открытия бизнеса на сайте ФНС России. При этом посещать ведомство и приносить документы лично не нужно. Мы видим, что популярность такого сервиса постоянно растет. По данным ФНС, к такому способу подачи документов с начала этого года обратились уже 46 тыс. человек.

Также в планах создание суперсервиса «Открытие бизнеса онлайн», в рамках которого юридическим лицам можно будет дистанционно открывать счет и получать электронную подпись. Это можно будет сделать в режиме «одного окна» на сайте ФНС России, не посещая сайты банков и другие ресурсы.

ПЛАС: Что изменилось для бизнеса с внедрением ЕБС? Какие возможности появились у компаний и предпринимателей?

В. Поволоцкий: Для бизнеса внедрение биометрии имеет ряд плюсов. Ее использование упрощает клиентский путь, дает возможность предоставлять услуги дистанционно. С биометрией бизнес сокращает издержки. Технология требует минимум затрат на обслуживание офисов за счет перевода части клиентов в онлайн. При этом в каждой сфере у биометрии свои преимущества. Например, в банках не нужно тратить время на повторную проверку документов, если клиент уже прошел идентификацию. Магазины и супермаркеты смогут сократить очереди, внедрив оплату по биометрии на кассах самообслуживания. С масштабированием биометрии по всей России компании смогут работать с жителями удаленных населенных пунктов.

Со временем биометрия будет набирать популярность в разных сегментах, но уже сейчас технология позволяет бизнесу получить конкурентные преимущества. Сейчас самое время обратить внимание на развитие сервисов биометрии для сотрудников и клиентов. Это действительно удачная инвестиция.

Рубрика:
{}Биометрия

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube