26 сентября 2022, 14:15
Количество просмотров 15024

Есть ли будущее у NFT

На этот вопрос отвечает Герберт Шопник, директор по развитию бизнеса Web3 Tech, основатель NFT-агентства Digital Art EXPO и телеграм-канала Digital ART & NFT, а также организатор первых выставок NFT в России.
Есть ли будущее у NFT

NFT как явление стремительно распространяется в мировом сообществе, проникая во многие сферы социальной и экономической активности, хотя еще пару лет назад эта аббревиатура была известна лишь узкому кругу блокчейн- и крипто-энтузиастов.

Смотрите в видеоролике выступление Герберта Шопника на 12-м ПЛАС-Форуме «Платёжный бизнес», где он рассказал о текущем состояние в отрасли распределённых финансов, об основных трендах и наиболее вероятных сценариях развития:

Невзаимозаменяемый токен (non-fungible token, NFT) — это уникальный цифровой актив, созданный и сохраненный в публичной блокчейн-сети. В отличие от равнозначных токенов каждый NFT может содержать уникальный контент и обладать разной ценностью.

В вашем окружении тема NFT, вероятно, уже затрагивалась в разговорах, даже если вы сами пока не приобретали и не создавали NFT и вообще далеки от криптовалют и блокчейн- технологий. Среди ваших друзей, возможно, найдутся те, кто уже пробовал «бегать» в NFT-кроссовках, интересовался криптопанками (CryptoPunks) или «скучающими обезьянами» (Bored Ape Yacht Club).

01-5.jpg
Фото: Marco Verch / ccnull.de

Объем торгов NFT за 2021 год составил, по разным оценкам, от 26 до 41 млрд долларов США. Ожидается, что к 2030 году объем торгов увеличится до 240 млрд долларов.

NFT как неотъемлемая часть Web3

Интересно наблюдать за тем, как тема NFT приковывает внимание людей и компаний, которые ранее технологией блокчейн не интересовались. NFT основаны на блокчейне и вобрали в себя все его преимущества, такие как неизменность, прозрачность аудита и смарт- контракты. Полагаю, что NFT, как инструмент, раскрывает уникальные возможности, которые предоставляет технология блокчейн, стал тем самым катализатором и проводником непростой для понимания технологии для широкой аудитории и бизнеса. При этом именно NFT наглядно показали работу такой бэкенд- технологии, как блокчейн.

Со временем люди оценили преимущества блокчейна благодаря NFT: любой желающий может изучить историю каждого отдельно взятого NFT на маркетплейсе, посмотреть, кто и когда его создал. Это просто и наглядно. Информация остается неизменной. Многие убедились в преимуществах блокчейна на примере NFT и бросились изобретать новые, как им кажется, сценарии его применения. Появились, например, NFT-дипломы о высшем образовании. Тем не менее это далеко не новые решения, подобные сценарии прорабатывались и внедрялись еще раньше в рамках применения блокчейна. Технологии распределенных реестров (блокчейн) применяются не только в сфере криптовалют, но и во многих других отраслях, в том числе в бизнесе и в госсекторе. Россия — одна из немногих стран мира, где технология блокчейн находит широкое применение: от создания реестров дипломов в нескольких вузах до блокчейн- системы ФНС, которая охватывает более 50 банков; от платформ по продаже авиабилетов и оплате топливозаправки самолетов до блокчейн- систем голосования на выборах, в которых учитываются голоса более миллиона избирателей.

Поэтому NFT не стоит рассматривать лишь в качестве конъюнктурного увлечения узкого круга энтузиастов, на самом деле область применения невзаимозаменяемых токенов намного шире. Принято считать, что NFT зародились в 2017 году вместе с появлением сети Ethereum и смарт- контрактов. Тем не менее еще в 2014 году был публично представлен связанный с графическим изображением токен Quantum от Кевина Маккоя (Kevin McCoy), созданный и записанный на блокчейне и обладающий свой ствами современных NFT. О технологии блокчейн большинство людей узнало благодаря появлению первой в мире криптовалюты. Описание принципов функционирования сети биткоина, основанной на технологии блокчейн, было представлено в конце 2008 года, а в январе 2009 го был создан первый блок в этой сети. Появлению технологии блокчейна и биткоина предшествовало около 40 лет (!) исследований, научных статей, экспериментов, описания стандартов сетевых протоколов, криптографии и цифровых денег.

Таким образом, можно сказать, что NFT являются продуктом эволюционного развития технологии блокчейн и ее массового распространения (mass adoption). В настоящее время NFT выступает неотъемлемой частью более масштабной глобальной тенденции по развитию направления Web3, которое охватывает концепции децентрализации и токенизации экономики.

Если еще недавно идеи и инструменты Web3 (например, DeFi, DApps, DEX, DAO) развивались обособленно от традиционной корпоративной бизнес-среды, то в настоящее время развитие в этих направлениях принимает общие взаимодополняющие формы. Уверен, что такая тенденция сохранится в ближайшие годы, и мы будем наблюдать все больше примеров распространения Web3 в корпоративном секторе. В этом контексте совершенно не удивляет всплеск интереса со стороны организаций и брендов к темам NFT и метавселенных.

Несмотря на временный спад активности в сегменте криптовалют, вызванный падением их котировок, NFT-проекты продолжают появляться с завидной регулярностью, практически каждый день. Покупатели становятся более избирательными, а сами проекты более сложными и интересными, пытаясь привлечь внимание потенциальных коллекционеров и участников NFT-сообщества. Этот рынок еще очень молод и подвержен волатильности. Летом 2021 года на нем так же наблюдались затишье и стагнация, тем не менее уже к осени рынок NFT выстрелил с новой силой и достиг рекордных объемов.

Экосистема NFT продолжает привлекать инвестиции, что указывает на формирование более зрелого рынка. В июле 2022 года, например, американский стартап с российскими корнями Optic получил первые 11 млн долл. США по результатам посевного раунда привлечения инвестиций. Optic предлагает решение, которое помогает контролировать авторские права в среде Web 3.0 и распознавать NFT-контент с использованием искусственного интеллекта. Другой проект — Pinata, предлагающий надежное хранение файлов для NFT, привлек инвестиции в размере 21,5 млн долл. США.

NFT и метавселенные

Из опубликованного недавно Gartner отчета Hype Cycle for Emerging Technologies 2022 следует, что феномен NFT пережил «пик завышенных ожиданий». В дальнейшем, по мнению Gartner, можно ожидать охлаждения в этом сегменте с выходом на плато продуктивности в течение следующих 2-5 лет, что является сравнительно небольшим сроком.

С экспертами Gartner спорить смысла, наверное, нет, однако я уверен, что в полной мере потенциал NFT далеко еще не раскрыт.

Почему я так считаю? С одной стороны, реализовано пока еще очень мало NFT-проектов, в которых используются уникальные смарт- контракты для реализации смелых идей как в творчестве, так и в бизнесе. С другой стороны, NFT проникает в новые сферы повседневной жизни и бизнеса, появляются новые индустриальные модели их применения.

В-третьих, нормативное регулирование NFT еще только разрабатывается в разных юрисдикциях; таким образом, рынок NFT может получить мощный импульс к развитию после того, как сами NFT будут признаны в правовом поле хотя бы в одной из развитых стран.

В-четвертых, неуклонно повышается количество людей, которые осознают ценность цифровых и виртуальных активов. И в пятых, NFT могут со временем трансформироваться в новые формы, которые мы сейчас даже не можем себе представить. Так, например, недавно было описано предложение SBT (Soulbound Token), которое дает новое представление о возможностях глобального применения NFT в контексте создания цифрового профиля личности. Это еще один отличный пример «нащупывания» удобного инструмента для сценариев использования блокчейна, которые рассматривались еще пять лет назад.

Если оценивать потенциал развития NFT в более длительной перспективе и с учетом всей предыстории, то здесь необходимо упомянуть тему метавселенных. Это еще одно очень интересное направление: Gartner полагают, что тема метавселенных находится в начальной стадии цикла с перспективой развития и выхода на плато продуктивности в течение следующих 10 и более лет. По оценкам признанных финансовых и консалтинговых компаний, емкость экосистемы метавселенных к 2030 году достигнет 5-10 трлн долл. США (McKinsey, Citigroup).

Как связаны между собой метавселенные и NFT? Очень просто: в виртуальных децентрализованных мирах NFT выступают в качестве эталонного инструмента подтверждения прав на виртуальные активы, будь то цифровая одежда, произведения искусства, музыка или недвижимость. Звучит фантастически, тем не менее мы говорим о совершенно реальных вещах: с помощью NFT сегодня совершаются сделки покупки и продажи виртуальных земельных участков, аватаров и новинок цифровой моды.

02-4.jpg
Неделя моды в метавселенной: демонстрация новой коллекции Джонатана Симхая (Jonathan Simkhai). Фото: Linden Lab / Flickr

Крупнейшие международные корпорации активно тестируют бизнес- модели на основе NFT и метавселенных, не стесняясь громко заявлять об этом, в то время как другие участники рынка только присматриваются и делают первые шаги. На самом деле крупные и средние организации (коммерческие, некоммерческие, благотворительные и пр.) демонстрируют нарастающий интерес к Web3. В этом контексте российский рынок не исключение: запросы на «приручение» NFT и метавселенных регулярно поступают от бизнеса и организаций даже из госсектора.

Если в криптосообществе NFT-проекты в основном направлены на спекулятивное извлечение прибыли, в мире искусства — на возможность для художников заявить о себе и расширить круг доступных коллекционеров, то для организаций и брендов список причин для использования NFT/метавселенных более широк:

  • маркетинг, PR;
  • привлечение и вовлечение новой аудитории;
  • новые каналы и способы коммуникации;
  • новые каналы продаж и позиционирования продукта;
  • позиционирование и репутация инновационной компании/бренда;
  • охваты труднодоступных аудиторий (поколения Альфа и Z) и сообществ;
  • community management и клубный доступ;
  • повышение лояльности клиентов и корпоративные программы лояльности;
  • выход на новые рынки;
  • привлечение финансирования и др.

Препятствия на пути массового использования в России

Тем не менее мы пока не наблюдаем активного использования NFT российскими организациями (Государственный Эрмитаж — скорее исключение). Так происходит по ряду причин:

  • непонимание принципов функционирования технологии и способов ее применения;
  • отсутствие экспертизы и специалистов;
  • нехватка нормативно- правовой базы в отношении криптоактивов и NFT в частности;
  • вытекающие из действующего законодательства риски;
  • запрет на использование криптовалют в качестве платежного средства;
  • юридические вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и результатами интеллектуальной деятельности;
  • финансовые вопросы и трудности учета цифровых активов на балансах компаний.
Читайте также:

К счастью, в России стали появляться продукты и сервисы, позволяющие решить вышеуказанные проблемы. Недавно ведущий российский блокчейн- интегратор Web3 Tech (ранее Waves Enterprise) открыл NFT-маркетплейс Raritet, специально созданный для организаций и частных лиц, позволяющий выпускать NFT-проекты в легальном юридическом поле, с продажей в том числе за руб ли. Кроме прочих, это решение может представлять интерес для музеев, галерей, фондов, ассоциаций и других организаций. 15 июля 2022 года на площадке Raritet состоялось награждение в рамках церемонии вручения премии Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО): впервые награды были вручены в виде NFT.

03-4.jpg

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube