9 марта 2022, 11:15
Количество просмотров 7086

Метавселенная: следующая интернет-революция уже завтра?

Метавселенная: следующая интернет-революция уже завтра?
Прошлогодняя смена компанией Facebook своего названия стала очередным свидетельством того, что виртуальная гонка в пространство метавселенной уже началась. Что несет с собой это онлайн-будущее для экономики, бизнеса, платежной индустрии и жизни социума? Имеем ли мы дело с очередным хайпом или следующей интернет- революцией? Где здесь может скрываться практическая выгода для пользователей и инвесторов? Этими вопросами задается Петр Кобелевский, портфельный управляющий банка Lombard Odier.

Когда в октябре 2021 года компания Facebook сменила название на Meta Platforms, слово «метавселенная» перестало быть термином лишь узкой технической сферы и вошло во всеобщий лексикон. Однако, несмотря на заманчивость концепции метавселенной в долгосрочной перспективе, мы считаем, что в настоящее время эта тема слишком раздута — точно так же, как когда-то ситуация с появлением 3D-печати, различных этапов мобильной связи 3G/4G/5G и интернета вещей.

Новый мир

Начнем с того, что единого определения «метавселенной» не существует. Слово составлено из двух частей: «мета» (что по-гречески означает «за пределами/после») и «вселенная». Предполагается, что это будет новая версия интернета.

Наиболее распространенное описание метавселенной звучит так: это пространство виртуальной реальности, альтернативной экономики или мира, в котором одни пользователи могут взаимодействовать с другими, не выходя из цельной и непрерывной компьютерной среды. Люди здесь чаще всего представлены аватарами: цифровым значком или фигуркой. Доступ к метавселенной можно получить с помощью различных устройств — компьютеров или смартфонов, но чаще очков и шлемов дополненной или виртуальной реальности.

Meta Platforms (бывшая Facebook) — одна из компаний, добившихся наибольшего прогресса в этом направлении. Ее подразделение Virtual Labs создало VR-гарнитуры виртуальной реальности (Oculus Quest), которые с этого года будут включать в себя некоторые элементы смешанной реальности, а также технологии отслеживания лица и взгляда. Кроме того, компания предлагает инструменты разработки (Spark AR), позволяющие создавать новые продукты виртуальной реальности. Интересный вариант использования предлагает приложение SuperNatural, входящее в состав Virtual Labs: оно представляет собой иммерсивный фитнес- сервис в виртуальной среде для Oculus Quest. Приложение ежедневно предлагает новые тренировки, которые переносят пользователя в разные места на планете, при этом с ним работает настоящий тренер по фитнесу.

Из чего строится метавселенная

Есть несколько уровней, необходимых для построения метавселенной. К ним относятся базовая инфраструктура, с возможностями подключения и вычисления, а также пользовательский интерфейс и виртуальная среда.

Наличие трехмерной среды и геопространственного отображения формирует ткань «расширенной реальности», которая представляет собой комбинацию смешанной, дополненной и виртуальной реальности. Большинство технологий, требуемых для создания такой экосистемы, уже существует. Но некоторые из них все еще находятся на стадии разработки. Вдобавок ко всему будут развиваться новые сервисы, для того чтобы создавать необходимый контент, продвигать его и делать доступным для обнаружения.

Окончательным выражением метавселенной станут пользовательский опыт и впечатления, куда вой дут игры, различные виды социального взаимодействия, шопинг, образование, а также мероприятия «в реальном мире» (например, спортивные соревнования и концерты).

01.jpg
Фото: Mirabella / Wikimedia

На данный момент есть только очень ограниченные примеры «прототипов» метавселенных. Лучшим из них может служить вселенная видеоигр, воплощенная в бесплатной игре Fortnite или созданной пользователями платформе Roblox. Обе они демонстрируют некоторые из вышеупомянутых характеристик: выходят за рамки просто «игрового контента», предлагая пользователям такие возможности, как виртуальные концерты или покупка цифровых активов.

Эволюция в Сети

Цель метавселенной — создать иммерсивный пользовательский опыт, стать преемником мобильного интернета. О чем бы ни шла речь — встречи, работа, игра, учеба или покупки, — метавселенные обеспечат потребление контента в реальном времени и взаимодействие людей в виртуальном пространстве.

Цифровая история эволюционировала от того, что наши дети назвали бы цифровым каменным веком (эпоха до интернета), ко всемирной паутине (доступ к контенту в любом месте, в любое время, любым способом), за которой последовал Интернет услуг, когда развитие ИТ-платформы дало толчок развитию электронной торговли, взаимодействию с потребителями и повышению производительности. Следующим шагом стало быстрое проникновение смартфонов, породившее вирусоподобное распространение соцсетей.

Сегодня технологии находятся не только в наших карманах, они повсюду вокруг нас — благодаря множеству подключенных устройств, оснащенных самыми разными датчиками и выходом в сеть (интернет вещей). Интернет перешел от этапа «людей, общающихся с людьми» к этапу «людей, общающихся с машинами», а затем «машин, общающихся с машинами». Эта эволюция радикально меняет человеческие отношения. Иногда технологии не просто дополняют наши навыки, но и заменяют нас, выполняя определенные задачи с неизменной точностью. С появлением метавселенной мы вот-вот вступим в новый этап, где центральное место снова займут виртуальные взаимодействия.

В чем заключаются основные сложности?

Поскольку технологические основы все еще развиваются, у нас пока нет единых стандартов совместимости множества метавселенных. На наш взгляд, это критический момент, поскольку потребители ожидают легкого и беспрепятственного перемещения между различными платформами, обмена виртуальными активами и пользовательским опытом, а разработчики — свободного выбора соответствующих кроссплатформенных инструментов.

02.jpg

Многим крупномасштабным платформам потребуется скорректировать свои бизнес-модели, чтобы они могли работать в рамках интероперабельной метавселенной. Важным моментом станет конфиденциальность и безопасность данных, учитывая большое количество личной информации в Сети. Еще один аспект — возможные проблемы, связанные с психическим здоровьем людей, если из-за нахождения в виртуальном мире пользователи начнут избегать общения в реальности.

Инвестиционный потенциал

Метавселенная — это действительно интересная технологическая возможность, однако время получения от нее ощутимых экономических выгод еще очень далеко. Мы отмечаем, что инвесторы склонны переоценивать влияние новых технологий в краткосрочной перспективе. Обычно фактические результаты отстают от ожиданий, поскольку развертывание и внедрение, как правило, оказываются сложнее и требуют больше времени, чем предполагается изначально.

Полагаем, что основными инвестиционными областями в конечном итоге станут компании, поставляющие ключевые строительные блоки и инструменты для поддержания инфраструктуры метавселенной. В настоящее время они используются для других целей, например, для цифровизации, облачных вычислений, искусственного интеллекта, графики видеоигр, что несколько снижает чистоту инвестиционной оценки. Первоначальный пользовательский опыт будет постепенно усложняться, но сегодняшний этап характеризуется значительными инвестициями и небольшой прибылью, поскольку отсутствие совместимости и стандартов препятствует более широкому распространению новых технологий среди потенциальных пользователей. Мы советуем инвесторам с осторожностью выделять деньги на эту тему, поскольку отдача от вложений может растянуться на 5–10 лет.

С 2025 года ключевые строительные блоки метавселенной должны стать достаточно зрелыми для того, чтобы начать создавать более конкретные инвестиционные возможности, особенно в сегменте пользовательского опыта и впечатлений. Учитывая все еще неопределенные сроки и динамику принятия новых технологий, мы считаем, что дополнительные возможности проявятся на этом более позднем этапе.

Что же касается нынешней ситуации, мы хотели бы предостеречь потенциальных инвесторов в метавселенную от завышенных ожиданий.

Рубрика:
{}Digital