9 марта 2022, 10:30
Количество просмотров 23000

Маркетплейс — новый нишевой продукт или мейнстрим?

Маркетплейс — новый нишевой продукт или мейнстрим?
ПСБ известен как один из активных участников нового канала дистанционных продаж проекта Банка России по организации системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и услуг, получившего название Маркетплейс. В беседе с Александром Чернощекиным, старшим вице-президентом — руководителем блока цифрового бизнеса ПАО «Промсвязьбанк», мы обсуждаем текущую ситуацию по статусу работ над проектом и перспективы его дальнейшего развития.

ПЛАС: Как, на ваш взгляд, изменил рынок дистанционных финансовых услуг Закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», утвержденный летом 2020 года?

А. Чернощекин: Сейчас зарегистрированы пять операторов финансовых платформ. На данный момент несколько продуктов онлайн запущено на Московской бирже, готовится к запуску Сравни.ру, и этот рынок только формируется. Мы находимся на самом старте проекта с Мосбиржей и присоединились к финансовой платформе Сравни.ру, однако уже сейчас банки по-новому смотрят на маркетплейсы, в том числе — как на дополнительный канал привлечения продаж розничных продуктов. Влияние маркетплейсов на рынок в целом будет усиливаться по мере роста объемов услуг и продуктов, которые будут ими предлагаться.

ПЛАС: Три года назад ПСБ присоединился к проекту «Маркетплейс», в рамках форума инновационных финансовых технологий Finopolis в Сочи подписав меморандум о сотрудничестве, целью которого является совместное развитие проекта. Как в целом вы оцениваете его эффективность на фоне не самых простых условий реализации?

А. Чернощекин: Коллеги активно работают над созданием заявленных сервисов, и мы считаем, что поступательный процесс реализации является наиболее оптимальным, так как позволяет учесть интересы всех сторон и предусмотреть все риски. Очевидно, что маркетплейсы открывают новые возможности для участников рынка: клиенты банка, находящиеся в любой точке мира, в режиме онлайн могут видеть предложения российских банков и других финансовых институтов, сравнивать их и дистанционно приобретать — в этом несомненное преимущество маркетплейса.

ПЛАС: В какой мере, на ваш взгляд, удается решать стратегическую задачу проекта, сформулированную регулятором, — осуществить технологический прорыв в финансовой сфере, причем не для одного игрока, а как новая инфраструктура для всего рынка?

А. Чернощекин: Повторюсь, мы сейчас находимся на начальном этапе запуска проекта, люди пока только оценивают новую площадку и новые способы размещения денег. В любом случае, мы наблюдаем формирование некой новой реальности, и потребитель точно выиграет от этого.

ПЛАС: Появились ли на сегодняшний день в системе «Маркетплейс» первые кредитные продукты?

А. Чернощекин: Сейчас такие продукты запустили только несколько банков на рынке, но активно ведется разработка еще у нескольких игроков. Мы тоже инвестируем в развитие этого направления и планируем продавать на маркетплейсе уже в первом квартале 2022 года полностью без визита в банк.

ПЛАС: По состоянию на декабрь 2021 года в реестр финансовых платформ проекта «Маркетплейс» было включено пять коммерческих организаций, которые самостоятельно, на собственные средства, развивают свои платформы. Насколько самодостаточен их сервис?

А. Чернощекин: Вероятно, их количество будет расти. Кроме того, в список продуктов маркетплейсов должны будут добавиться услуги юридическим лицам. С другой стороны, будет и экономический предел. Например, ситуация с ограниченным числом биржевых площадок или тех, кто занимается госзакупками в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, наглядно это демонстрирует. Тем более что самые востребованные из них закрывают до 90% рынка. Вряд ли их будет очень много, но точно больше, чем зарегистрировано сегодня. Думаю, что стандартизация требований, унификация API и универсальное подключение к маркетплейсам упростили бы вопрос интеграции: подключился к одному, и это значит, что можно работать с другими.

ПЛАС: Маркетплейс финансовых услуг — это не только удобство, но и безопасность. Какие шаги в этом направлении сегодня предпринимаются?

А. Чернощекин: При правильно выстроенной технологии защиты риск внешних угроз сводится к нулю, и над этим сейчас тоже ведется работа. Каких-то специфических рисков при продаже банковских продуктов через маркетплейс я не вижу.

ПЛАС: Какие перспективы ожидают финансовые маркетплейсы в нашей стране в ближайшем будущем?

А. Чернощекин: В целом маркетплейсы одинаково интересны и полезны как клиентам, так и банкам. Банки получают возможность привлекать на обслуживание новые целевые аудитории, дополнять традиционные каналы продаж — отделения, колл-центр, мобильные приложения или интернет-банк, а также развивать кросс-продажи розничных продуктов. Клиенты получают возможность приобретать финансовые продукты через сайты партнеров или агрегаторы, которые аккумулируют и предоставляют информацию от большого числа банков и позволяют сравнивать финансовые продукты, выбирая наиболее подходящие.

01.jpg
Фото: Freepik

Сотрудничество с маркетплейсами сегодня снимает географические ограничения в предоставлении банковских услуг, и у клиентов появляется круглосуточный дистанционный доступ к финансовым сервисам от более широкого числа поставщиков, что способствует развитию конкурентной среды.

Регулятор будет поддерживать конкуренцию между банками, и именно это позволяет финансовому рынку развиваться. Мы вряд ли увидим формирование монополий или дуополий.

Очевидно, что маркетплейсы — это перспектива на будущее, но станут ли они нишевым продуктом или мейнстримом, будет зависеть от того, насколько эффективным будет их продвижение, насколько интересными они будут для населения, насколько физические лица будут считать такой способ размещения денег удобным и полезным. Важно, насколько эта система сможет конкурировать с собственными каналами продвижения продуктов в банках — с тем же ДБО, но маркетплейсы, несомненно, найдут своего клиента: определенный объем продаж финансовых продуктов и услуг они заберут себе.

Рубрика:
{}Digital