9 марта 2022, 10:45
Количество просмотров 26432

BNPL – рассрочка по-новому, или Старые грабли в обновленном варианте?

BNPL – рассрочка по-новому, или Старые грабли в обновленном варианте?
BNPL — это финтех-сервис, дающий покупателям возможность моментально совершать покупки и оплачивать их равными долями в течение определенного периода времени. В ряде стран это направление уже получило существенное развитие и занимает 10–15% от всех онлайн-покупок физлиц. Пандемия также во многом способствовала росту популярности сервиса, который позволяет разбить сумму основного платежа на несколько равных частей.

Концепция BNPL (Buy Now, Pay Later) достаточно проста и близка к хорошо известным моделям рассрочки: вы совершаете покупку, вносите 20–30% от ее стоимости, а остаток оплачиваете равными частями в течение какого-то периода времени. Магазин при этом сразу получает полную сумму через оператора BNPL-сервиса.

Сегодня BNPL-сервисы предлагают два подхода:

  • Разделение платежей на небольшие суммы, которые нужно погасить за короткий период времени (например, недели);
  • Рассрочка большей суммы на длительный период времени (например, месяцы).

BNPL важен не только для торговой отрасли. Финтех-игроки стремятся внедрить эту модель кредитования и в другие сферы, например, здравоохранение, путешествия и аренду, т. е. те самые рыночные сегменты, расходы в которых были снижены потребителями на фоне пандемии. Безопасной организации и контролю BNPL-сервисов во многом может способствовать внедрение Open banking — в первую очередь за счет применения банковских практик, обеспечивающих безопасный обмен финансовой информацией между участниками рынка, включая сбор статистики, анализ кредитной истории клиента и оценку рисков.

BNPL обеспечивает высокую конверсию покупок, а также позволяет сократить шаги покупателей на пути к цели. Как уже отмечалось, концепция Open banking при этом помогает получить оператору BNPL-сервиса необходимую для принятия решения информацию о пользователе. Работает это так: платежная система подключается к банку через API и собирает статистику транзакций, а также подтверждает наличие активов и стабильность доходов. Таким образом, риски снижаются до минимума, а заем одобряют (либо отклоняют) быстро и точно, причем без необходимости подключаться к кредитным бюро.

Доступность сервиса

Основная идея BNPL состоит в возможности отсрочить платежи и распределить расходы, что делает даже крупные покупки доступнее и повышает средний чек бизнеса. Также привлекает клиентов отсутствие дополнительных выплат при использовании сервиса. Как правило, планы платежей BNPL беспроцентные: с клиентов не взимается дополнительная плата при использовании данной платежной опции, если выплаты были произведены в назначенный срок.

Для торгово-сервисных предприятий наличие опции BNPL значительно увеличивает шансы на продажу. По данным ECOMMPAY, почти три четверти покупателей скорее всего откажутся от оформления заказа, если предпочтительный способ оплаты будет недоступен.

В исследовании финансовой консалтинговой компании OpenMoney говорится, что почти 57% покупателей Великобритании в возрасте от 18 до 50 лет в 2021 году пользуются в магазинах сервисами BNPL. К концу 2020 года 49% покупателей пользовались этим онлайн- методом оплаты, который предоставляют Klarna, Clearpay и Afterpay и ряд других крупных финтех-игроков.

Развитие в мире

Благодаря простоте в использовании и высокому проценту одобрения BNPL-услуги стали почти обязательными для крупных онлайн-торговых площадок и финтех-игроков в Европе и США.

Шведская финтех-компания Klarna выпустила расширение для браузеров, которое позволяет пользователям совершать покупки с последующей оплатой в любом интернет-магазине, независимо от того, сотрудничают они с компанией или нет.

01.jpg
Фото: Klarna / Wikimedia

Корпорация Microsoft также планирует внедрить в браузер Edge опцию «Купи сейчас, оплати позже» в рамках партнерства с австралийской финтех-компанией Zip Co Ltd. Платежная опция будет отображаться в браузере в виде всплывающего окна, когда пользователь заходит на страницу онлайн-оформления заказа для любой покупки стоимостью от 35 до 1000 долл. США.

Растущий интерес потребителей к BNPL-сервисам не остался незамеченным и ведущими международными платежными системами. Так, Mastercard перешла в решительное контрнаступление на конкурирующих поставщиков сервисов рассрочки BNPL, запустив программу платежей по частям Mastercard Installments для онлайн- и офлайн-покупок в магазинах Великобритании, Австралии и США. Платформа позволяет банкам, кредитным организациям, финтех- структурам и операторам электронных кошельков предлагать услуги BNPL в торговых предприятиях, обеспечивая при этом гибкость настройки во всей сети приема.

В свою очередь, Visa также создала веб-сайт, предоставляющий ее партнерам по эмиссии кредитных карт API-интерфейсы для разработки и апробирования собственных программ платежей в рассрочку. Пользователи могут выбирать продолжительность погашения ссуд, участвующие ТСП и карты, а также размер процентов и комиссий.

Путь к благоденствию или дорога в долговую яму?

Как отмечается в исследовании британского финансового холдинга Barclays, многие опрошенные жители Соединенного Королевства, где в 2021 году уже более половины покупателей пользовались BNPL, не до конца представляют себе, как работают такие продукты. Более четверти респондентов заявили, что пользовались сервисом BNPL, из них 46% сказали, что воспользуются этим способом, чтобы распределить оплату своих рождественских покупок.

Вместе с тем знания покупателей о сервисах BNPL неоднородны: 40% не понимают принципов работы этого продукта. Еще 35% заявили, что с большей вероятностью будут пользоваться сервисами BNPL по мере роста цен и увеличения расходов в повседневной жизни. Более трети опрошенных признались, что используют BNPL для совершения покупок больше собственных возможностей. Еще четверть пытаются отслеживать свои расходы, воспользовавшись несколькими сервисами BNPL. Также 25% респондентов заявили, что использовали BNPL, потому что имели в прошлом просрочки.

В то же время Barclays как один из крупнейших эмитентов кредитных карт в стране предупреждает о возможном появлении на рынке пузыря задолженности, если не будут приняты меры по регулированию сервисов кредитования в местах продажи: магазины, маркетплейсы и т. п.

«Это исследование показывает, что необходимо приложить усилие для обучения потребителей использованию нерегулируемых продуктов покупай сейчас, плати позже , — сказал генеральный директор Barclays Partner Finance Энтони Стивен (Anthony Steven). — Слишком много людей берут эти кредиты, не осознавая, какое влияние они могут оказать на финансовое положение, и в связи с тем, что праздничные покупки в самом разгаре, важно, чтобы покупатели не рисковали подписывать договоры, которые они затем будут с трудом погашать в будущем».

02.jpg
Фото: LovePik

По его словам, чтобы защитить потребителей от увеличения своих долгов выше возможности комфортного погашения, а также для создания необходимых стандартов во всем секторе британский финансовый регулятор должен обязать поставщиков услуг BNPL оценивать кредитную нагрузку потребителей, как это делается в регулируемых финансовых продуктах, например, потребительском кредитовании.

Есть и откровенно негативные мнения — так, сооснователь и СЕО Nordigen Роланд Местерс (Rolands Mesters) считает, что BNPL, несмотря на набранную популярность в качестве новой формы онлайн-шопинга и розничной торговли, — достаточно опасное предложение. Одно из основных недовольств клиентов BNPL связано с отсутствием ясности в условиях и предложениях: это может привести к большим проблемам, учитывая, что не каждый пользователь финансово подкован. Например, BNPL-сервисы предлагают беспроцентные выплаты, но не все знают, что в случае задержки платежей их ждут дополнительные проценты или сборы.

Некоторые западные эксперты финтеха сегодня прямо заявляют, что BNPL — прямая дорога в долговую яму для миллионов покупателей. Сервис облегчает покупку дорогостоящих товаров, но при этом продавцы не информируют кредитные организации и бюро историй о том, сколько клиент мог занять у конкурентов. Так, суммы долговой нагрузки заемщиков могут легко выйти из-под контроля.

BNPL-сервисы в России

Весной 2021 года Тинькофф запустил первый в России BNPL-сервис — «Доля́ми». Это новый способ оплаты покупок в интернет-магазинах, который совмещает в себе преимущества интернет-эквайринга и программ рассрочки. Покупатели могут оплачивать товар по частям, без переплат, а продавцы сразу получают полную стоимость покупки на счет, без комиссий и длительных ожиданий.

03.jpg
Фото: Tinkoff Bank / Wikimedia

Делая покупки в интернет-магазинах партнеров Тинькофф, клиент может выбрать способ оплаты «Доля́ми». Для оформления покупки нужно указать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер телефона и адрес электронной почты — процесс занимает меньше минуты. После этого можно оплатить четверть покупки картой — следующие платежи будут списываться с нее автоматически. Если средств на карте недостаточно, то покупатель получит напоминание, что нужно пополнить счет. Отслеживать график платежей и статус оплаты можно с помощью специально созданного приложения «Доля́ми» для Android и iOs.

В конце 2021 года МегаФон первым из небанковских структур в России предложил клиентам розничных магазинов оплачивать товары частями без процентов и оформления кредитного договора. Финтех-сервис PayStep, на базе которого работает новая услуга МегаФона, дает возможность осуществлять продажи в формате BNPL («Buy now, pay later» / «Покупай сейчас, плати позже»). Это первое в РФ полнофункциональное решение для поддержки BNPL как в цифровых каналах, так и в салонах продаж.

Владимир Скурихин

В России BNPL сегодня находится только на старте развития и занимает, по предварительным оценкам, менее 1% рынка. При этом в первую очередь такой способ обретает все большую популярность среди «поколения Z» и «миллениалов». Но, несмотря на небольшую скорость распространения нового сервиса на российском рынке, отечественных регуляторов уже беспокоит сверхдоступность нового сервиса и потенциальные риски неоплаты, о которых сейчас так много говорят изучающие этот вопрос немного дольше западные эксперты.

Возьмут под контроль

Генеральный директор Объединенного кредитного бюро Артур Александрович в конце 2021 года заявил, что ОКБ намерено включать в кредитные истории заемщиков — физических лиц сведения о предоставленных им небанковских рассрочках. В настоящее время в бюро прорабатывают вопрос получения данных от провайдеров BNPL-сервисов и готовятся внедрять новые правила оценки долговой нагрузки потребителей. Новые данные смогут включаться в дополнение к кредитному отчету и использоваться банками и другими кредиторами для оценки платежеспособности потенциальных заемщиков и противодействия кредитному мошенничеству.

Европейская комиссия уже начала решать эту проблему, обновив действующее соглашение о потребительских кредитах: в него включили BNPL. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Дидье Рейндерс заявил: «Кризис COVID 19 по-разному повлиял на потребителей, и многие из них столкнулись с финансовыми трудностями. Цифровизация, ускоренная пандемией, приводит к всплеску онлайн-покупок и коренным образом меняет финансовый сектор. Мы должны защитить потребителей, особенно уязвимых».

В Великобритании в этом году тоже должны внести новые нормы в законодательство. Все эти изменения в регулировании повлияют на принцип работы BNPL и помогут добиться большей безопасности в области использования данных пользователей, что, безусловно, является важным фактором для развития рынка BNPL-услуг.

Сегодня для большинства игроков и экспертов представляется, что плюсы BNPL как финансовой технологии перевешивают ее минусы. По их мнению, последние возникают только в том случае, если клиент не умеет правильно обращаться со своими финансами. По прогнозу Bank of America, рынок таких BNPL-сервисов, как Afterpay, Affirm, Klarna, PayPal, и других «вырастет в 10–15 раз к 2025 году и в конечном итоге будет обрабатывать транзакции на сумму от 650 млрд до 1 трлн долларов».

Решение вопросов регулирования также поможет усилению дисциплины заемщиков и повышению репутации нового сервиса.

Журнал «ПЛАС» и портал PLUSworld.ru продолжают наблюдать за развитием этого направления, следите за нашими информационными ресурсами и программой ПЛАС-Форумов.

Рубрика:
{}Финтех