
Законодательные итоги 2022. Шаг вперед, два шага назад?

Подводя итоги уходящего 2022 года, хотелось бы отметить два знаковых события.
Первое — дальнейшие шаги регулятора в направлении реализации Стратегии развития национальной платежной системы на 2021–2023 гг. Стратегией, в частности, предусмотрено образование института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ) в целях развития конкурентной среды на платежном рынке Российской Федерации.
Для этого необходимо сформировать соответствующую правовую основу. Задача по разработке регулирования деятельности НППУ первоначально была включена в перечень ключевых показателей реализации Стратегии со сроком исполнения в 2022 году.

Ранее на страницах журнала мы уже анализировали опубликованные фрагменты проектируемых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность небанковских поставщиков платежных услуг, однако разработка регуляторной базы, относящейся к НППУ, до настоящего времени не завершена.
Как следствие — в ноябре Банк России уточнил предусмотренные Стратегией сроки достижения ключевых показателей. В тексте этих изменений обращает на себя внимание и запланированное увеличение сроков разработки нормативной базы в целях обеспечения деятельности НППУ со сдвигом целевых показателей на один год — до 2023 года.
В данном случае регулятора возможно понять — новое время предложило новые вызовы и иные задачи, которые необходимо оперативно решать. Тем более что появление на рынке платежей НППУ, очевидно, не станет для его участников самым ожидаемым событием.
И еще одно знаковое событие — законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу). В данном случае, скорее всего, ожидалась глобальная адаптация закона к текущим условиям внешнеэкономической деятельности, а состоится, похоже, только точечное регулирование майнинга. Шаг вперед, два шага назад? В наступающем 2023 году мы узнаем, насколько справедлива такая оценка.