21 декабря 2022, 15:11
Количество просмотров 4635

Смарт-контракты на службе у бизнеса. Автоматизация B2B-взаиморасчетов, ЦФА и цифровой рубль

Смарт-контракты обладают огромным потенциалом, в том числе в сфере финансовых операций, причем не только в публичных блокчейнах с криптовалютами, но и в традиционных банковских платежах с фиатными средствами. К такому выводу приходит в своем материале Герберт Шопник, директор по развитию бизнеса компании Web3 Tech.
Смарт-контракты на службе у бизнеса. Автоматизация B2B-взаиморасчетов, ЦФА и цифровой рубль

Как появились «умные контракты» и на что они способны?

Несмотря на то, что технологии распределенных реестров (блокчейн) уже прокладывают свой путь в сердца корпоративных систем в течение последних нескольких лет, потенциал применения смарт- контрактов в полной мере еще только предстоит раскрыть. В России и в мире уже есть успешные примеры их применения в бизнесе.

Если говорить простыми словами, смарт-контракт (smart contract) — это компьютерная программа, которая выполняется без вмешательства человека при наступлении заранее заданных условий и исполняет договорные обязательства сторон. Программный код смарт-контракта хранится и работает в сети блокчейн, что обеспечивает его безопасность, прозрачность и неизменность. Именно неизменность и смарт-контракты являются самыми важными преимуществами технологии блокчейн — на этом основаны успешные сценарии его применения.

Концепция смарт-контрактов впервые была озвучена в 1990-x годах Ником Сабо (Nick Szabo) — ученым, специализирующимся в сфере информатики, криптографии, а также в области права. Задача была в том, чтобы осуществить коммерческую операцию через компьютерную сеть без участия посредников. Практическая реализация идей Ника Сабо стала возможной благодаря появлению технологии блокчейн. Блокчейн позволил обеспечить смарт-контрактам полную автономность, возможность отказаться от внешнего арбитра, а также защиту от умышленных или случайных изменений данных. Широкое распространение «умные контракты» впервые получили с появлением блокчейн-сети Ethereum, в которой ее создатель Виталик Бутерин заложил главное условие — все действия в сети должны быть описаны как математические правила.

Почему смарт-контракты не начали применяться еще десятки лет назад, с появлением первых компьютеров и компьютерных сетей? Дело в том, что пользователи смарт-контрактов должны быть уверены в его беспристрастном исполнении вне зависимости от человеческого фактора и посредников, а также в том, что согласованные и записанные в программном коде условия не будут изменены ни при каких обстоятельствах без согласия всех сторон. А это стало возможно только с появлением и развитием технологии блокчейн.

Рис. 1. Общая схема работы смарт-контракта

ifgr-01-dk.jpg

В наше время смарт-контракт может выполнять любые действия в рамках интеграции с внешними бизнес-системами: банковскими, государственными, логистическими, регистрационными и др. Организации с высоким уровнем цифровой зрелости могут использовать смарт-контракты для автоматизации бизнес-процессов или даже их полной цифровизации.

Другими словами, если в рамках какого-либо процесса мы интегрируем блокчейн с доверенными поставщиками данных на входе и с системами, выполняющими действия на выходе, смарт- контракт по заранее заданным условиям будет отрабатывать запрограммированные обязательства сторон. Условия задаются в виде бизнес-логики, согласованной всеми участниками. Внешние поставщики достоверных данных в блокчейне называются «оракулами».

Например, смарт-контракт может исполнять финансовые операции — обязательства сторон — не только в публичных блокчейнах с криптовалютами, но в традиционных банковских платежах с фиатными средствами (рубли, доллары и др.). Это позволяет автоматизировать и ускорить платежи, снизить степень расхождения данных, предоставить прозрачный аудит. Рассмотрим эту сферу применения смарт-контрактов подробнее.

B2B-взаиморасчеты. Вызовы и новые возможности

Сегодня рынок B2B-торговли оценивается в миллиарды долларов. Если говорить про такое явление, как B2B-eCommerce, включая B2B-маркетплейсы, то их в России пока можно пересчитать по пальцам. Цифровизация этого направления имеет большие перспективы, потому что такие процессы, как коммуникация с контрагентами, обработка заказов, исполнение платежей, ведение учета, давно устарели. До сих пор заказы принимаются и обрабатываются по телефону и электронной почте, что приводит к потере времени, ошибкам и, соответственно, к снижению прибыли.

Приведу лишь несколько назревших вызовов в сфере B2B-взаимодействия.

  1. Риски неисполнения обязательств по договору. Несмотря на очень четкие условия и правила, указанные в договоре между сторонами, нередко происходит нарушение сроков или объемов платежей. Причины: решение финансового директора или собственника компании приоритизировать другие выплаты, либо временная финансовая несостоятельность плательщика.
  2. Банковские гарантии, страховые депозиты и авансовые платежи. В некоторых отраслях продажи товаров и услуг осуществляются через агентскую сеть, например — пассажирские перевозки и страхование. В этом случае продавец, работая с агентами, вынужден требовать от них предоставления банковских гарантий или страховых депозитов для снижения риска неплатежей со стороны агентов. Банковские гарантии стоят денег и выдаются не всем, а страховые депозиты отвлекают ликвидность из оборота агента.
  3. Низкая оперативность, не отвечающая запросам рынка. Мы быстро привыкли к денежным онлайн- переводам между физическими лицами, которые исполняются мгновенно благодаря системам быстрых (мгновенных) платежей. Скорость же проведения B2B-транзакций хоть и выросла в последние годы, все еще сильно отстает, операции не исполняются мгновенно там, где это могло бы повысить эффективность. Классическая формулировка про оплату в типичном договоре — «в течение 3 рабочих дней».
  4. Ошибки и затраты на претензионную работу (сверки, споры, суды). Каждая компания ведет учет и сохраняет данные о взаимодействии с контрагентами в собственных, часто изолированных, системах. Если стороны ведут финансово-хозяйственную деятельность, то каждый использует свою систему учета и доверяет только ей. Отсутствие единого источника достоверных и подтвержденных данных для взаимодействия между партнерами и подрядчиками ведет к их расхождению. Что, в свою очередь, приводит к издержкам на сверки и претензионную работу — вплоть до длительных судебных разбирательств.
  5. Расчет и выплата комиссий агентам и посредникам. Расчеты комиссионных вознаграждений и их выплаты чаще всего происходят постфактум и требуют дополнительных усилий со всеми вышеперечисленными недостатками.

Решение: блокчейн и смарт-контракты

Применение технологий распределенных реестров для бизнес-взаимодействия сторон дает ряд неоспоримых преимуществ. Приведу лишь основные:

  • автоматизация бизнес-процессов в условиях низкого доверия между участниками;
  • гарантированное исполнение финансовых обязательств в соответствии с условиями по договору (онлайн-оплата, предоплата, постоплата);
  • исключение возникновения кассовых разрывов и дебиторской задолженности;
  • снижение издержек на обслуживание платежей;
  • исключение ненужных посредников и негативного влияния человеческого фактора;
  • значительное снижение издержек на претензионную работу за счет исключения расхождения данных; отсутствие необходимости в сверках;
  • автоматический расчет и выплата комиссий агентам и партнерам;
  • отмена требований к агентам по предоставлению банковских гарантий.

Схема оплаты-поставки продуктов/услуг с использованием смарт-контракта упрощенно выглядит следующим образом (см. рис. 2).

Рис. 2. Схема оплаты-поставки продуктов/услуг с использованием смарт-контракта

ifgr-02-dk.jpg

В данном случае предполагается, что товар/услуга продается в режиме онлайн. Блокчейн-платформа интегрируется с автоматизированными банковскими системами. Смарт-контракт на основе заданной бизнес- логики выполняет все действия по проверке достаточных условий для проведения сделки. Если товар есть в наличии у поставщика, а у клиента достаточно средств на банковском счете, сделка происходит сразу: поставщик получает деньги на свой счет, а клиент получает товар. Если средств недостаточно, то сделка не совершается, тем самым исключается кассовый разрыв и накопление задолженности.

Условия и время оплаты за поставку товара можно настраивать в том числе с отсрочкой. Таким же образом происходит расчет и зачисление комиссионных вознаграждений, если того требует сценарий — например, с привлечением агентской сети.

Сценарии и примеры применения

Рассмотрим несколько сценариев, где уже сегодня описанный выше подход либо применяется, либо может применяться:

  • Агентские продажи билетов и страховых полисов
  • B2B-маркетплейсы
  • Логистика, цепочка поставок
  • Кэш-пулинг, внутригрупповые взаиморасчеты

Пример 1. Агентская продажа авиа- и железнодорожных билетов

Преимущества:

  • оплата за товар происходит практически в режиме онлайн (до 15 секунд);
  • исключается накопление задолженности и риски неплатежей за поставленные товары и услуги;
  • нет необходимости в сверках между продавцом и агентом;
  • у агента нет лимитов на продажу и затрат на банковскую гарантию.

Пример 2. B2B-маркетплейс стройматериалов

Преимущества:

  • полная автоматизация процесса ведения и оплаты сделок посредством смарт-контрактов;
  • гарантируется своевременность оплаты сделки при поступлении товара к покупателю;
  • исключение человеческого фактора повышает доверие между всеми участниками сделки, исключает сверки и споры;
  • смарт-контракт полностью контролирует взаиморасчеты между покупателем и продавцом в соответствии с назначением платежа и отдельно взятой сделки;
  • работа с минимальным счетом исключает риск недобросовестного поведения владельцев маркетплейса;
  • возможность для проведения прозрачного аудита.

Пример 3. Децентрализованная система кэш-пулинга

  • автоматизация движения денежных средств в рамках холдинга, снижение затрат на казначейскую службу;
  • вынесение бизнес-логики банковских услуг на сторону клиента, без долгой и дорогой доработки АБС банка + кастомизация «под себя»;
  • подключение к системе нескольких кредитных организаций позволяет автоматизировать процесс перемещения средств между ними;
  • сведения о настройках и их исполнении сохраняются в распределенном реестре, что облегчает аудит и исключает конфликты.

Цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровой рубль

Согласно 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах» выпуск, учет и обращение этого нового вида финансовых инструментов — цифровых прав — возможен только в информационной системе на основе распределенного реестра, то есть блокчейна. Эмиссия ЦФА осуществляется с помощью смарт- контракта, который контролирует соблюдение условий, заложенных в решении о выпуске ЦФА: суммы, срока, доходности, комиссий и др.

Исследование от «ВТБ Факторинг», опубликованное осенью 2022 г., показало, что среди 292 опрошенных компаний 37% готовы к выпуску ЦФА в обозримом будущем. По мнению авторов, суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпуска ЦФА, составляет 30-35 трлн руб. Что, согласитесь, представляет собой значительную величину.

Читайте также:

Еще одной инициативой ЦБ РФ, связанной с технологией блокчейн, является цифровой рубль, разработка которого активно ведется, а тестирование платформы цифрового рубля с реальными деньгами начнется в 2023 году.

В основе данной платформы также предполагается использование технологий распределенных реестров. Что, конечно, означает возможность применения смарт-контрактов для всех сценариев автоматизации, описанных выше. Если разработчики платформы цифрового рубля представят инструментарий для интеграции не только для кредитных организаций, но и для сторонних разработчиков, полагаю, что в ближайшие 3-5 лет мы увидим большое количество успешных примеров автоматизации B2B-взаиморасчетов на смарт-контрактах с использованием новой формы национальной валюты

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube