29.07.2024, 10:24
Количество просмотров 3635

Связанные одной микроцепью. Зачем банки и маркетплейсы массово создают собственные МФО?

Крупнейшие кредитные организации довольно давно демонстрируют интерес к сегменту микрофинансирования, однако в последние несколько лет количество дочерних или связанных с банками МФО стремительно растет. Пробуют свои силы в займах и, казалось бы, еще более далекие от отрасли компании, – например, маркетплейсы. Зачем компаниям-гигантам «микробизнес» и угрожает ли эта тенденция отдельно стоящим участникам рынка, порталу PLUSworld рассказывает коммерческий директор Summit Group Елена Малышева.
Связанные одной микроцепью. Зачем банки и маркетплейсы массово создают собственные МФО?

В целом так называемые «банковские» МФО – явление не новое. Вместе с тем складывалось ощущение, что на обсуждение этой темы наложено негласное табу: еще недавно в профессиональном финансовом сообществе говорить об этом было просто неприлично. По прошествии времени, с трансформацией имиджа сектора, ситуация изменилась. Это не значит, что все крупные компании перестали разом «стесняться» своих микробизнесов. Скорее речь идет о том, что наличием такого явления уже никого не удивишь, и это – очередная «новая нормальность».

На сегодняшний день по оценкам экспертов свои МФО имеют порядка 20 российских банков, среди которых ОТП-банк, Т-банк, Альфа-Банк, Совкомбанк, «Ак Барс», «Уралсиб» и другие. При этом основная часть связанных МФО работает в сегменте займов физлицам. Опыт работы с микрозаймами малому и среднему предпринимательству был у Сбербанка (МКК «Выдающиеся кредиты»), но компания просуществовала недолго по меркам отрасли. Однако именно эту нишу (во всяком случае, в части финансирования селлеров) с недавнего времени стали занимать и крупнейшие российские маркетплейсы – Ozon и Wildberries, как сотрудничая со сторонними кредиторами, так и создав собственные МФО (МКК «Озон кредит» и МКК «ВБ финанс», соответственно).

Если с маркетплейсами все достаточно очевидно (есть огромная ниша и спрос, есть технологии – так почему бы не сделать соответствующий продукт?), то причины банковского интереса могут быть многогранны. Происходят новые выходы на рынок как на фоне регуляторных ужесточений, так и за счет изменения менталитета заемщиков (все больше клиентов выбирают кредитора не по его «типу», а по характеристикам продукта, включая скорость одобрения). Сценариев для органического роста остается все меньше не только для МФО, но и для банков. Поэтому все кредиторы стараются смотреть шире: изучают вопрос развития за счет новых рынков и новых продуктов.

Сохранить клиентов внутри группы

«Активизация» банковских МФО пришлась на период с 2022 года, когда стало существенно ужесточаться регулирование в сфере потребкредитования. И здесь перенаправление части клиентского потока внутри одной группы представляется логичным, закономерным и, главное, абсолютно не противоречащим установленным правилам и логике рынка. Так, например, если допустимая доля заемщиков с показателем предельной долговой нагрузки (ПДН) от 50% до 80% на первый квартал 2024 года была одинакова и для МФО, и для банков, составляя 25%, то доля кредитов заемщикам с ПДН более 80% в банках должна была быть не больше 5%, хотя для МФО этот лимит был втрое выше – 15%. Значит, создавая аффилированную МФО, банк может подстроиться под изменяющуюся регуляторную среду, не теряя клиентов.

Слияние, которого не ждали

В какой-то момент крупнейшие «отдельные» МФО стали все активнее работать с банковскими заемщиками. Когда именно наступил тот самый момент, что структура клиентской базы микрофинансистов стала меняться, сегодня сказать сложно. Но одним из катализаторов и точек отсчета однозначно стала пандемия. Финтех победил – онлайн-кредиторы начали расти быстрее остальных. При этом крупные компании под действием конкуренции друг с другом, а также ужесточения регулирования заметно ужесточили требования к заемщикам. Фактически, расти вширь стало просто некуда. И они стали выходить на новые рынки и адаптировать под них свои продукты. Параллельно продолжилось развитие технологий (в первую очередь, чтобы выдавать в минимальное количество кликов, но безопасно для себя и заемщиков).

Маневр удался: интерес к топ-20 МФО со стороны потребителей финансовых услуг, ранее имевших опыт кредитования только в банках, стал расти. Еще пять-семь лет назад пересечение аудиторий (доля заемщиков, использующих одновременно или в близкий временной период и банковский кредит, и заём в МФО) не превышала 10–12%. Сейчас же, по разным оценкам, она составляет от 25% до почти 40%.

Поэтому не удивительно, что банки, которые тоже ограничены в росте тем же самым «потолком», в качестве одного из новых для себя сегментов выделили именно микрофинансирование: зайдя в него, можно не только попробовать «вернуть своих» клиентов, но и по-новому посмотреть на заемщиков самих МФО.

Слоны и гепарды

Несмотря на кратный рост в последние два года количества «внутригрупповых» МФО, текущее количество – не предел, и их число продолжит увеличиваться. Вместе с этим будет расти и влияние таких компаний на отрасль. Они могут достигать отметок не просто выше средних значений по отрасли, а стать по итогу года первыми по темпам роста, а по объему выдач войти в топ-10. Во-первых, расти «с нуля» всегда быстрее, а во-вторых, в свои компании банки могут очень быстро, фактически одномоментно перебросить клиентский поток. И здесь важно не допускать как регуляторного арбитража, так и мисселинга.

Но в целом, для крупных «отдельно стоящих» МФО существенной угрозы такие выходы на рынок не несут. Как минимум, отдельные компании отличает многолетняя экспертиза работы именно на этом рынке, а также отсутствие избыточной внутренней зарегулированности, что в условиях волатильности дает преимущество. Более того, возможно, в перспективе 2024–2025 гг. рынок сможет увидеть и обратное «групповое образование»: пока на рынке был только один случай, когда у крупной МФК появился «свой» банк, но возможности и потенциал для такого расширения бизнеса есть у десятка МФК.

Вторым конкурентным преимуществом лидеров микрофинансирования перед банками остается гибкость. Несмотря на то, что топ-20 участников отрасли уже давно перестали быть стартапами, их бизнес-процессы ближе к ИТ-компаниям, чем у банков. Иными словами, они более мобильны, гибки, адаптивны к регуляторным изменениям и перестройкам на марше.
Поэтому можно ожидать, что крупные МФО и банки будут сосуществовать и дальше в одной экосистеме, после завершения периода «основного передела» рынка.

А вот давление на средние и малые компании действительно может усилиться значительно. И дальнейшая консолидация рынка может происходить не только за счет укрупнения прежних лидеров сегмента, но и за счет новых интересных связанных с банками, маркетплейсами (а возможно и кем-то новым, совсем другим) игроков.

 

Рубрика:
{}Банки и МФО
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ