
Нацбанк Казахстана: «Наша задача — создание равноудаленной и общедоступной цифровой инфраструктуры финансового рынка»

На цифровом этапе
Сегодня мы активно вошли в эру цифровых платежей, и чтобы объективно оценить происходящие трансформации, их предпосылки и дальнейшее развитие, стоит сделать небольшой исторический экскурс. Если кратко охарактеризовать основные этапы эволюции развития платежных решений и инструментов оплаты, то условно здесь можно выделить три основных этапа.
На начальном этапе основным каналом обслуживания платежных потребностей выступали банковские отделения и офисы, а инструментами оплаты — наличные деньги и бумажные документы. Обратной стороной медали следует назвать необходимость стоять в очередях, ограничение доступности финансовых услуг временным интервалом рабочего дня (например, с 09:00 до 18:00) и т. п.
Позднее появился такой канал ДБО, как платежи через устройства банковского самообслуживания. Соответственно, ключевым конкурентным преимуществом для банков на тот период выступало наличие широкой сети отделений и банкоматов.
Второй этап, этап электронных платежей, ознаменовался прежде всего массовым распространением безналичных платежных технологий. Он характеризуется развитием сетей POS-терминалов и платежно- информационных киосков, систем интернет-банкинга, а его основными инструментами выступают банковские карты и электронные кошельки.
И, наконец, сегодня перешли на третий этап, этап цифровых платежей. Несмотря на внешнее сходство, он принципиально отличается от этапа электронных платежей.
Прежде всего серьезные изменения претерпели потребности и ожидания клиентов, у которых теперь совершенно другой взгляд на получение доступа к банковским и платежным услугам, скорости их предоставления и удобству использования. Как известно, современные потребители хотят получать услуги «здесь и сейчас», независимо от времени суток, дня недели и места своего нахождения. К этому мы пришли всего за каких-то несколько лет, и обратного пути нет и не предвидится.
Следует отметить — быстрые революционные изменения происходят не во всем сегменте финансовых услуг, а именно в сфере платежных сервисов. Трансформируется и диверсифицируется именно технологическая среда, обеспечивающая доступ к денежным средствам населения для инициирования платежей и переводов. Благодаря цифровым технологиям меняются ландшафт рынка, бизнес- модели, подходы к организации финансовых сервисов, продолжается активный рост безналичных платежей, конвергенция продуктов, а мобильные приложения становятся окном доступа к самому широкому спектру сервисов (от покупки товаров до получения государственных услуг). Традиционные платежные инструменты уходят в цифровое поле и в онлайн-среду.
Этап цифровых платежей характеризуется началом развития концепций Open API открытого банкинга, массовым распространением систем быстрых (мгновенных) платежей, а также систем цифрового банкинга на основе мобильных приложений и супераппов, использованием биометрической идентификации и OR-платежей.
Все эти тренды в той или иной мере нашли свое отражение на рынке Республики Казахстан, справедливо считающемся одним из наиболее инновационных в СНГ и регионе Центральной Азии. В последние годы платежная индустрия и банковский сектор Казахстана показывают высокую динамику роста. При этом ключевой тренд — развитие безналичных платежей и рост внедрения инновационных финансовых продуктов. В республике также сформировано эффективное юридическое цифровое поле, со своей стороны НБРК работает над тем, чтобы регулирование рынка было максимально сбалансированным.
Один из ключевых трендов — устойчивая высокая динамика роста безналичных операций в РК. Так, за последние пять лет объем безналичных транзакций вырос в 32 (!) раза. Ежедневно на одного жителя республики приходится более одной транзакции на среднюю сумму 15 тыс. тенге. Среди безналичных операций значимую долю составляют переводы денег (свыше 60%). Для сравнения — еще в 2017 году эти показатели были на порядок ниже.
Безналичные транзакции населения (по данным Национального Банка Республики Казахстан)

Основным каналом обслуживания населения выступают интернет- и мобильный банк — 63% транзакций в структуре всех операций населения проходят через данный канал.
Продолжается существенный рост сети POS-терминалов — за 5 лет их число увеличилось в 6 раз.
Операции в сети POS-терминалов (по данным Национального Банка Республики Казахстан)

Преодоление барьеров для развития и его результаты
Проводя диагностику рынка безналичных платежей пять лет назад, мы определили для себя несколько ключевых барьеров, препятствующих его развитию. Среди них:
- Высокая доля услуг по обналичиванию средств — 85% операций по картам сводились к простому снятию наличных денег. Для сравнения — сегодня наблюдается противоположная картина: 82% карточных операций приходятся на долю безналичных транзакций.
- Относительно высокие тарифы на проведение платежей и переводов денег. Банки взимали комиссию за многие виды операций — оплату коммунальных услуг, налогов, переводы через интернет- банкинг и т. п. Сегодня практически все регулярные, коммунальные и другие платежи осуществляются внутри банков бесплатно, это касается и переводов. Таким образом у потребителей снижаются транзакционные издержки.
- Для открытия банковских счетов было необходимо личное присутствие клиента, при этом имелись отдельные барьеры для упрощения процедур открытия счетов в процессе установления деловых отношений с клиентами. В настоящее время дистанционное открытие счетов в онлайн-режиме является стандартной операцией. При этом все процедуры максимально упрощены, никаких проблем с быстрым открытием счетов удаленно не наблюдается. На базе НБРК внедрена и успешно функционирует сервис удаленной идентификации клиентов на основе биометрической технологии.
- Медленное и хаотичное внедрение банками инноваций для качественного изменения ситуации на рынке и повышения доступности финансовых услуг. Сегодня ситуация в корне изменилась — участники рынка ведут проактивную политику, практически ежедневно банки внедряют новые продукты и сервисы и усовершенствуют прежние. Для многих игроков рынка, как банков, так и платежных структур, развитие инновационных технологий стало стратегическим приоритетом.
- Недостаточное развитие интеграции между государственными органами и финансовыми организациями. Теперь же банки активно помогают госорганам в продвижении госуслуг и внедрении интересных, востребованных и новых для клиентов сервисов с помощью мобильных приложений. В результате имеем синергию, при которой все стороны имеют мотивы к реализации новых совместных инициатив, включая цифровую ипотеку и т. п.
- Фрагментарность в развитии платежной инфраструктуры, связанная с отсутствием эффективно действующего механизма для обслуживания онлайн- платежей на межбанковском уровне. На сегодняшний день мы как регулятор еще полностью не устранили данную проблематику, тем не менее запуск в 2022 году новых компонентов Национальной платежной системы РК (Система мгновенных платежей, Межбанковская система платежных карточек), предстоящие проекты по развитию и поощрению применения общих стандартов для операционного взаимодействия между участниками финансового рынка, внедрение принципов Open API и Open Banking позволят добиться нивелирования данной проблематики.
Роль и задачи НБРК в цифровой трансформации
Итак, какова роль Национального Банка Республики Казахстан в перечисленных процессах? В первую очередь — это обеспечение сбалансированного регулирования платежного рынка. Нам очень важно развивать здоровую конкуренцию, обеспечивать создание и поддержку общедоступной цифровой финансовой инфраструктуры для всего рынка. Наша миссия — обеспечение защиты прав потребителей, безопасности их персональных данных, создание надежной, удобной и безопасной технологической и регуляторной среды. При этом задачи привлечения и обслуживание клиентов будут по-прежнему оставаться на стороне коммерческих участников финансового рынка.
Отдельного внимания заслуживают такие задачи, как придание дальнейших импульсов развитию рынка платежных услуг и снижению инфраструктурных барьеров, включая создание общедоступной и равноудаленной инфраструктуры республиканского масштаба. В рамках их решения НБРК будет концентрировать свои усилия на реализации следующих проектов национального масштаба, которые мы рассмотрим ниже.
Новые компоненты Национальной платежной системы
- Система мгновенных платежей (СМП) предназначена для быстрого проведения межбанковских онлайн-переводов и платежей в режиме 24×7, которая была запущена в июне 2022 года. Главная цель внедрения СМП — предоставление нашим гражданам простого и удобного канала проведения межбанковских переводов и платежей в круглосуточном режиме по упрощенным реквизитам. СМП позволяет значительно ускорить проведение межбанковских расчетов (до нескольких секунд), повысить доступность безналичных платежей для населения и бизнеса. Кроме того, банки смогут получить доступ к инновационным сервисам оплаты, в том числе с использованием QR-кода, тем самым расширив объем оказываемых для своих клиентов сервисов и услуг на ее базе. Во втором полугодии 2023 года будет запущен сервис межбанковских платежей по QR-коду.
На сегодняшний день заключены договоры на участие в СМП с 10 банками Казахстана, суммарный объем переводов в рамках системы превысил 3 млрд тенге (порядка 6,6 млн долл. США). - Межбанковская система платежных карточек (МСПК). Основной целью создания МСПК является локализация внутренних карточных транзакций и создание инфраструктуры для их обработки внутри страны. Система выполняет функции национального свитчинга и клиринга по межбанковским карточным транзакциям.
Система мгновенных платежей (по данным Национального Банка Республики Казахстан)

Платформа цифровой идентификации
Национальным Банком Республики Казахстан в 2020 году был запущен сервис биометрической идентификации клиентов для участников финансового рынка. К настоящему времени в рамках сервиса обработано 26 млн запросов по идентификации физических лиц. Планируется дальнейшая модернизация сервиса для повышения безопасности и доступности цифровой идентификации для участников финансового рынка с внедрением новых сервисов. Также рассматривается вопрос внедрения сервиса получения цифрового согласия от граждан для доступа к их персональным данным.
Платформа Open API
В настоящее время НБРК участвует в разработке Концепции развития Open API и Open Banking. Данная концепция позволит развивать в стране различные бизнес- модели на базе открытого и стандартизированного взаимодействия и интеграций.
Проект цифрового тенге
Отдельный проект, изучением и выработкой технологического решения которого интенсивно занимается НБРК. В настоящий момент находится на стадии исследования и тестирования отдельных кейсов, а также возможностей потенциально используемых технологий.
В этой связи участникам финансового рынка уже сейчас требуется обеспечить решение следующих задач:
- готовность собственных систем в соответствии со всеми стандартами и требованиями, включая мгновенность платежей, круглосуточную доступность и клиентоориентированный подход к каждому сервису;
- выстраивание собственных бизнес-моделей и процессов взаимодействия с клиентами с учетом реализуемых инфраструктурных проектов;
- активное участие в реализации проектов, включая совместное определение контура их развития и построение новых востребованных для потребителей сервисов на их базе.
При этом участникам финансового рынка нужно обратить пристальное внимание на следующие технологические решения, которые в ближайшем будущем изменят ландшафт рынка:
- Биометрия. Мы находимся на пороге важнейших технологических изменений, в скором времени можно ожидать интенсивного проникновения и применения биометрических параметров для авторизации и санкционирования платежей.
- Аналитика и использование данных для разработки новых услуг и повышения ценности предоставляемых услуг. Вопрос не в сборе данных, даже не в том, каким массивом данных ты владеешь как игрок, вопрос в том, как умело ты используешь эти данные, насколько эффективно они применяются в интересах продвижения новых услуг для клиента, включая элементы искусственного интеллекта.
- Сервис мгновенных переводов, его повсеместное внедрение, безусловно, создаст новую парадигму, поможет в создании новых инновационных сервисов на стороне участников рынка.
- Управление цифровыми согласиями на предоставление доступа к персональным данным. Один из серьезных пробелов в условиях активной цифровизации — отсутствие инструмента управления согласиями для клиента при организации доступа к персональным данным. По сути человек сам является собственником своих ПДн. Мы должны предоставить ему возможность управлять своими данными: кому хочет он предоставить доступ, в каком объеме и режиме.
- А самое главное — он должен иметь право отозвать свое согласие. Например, если клиент 10 лет назад открыл счет в банке и предоставил свои данные, после этого перешел на другой банк, но при этом старый банк не должен бесконечно владеть всеми его данными. Внедрение инструмента управления согласиями определит и четко обозначит новый контур взаимодействия между клиентами и поставщиками финуслуг.
- Внедрение концепции открытого банкинга трансформирует платежную среду, реализует новые бизнес-модели и способствует улучшению финансовой инклюзивности.
- Появление цифровой валюты и начало ее применения способствуют формированию новой экосистемы для участников финансового рынка и их клиентов, реализации совершенно новых сервисов на основе блокчейн-технологий и программируемости токенов цифрового тенге.
Вместо послесловия
В целом реализация равноудаленной и общедоступной цифровой инфраструктуры финансового рынка будет способствовать увеличению доступности финансовых услуг для населения и бизнеса в цифровом и безопасном формате. Мы считаем, что каждый участник рынка должен иметь возможность создания финансовых и платежных сервисов в цифровом формате. Такой подход стимулирует развитие конкуренции между участниками рынка и ведет к повышению качества и снижению издержек для всех участников делового оборота.